Профстандарт педагог дополнительного образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог дополнительного образования детей и взрослых. материал по теме

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

ОПРОСНИК

  1. Профессиональный стандарт – это:
  • это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе определенной трудовой функции
  • это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника

Выберите правильный ответ

  1. Педагогическая деятельность в дополнительном образовани и детей и взрослых:
  • вид профессиональной деятельности
  • направление профессиональной деятельности

Выберите правильный ответ

  1. К основным целям педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых относятся:
  • организация деятельности по усвоению знаний, формированию умений и компетенций
  • оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
  • создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации
  • обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов усвоения дополнительных общеобразовательных программ

Выберите лишнее

  1. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» содержит:
  • две обобщенные трудовые функции
  • три обобщенные трудовые функции
  • четыре обобщенные трудовые функции

Выберите правильный ответ

  1. Возможные наименования должностей, профессий, предусмотренные стандартом:
  • педагог дополнительного образования
  • старший педагог дополнительного образования
  • педагог
  • преподаватель
  • тренер-преподаватель
  • методист
  • педагог-организатор

Несколько вариантов

  1. Для этих должностей предъявляются требования к стажу педагогической деятельности не менее двух лет по должности педагог дополнительного образования (при наличии высшего образования – бакалавриат)
  • педагог – организатор
  • педагог дополнительного образования
  • методист

Несколько вариантов

  1. Обобщенными трудовыми функциями по профстандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» являются:
  • преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
  • организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
  • организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Несколько вариантов

  1. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования является трудовой функцией:
  • педагога дополнительного образования
  • педагога-организатора
  • методиста

Выберите правильный ответ

  1. Знание технологий проведения маркетинговых исследований необходимо специалисту:

  • педагог дополнительного образования
  • педагога-организатор
  • методист
  • организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Выберите правильный ответ

  1. Организация досуговой деятельности не является трудовой функций и трудовым действием специалиста:
  • педагог дополнительного образования
  • педагога-организатор
  • методист

Выберите правильный ответ

  1. К какой трудовой функции педагога дополнительного образования относятся следующие трудовые действия: набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе; отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в комиссии); организация, в том числе и стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях; консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам); текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Выберите правильный ответ

  1. Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки является трудовым действием в рамках трудовой функции педагога дополнительного образования:
  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Выберите правильный ответ

  1. Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечениереализации дополнительных общеобразовательных программ» включает в себя следующие трудовые действия:

— организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования

— организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

— организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

— мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Выберите правильный ответ

  1. Трудовая функция «Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования» включает в себя следующие трудовые действия:
  • организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • организация и (или)проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно — методической документации
  • формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Несколько вариантов

  1. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ не является трудовой функцией для:
  • педагога дополнительного образования
  • методиста
  • педагога-организатора

Выберите правильный ответ

  1. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительн ых общеобразовательных программ является обобщенной трудовой функцией для:
  • педагога дополнительного образования
  • методиста
  • педагога- организатора

Выберите правильный ответ

  1. Умение организовать подготовку, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, баннеры, презентации) является необходимым для:
  • педагога дополнительного образования
  • организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
  • методиста
  • педагога-организатора

Выберите правильный ответ

  1. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования не является трудовой функцией:
  • педагога дополнительного образования
  • методиста
  • педагога- организатора

Несколько вариантов

  1. Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является трудовым действием педагога-организатора в рамках осуществления трудовой функции:
  • организация и проведение массовых досуговых мероприятий
  • организационно-педагогическое обеспечение развития социального п артнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

Выберите правильный ответ

Вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

9 сентября вступил в силу разработанный при участии Общероссийского Профсоюза образования приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

Этим документом признан утратившим силу одноимённый приказ, согласно которому профстандарт должен был применяться работодателями при аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и т.д.

Одновременно вводятся приемлемые требования к квалификации педагогических работников системы дополнительного образования взамен установленных ранее завышенных и необоснованных требований.

Разработке приказа предшествовало широкое общественно-профессиональное обсуждение на различных площадках при участии Профсоюза в 2016-2018 годах вопросов актуализации профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённого приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 613н. В частности, активную солидарность с позицией Профсоюза выразили ректор Института развития образования Ярославской области, ставшего ответственной организацией-разработчиком нового профстандарта, Ангелина Золотарёва и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий. В мае 2018 года оба они были награждены нагрудным знаком Профсоюза «За социальное партнёрство» на выездном заседании Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза, состоявшемся в Международном детском центре «Артек».

С ходатайством об обеспечении признания утратившими силу положений профстандартов, противоречащих трудовому законодательству, и внесения в них изменений в части требований к образованию и обучению Профсоюз обратился в минувшем году к министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой (письмо ЦС Профсоюза от 10 марта 2017 года № 123 «О профессиональных стандартах в сфере образования»).

Во-первых, если изначально профстандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления (подпункт «а» пункта 25 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23), то с 1 июля 2016 года указанное положение признано утратившим силу (подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 406).

Во-вторых, к образованию и обучению лиц, претендовавших на занятие должности педагога дополнительного образования, были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении при этом профессиональной переподготовки. Получалось, что, к примеру, лицо, имеющее высшее образование — специалитет, формально не соответствовало требованиям профстандарта. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), всё равно не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

12 июля 2017 года Минобрнауки России рассмотрело замечания и предложения Профсоюза на заседании рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и сформировало с его участием рабочую группу по внесению изменений в профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», деятельность которой долгое время не приводила к практическому результату из-за процедурных и иных разногласий между федеральными органами исполнительной власти.

Внимание широкой общественности к абсурдным квалификационным требованиям, установленным действующей редакцией профстандарта, было также привлечено Профсоюзом на дискуссионной площадке «Новые профессионалы в дополнительном образовании: мотивация, компетенции, профессиональное развитие», организованной 19 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования.

В итоге 5 мая 2018 года Минтрудом России издан приказ № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»», а 28 августа он зарегистрирован Минюстом России (регистрационный № 52016).

Таким образом, в новом приказе отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». При этом необходимо иметь в виду, что профстандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности (письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 ).

В свою очередь к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, в новом приказе установлены следующие адекватные требования:

либо высшее образование (ВО) или среднее профессиональное образование (СПО) в рамках укрупнённых групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки»;
либо ВО или СПО в рамках иного направления подготовки ВО и специальностей СПО при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
С текстом приказа можно ознакомиться здесь http://docs.cntd.ru/document/542623974

Справочно:

Ранее по предложению Профсоюза и в целях содействия комплексному улучшению условий труда педагогов дополнительного образования были подготовлены разъяснения по устранению избыточной отчётности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России и Профсоюза от 11 апреля 2018 года № ИП-234/09/189, направленное в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза). http://www.eseur.ru/Novie_meri_po_ustraneniu_izbitochnoy_otchetnosti_/

Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Профессиональный стандарт
Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Новые компетенции педагога дополнительного образования:

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

Работа с одарёнными детьми;

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

Владение ИКТ – компетенциями.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция — это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Обобщенная трудовая функция:

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

Трудовая функция:

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Трудовая функция:

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.

Трудовая функция:

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:

трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.

Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

  • электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

  • проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

  • развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

  • анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

  • анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности);

средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.

Если выделить главное из зафиксированных профстандартом функций трудовой деятельности педагога дополнительного образования, то их можно свести к трем направлениям профессионального развития:

  • реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом принципов инклюзивного образования;

  • организация и проведение оценки и диагностики образовательных достижений учащихся, а также содействие мониторингам их личностного развития;

  • использование дополнительных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности.

Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в учреждении дополнительного образования

Библиографическое описание:



Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника. В профессиональном стандарте указаны трудовые функции работника. Перечислены возможные должности и профессии. Приведены требования к образованию и опыту работы. Описаны необходимые знания и умения. Для педагога дополнительного образования конкретизированы действия. Зафиксированы условия для допуска к работе.

В чём отличие профессионального стандарта от квалификационных требований, применяемых ранее к педагогическим работникам?

В квалификационном справочнике мы видим должность. В стандарте мы говорим о виде профессиональной деятельности и трудовой функции. В справочнике общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации. В стандарте последовательное описание профессиональной деятельности через разделение от общего к частному

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и содержание с позиций: сферы труда, объединений работодателей, профессиональных сообществ через: обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, обеспечивающую достижение поставленных в рамках производственного процесса целей и задач и не описывает требования к человеку (работнику) и должностные обязанности.

Учитывая вышесказанное, можно говорить, что задачи управления — обеспечить выполнение всех обобщенных трудовых функций и трудовых функций управляемого процесса, в т. ч. подобрать и распределить кадры; скомпоновать должностные обязанности отдельного работника из трудовых функций и трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте; организовать коллектив в целом выполнять «полный набор» трудовых функций.

Каждое учреждение дополнительного образования детей во время осуществления своей деятельности должно учитывать профессиональный стандарт — акт, регламентирующий требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования. Сравнив показатели потенциального сотрудника с этим документом, работодатель легко определяет, соответствует ли компетентность соискателя существующим требованиям. Своевременно выявляет педагогов дополнительного образования, которым необходимо пройти повышение квалификации.

Зачем необходимо внедрение профессионального стандарта?

Модернизация системы образования в России кардинально поменяла «портрет» современного педагога дополнительного образования. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками.

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске.

Современные дети сильно отличаются от ровесников, которые занимались в учреждениях дополнительного образования 10–15 лет назад. Педагог дополнительного образования вынужден адаптироваться к требованиям времени и интересам обучающихся и применять в работе нестандартные методы. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Только в этом случае деятельность педагогов дополнительного образования интересна и детям, и самим работникам. В наши дни педагогам дополнительного образования приходится сталкиваться с сильными эмоциональными нагрузками. Профессиональный стандарт — документация, которая защищает работников учреждений дополнительного образования и предотвращает эмоциональное выгорание педагогов дополнительного образования.

После окончательного внедрения профессионального стандарта в системе дополнительного образования будут работать профессионалы: эрудированные педагоги дополнительного образования, которые смогут нести ответственность за результат и качество труда. Педагог дополнительного образования сможет работать с разными детьми и будет эффективно взаимодействовать с коллегами и другими специалистами. При этом каждый сотрудник будет владеть полным объемом информации о документации, следуя положениям которой он сможет скорректировать свою работу так, чтобы она полностью удовлетворяла положениям действующего федерального государственного образовательного стандарта.

Как внедрить профессиональный стандарт вучреждение дополнительного образования?

Цель внедрения документации — адаптация педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования к современным условиям работы, а также совершенствование профессионализма работников.

Чтобы внедрение новых стандартов прошло безболезненно, необходимо заинтересовать педагогов дополнительного образования. Придется создать комфортные условия для обсуждения профессионального стандарта и обмена опытом.

Стоит отметить, что общего плана или алгоритма, согласно которому учреждению дополнительного образования необходимо перейти на новый профессиональный стандарт, не существует. Руководству учреждений дополнительного образования приходится принимать решения самостоятельно. Исходя из возможностей педагогического состава и потребностей обучающихся, учреждение дополнительного образования принимает определенные меры. Приходится проводить корректировки таким образом, чтобы квалификация и личностные качества педагогов дополнительного образования соответствовали утвержденной документации.

Рекомендуется создать специальную комиссию, в обязанности которой включить проверку документации, составление плана действий для корректировок и доработок.

Комиссии придется выполнить следующие действия:

 сравнить на соответствие должности учреждения дополнительного образования с указанными в документации;

 изучить заключенные трудовые договоры, сравнить их с профессиональным стандартом, выявить различия и в сжатые сроки устранить их;

 изучить личные дела сотрудников и сопоставить их должности с прописанными в профессиональном стандарте;

 оформить отчет и ознакомить с ним руководство учреждения дополнительного образования.

Опытным руководителям удается эффективная кадровая политика. Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в работу учреждения дополнительного образования. Как правило, во время этих действий выясняется, что у некоторых педагогических работников полученное образование или опыт работы не соответствует требованиям, указанным в документации. Каждая такая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Если педагог дополнительного образования был принят на работу в соответствии с трудовым законодательством, качественно исполнял свои трудовые обязанности, то увольнять его не придется. Достаточно будет выявить отличия от профессионального стандарта и избавиться от них. К счастью, сегодня любой желающий может получить высшее образование и пройти обучение на курсах повышения квалификации.

В результате слаженной работы комиссии и сотрудников в документацию вносятся необходимые изменения. Педагоги дополнительного образования обучаются на курсах повышения квалификации. После того как внедрение завершено, мастерство всех педагогических работников соответствует существующим требованиям профессионального стандарта.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, этому надо постоянно обучаться, постоянно самосовершенствоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, профессиональный стандарт, педагог, профессиональная деятельность, требование, документация, действие, опыт работы, курс повышения квалификации, обязанность.

«Зачем нужен профессиональный стандарт педагога дополнительного образования»

Ликбез

  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

• Работа с одаренными обучающимися.

• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

• Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в учреждение дополнительного образования на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти , осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями , в случае предоставления им соответствующих полномочий.

1.Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.

2. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3. Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации.

4. Региональное дополнение к профессиональному стандарту : документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

5. Внутренний стандарт образовательной организации : документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

6. Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

7. Профессиональная ИКТ-компетентность : квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

8. Аудит : систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

9. Внутренний аудит : аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

10. Внешний аудит : аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

Педагог должен :

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки занятий: эксперименты, наблюдения и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся.

6. Уметь объективно оценивать знания обучающихся, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на занятии, так и вне их.

2. Владеть методами организации экскурсий.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора обучающихся.

4. Эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять группой дошкольников.

6. Устанавливать четкие правила поведения в группе в соответствии с уставом дошкольного учреждения и правилами поведения в образовательной организации.

7. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

8. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

11. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

10. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

11. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

12. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их за-меняющих) обучающихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

13. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

14. Уметь анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе дружелюбную атмосферу.

15. Уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

16. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни детского сада, внося в них свой положительный вклад.

1. Готовность принять разных детей. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными обучающимися.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью .

квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят :

• Общепользовательская ИКТ-компетентность.

• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

• Предметно-педагогическая ИКТ компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *