Окончила или закончила?

Окончить или закончить — как правильно?

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Ошибке закончить учебное заведение сегодня можно только удивиться. Кажется, что посланные к нам из будущего граммар-терминаторы успешно выполнили свою программу и уничтожили эту ошибку в числе прочих недопустимых — ради мирного будущего чистого языка. Можно сказать, что в рейтинге самых «надоедливых» правил норма окончить учебное заведение, но закончить/окончить дело занимает ведущую позицию — вместе с кофе он, звонит и торты.

Да, у глагола закончить нет значения ‘завершить обучение, пройти курс’. Или пока нет, но все же таково современное состояние литературной нормы.

Когда мы говорим о деле — окончить и закончить оказываются взаимозаменяемыми синонимами, выражая значение ‘довести до конца’, но это значение работает только для дела: мы можем окончить дело, работу или закончить дело, работу — разницы нет. А вот ‘довести до конца’ вуз, ‘завершить’ школу — это неестественные для нашего языка значения, рождающиеся в сочетании закончить вуз, школу.

Кстати, нечастотная, устаревающая норма кончить еще встречается в речи старшего поколения по отношению к учебному заведению. Ошибкой такое словоупотребление не считается. Однако норма уходит в прошлое: мы, во-первых, чувствуем это (произнесите «кончить вуз» — молодому поколению такое сочетание уже кажется странным). А во-вторых, мы наблюдаем подавление старой нормы глаголом окончить — попросту очень редко встречаем ее.

Есть интересная теория, согласно которой вариант закончить учебное заведение (где у слова закончить появляется новое значение ‘завершить обучение, пройти курс’) с огромным трудом отстаивает свое право на жизнь в том числе потому, что норме окончить учебное заведение, курс обеспечила стабильность строчка из популярной когда-то песни «курс окончен — по глухим селеньям разлетимся в дальние края…» (к/ф «Весна на Заречной улице»). Так произошла фразеологизация, «заморозившая норму», ведь песню любили и часто пели (то есть регулярно воспроизводили) носители языка того времени, а значит, она заблокировала возможное изменение. Кстати, обратите внимание, что курс окончен — куда более фонетически удобное сочетание для песни, чем курс закончен (две согласные на стыке), так что оно не изменилось бы даже при появлении у слова закончить нового значения. Да и с чего вдруг менять строчку из песни в угоду лингвистическим тенденциям, даже если норма активно менялась бы тогда или сейчас? Мы же не меняем устойчивые сочетания: «выйти замуж» на «выйти за мужа», или «ничтоже сумняшеся» на «ничуть не сомневаясь». Вот и получается, что песня хоть и не словарь, а слов из нее не выкинешь, поэтому на стабильность нормы она повлиять может, причем существенно.

Итак, норма окончить учебное заведение жива и активна.
И если вы просто никак не можете ее запомнить, но хотели бы, или же думаете, как помочь запомнить правило другим, воспользуйтесь следующим мнемоническим приемом: мы поздравляем человека с окончанием школы, вуза, но не с закончанием — и слава богу.

Закончить, окончить и кончить.

В чём разница и как правильно?

Как правильно сказать: он закончил школу или он окончил школу?

Однокоренные глаголы окончить и закончить имеют в современном литературном языке ряд общих значений и могут употребляться как полные синонимы — одно вместо другого. Какие же это значения?

Мы говорим, например: окончить ремонт квартиры и закончить ремонт квартиры, окончить дело и закончить дело — то есть «завершить, довести что-нибудь до конца, кончить». Таково первое общее значение этих глаголов.

Точно так же мы можем сказать: окончить разговор (беседу) и закончить разговор (беседу); окончить работу в 6 часов вечера и закончить работу в 6 часов вечера и т. п. Здесь мы видим другой оттенок значения, а именно: «прекратить что-нибудь; положить предел чему-нибудь, кончить что-либо».

Надо сказать, что этими случаями и исчерпываются общие значения приставочных глаголов одного корня закончить и окончить, а также и бесприставочного — кончить.

Однако есть еще третье значение, общее для глагола окончить и бесприставочного кончить. Это — «завершить обучение где-нибудь, пройти какой-нибудь курс наук» и т. п. Мы говорим, например: кончить университет и окончить университет-, кончить восемь классов и окончить восемь классов; кончить ПТУ и окончить ПТУ и т. д.

А вот у глагола закончить такого значения нет. И поэтому нельзя сказать, например: он закончил школу или он закончил десятый класс. Такого рода сочетания в современном литературном языке расцениваются как неправильные, ненормативные. Почему же у глагола закончить нет литературного значения «завершить обучение, кончить курс наук, знаний»? Объясняется это, прежде всего, традициями употребления, а также смысловыми и структурными особенностями глаголов закончить и окончить.

Дело в том, что приставка о- придает глаголам более отвлеченный или переносный смысл — в отличие от таких Ц- приставок конкретного значения, как за-, по-, при- и т. п. Сравните, например, глагол окончить (и его производные: окончание, оканчивающий) с такими разговорными или даже просторечными словами, как закончить, покончить с чем-нибудь, прикончить что пли кого и т. п. В старину был в русском языке и такой забытый ныне приставочный глагол, как докончить, с его производными — докончание и докончальный. Конечные, итоговые условия дипломатических переговоров между князьями или государствами назывались прежде мирным докончанием, а сам мирный договор (его запись) носил название докончальной грамоты.

Сходное различие в отвлеченных и конкретных смыслах приставочных образований можно видеть и в других русских глаголах. Например: охватить (т. е. объять или обнять) и захватить (т. е. попросту схватить); описать (т. е. изобразить словами, рассказать) и записать или написать (т. е. сделать запись) и т. п. Такого рода смысловые различия довольно четко проявляются в употреблении однокоренных слов о-кончить, за-кончить и кончить.

В значении «завершить обучение где-либо» мы можем употребить только глаголы кончить и окончить, причем первый из них несет в себе известный оттенок разговорности, стилистической сниженности. Сравните: кончить школу и окончить школу, кончить институт и окончить институт и т. п. Что касается глагола закончить, то его применение в подобных конструкциях расценивается как неправильное, нелитературное.

Всего найдено: 70

Вопрос № 303570

Ответ справочной службы русского языка

Верно: я окончила 7 классов.

Вопрос № 298910

Добрый день! Как будет сказать правильней «Я окончила университет по специальности юрист», или «по профессии юрист»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: окончила университет со специальностью «юрист».

Вопрос № 298771

Наиболее крупные свои произведения Л. Толстой написал после того, как окончил военную службу. Какой в этом СПП союз? Какое по структуре придаточное? Неполное?

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

Вопрос № 298091

Здравствуйте! Как правильно: закончил школу или окончил школу и проч. ?

Ответ справочной службы русского языка

Употребительнее: окончил школу.

Вопрос № 297570

Добрый день! Можно ли писать «окончил факультет» (а не курс такой-то факультета)? Заведомо благодарен. Андрей

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание корректно и широко употребляется.

Вопрос № 297480

Здравствуйте, уважаемая «Грамота.ру» писала на выходных, но ответа нет, очень прошу помогите поалуйста. Дело серьезное могут пострадать ребятишки. Вопросами про написание названия школ уже завалили вас, я понимаю, но у меня сложный случай. Для аттестата надо возвести в винительный падеж следующее название — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея. В названии присутствует родовое наименование «учреждение» обозначающее организационно-правовой вид деятельности, если бы средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея была бы в кавычках вопросов бы не было, но по уставу без кавычек и по правилам русского языка есть такие методические рекомендации, что если в наименовании учреждения есть слово «имени» то кавычки не ставятся,т.е.случай трудный и нестандартный и все наши школы предпочитают в таком случае склонять обе части названия но ведь это неправильно, не по русски, если есть родовое слово нельзя склонять вторую часть не смотря на отсутствие кавычек, я права? Подскажите, как правильно в этом случае звучит винительный падеж: 1)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея 2)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея источник который гласит что нельзя ставить кавычки если есть в названии слово «имени» я нашла, прдскажите пожалуйста, если правильный ответ № 1, источник на который можно сослаться, что в моем случае винительный падеж применяется только к родовому слову «учреждение»

Ответ справочной службы русского языка

Плохо звучат и создают труднопреодолимые грамматические и орфографические трудности все подобные официальные названия. Чтобы остаться в рамках норм русского языка, предлагаем такой вариант: окончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск – среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея. И проверьте, как пишется в соответствии с уставом последняя часть названия.

Вопрос № 296447

Здравствуйте! Как правильно: 1. Ему присвоили звание полковника. Или: Ему присвоили звание «полковник». 2. Он окончил войну в звании майора. Или: Он окончил войну в звании «майор».

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Ему присвоили звание полковника. Он окончил войну в звании майора.

Вопрос № 295062

Нужны ли запятые в скобках? Подобно апостолу Петру, святой Павел окончил свои дни в Риме, с той только разницей, что(,) как римский гражданин(,) он был не распят, но усечен мечом.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны.

Вопрос № 292923

Подскажите как правильно: «окончил курс лечения» или «закончил курс лечения»?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

См. также: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_200&v=full

Вопрос № 292211

Здравствуйте! Недавно в поезде один забавный дедуля донимал всех проводниц вопросом: «А как правильно — поездка окончена или поездка завершилась?» Ну, проводницы от ответа уклонялись всячески, а мы всем вагоном посмеялись и предложили ему говорить так, как ему больше нравится. И тем не менее, я задумалась, а как же все-таки правильно? Или правил здесь нет? И ведь возможны еще варианты: во-первых, глагол можно по-разному употребить, в страдательном или в активном залоге (поездка окончена/поездка окончилась), во-вторых, со глаголов значением «конца» существует несколько, насколько я знаю, и какой из них лучше «сочетается» со словом «поездка»?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 290525

Добрый день. Я обычный человек, который старается писать грамотно, окончила советскую школу, не филолог, но меня интересуют явления, происходящие в современном русском языке. Как надо относиться к справочнику Лопатина?

Ответ справочной службы русского языка

Подробный ответ о справочниках по правописанию Вы можете найти .

Вопрос № 290367

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком числе нужно ставить глагол при неодушевленнызх существительных с числительным? Типа: девять фабрик работало (или работали), семь школ было построено (построены)? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вот что говорится об этом в справочнике Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой.

В рассматриваемой конструкции сказуемое может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа. Ср.: Вошло семь человек погони… (Лесков). – Наутро пятьдесят семь выходцев подали заявления с просьбой принять в колхоз (Шолохов).

На выбор формы числа, помимо указанных выше условий согласования сказуемого с подлежащим – собирательным существительным, влияет также ряд других условий.

1. Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); К началу экзамена явилось десять студентов. – Десять студентов окончили институт с отличием. Ср. также различное согласование однородных сказуемых в одном и том же предложении: Человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал (Пушкин) (в первом случае характеризуется совместность действия, во втором – раздельность).

2. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии). Ср. также: В крендельной работало двадцать шесть человек… (Горький). – Восемь самолетов полка взлетали попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский). Поэтому при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое, сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: В столовой в одну смену сидело сто человек (Макаренко); Прибыло шестьсот студентов-путейцев (Н. Островский).

3. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое, например: На покраску крыши ушло двадцать килограммов олифы; До конца пути оставалось пятнадцать километров; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.

4. Сказуемые-глаголы (обычно со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе количественно-именного сочетания (обычно оборота) имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т. д., например: Прошло сто лет (Пушкин); Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило (Тургенев); Вот два года моей жизни вычеркнуто (Горький). Но при другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа сказуемого, например: Десять секунд показались мне за целый час (Л. Толстой).

Вопрос № 289988

Правильно писать Окончил РУДН по специальности «Лечебное дело» или «лечебное дело»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: по специальности «лечебное дело».

Вопрос № 289707

Здравствуйте. Хочется узнать о правилах написания предложений в скобках. Меня интересует, с какой буквы пишутся предложения, ставится ли точка перед закрывающей скобкой. Просмотрел учебники Розенталя, Лопатина, но там получил ответы не на все вопросы касательно этой темы. То, что нужно писать с прописной буквы и ставить точку перед закрывающей скобкой точку при ремарках в пьесах мне понятно. А в обычном тексте — пишется со стройной буквы в скобках и точка после закрывающей скобки. Но например, у того же Лопатину нашел следующие предложение при оформлении перечня:в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.) Почему предложение, помещенное в скобках пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка перед закрывающей скобкой ?

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из справочника под ред. В. В. Лопатина (раздел «Знаки препинания при вставках»).

Вставная конструкция, будучи самостоятельным предложением или частью текста (ряд предложений), относящаяся к абзацу (текст вставки после открывающей скобки начинается с прописной буквы), выделяется скобками. Перед скобкой, открывающей вставку, ставится необходимый по условиям контекста знак конца предложения. Перед закрывающей скобкой ставится знак, фиксирующий конец вставного предложения: …Так будет дальновиднее… (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!… Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет… Вы хотите спросить — почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ… (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.)

Вопрос № 283999

Добрый день! Подскажите как верно пишется: я окончил или закончил университет?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: окончил университет.

Всего найдено: 78

Вопрос № 275383

Здравствуйте.
Правильно «по окончании» или «по окончанию» (имеется в виду период времени)?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предлог — по окончании.

Вопрос № 274580

Добрый вечер) Как правильно: по окончании курса или по окончанию курса?

Ответ справочной службы русского языка

В значении «после окончания курса» верно: по окончании. Если сочетание употребляется в другом значении, то верен второй вариант.

Вопрос № 273280

Подскажите пожалуйста какое правило регламентирует правописание окончания в следующем предложении? «Оригинал счёта будет направлен в Ваш адрес по полученИИ от ОАО «НИИ «Xитин».» И как все-таки правильно -ии или -ию.

Ответ справочной службы русского языка

Предлог по в значении «после чего-либо» управляет предложным падежом: по получении (после получения), по завершении, по окончании, по приезде и т. д.

Вопрос № 272005

Нужна ли запятая в предложении: «По окончании школы он поступил в институт»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится.

Вопрос № 270738

Здравствуйте, уважаемая «Грамота»!
По завершении измерений, с помощью троса дистанционного пуска выключают дальномер.
Автор полагает, что нужна запятая «по завершении измерений,», а я думаю, что запятая не уместна.
Буду признательна за Ваш ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, запятая здесь не нужна. Обстоятельственные обороты, начинающиеся конструкцией «по + имя существительное в предложном падеже» и обозначающие действие, событие, после которого что-либо происходит (по завершении… по истечении… по окончании… по прошествии…), обычно не обособляются. Но запятые ставятся, если оборот носит характер уточнения, пояснения (часто при употреблении после слов «потом», «теперь» и др.), ср.: потом, по завершении измерений, …

Вопрос № 270066

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в заявлении: по окончаниии отпуска (работ)или по окончанию отпуска (работ)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: по окончании (в значении «после чего-либо»).

Вопрос № 269688

в атестате по окончании школы проскланяли фамилию. во всех документах и справках Кижла. в атестате написали Кижле. правы ли в отделе обращования и не возникнут ли проблемы в дальнейшем…

Ответ справочной службы русского языка

Фамилию Кижла нужно склонять.

Вопрос № 268593

дравствуйте. Прежде чем адать свой вопрос я попыталасб найти ответ на него самостоятельно на вашем ресурсе, но будучи новичком еще нешибко ориентируюсь на его просторах. Пожалуйста, ответьте, как нужно писать: по окончании и сдачИ работы или по окончании и сдачЕ? Я знаю, что сдачЕ, но хотельсь бы узнать, почему. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: по окончании и сдаче (все существительные — в предложном падеже).

Вопрос № 267869

Как правильно писать: по окончанию программы или по окончании программы?

Ответ справочной службы русского языка

В значении «после окончания» верно: по окончании.

Вопрос № 264539

Как правильно писать
По окончаниИ работы или по окончаниЮ работы

Ответ справочной службы русского языка

В значении «после работы» — по окончании.

Вопрос № 264349

здравствуйте, я написал свои варианты предложений, если остались ошибки помогите пожалуйста исправить:
1.герой погибает,одержав поражение
2.по окончании спектакля зрители долго не расходились
3.получив телеграмму, я поехал на вокзал
4.преступление было совершено со злым умыслом
5.выступавшие обращались к данной мысли на разных примерах
6.я обратил внимание на несвойственное ему волнение
7.объяснив наши задачи,командир дал дополнительные инструкции
8.это было его боевое крещение
9.олега очень интересует футбол и он собирает материал о нем
10.по дороге домой он куил килограмм баклажанов.

Ответ справочной службы русского языка

Ошибки остались.

Вопрос № 264230

Добрый день!
На работе возник спор: по окончаниЮ срока обучения или по окончаниИ срока обучения? Как правильно? А также — по завершениИ или по завершениЮ обучения?
Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: по окончании, по завершении. Предлог по в значении ‘после’ употребляется с существительными в форме предложного падежа.

Вопрос № 263847

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как будет правильно «по окончании и сдачИ работ» или «по окончании и сдачЕ работ» и какое на это существует правило. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: по окончании и сдаче работ. Предлог по в значении ‘после’ употребляется с существительными в форме предложного падежа.

Вопрос № 262487

Как правильно сказать: согласно приказа директора или согласно приказу директора?
По окончании работы или по окончанию работы? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: согласно приказу, по окончании (=после) работы.

Вопрос № 260995

Как правильно пишется: по окончании или по окончанию, по истечении или по истечению?

Ответ справочной службы русского языка

В значении по «после» верно: по окончании, по истечении.

Страницы: первая 1 3 4 5 6 последняя

Сценарий праздника «Мы окончили школу начальную» (4 класс)

Сценарий праздника

«Мы окончили школу начальную»

30 мая 2018 года

Выпуск 2014-2018 у.ч.

Сценарий праздника

«Мы окончили школу начальную»

(Звучит музыка)
Ведущий:

Уважаемые педагоги, родители, гости! Сегодня необычный день для обучающихся 4 класса – прощание с начальной школой. Это грустно и волнительно.
Сегодня день может быть очень разным,
Но быть он просто обязан прекрасным!
Итоги подводим учения в школе,
И вспомним о том, что запомнилось более.
Но где же герои сегодняшней встречи?
Кому говорить будем важные речи?

(Под мелодию «Чему учат в школе» на сцену выходят выпускники)

Выпускники:

— Добрый день, дорогие гости и друзья!

— Добрый день, уважаемые педагоги!

— Мы очень рады видеть в зале наших родителей.

— Мы начинаем наше торжество!

— А по какому случаю сегодняшнее торжество?

— По самому, что ни на есть торжественному.

— Это что, приём президента в нашей школе?

— Нет, это приём выпускников 4 класса в пятиклассники.

— Звучит заманчиво!

— Тогда начнём!

— Сегодня, уважаемые гости, мы вспомним, как начиналась наша школьная жизнь.

— Вы узнаете, что нами было пережито и нажито за последние 4 года.

— А также, к чему мы стремительно мчались, скатывались и вновь карабкались на пик знаний, оканчивая начальную школу.

— Сегодня мы в последний раз представляем 4 класс.

Ведущий:

Есть волшебная страна.

Радости, чудес полна.

Здесь на всё свои ответы.

Дети дружно в ней живут.

И экзамены сдают.

Если в школу к нам придёшь,

В ту страну ты попадёшь.

(Выпускники исполняют песню на мелодию «Маленькая страна», на фоне песни показ слайдов о школьной жизни выпускников)

1. Мы называем нашу школу «Маленькая страна».

Там люди с добрыми глазами, там жизнь любви полна.

Там ждет нас множество открытий, там зла и горя нет.

Там управляет всем учитель и знаний дарит свет.

Припев:

Маленькая страна — школа начальная.

Всем мы расскажем, всем покажем,

Где она, где она.

Маленькая страна — школа начальная,

Класс, где учитель строг и ласков,

Класс, где всегда весна.

2. Помним, как привели впервые мамы за ручку нас,

И за учителем вошли мы в светлый просторный класс.

В школе родной мы знаем точно, что нас всегда поймут.

Что нас в любую непогоду школьные мамы ждут.

Припев:

3. Здесь стали мы учениками и обрели друзей.

Здесь мы немного повзрослели, стали чуть-чуть умней.

В школе начальной мы учились, но вот прошли года,

Выросли мы, и распрощаться нам настает пора.

Припев:

Выпускники:

Всё в жизни начинается

Со школьного звонка.

В далёкий путь отчаливают парты,

Там впереди покруче будут старты.

И по серьёзней, а пока…

Диктанты и задачи, удачи, неудачи,

Наречие, глаголы, и древние века.

То слово не склоняется, то Волга потеряется.

Всё это начинается со школьного звонка.

Сегодня в тёплый майский день,

Улыбки озаряют нас.

Учеников сегодня встретит

В последний раз 4 класс.

Немножко грустный этот праздник,

Наш первый в жизни выпускной.

Начальной школы миг прекрасный

Пусть вспыхнет яркою звездой.

4 года пролетело,

И не верится сейчас,

Что когда-то дружно,

Мы вошли в наш светлый класс.

Незаметно время длилось,

Год как день, а день как час.

Вместе мы переходили

Каждый год из класса в класс.

Мы взрослели, мы учились.

И сегодня здесь стоим.

Вам наш первый друг — учитель,

Мы спасибо говорим.

Вот и стали мы большими.

Переходим в пятый класс.

А вы помните, какими

Мы пришли к вам в первый раз.

Мы были все смешными малышами.

Когда пришли впервые в этот класс.

И получив тетрадь с карандашами,

За парту сели первый в жизни раз.

Учитель вёл нас по дороге знаний,

Отдав нам много силы и труда.

А сколько положили вы стараний,

Чтоб мы учились хорошо всегда.

Спасибо вам, что вы так нас любили.

Хотя и строгими бывали вы подчас.

Спасибо, что нас думать вы учили,

За всё, за всё, что сделали для нас.

Ведущий:

А теперь уступим место шутке,

Без неё никак нам не прожить.

С нею лучше в трудную минуту

Отчего же нам не пошутить?

— А сейчас немного из школьной жизни.

СЦЕНКА «Помощники»

Павлик:

Ох, и трудная задача!

Бился, бился — неудача.

Аж в глазах пошли круги…

Сядь-ка, папа, помоги!

Папа:

Выше голову, сынок!

С папой ты не одинок. (Садится за стол)

Павлик:

Части речи в упражнении нам велели подчеркнуть.

Сделай, мама, одолжение – да внимательнее будь!

Мама:

Части речи подчеркнуть?

Разберемся как-нибудь. (Садится за стол)

Павлик:

А тебе, бабуля, краски,

На, бабуленька, не спи.

Нарисуй картинку к сказке:

Кот шагает по цепи.

Бабуля:

Нет, стара, уж глаз не тот. (Павлик хнычет)

Ладно, ладно, будет кот!

Павлик:

На минутку выйду я.

Где же курточка моя?

Ведущая:

В школу Павлик шел веселый

С синей сумкой за спиной,

Но не весело из школы

Возвращался он домой.

Мама:

Что принес?

Павлик:

Смотри сама!

Папа:

Нет, докладывай сперва!

Павлик:

Папе — пять,

Четыре — маме,

А тебе, бабуля – два!

(Сольное исполнение песни на мотив «Замечательный сосед»)

1. Целый день с утра до ночи

Я уроки все учу,

Даже если сильно очень

Я на улицу хочу.

И куда бы я не ехал,

И куда бы я не шёл,

Никогда я не забуду,

Как спрягается глагол.

Припев:

Мам, пап, пожалейте,

Мам, пап, пожалейте,

Мам, пап, дайте погулять!

Ла-ла-ла-ла-ла.

2. Ночью лишь глаза закрою

И прилягу на кровать –

Вмиг таблицу умноженья

Начинаю вспоминать.

А когда сажусь обедать,

Вечно думаю о том,

Почему темнеет небо

И куда впадает Дон.

Припев:

3. Иногда сижу, мечтаю,

Что счастливый день придет,

И меня Иван Сусанин

В лес с собою заберет.

Буду там играть на воле,

Буду прыгать и скакать.

И таблицу умноженья

Потихоньку забывать.

Припев:

Сценка

«Русские народные пословицы на новый лад»

1-й: За четыре года учебы мы так поумнели. Вот я, например, могу русские народные пословицы приспособить на новый лад. Не веришь?

2-й: Не верю.

1-й: Так проверь! Называй мне пословицу, а я её буду тебе по-новому завершать.

2-й: (думает) Кашу маслом не испортишь.

1-й: … сказал догадливый, ставя на всякий случай лишнюю запятую в диктанте.

2-й: Кто ищет, тот всегда найдет.

1-й: … подумал сообразительный, заглядывая во время контрольной в тетрадь к отличнику — соседу.

2-й: Дружба и братство дороже богатства.

1-й: … воскликнул вежливый, опрокинув на перемене в столовой стакан чая у своего товарища.

2-й: Копейка рубль бережет.

1-й: … подумал экономный и решил не сдавать деньги на подарки девочкам к 8 Марта.

2-й: Много будешь знать — скоро состаришься.

1-й: … решил спокойный, когда получил очередную двойку на уроке.

2-й: Делу время — потехе час.

1-й: … сказал веселый, убегая с урока домой.

2-й: Время — деньги.

1-й: … решил рассудительный, и отправился играть с ребятами в футбол, вместо того, чтобы выполнять домашнее задание.

Ведущий:

Родители, без вас им никуда.

Беда любая с вами не беда.

И радость так сполна, чтоб веселиться,

Ведь вместе вам ещё учиться, учиться и учиться.

Выходят выпускники

— Мы в это час ещё сказать должны.

О тех, кто подарил нам жизнь.

О самых близких людях.

— О тех, кто помогал расти,

И помогать ещё во многом будет.

— На наш праздник выпускной, собрались мы всей семьёй.

Мамы плачут все в сторонке, папы улыбаются,

Не поймут, заботы кончились, иль только начинаются?

— Маме с папой учиться сейчас нелегко, все это знают.

Всё, что в школе учитель нам на дом даёт, они повторяют.

— Нелегко им с нами задачки решать,

Правила повторять, книжки большие читать.

— А родители со мной тоже в пятый переходят!

И сегодня, как и мы, себе место не находят,

Родители:

Сценка «Дело было вечером»

Ведущий:

Кто покупки совершал.

Кто на даче отдыхал,

Кто «фазенду» всю копал,

Мама Таня всё стирала,

Мама Вера тяпала,

Мама Лена брюки шила,

Мама Надя суп варила.

Дело было вечером

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак…

Вдруг сказала мама Вера просто так:

— А у нас в тетради 5, а у вас?

— А у нас «трояк» опять, а у вас?

— А у нас вчера сыночек сочинение писал.

Я придумала начало, дальше папа сочинял.

— Мой сынок вчера подрался, да по полу повалялся,

Два часа штаны стирала, да рубашку зашивала.

— А у нас не любит дочка вставать в школу по утрам.

И теперь мечтаем с папой мы купить подъёмный кран.

— Я б хотела очень-очень, снова стать такой, как дочка.

Скинуть лет бы 25 и ребёнком стать опять.

— Я б на прыгалке скакала!

— Я бы в классики играла!

— Да, когда детьми мы были, это время не ценили.

— Наши школьные года улетели навсегда!

— Мне пора, ведь надо дочке что-то там нарисовать.

— Ну, а мне велел сыночек изложенье написать.

— Мне – задачки две решать.

— Ой, и мне пора бежать,

Брюки сыну подшивать.

Ведущий:

Мамы разные нужны, мамы всякие важны!

(Выходят выпускники, родители произносят напутственные слова)

Родители:
Дорогие ребята!
День сегодня необычный:
Перешли вы в пятый класс.
На пороге старшей школы
Мы даём вам всем наказ.

Много лет ещё учиться,
И терпенья не терять,
Двойку, тройку, единицу,
В свой дневник не допускать.

А ещё тебе желаем,

пятиклассник дорогой,
Чтоб тебя не отправляли,
За родителем домой!

(Под музыку дети дарят родителям шары — сердечки и взяв своих родителей за руку сопровождая в зал)

Ведущий:

Покуда вертится Земля,

Нам всем нужны учителя.

Слова любви им говорим,

И дружно их благодарим.

За все тропинки и пути,

Что помогли они пройти.

За каждый день и каждый час,

За мир, распахнутый для нас.

За силы отданные нам,

Учителя – спасибо вам!

— Сейчас предоставляем слово директору школы Е.Н. Крутых.

(Выступление директора и вручение выпускникам дипломов об окончании начальной школы)

(Дети вручают учителям цвёты, шары – сердечки и возвращаются на сцену)

Выпускники:

— Учителя хотят видеть нас такими… (сели ровно, руки подняли, опустили);

— Мамы хотят нас видеть такими… (подметают, обтряхиваются,

приглаживаются)

— Бабушки хотят нас видеть нас такими… (надувают щеки и гладят живот);

— Папы хотят нас видеть такими… (показывают бицепсы, силу);

— А девочки – одноклассницы … (мальчики опускаются на одно колено, одна

рука на сердце, в другой – цветок);

— Но мы такие, какие есть, и вся правда в том, что… (Хором)

мы закончили 4 класс и начинаются каникулы. Ура!

(Дети выстраиваются на танец)

Танец выпускников

(Заключительная песня «Спасибо вам, учителя»)

1. Мы любим вас, родные ваши лица,

Вы крылья дали нам, путевку в жизнь,

Чтоб долететь могли мы словно птицы,

До мудрости заснеженных вершин.

Припев:

Учителя — для нас, вы — свет в окошке,

Свет знаний, свет ума и теплоты.

И даже, если сердитесь немножко.

В глазах, у вас озера доброты.

И даже если сердитесь немножко,

В глазах у вас озера доброты.

2. Спасибо вам, за истины простые,

Спасибо за терпение и труд.

Спасибо, что для нас определили,

В мир знаний восхитительный маршрут.

Припев.

3. Желаем счастья, сил вам и здоровья,

Цветов, успеха, радости, любви,

Учеников веселое сословье,

Мечтаем, чтобы вечно жили Вы,

Припев:

Классный руководитель:
Четыре года мы вместе с вами поднимались первыми, самыми трудными ступеньками лестницы знаний. Учились писать, читать, считать, дружить. Пройдёт совсем немного времени – три летних месяца, и вы вновь отправитесь в путешествие по необъятной стране знаний, но уже с другими учителями. Мне хочется, чтобы они тоже любили вас, такими какие вы есть.

Вот и окончена школа начальная,

Важная часть основного пути.

Запомни событие важное это –

В страну новых знаний смелее иди.

Ведущий:

Вот и подошла к завершению наша программа. Пусть ваши сердца дарят тепло всем, кто вас окружает, ваши поступки будут добрыми и благородными, мысли светлыми, а душа чистой.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *