Системы образования в России

Система образования в РФ

Система образования в РФ

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;

  • общеобразовательные учреждения;

  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

  • негосударственные образовательные учреждения;

  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Структура образования:

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;

  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

  • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

  • Общее образование является обязательным.

  • Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

  • Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  • Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

  • Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

  • В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  • свобода и плюрализм в образовании;

  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Доклад на тему Система образования сообщение

Любая сфера в жизни человека является важной. Будь это культура, спорт, наука, медицинское обслуживание или нравственная сторона его жизнедеятельности. Но ни одна из них не может существовать без еще одной значимой сферы социальной жизни — образования. Этот процесс представлен целой системой, у которой есть своя структура.

С самого раннего детства ребенок имеет отношение к вопросу — что ждет его в будущем. Перед каждым из нас был не один путь. На раннем этапе мы зависим от взрослых, своих родителей, благодаря которым погружались в одно из звеньев системы образования — дошкольную.

Следующий этап, который является основой для будущего заработка, формирования правильного мировоззрения — это школьный период.
После этого пути некоторых юношей и девушек расходятся. В зависимости от степени подготовки их в предыдущем звене, ребята либо следуют в университет для дальнейшего освоения программ, либо в колледж. В подобных заведениях учебный процесс изменяется в объеме, усложняется, но становится более интересным и познавательным.

Таким образом, каждый из нас знаком не понаслышке со структурой системы образования, пройдя на протяжении своего жизненного пути детский сад, получив общее образование, окончив начальное, основное звено и средние классы. Однако вслед за профессиональным образованием у некоторых людей появляется возможность приблизиться к более глубоким, качественным знаниям, поступив, например, в аспирантуру.

На этом система образования не обрывается, так как человек имеет полное право и свободу продолжать усовершенствовать и развивать, пополнять любым другим способом имеющийся багаж знаний, занимаясь самообразованием.

Благодаря желанию и упорству можно превратить свою жизнь в постоянный процесс обучения. Под влиянием каждого элемента этой системы происходит серьезный процесс привыкания к тем, нормам, которые диктует общество и современная система образования.
В настоящее время существует немало реформ, которые время от времени внедряются — либо улучшая, либо искажая какую-либо из сторон системы. Но современный человек, обладая стрессоустойчивостью, гибкостью, способен принимать любые испытания, подстраиваясь к подобным изменениям.

Таким образом, можно говорить о том, что система образования — это прогресс. Ведь несмотря на то, что в цивилизованном настоящем мире существует немало незаменимых новейших технологий в любой отрасли жизни человека, с каждым годом обществу необходимо обновление знаний, усовершенствование умений и навыков. А это не может происходить независимо от нашей системы образования. Мы должны быть готовы к изменениям, но должны помнить, что основа системы обучения — знания, которые неизменны в любые времена. Залогом успешного карьерного роста, достойного заработка в будущем является следование каждому этапу системы образования в нашей стране, выполнения ее требований в любом учебном заведений, преодоление любых преград на пути к цели.

Вариант №2

Образование, которое человек получает в школе является основным. Образование является отражением времени, в котором живет общество. Образование необходимо постоянно реформировать и это не легко. Главное то, что сложно проводить реформы в системе образования, которая не обеспечена должными ресурсами для этого, это касается как инфраструктуры, так и преподавателей.

Если сравнивать систему образования СССР и нынешней России, то естественно при союзе образование было жестким, благодаря строго выполняемым учебным планам, которые были для всех школ одинаковые. Главным было, дать детям знания исключительно в определенных предметах и не более. В основном это были инженерные науки. Гуманитарным предметам уделялось немного времени. Учебный курс как правило был везде одинаковый и строго утверждался правительством. Учебники и другая литература были также одинаковые, бесплатные.

СССР уже не существует, а современная Россия перестраивается под новый лад жизни, соответственно происходят изменения и в системе образования. Образование стало более гуманным, индивидуальным, открытым для новых решений. Появилось множество разнообразных учебных заведений, начиная от специализированных школ и училищ и заканчивая институтами и университетами. Стали развиваться и негосударственные учреждения. Сегодня человек может проявить себя во всех известных сферах, благодаря разнообразию учебных заведений. Но, частные учебные заведения не мешают в общем системе образования быть федеральной и централизованной. Если сравнивать структуру российского образования, то ее можно сравнить с немецкой, только весьма в упрощенной форме.

Первые знания человек получает благодаря дошкольной системе образования. Знания даются детям в детских садиках. Дети начинают ходить в сад с 1-2 лет и до 6-ти. За это время воспитатели дают детям элементарные знания, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе. В школу ребенок поступает с полных 6-ти лет. Начальной школой читается первые 4 года учебы. Сегодня родители могут отдавать своих детей не только в обычные школы, но и гимназии, лицеи. В таких заведениях также, как и в школах дети учатся 11 лет.

После окончания начальной школы, ученик переходит в 5-й класс. Теперь необходимо проучиться 5 лет до 9-го класса. Это называется средняя школа. Когда ученик заканчивает 9-ть классов, то ему вручается аттестат, который говорит о том, что человек получил общее среднее образование. После окончания 9-ти классов, человек имеет право продолжить учебу в школе, либо поступить в техникум или колледж.

Для получения полного среднего образования, необходимо закончить 11-ть классов школы. С данным аттестатом у человека появляется возможность поступать в ВУЗ. В высшее учебное заведение можно поступить также после училища, колледжа или техникума.

В ВУЗе человек по его окончанию получает степень бакалавра, специалиста или магистра. Диплом является подтверждением того, что человек имеет высшее образование. Человек может так же остаться в ВУЗе и продолжить заниматься научной деятельностью. Это дает возможность в дальнейшем получить степень кандидат наук, а потом и доктор наук.

Образование является очень важной структурой, на ряду с медициной и другими отраслями. Систему образования необходимо постоянно реформировать и подстраивать под современный лад жизни. Необходимо обеспечить людей должными условиями для получения знаний. Нужно сделать многое в системе образования России, для того чтоб «умы» не покидали родную страну в поисках лучших мест.

Система образования доклад-сообщение

Образование — одна из основных форм современной культуры. Образование влияет на все сферы общества, и улучшает их деятельность. Без образование невозможна современная жизнь, функционирование современного общества. Образование сейчас получают люди всех возрастов и социальных классов. Раньше такое всеобъемлющее образование было невозможно. А сейчас всеобщее образование стало необходимостью, которая позволяет российскому обществу правильно и гармонично развиваться.
Но в сфере образования государство придерживается определённых нормативов. Это позволяет избежать хаотичности и нарушений прав граждан.

Основывается образование в Российской федерации на Положениях Конституции и Федеральных законах. В данных законах обозначены следующие нормы образования.

1. Для российского государства образование является одной из главных сфер жизни.
2.Образование в РФ проводится только с соблюдением законов РФ.
3. Бесплатным в РФ является дошкольного, начальное общее, основное общее, среднее общее и начальное профессиональное образование. Дальнейшее образование тоже можно получить бесплатно, но набор студентов в этом случае осуществляется выборочно. 4.Бесплатное среднее профессиональное и высшее образование государство может предоставить, если будущий студент обучается впервые.
5. Получать образование может любой гражданин Российской Федерации.
6. Ограничить доступ к профессиональному и высшему образованию могут только представители власти.
7. Все граждане могут получать школьное образование на родном для них языке.
8. Законодательство республик предусматривает все возможные аспекты изучения национальных языков.
9. Гражданам с инвалидностью образовательные учреждения обязаны помочь в адаптации и освоении программы.
10. Нормы образования создаётся и изменяются государством. Однако государство создаёт условия для дополнительного образование, в том числе самообразовательной деятельности.
11. Все российские образовательные учреждения выполняют законодательные стандарты РФ.
Изменять и модифицировать систему образования может только Правительство РФ.
12. Образовательные учреждения должны быть недоступны для посторонних организация.
13. В образовательных учреждениях не должна происходить религиозная или политическая пропаганда.
14. Образование в государственных и образовательных учреждениях должно носить нерелигиозный характер;
15. Образовательные учреждения должны придерживаться принципа свободы мнений и плюрализма.

Специальное образование

В государственных исправительных учреждениях тоже существует образование. Это не только общее образование для несовершеннолетних, но и различные формы дополнительного образования. Заключённые проходят курсы иностранных языков, изучает лепку и ковку изделий, учатся живописи. В больницах, в которых пациенты проводят большое количество времени, также есть образование. Взрослые и дети во многих больницах имеют право находясь в больнице, получить общее или среднее образование. Также для них проводятся образовательные курсы. Часто бывает также, что находящиеся в заключении или больнице люди уделяют много времени самообразованию. Намного больше, чем уделяли раньше.

Самообразование

Самообразование — это самостоятельное получение знаний и умений, направленное на совершенствование личности. Самообразование всегда повышает культурный уровень человека, развивает его интеллект, улучшает мышление и развивает внутренний мир. Величайшие умы средневековья, нового времени и древности добились таких ошеломляющих успехов за сёт самообразования. Занимаясь самообразованием, человек добирает нужные и полезные навыки, знания и умения, которые не смог получить в образовательных учреждениях. Благодаря самообразованию повышается также профессионализм граждан. Самообразовательная деятельность практически ничем не ограничена. Ресурсы сети Интернет, библиотеки, клубы, дома культуры предоставляют практически неограниченные ресурсы для самообразования граждан.

Образование лиц с инвалидностью

Большинство культурных учреждений (библиотеки, театры, музеи, школы, дома культуры) являются бесплатными для инвалидов. Такое решение государство приняло для улучшения качества жизни лиц с физическими или психическими недостатками, а также для улучшения уровня их адаптации к окружающему миру. Многие учреждения (например, библиотеки) даже стоимость платных услуг для лиц с недостатками делает в два раза меньше. Это привлекает эту категорию граждан в культурные учреждению, и способствует саморазвитию граждан с недостатками.

Обучение граждан с инвалидностью

При поступлении в высшее учебное заведение гражданам РФ предоставляются льготы. Во многих вузов были поставлены пандусы, названия кабинетов со шрифтом Брайля, электронная озвучка учебной программы для слабовидящих. Эти меры так же повышают образованность населения, и обеспечивают интеграцию лиц с недостатками в культурную среду.

Экологическое воспитание

На данный момент государство ввело во все учебные заведения основы экологического образования. Эта мера была предпринята из-за плохого состояния окружающей среды в России. При непрерывном экологическом образовании повышается осведомлённость населения в вопросах экологии, воспитанность. Формируется также бережное отношение к природе России и её экологическим ресурсам.

1.Образование в государственных и образовательных учреждениях должно носить нерелигиозный характер;

2.Образовательные учреждения должны придерживаться принципа свободы мнений и плюрализма.
Современное образование может позволить гражданину РФ обучаться в любой удобной для него форме, в любом учебном заведении, и по любой системе.

Разные системы образования

На данный момент существуют разные системы обучения. К примеру, школы Монтессори или школы для детей с повышенным коэффициентом IQ.

Такое образование позволяет детям не чувствовать себя ущемлёнными и развиваться со свойственной им скорость. Программа таких учреждений адаптирована под ускоренные темпы развития учащихся и особенности их мышления.

Современность

Этот принцип обеспечивает комплексность и полноту образования. Это значит, что жители регионов и городов имеют право обучаться по своей профессии, получать дополнительные профессиональные навыки на бесплатной основе.

Интегративность

Сейчас все типы образовательных учреждений контактируют между собой. Причём не только учреждения, находящиеся на одном уровне, но и на находящиеся на разных уровнях обучения (например, вуз с вузом, вуз со школой). Профессиональные средние учреждения всё чаще рассматривается как образовательная ступень, которую нужно пройти, чтобы поступить в высшее учебное заведение.

Современное образование приобщает человека к общечеловеческим ценностям, воспитывает в нём силу воли и самостоятельность, а также способность быстро адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру. В этом и состоит его особенность.

Система образования

Популярные темы сообщений

  • Манул

    Манул – представитель семейства кошачьих, являющийся самой маленькой дикой кошкой в природе, во многом уступая тигру или льву. Данный вид был открыт в 1776 году немецким ученым П.П. Палласом. Манул обитает в России, Средней и Центральной Азии,

  • Состоянии и использовании земель

    Подготавливая доклад о состояние и использование земель в современном мире, было изучено большое количество различных материалов по данной теме, подняты материалы, которые имеют особое значение и важность. Но, обо всем по порядку.

  • История денег в России

    С развитием торговых отношений возникла необходимость наличия предметов обмена за товар. Причем в разных странах эти средства обмена были различными. В девятом веке на Руси самой ценной для обмена считалась пушнина. Лоскуты ткани,

В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996 г., ст. 14):

«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений1″.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

Более подробно рассмотрим принципы,на которые принято ориентироваться при отборе содержания общего образования.

Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Предполагает включение в содержание образования не только традиционных знаний, умений и навыков, но и тех, которые отражают современный уровень развития науки, техники, социума.

Принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип предполагает обязательный учет особенностей организации педагогического процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия. Он находит отражение в содержании учебного плана, программах, учебниках.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Этот принцип предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность.

Принцип гуманизации содержания общего образования. Направлен на создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием гуманитарной культуры личности: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.

Принцип фундаментализации содержания образования. Предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков. Оно является и средством вооружения школьников методами самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.

Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.

¨ целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

¨ научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику;

¨ соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

¨ соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;

¨ учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

¨ соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

  1. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования. Содержание развивающего обучения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).

Понятие «стандарт» происходит от латинского слова «standard», означающего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образованииявляются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

Необходимость проведения стандартизации образования вызвана коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетворение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образования. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение  все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обучающимися в разных типах общеобразовательных учреждений (лицеях, колледжах, общеобразовательных школах, как государственных, муниципальных, так и негосударственных, частных). Государственный образовательный стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.

Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.

Идея стандартизации образования для России не нова. Она существовала еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось понятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ. Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией, ограничивали учителя в инициативе, а учащихся в возможности выбора содержания образования в соответствии со своими интересами и способностями. Но тем не менее единые учебные планы как бы выравнивали образование на всей территории Советского Союза. Фактически была проверена на практике идея введения образовательных стандартов.

Существующие в настоящее время государственные образовательные стандарты не подчиняют учебный процесс жесткому шаблону, а, напротив, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для создания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) вариативных программ, разнообразных технологий обучения.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В образовательном стандарте выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонентстандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Федеральный компонент обеспечивает базовый стандарт образования по разным предметам на всей территории страны.

Национально-региональный компонентстандарта определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.). За счет национально-регионального компонента учитываются потребности и интересы в области образования всех народов стран, национальное своеобразие культуры.

Школьный компонентсодержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения. За счет школьного компонента с учетом федерального и национально-регионального компонентов каждая школа сама определяет объем учебного времени, отводимого на изучение тех или иных учебных предметов, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебного заведения.

Федеральный компонент стандарта  неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты  вариативные части, которые систематически обновляются и пересматриваются.

В 2001 г. начат эксперимент по переходу на двенадцатилетнюю школу. В экспериментальные базисные учебные планы общеобразовательных учреждений с первого по двенадцатый классы введен ученический компонент. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.

Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план- нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

В практике современной общеобразовательной школы используется несколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные и региональные учебные планы и собственно учебный план школы.

Базисный учебный план -это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы -Министерством образования РФ.

Базисный учебный план определяет:

— общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов;

— учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

— недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбору учащихся и для факультативных занятий.

Базисный учебный план служит основой для разработки типовых федеральных и региональных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа таких планов: собственно учебный план и рабочий учебный план. На основе государственного базисного учебного плана на длительный период разрабатывается собственно учебный план. Он отражает особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов). С учетом текущих условий разрабатывается рабочий учебный план. Он ежегодно утверждается педагогическим советом школы.

В структуре учебного плана выделяют:

— инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

— вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

В качестве примера приведем базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.

Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программами. Термин «образовательная программа» является официальным, зафиксированным в Законе РФ «Об образовании».

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, им же определяются и нормативные сроки их освоения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Более подробно рассмотрим, что представляют собой общеобразовательные программы, реализуемые в школах. Чаще их называют учебными программами определенного предмета.

Учебная программа — это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или заседаниях районных методических объединений. После чего программы утверждаются для использования в учебном процессе. Авторские программы чаще всего разрабатываются для курсов по выбору, факультативов.

Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основных компонентов. Первый компонент  пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй компонент — собственно содержание образования: тематический план,перечень разделов и тем по курсу, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий компонент — некоторые методические указания о путях реализации программы.

Исторически сложились два структурных способа изложения учебного материала в программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Существует также смешанная структура изложения учебного материала.

Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы.

При концентрическом способе изложения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.

Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знаний по исходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет.

Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособияхразличных типов: хрестоматиях, справочниках, задачниках, книгах для дополнительного чтения, практикумах, сборниках текстов, словарях, картах, атласах, учебных пособиях для учащихся и учителей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр. Фиксируется также содержание образовательного материала на электронных накопителях (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Первостепенное значение в раскрытии содержания материала принадлежит учебнику. Учебник — это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Учебник выполняет две основные функции: является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательным стандартом содержание; выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Кроме учебного текста, в учебниках содержатся так называемые внетекстовые компоненты. К внетекстовым компонентам относятся аппарат организации усвоения материала; иллюстративный материал; аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения материала включает: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, упражнения.

К иллюстративному материалу относятся предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации.

Аппарат ориентировки включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют и расширяют его содержание.

К учебной литературе, особенно учебникам, предъявляются определенные требования. Учебник должен в единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета. Он должен содержать высоконаучный материал и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти. Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

Контрольные вопросы:

1. 1. Что понимается под содержанием образования?

2.Какие существуют теории формирования содержания образования?

3.Раскройте содержание принципов формирования содержания общего среднего образования

4.Какие выделяют особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования?

Образование в Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации, согласно статей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является общественно значимым благом, осуществляется в интересах человека, общества и государства; его основная цель – интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека.

Система образования РФ.

Система образования в России начала складываться еще в средневековой Руси. В Х веке стали массово появляться школы и училища в Новгороде и Киеве. Славно-греко-латинская академия, появившаяся в 1687 году, стала первым высшим учебным заведением. В 1804 году указом об образовании была структурирована система образования, после чего она стала похожа на современную, кроме того, было создано два типа бесплатных школ. В дальнейшем система образования продолжала развиваться и видоизменяться.

Система образования Российской Федерации состоит из следующих компонентов:

  1. Образовательные стандарты.
  2. Федеральные государственные требования.
  3. Образовательные программы.
  4. Организации, занимающиеся образованием (школы, вузы, техникумы).
  5. Работники образования (учителя, профессора).
  6. Обучающиеся (студенты, школьники) и их родители (как законные представители несовершеннолетних школьников и студентов).
  7. Организации, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности и оценкой качества (например, РайОНО).
  8. Общественные объединения, работающие в сфере образования (например, дворцы культуры).

Виды образования.

Система образования в России продолжает совершенствоваться и развиваться. За этим развитием государство следит на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Расходы федерального бюджета на образование также значительно выросли: от 18,5 миллиардов рублей в 1997 году до 500 миллиардов рублей в 2014 году.

В 2011 году, по уровню чтения и понимания текста учениками начальной школы, Россия заняла второе место среди стран мира. В большинстве остальных исследований образования Россия входит в десятку лучших стран. МГУ занимает 25е место в рейтинге лучших университетов мира. Напоследок можно еще отметить, что Россия занимает первое место по доле граждан, имеющих высшее или среднее специальное образование (53,5%), обойдя Канаду, Японию, Израиль и США.

Почему массовое высшее образование в РФ не дает знаний?

Россия одна из немногих стран, где высшее образование доступно большинству граждан. Вот только спрос на эти знания невелик. К такому выводу пришли авторы совместного исследования Boston Consulting Group (BCG), Сбербанка, Worldskills и Global Education Futures.

Свой самый качественный человеческий капитал РФ экспортирует, а тот, что остается, не востребован. Сырьевая экономика совершенно не ценит знания, отмечается в исследовании. Поэтому и материальных стимулов осваивать «сложные» профессии немного. Так, врач в России зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. Для сравнения: в США разница составляет 261%, в Германии — 172%, в развивающейся Бразилии — 174%.

При этом общедоступное высшее образование качество кадров в России не улучшает, считают аналитики. Новая экономика требует не только теоретических знаний и навыков программирования, но и творческого, аналитического мышления, умения работать в условиях неопределенности. Между тем, нынешняя система образования ориентирует молодых людей на техническую и рутинную работу — учит действовать согласно инструкциям.

В результате, спрос на этих выпускников невелик. Многие получают дипломы, а работают там, где дипломы не нужны. Для этого вовсе не нужно было долго учиться, указывается в исследовании. По оценкам аналитиков, 26% выпускников могли бы с тем же успехом учиться меньше пяти лет. Однако российская система образования ориентируется на контрольные цифры приема, а не на реальные потребности бизнеса, делают вывод авторы исследования.

Налицо и другая проблема. За 20 лет разнообразных реформ — с 1995 по 2015 годы — структура рынка труда в России изменилась незначительно. Основной работодатель по-прежнему госсектор, пусть в виде госкомпаний, а в малом и среднем бизнесе, а также новых крупных компаниях работает менее трети всех занятых.

По мнению аналитиков BCG, дело усугубляется тем, что безработица в России — одна из самых низких — почти не реагирует на изменения ВВП. Во всем мире если ВВП падает, то безработица растет, у нас же она может даже уменьшаться. В такой среде, даже если у человека есть необходимые новой экономике знания и навыки, применить их ему может оказаться негде. Это означает, что в будущем в России может оказаться невостребованным любой современный профессионал, подытоживают эксперты.

Что нужно, чтобы знания в РФ снова стали востребованными, выведет ли это экономику страны из тупика?

— Я работаю в системе высшего образования с 1974 года, — говорит председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — И на протяжении четырех десятилетий наблюдаю процесс ее деградации. Отчасти эта деградация связана с тем, что университеты получают не вполне адекватных абитуриентов. Но и сами вузы вносят в дело свою лепту, и немалую.

Так происходит, на мой взгляд, потому, что цель нынешней системы высшего образования заключается вовсе не в подготовке квалифицированных специалистов, а в формировании определенного типа сознания людей.

Наши вузы формируют человека, который должен быть максимально управляемым. Не только в смысле своей экономической деятельности, но и в самом широком смысле. С этой точки зрения, система высшего образования — это конвейер для выпуска, простите за резкость, дураков. Потому что самым ценным ресурсом в рыночной экономике, по моему убеждению, является именно дурак. Без дураков рыночная модель банально не будет работать.

Я не первый год наблюдаю картину: когда человек приходит на первый курс вуза, он вроде бы еще размышляет, задает какие-то вопросы. Но к окончанию университетского курса средний студент, как правило, дуреет. Он начинает мыслить стереотипно, и видеть мир словно через узкое окошко.

Поверьте, мне больно говорить на эту тему. Но я действительно считаю, что нынешняя система высшего образования не формирует, а уничтожает человека.

«Корр.»: — Эта система плохо готовит специалистов?

— В том-то и дело, что специалистов она готовит. Но ущерб от этой системы в несколько раз перевешивает позитивные результаты.

«Корр.»: — Это чисто российская проблема?

— Как ни странно, нет. Мы порой идеализируем системы высшего образования на Западе. На деле, проблемы там не менее острые. В той же Испании около 50% выпускников вузов вообще не могут найти работу по специальности. В России доля людей с высшим образованием, которые работают на недостаточно квалифицированных рабочих местах, примерно такая же, как в странах ОЭСР — 20%.

Словом, это проблема глобальная. И я считаю, ее корни — в растягивании процесса обучения. Когда-то на Западе — как и в СССР — была десятилетняя система среднего образования. Сейчас в американских школах учатся 12 лет. Когда-то у нас в стране была пятилетняя система подготовки кадров в высшей школе. Теперь это занимает 6 лет: четыре года бакалавриат, еще два магистратура.

Такая затянутость процесса обучения во времени только вносит в него хаос. А главное — из-за этого молодой человек гораздо позже попадает на рынок рабочей силы.

«Корр.»: — Если бы система образования в России была нормальной, это бы оказало стимулирующее влияние на экономику?

— Конечно, и не только на экономику. Система образования должна формировать личность человека. Имейте в виду, в советское время в вузах нас не только учили — нас воспитывали. И никто этого не стеснялся. Наоборот, в вузах подчеркивали, что ведут не просто процесс передачи каких-то знаний и навыков, но и процесс воспитания.

Без этого воспитания, я считаю, не может быть гражданского общества. Ведь человек первичен именно как гражданин, а не как узкий специалист.

Если в России не будет полноценного гражданского общества, не будет и нормальной экономики. Я считаю, уничтожение воспитательной составляющей — это главная проблема и нынешней системы образования, и страны в целом.

— Первична все-таки структура экономики страны, под которую и формируется рынок рабочей силы, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Можно сказать, здесь наблюдается полное соответствие. Если экономика развита, ей требуются инициативные, энергичные, творческие кадры. Если же она сырьевая, вполне достаточно, чтобы две трети населения занимались малопроизводительной работой. Отсюда огромная армия охранников в нашей стране, отсюда ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения вообще не имеет квалификации, и перебивается случайными заработками.

Чтобы эта ситуация коренным образом изменилась, нужно менять экономику. Тогда перестроится и система образования, и знания в ней пригодятся.

Источник Прежде чем задать вопрос прочитайте: FAQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *