Что такое репатрианты?

Содержание

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ — это…

Репатриация иностранной валюты — это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Итоги

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Репатриация валютной выручки: как избежать штрафа?

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

Рекомендуем ознакомиться – «Как избежать штрафа за валютные правонарушения?»

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств».

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов…».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Налог на репатриацию: особенности начисления и уплаты

Для кого эта статья: для предприятий, выплачивающих доходы нерезидентам.

Что такое налог на репатриацию

Термина «налог на репатриацию» в действующей редакции Налогового кодекса (далее – НК) нет. Такое название сохранилось из «докодексных» времен, когда в Законе о налоге на прибыль среди плательщиков этого налога значились нерезиденты, которые осуществляли «репатриацию» прибылей, полученных из источников на территории Украины.

Итак, налог на репатриацию – это налог с доходов, которые получает нерезидент в Украине (для удобства в данной статье мы будем пользоваться именно этим термином).

Напомним, к нерезидентам НК относит (пп. 14.1.122):

  • иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализированные) согласно законодательству Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
  • физические лица, не являющиеся резидентами Украины.

Заставить нерезидента своевременно и в полном объеме уплатить в бюджет Украины налог с полученных на ее территории доходов – дело сложное. Поэтому обязанность по начислению и уплате в бюджет налога на репатриацию возложена на лиц, выплачивающих доход нерезиденту. Поскольку лиц, зарегистрированных налогоплательщиками в Украине, легко проконтролировать, а при нарушении установленных требований – наказать. То есть лица, выплачивающие доходы нерезидентам, по сути, являются налоговыми агентами по налогообложению таких выплат. Рассмотрим подробнее порядок начисления и уплаты этого налога.

Какие доходы облагаются налогом

Полный перечень доходов нерезидентов, полученных в Украине, подлежащих обложению налогом на репатриацию, приведен в пп. 141.4.1 НК. В этот перечень, в частности, включены:

  • проценты, дисконтные доходы, уплачиваемые в пользу нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом;
  • дивиденды, уплачиваемые резидентом;
  • роялти;
  • фрахт и доходы от инжиниринга;
  • лизинговая/арендная плата, которая вносится резидентами в пользу нерезидента – лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды;
  • доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, принадлежащего нерезиденту;
  • прибыль от осуществления операций по продаже или другому отчуждению ценных бумаг, деривативов или других корпоративных прав;
  • доходы, полученные от осуществления совместной деятельности и от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины;
  • брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов;
  • взносы и премии на страхование или перестрахование рисков в Украине (в т. ч. страхование рисков жизни) или страхование резидентов от рисков за пределами Украины;
  • доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований в пользу нерезидентов;
  • прочие доходы от осуществления нерезидентом хозяйственной деятельности на территории Украины.

Итак, налогообложению подлежат только доходы с источником происхождения из Украины, а не любые доходы, полученные нерезидентом от резидента. Например, дивиденды, перечисленные иностранному учредителю, будут облагаться налогом на репатриацию, а агентские услуги, оказанные нерезидентом резиденту, но на территории другого государства, уже не будут подлежать налогообложению.

Кроме того, налог на репатриацию не удерживается из доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных, выполненных, оказанных резиденту таким нерезидентом (постоянным представительством), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению. Это установлено пп. «й» пп. 141.4.1 НК. Обращаем внимание: согласно данной норме стоимость работ и услуг, выполненных (оказанных) нерезидентом, не облагается налогом. В то же время в вышеприведенном перечне доходов, подлежащих налогообложению, есть, в частности, доходы от фрахта и инжиниринга.

Напомним, инжиниринг – это оказание услуг (выполнение работ) по составлению технических заданий, проектных предложений, проведению научных исследований и технико-экономических обследований, выполнению инженерно-разведочных работ по строительству объектов, разработке технической документации, проектированию и конструкторской обработке объектов техники и технологии, консультированию и осуществлению авторского надзора во время монтажных и пусконаладочных работ, а также предоставлению консультаций, связанных с такими услугами (работами) (пп. 14.1.85 НК).

В свою очередь, под понятие «фрахт» подпадают почти все виды транспортных услуг. Ведь согласно пп. 14.1.260 НК фрахт – это вознаграждение (компенсация), уплачиваемое по договорам перевозки, найма либо поднайма судна или транспортного средства (их частей) для перевозки:

  • грузов и пассажиров морскими или воздушными судами;
  • грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.

Таким образом, если сельхозпредприятие получает инжиниринговые или транспортные услуги от нерезидента, то ему следует удержать и уплатить налог на репатриацию.

Ставка налога и порядок уплаты

Как установлено пп. 141.4.2 НК, налог на репатриацию уплачивается в бюджет во время выплаты соответствующего дохода, если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты (об этом пойдет речь в следующем разделе). Основная ставка налога – 15 %, кроме доходов, указанных в пп. 141.4.3–141.4.6 НК, для которых определены отдельные ставки.

Так, согласно пп. 141.4.4 НК сумма фрахта (транспортных услуг), уплачиваемая резидентом нерезиденту, облагается налогом по ставке 6 % у источника выплаты таких доходов и за их счет. При этом базой налогообложения является базовая ставка такого фрахта.

Базовая ставка фрахта – это сумма фрахта, включая расходы на погрузку, разгрузку, перегрузку и складирование (хранение) товаров, увеличенная на сумму расходов за рейс судна или другого транспортного средства, уплачиваемых (возмещаемых) фрахтователем по заключенному договору фрахтования (пп. 14.1.12 НК).

Резиденты, осуществляющие выплаты нерезидентам за производство и/или распространение рекламы, во время такой выплаты уплачивают налог по ставке 20 % суммы таких выплат за собственный счет (пп. 141.4.6 НК).

Таким образом, налог на репатриацию во всех случаях (кроме оплаты рекламы) удерживается из суммы выплаты нерезиденту и только при получении услуг по рекламе уплачивается за счет собственных средств предприятия (резидента).

Применение международных договоров

Следует отметить, что все вышеприведенные нормы действуют, только если между Украиной и государством нерезидента не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения. На сегодняшний день международные договоры об устранении двойного налогообложения действуют в отношениях с десятками государств, среди которых – Великобритания, США, Канада, Италия, Португалия, Чехия и другие (перечень всех этих стран содержится, в частности, в письме Миндоходов от 23.01.14 г. № 1535/7/99-99-12-01-03-17).

Так, международным договором может быть предусмотрена меньшая ставка налога на репатриацию, чем установлена украинским законодательством, либо налогообложение доходов нерезидента только в своем государстве. Международные соглашения могут содержать и дополнительные условия или оговорки по уменьшению налога. Например, согласно нормам Конвенции между правительствами Украины и Кипра об устранении двойного налогообложения, дивиденды, выплаченные в пользу фактического владельца – резидента другого государства, облагаются налогом по ставке не выше 5 % при условии, что он владеет более 20 % капитала компании или инвестировал в нее не менее 1 млн евро. В остальных случаях ставка налога не может превышать 15 %.

Однако не все так просто. Чтобы воспользоваться преимуществами международного договора, нужно подать в налоговые органы справку (или ее нотариально заверенную копию), выданную компетентными органами иностранного государства, подтверждающую, что нерезидент является резидентом страны, с которой Украина заключила международный договор. Такая справка должна быть переведена на украинский язык и легализирована в установленном порядке (п. 103.4, 103.5 НК).

Для стран – участниц Гаагской конвенции 1961 года, которая отменяет требование легализации иностранных официальных документов, достаточно проставления на документе апостиля.

А вот если с иностранным государством подписан международный договор о правовой помощи, то официальный документ, выданный компетентным органом этого государства, может приниматься без дополнительного заверения. К таким странам, в частности, относятся Болгария, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия и другие (дополнительно см. письмо Минюста от 11.05.10 г. № 26-26/291).

Кроме того, указанную справку следует ежегодно обновлять. Однако лицу, которое выплачивает доходы нерезиденту в отчетном (налоговом) году, разрешается применить правила международного договора Украины по освобождению (уменьшению) от налогообложения на основании справки за предыдущий год, но при условии, что новая справка (на текущий год) будет получена по окончании отчетного (налогового) года (п. 103.8 НК).

При получении таких справок отечественные налогоплательщики могут столкнуться с определенными трудностями, поскольку в некоторых странах эти справки просто не выдаются. Иногда иностранные партнеры не хотят усложнять себе жизнь получением подобного документа. Тогда доход, который будет выплачиваться таким нерезидентам, придется облагать налогом в полном объеме по вышеприведенным ставкам.

Следует также обратить внимание, что согласно п. 103.2 НК применить освобождение от налогообложения или уменьшенную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором, можно только при условии, что нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода.

Отчетность

В случае осуществления в отчетном периоде (квартале) выплат доходов нерезидентам (с источником их происхождения из Украины) следует подавать контролирующему органу по своему местонахождению (месту жительства) отчет о налоге на репатриацию (п. 103.9 НК).

Впрочем, отдельной формы по этому налогу не существует. В то же время в строках 17–19 налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом Миндоходов от 30.12.13 г. № 872, приводится сумма налогов, удерживаемых при выплате доходов (прибылей) нерезидентам за отчетный период. Расчет такой суммы осуществляется в приложении ПН к декларации.

Плательщики единого налога не освобождаются от уплаты налога на репатриацию, поскольку этот налог отсутствует в перечне налогов и сборов, которые они не платят (п. 297.1 НК). Ввиду того что многие сельхозпредприятия не являются плательщиками налога на прибыль, а уплачивают единый налог четвертой группы, у них логично возникает вопрос: какой отчет им подавать при выплате доходов нерезидентам?

Согласно разъяснениям налоговиков, размещенным в системе ОИР, единщики, выплачивающие доходы нерезидентам, также должны подавать декларацию по налогу на прибыль, заполнив титульную часть, строки 17–19 и приложение ПН к ней.

Такая декларация составляется поквартально, но только за те кварталы, в которых осуществлялись выплаты нерезидентам. Срок представления декларации – такой же, как для представления квартальной отчетности, – в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (пп. 49.18.2 НК). Дополнительно о порядке составления отчетности читайте на с. 28 этого номера.

Пример

Сельхозпредприятие должно выплатить роялти в размере 1 000 евро нерезиденту Литвы (юридическому лицу), который является их фактическим собственником. Нерезидент подал справку о своей резиденции.

В соответствии со ст. 12 Конвенции между правительствами Украины и Литвы об избежании двойного налогообложения роялти могут также облагаться налогом в Украине, но если получатель является фактическим собственником роялти, то налог не может превышать 10 % общей суммы роялти.

В бухгалтерском учете предприятия операции по выплате такого дохода и удержанию из него налога отражаются так:

(евро/грн.)

Репатриация — это понятие все чаще и чаще встречается в мире бизнеса и политики. Слово в переводе с латыни означает возвращение кого-то или чего-то в родные места из другой страны. В международном праве понятие репатриация было определено на Женевской конвенции в 1949 году.

Подразумевается, что каждый человек с рождения имеет неприкосновенное право на возвращение в места, где он родился. Давно это понятие ассоциировалось с Израилем и Германием, когда возвращали соотечественников в родные места.

Термин применим не только к людям (эмигрантам, беженцам, военнопленным), но и к денежным средствам, которые были заработаны за рубежом или к сфере искусства, когда культурные ценности возвращаются из дальних стран на свою историческую родину.

Кто такой репатриант

Термин репатриант применяется к лицам, которые вынуждены были покинуть свою страну. К ним относятся беженцы, военнопленные, эмигранты. Причем возвращаясь на Родину, эти люди получают обратно все свои гражданские права.

Каждая страна имеет свои особенности при применении репатриации. Например, Израиль дал название программе по возвращению Алия, Казахстан назвал программу Нурлы Кош, а Армения — Еркир.

Польша использует название — Репатриация репрессированных поляков. Под действие этой программы попадают люди, репрессированные при СССР и сосланные в Азию или за Урал.

Репатриация граждан в России

В Российской Федерации закон о репатриации был принят в 2006 году. Но, до сих пор не начал полноценно функционировать. После 2006 года он был переработан, а с 2012 года получил статус бессрочного, наряду с программой репатриации.

Она подразумевает свод правил и положений, определяющих, что принимать участие в программе могут:

  • лица с бывшим гражданством СССР;
  • лица, проживающие в бывших союзных республиках;
  • граждане России, проживающие в других странах;
  • выходцы из СССР и их потомки.

В соответствии с Законом, репатриант может вернуть свои гражданские права намного быстрее иностранца, так как фактически он от них не отказывался. То есть не нужно получать гражданство заново, нужно его восстановить.

В связи с этим были упрощены некоторые бюрократические процедуры. К тому же к репатриантам применяется ряд льгот. Они быстрее решают вопрос с проживанием и недвижимостью, с трудоустройством и т.д.

Почему такие преимущества дает государство репатриантам? Потому что оно заинтересовано в возвращении людей, особенно если это специалисты высокого профиля, ценные трудовые кадры, способные и готовые сделать вклад в экономику страны.

Идеальный репатриант — это сильный и энергичный человек, не достигший пенсионного возраста.

Привилегии

В обновленном варианте Закона прописаны положения, дающие репатрианту неплохой шанс начать новую успешную жизнь. Так, например, государство оказывает финансовую помощь в виде разовых выплат и компенсации расходов за переезд на Родину.

Российская программа позволяет возвращающимся ввозить в страну багаж без оплаты пошлины. Также переселенцам компенсируется часть аренды жилой площади в течение 6 месяцев.

Некоторые моменты

В связи с тем, что многие репатрианты при возвращении желают поселиться в Санкт-Петербурге или в Москве, власти страны приняли законодательные нормы, которые делят регионы на разные категории.

  • Категория «А» — приоритетная, включающая в себя приграничные земли. При репатриировании в этот регион государство выплачивает большие «подъемные».
  • Категория «Б» — подразумевает привлечение квалифицированного репатрианта для освоения и реализации крупномасштабного проекта. Обычно такие регионы испытывают дефицит рабочей силы.
  • Категория «В» — для стабильных экономических регионов. Здесь нужны люди для повышения численности населения. Государство оказывает существенную помощь таким репатриантам.

Следует учесть, что переселенец должен владеть русским языком и профессиональными навыками. Причем опыт работы — это скорее преимущество, а не обязательное условие при наличии образования.

Репатриация денежных средств

Это понятие означает возвращение в родную страну денежных средств, доходов от инвестиций за границей. Возвращается капитал для его инвестирования в экономику родного государства.

Таким способом правительство и ЦБ пытаются контролировать инфляцию и курс национальной валюты. Экономическая стабилизация, а также благоприятный инфляционный фон — вот главная цель репатриации капитала.

В трансграничном движении денежных средств, как правило, участвуют не только страны, куда этот капитал ввозится, но и те государства откуда этот капитал вывозится. Так, например денежный поток может облагаться рядом налогов.

В целях стимулирования возвращения денег на родину, страны готовы применять репрессивные законодательные меры и так называемую «белую» амнистию» капиталов. Этот вопрос очень актуален для России, где регулярно вывозится капитал от 2 до 2,5 млр долл ежемесячно.

То есть страна готова объявить амнистию лицу, которое вывезло незаконно капитал за границу. Также при наличии политических рисков, государство дает дополнительные гарантии и страховую защиту при перемещении средств.

Существуют страны-экспортеры капитала и страны-импортеры. Последние действуют в зависимости от экономической ситуации в стране. При стабилизации ограничения в вопросе ввоза и вывоза капитала ослабевают, но когда наступает кризис — финансовый оборот строго лимитируется.

Денежные расчеты при репатриации

В репатриации капиталов участвуют резиденты РФ, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. Они обязаны контролировать поступление от иностранных субъектов денежные средства за товары или услуги на счета уполномоченных банков.

Это касается и предоплаты за непоставленные товары или услуги. Не требуют репатриации случаи, в которых денежные отношения базируются на исполнении долговых или кредитных обязательствах.

Обязанность резидента признается исполненной сразу, как только денежные средства поступают на его счет в уполномоченном банке.

Налог на репатриацию дохода

На данный момент нет единых международных правил для регулирования возврата налога. Законодательство некоторых государств взимает налог на доходы нерезидентов при фактическом выводе средств за границу.

Уплатить его обязан тот, кто перечисляет нерезиденту дивиденды, проценты, роялти. Это применимо обычно к пассивному доходу.

Существует компенсация в виде налоговых вычетов при условии уплаты гражданином за границей налогов в казну иностранного государства.

Каждая страна имеет сложную систему сбора процентов в свою казну. На это влияет множество факторов. Например, Украина будет обращать внимание на юрисдикцию того государства, откуда появился инвестор. Некоторые страны ЕС применяют ставку налога в 10%. А Кипр установил налоговую ставку в размере 0%.

Финансовая амнистия

Существует три источника, подлежащих амнистии:

  1. Неучтенные доходы в крупном размере, находящиеся в национальной экономике.
  2. Получение задолженности от лиц-должников по уплате налогов.
  3. Вывезенный из страны капитал. На сегодняшний день он оценивается в десятки миллиардов долларов в год.

Для России репатриация средств является актуальной темой. Запад активно борется с нелегальным отмыванием денежных средств и в том числе под пристальное внимание попадают крупные российские капиталы.

Даже при условии полной законности, может быть произведен арест или заморозка счетов до выяснения путей получения дохода. Такие жесткие меры стали предпосылками к возвращению вывезенного капитала на родину — в Россию.

Конечно, если он не был получен преступным экономическим путем. В этом случае владельца ждут правовые наказания или условия применения финансовой амнистии. Речь в этом случае не идет о криминальном капитале, полученном преступным путем.

Под амнистию попадают преступления в экономической сфере средней тяжести и нарушающие интересы коммерческих организаций.

Валютная политика России

Одна из составляющих Российской валютной политики — обязанность репатриации выручки от внешней торговли. Это призвано повысить золотовалютный резерв страны и поддержать состояние платежного баланса государства. Следует отметить, что такой вид ограничения используется в 101 стране.

Определяет валютные отношения Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который планируется детализировать для обеспечения более жесткого контроля за участниками процесса репатриации.

Репатриация капиталов в России

В 2005 году впервые в России прошла амнистия капиталов. На тот момент В.В. Путин говорил о размере вывезенных денежных средств в 300 млрд долларов. Удалось вернуть всего 3,7 млрд рублей.

Условием амнистии была уплата 13% -ого налога с возвращенной суммы.

Однако, несмотря на российское гражданство и происхождение, многие предприниматели предпочитали оставаться иностранными, причем нужно отметить, что Запад не имел желания расставаться с этим капиталом, так как репатриация создавала для их банков угрозу банкротства.

На фоне всего этого была создана Финансовая полиция для борьбы с коррупцией и нелегальным уходом российского капитала за границу.

Ведомство выполняло три функции:

  • финансовую разведку
  • оперативноразыскную деятельность
  • финансовый контроль

Подобные ведомства существуют во многих странах — Италии, Австрии, Белоруссии, Британии, Сингапуре, Казахстане.

Репатриация валюты в других странах

В 2001 году Италия успешно провела амнистию, вернув на родину примерно 61 млрд долларов. Условия возврата были на выбор — в виде единовременной выплате 2,5% от возвращаемой суммы или покупки акций родных компаний на 12% от этой же суммы.

После такой операции налоговое законодательство резко ужесточило меры. После чего капитал начал уходить в офшоры, чтобы избежать налоговых выплат. Тогда в 2009 году последовала очередная амнистия и тарифный барьер возврата составил всего 6 % денежных средств.

В итоге общая сумма возвращенных капиталов страну составила 95 млрд долларов. Это был несомненный выдающийся успех.

Ирландия в 1998 году смогла вернуть 1,5 млрд долларов. Великобритания в 2007 году всего лишь 400 млн фунтов стерлингов. США за два периода — 2009 и 2011 года возвратила в казну 4,4 млрд долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *