3 я группа здоровья

Что значит третья группа здоровья. Группа здоровья у детей — комплексная оценка на медицинском осмотре и классификация критериев распределения

Группы здоровья в дошкольном образовательном учреждении классифицируются детским врачом. Возрастная категория детей – это 3-6 лет. Ведь в обязательном порядке, перед началом посещения ДОУ, все малыши проходят медицинский осмотр у целого ряда врачей. Заключение о состоянии здоровья выдает педиатр, внимательно изучив анализы и записи других врачей.

Это необходимо, чтобы определиться с направленностью ДОУ, возможно, некоторым крохам необходимы особые условия или постоянное наблюдение медицинского работника. Если есть такие показатели, тогда детей направляют в специализированные детские сады, где за ними устанавливается необходимый уход.

Классификация детей на группы здоровья происходит следующим образом:

  1. Первая – это дети, у которых нет никаких отклонений или заболеваний. Развитие, как физиологического, так и психологического характера соответствует нормам, которые определены для данной возрастной группы. То есть их общее состояние организма в полном порядке и у них нет никаких ограничений в посещении детского сада.
  2. Вторая – это детки, у которых выявили небольшие отклонения. Например, это могут быть хронические болезни, не имеющие рецидивов, частые простудные заболевания, аллергически реакции. Все эти проблемы необходимо указывать в медицинских картах детей при посещении ДОУ. Они обязательно должны быть учтены при проведении любых физических упражнений или мероприятий. Если это проблемы желудочно-кишечного тракта, тогда в детском саду малышу готовят индивидуальное питание.
  3. Третья – это дети, у которых обнаружены хронические заболевания с периодами обострения, но не очень длительными. Состояние здоровья, как физического, так и психологического характера должно соответствовать нормам.
  4. Четвертая – это дети, у которых хроническая форма заболевания, имеющая долгие периоды обострения. Или малыш, который имеет ограничение функциональных возможностей, или физические недостатки. Таких детей необходимо определять в специализированные ДОУ по направлению, выданному детским врачом. Здесь проводят с ними специальные занятия профилактического или лечебного характера для поддержания их здоровья. А также они под постоянным наблюдением высокопрофессиональных специалистов.
  5. Пятая – это крохи, имеющие очень большие физические недостатки, психологические или физиологические отклонения в развитии – это дети-инвалиды.

К какой группе здоровья отнести своего малыша?

Как и раньше, определить состояние детей можно исходя из 4 основных критериев:

  • есть ли у малыша функциональные нарушения или заболевания хронического характера. Учитывается тяжесть самого заболевания и насколько сильно развита патология;
  • функциональное состояние организма, всех его основных органов и систем;
  • насколько сильно организм может сопротивляться плохому внешнему воздействию;
  • уровень развития детей, насколько он гармоничен и отвечает возрасту.

Группы первая, вторая – это дети, которые будут посещать ДОУ на общих основаниях, без никаких возможных ограничений. Дети, имеющие третью группу здоровья, обычно, требуют особое, индивидуальное, питание или ограничения в физических упражнениях.

Физическая составляющая здоровья определяет психическое и социальное благополучие ребенка, его гармоничное развитие, успех во взрослой жизни. Дефекты развития, наличие хронических заболеваний, врожденные аномалии требуют корректировки физических нагрузок и постоянного медицинского контроля. Комплексные медицинские осмотры позволяют оценить состояние физиологических систем организма, динамику патологии, чтобы определить группу здоровья у детей для организации общеукрепляющих занятий и реабилитационных мероприятий.

Что такое группа детского здоровья

В педиатрической практике понятие «группа здоровья у детей» – условное обозначение, которое используют врачи для оценки общего состояния организма. Вывод делается на основе комплексного осмотра узкими специалистами и участкового врача-педиатра. Заключение выдается на текущий момент, поэтому группа здоровья может меняться. Это зависит от динамики состояния.

Оценить и определить группу здоровья у детей разных возрастных категорий необходимо, чтобы в дальнейшем оказать своевременную медицинскую помощь или организовать наблюдение узких специалистов. Ее определение очень важно для детей, которые посещают образовательные учреждения. При диагностировании хронических заболеваний, наличия аномалий развития, назначается спецгруппа, в которой снижены требования и уменьшена физическая нагрузка.

Как определить группу здоровья ребенка

Определяют группы здоровья детей и подростков только квалифицированные врачи. Узкие специалисты, которые входят в состав медицинской комиссии, делают выводы после осмотра и дополнительных исследований. Все данные предоставляются педиатру, который на основе выводов комиссии, лабораторных анализов, критериев комплексной оценки здоровья, собственных наблюдений дает заключение. Группа здоровья у детей определяется с учетом данных о течении беременности и раннего развития.

Направление на ежегодный медицинский осмотр

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Диспансеризация предполагает осмотр узкими специалистами. Участковый врач-педиатр на основании их выводов и собственных наблюдений делает комплексную оценку физиологического состояния пациента. В состав медицинской комиссии входят:

  • хирург (выявление возможных нарушений осанки);
  • окулист (определение остроты зрения и его коррекция);
  • лор (выявление особенностей строения носоглотки, склонность к заболеваниям горла, носа, уха);
  • кардиолог (контроль работы сердечно-сосудистой системы);
  • невропатолог (выявление особенностей нервной системы);
  • стоматолог (проверка состояния зубов).

Что делать, если у ребенка выявлены функциональные нарушения или хроническое заболевание

Целью ежегодного профилактического осмотра является определение возможных функциональных нарушений и хронических заболеваний. При их выявлении комплексная оценка состояния здоровья не делается. Проводятся дополнительные исследования, уточняется диагноз. Только после этого педиатр дает комплексную оценку. Таков алгоритм действий врачебной комиссии при первичном выявлении патологий.

Классификация критериев

Существуют разработанные критерии здоровья детей, их классификация разнообразна. В педиатрической практике популярны 5 основных принципов, по которым определяют группу здоровья у детей:

  1. Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
  2. Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
  3. Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
  4. Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
  5. Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Группы здоровья детей и их характеристика

Комплексную оценку состояния здоровья проводят с 3 до 17 лет по специально разработанным критериям. Группа здоровья у детей обозначается римскими цифрами. Принадлежность к ней определяется не столько установленным диагнозом, сколько физическими возможностями, поэтому пациенты с одинаковыми заболеваниями могут находиться в разных группах.

Родители выражают обеспокоенность, когда группа здоровья у детей не соответствует нормальным показателям. Заключение врача об ее присвоении не является диагнозом. Медицинская градация такого типа дает комплексную оценку физического развития и возможность корректировать его в дальнейшем с учетом различных факторов, которые на него активно влияют.

I группа здоровья

Отсутствие анатомических дефектов и функциональных патологий. Пациенты практически здоровы и болеют редко. Выявленные функциональные отклонения в организме не влияют на общее физиологическое состояние и не требуют специальной медицинской коррекции. На момент осмотра они практически здоровы, имеют единичные отклонения в нервно-психическом развитии.

II группа

Фиксируются небольшие отклонения, снижена иммунная защита. Хронические заболевания отсутствуют, диагностируются функциональные нарушения. Выражена общая задержка физического развития: избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и другие дисфункции. Группа здоровья 2 у ребенка означает, что он часто болеет ОРЗ (более 4 раз в год). Велик риск развития патологических состояний, их переход в хроническое заболевание. Подгруппа 2а объединяет пациентов с факторами риска для развития заболеваний:

  • генетические (наследственные заболевания);
  • биологические (тяжелая беременность и сложные роды);
  • социальные (курение, алкоголизм, работа родителей на вредном производстве, поздняя беременность, венерические заболевания, угроза преждевременных родов или выкидыша).

Подгруппу 2б характеризует наличие морфологических отклонений и функциональных нарушений. Новорожденным малышам характерны заболевания, которые они перенесли в первые минуты, часы жизни. После выписки из родильного дома патологии сохраняются, указывается группа риска. Педиатр составляет план наблюдений, проводит систематические обследования и профилактические мероприятия, при необходимости назначает лечение. Эти малыши часто болеют. За ними необходимо постоянное наблюдение в домашних условиях.

III группа

Хронические заболевания, которые характеризуются продолжительными периодами ремиссии. Редко случаются обострения состояния, которые проходят без осложнений основного заболевания. Маленькие пациенты имеют нормальное физическое развитие, но антропометрические показатели (рост, масса тела) ниже нормы. Группа здоровья 3 у ребенка является показателем отставания в психическом развитии.

IV группа

Присутствуют несколько хронических заболеваний. Одна или несколько болезней находятся в стадии субкомпенсации, присутствуют тяжелые пороки, патологические состояния. Сюда относят пациентов, у которых наблюдается ремиссия при постоянном поддерживающем лечении. Сюда относят пациентов с физическими недостатками вследствие перенесенных травм и операций.

V группа

Тяжелое хроническое заболевание, физические дефекты, нарушение функциональности жизненно важных внутренних органов. Сюда отнесены самые тяжелые пациенты, у которых часто случаются ухудшения состояния и приступы, после чего следуют осложнения. Основное заболевание требует постоянных лечебных мероприятий. Сюда зачисляют детей с инвалидностью.

Группы здоровья новорожденных

В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:

Критерии

Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности

Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени

Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия)

У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно

Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация)

Что такое шкала Апгар

Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.

Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:

  • дыхание;
  • частота сердечных сокращений;
  • тонус мышц;
  • рефлексы;
  • цвет кожных покровов.

Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.

Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.

Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.

Группа здоровья – это совокупная оценка здоровья и развития ребенка, которая учитывает факторы риска, имевшие влиянье на него в прошлом, оказывающие влияние в настоящем и определяющие прогнозы на будущее. Группа здоровья устанавливается участковым врачом-педиатором на основании шести основных критериев. Критерии определяют вероятность наследственных заболеваний, физическое и нервно-психическое развитие ребенка, сопротивляемость организма, работу внутренних органов и систем, наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

В результате медицинского осмотра детей по состоянию здоровья причисляют к 5 группам.

  • Группа здоровья 1

Дети здоровые по всем основным оценочным критериям, а также, дети, имеющие единичные морфологические отклонения, которые не влияют на состояние здоровья ребенка.

  • Группа здоровья 2

Дети здоровые, но предрасположенные к хроническим заболеваниям, а также с наличием функциональных и некоторых морфологических отклонений, со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям.

  • 2 группа здоровья имеет две подгруппы детей:

А) – это здоровые дети, но с отягощенной наследственностью либо имеет место быть тяжелая беременность или осложненные роды.

Б) – это часто болеющие дети, с некоторыми функциональными отклонениями и риском развития хронических болезней.

2 группа здоровья – это дети, требующие внимания со стороны врача и родителей. Необходимо установить для ребенка определенный уровень и интенсивность физических нагрузок, т.к. это не больные дети.

  • Группа здоровья 3

К данной группе относят детей с наличием хронических заболеваний или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с нечастыми обострениями, без выраженного ухудшения общего самочувствия. Такие дети имеют несколько пониженную сопротивляемость организма. К болезням, при наличии которых присваивают третью группу здоровья, причисляют хронический бронхит, хронический гастрит, пиелонефрит, ожирение, анемия, аденоиды, заикание, хронический дуоденит, ДЖВП и плоскостопие.

По истечению сроков диспансерного наблюдения и длительного отсутствия обострений болезни, ребенка третьей группы здоровья переводят во вторую. Такого ребенка считают здоровым с пометкой о наличие болезни в прошлом. Например, дети с анемией вылечиваются и имеют стабильный уровень гемоглобина. Дети с третьей группой здоровья обычно посещают специальную группу по гимнастике или лечебной физкультуре. К примеру, детям, страдающим ожирением, рекомендуется ходьба, плавание, умеренный бег, а детям с плоскостопием, упражнения для стопы и ходьба по гимнастической палке.

  • Группа здоровья 4

Это дети с врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации, c хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями, но без значительного нарушения самочувствия.

  • Группа здоровья 5

Дети, имеющие тяжелые хронические заболевания в стадии декомпенсации либо тяжелые физические недостатки. К этой группе относят детей-инвалидов.

Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Что такое группы здоровья, и что они означают? Этот вопрос остается одним из актуальных, которым задаются приемные родители. Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.

Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.

Что такое «группы здоровья»

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

Узнать больше о диагнозах детей, прочитать истории усыновления особенных малышей и подростков можно в разделе «Здоровье детей».

1 группа – это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес). В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

3 группа здоровья – к ней относятся дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии. К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

Какие диагнозы часто встречаются в медкартах детей-сирот?

5 группа здоровья – к ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Кто и как определяет группу здоровья

В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ НАЙТИ РОДИТЕЛЕЙ

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.

Возможные сценарии развития событий

Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок » самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

Как относиться к заявленным группам здоровья детей

Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.

Приемные родители делятся опытом воспитания и развития особых детей

Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.

Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.

При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.

Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже. 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.

Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 30.12.2003 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган минздрав рф
Номер документа 621
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.12.2003
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Приказ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию по (приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложения

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1) или избыточной массой тела (масса более M+2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

— к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно — врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей -отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

Классы, группы болезней, отдельные нозологические формы Шифр по МКБ-10 Группа здоровья Примечания
1 2 3 4
органы кровообращения
пороки сердца: III, IV, V В зависимости от компенсации (степени недостаточности кровообращения)
— при отсутствии недостаточности кровообращения — III
— при недостаточности кровообращения 1 ст. — IV;
— при недостаточности кровообращения в ст. более 1 — V.
врожденные Q20-Q28
приобретенные I34-I38
I05-I09
миокардит неревматической этиологии I40-I41 III, IV, V При полной клинической ремиссии — III,
при неполной клинической ремиссии — IV, V
ревматическая лихорадка I00-I20 III, IV Без порока сердца
— при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки — III,
— в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки)- IV
Малые аномалии сердца: II
— открытое овальное окно; Q21,1
— двустворчатый клапан аорты; Q23,1
— аномально расположенная хорда; Q24,8
пролапс митрального клапана I34.1 I, II, III, IV Без регургитации — I;
с регургитацией 1 ст — II;
с регургитацией в ст. более 1 — III — IV
нарушения ритма сердца и проводимости: II, III, IV
— экстрасистолии; I49.1-I49.4 II.
— тахиаритмии; I47-I48 — при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии — III, IV
— без пароксизмов — II:
— синдром преждевременного возбуждения желудочков; I45.7 — при наличии пароксизмов- III, IV
— брадиаритмии (СССУ, миграция предсердного водителя ритма) I49.5
I49.8
— при наличии синкопе — V
блокады сердца: II, III. IV, V
— предсердно-желудочковые блокады 1ст. I44.0 — II;
-предсердно-желудочковые блокады II — III ст.; I44.1-I44.3 — при наличии синкопе III — V
— внутрижелудочковые блокады I44.4-I45 — III — V
синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу II, III — средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10- 5-го процентиля для данного пола, возраста и роста- II.
— при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. — III
синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу II, III — средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90- 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста II.
— при наличии вегетативной дисфункции тахикардия, субфебриллитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ- III
артериальная гипертензия I10-I15 III, IV, V — средние уровни САД и или ДАЛ равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста — III, IV,
— при появлении сердечной недостаточности — V
варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей I83, I80,0-I80,3 III, IV при отсутствии венозной недостаточности — I;
при наличии венозной недостаточности — IV
варикозное расширение вен мошонки I86,1 III, IV при отсутствии венозной недостаточности — III;
при венозной недостаточности — IV
Органы пищеварения
кариес (декомпенс.) К02 II множественный (4-5 и более зубов)
функциональные расстройства желудка К31 II при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса
функциональные кишечные нарушения К59 II
хронический гастрит К29.4, К29.5, К 29.7 III при наличии эндоскопических признаков
хронический дуоденит, гастродуоденит К29.8-К29.9 III при наличии эндоскопических признаков
эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь) К25, К26 III, IV в стадии ремиссии — III; при осложнениях — IV.
Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит К50-К52 III, IV в стадии ремиссии — III, при обострении — IV.
синдром нарушения кишечного всасывания К90.0 II, III, IV, V вторичного характера — II;
первичного характера в зависимости от тяжести течения — III, IV, V
хронический панкреатит К86 III
хронический гепатит К73 III, IV, V вне обострения — III,
при обострении в зависимости от тяжести — IV, V
хронический холецистит К81.1 III
дискинезия пузырного протока и желчного пузыря К82.8 II
другие болезни желчевыводяших путей К83 III
гельминтоз В65-В83 II, III без признаков интоксикации — II,
при наличии признаков интоксикации — III
грыжи К40-К46 I, III После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений — I.
кровь и кроветворные органы
Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др) D50, D51, D52, D53 II, III при легком течении — II;
при среднетяжелом — III
Органы дыхания
хронический бронхит, простой слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный J40-J42, J44 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений:
-1-4 раза в г. — III;
-5-6 раз в г. — IV
Астма бронхиальная J45 III, IV, V при полной клинической ремиссии — III;
при неполной клин. ремиссии — IV
В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования):
— при легком течении — III,
— при среднетяжелом течении — IV;
— при тяжелом течении — IV или V;
— при гормональной зависимости — V.
бронхоэктатическая болезнь J47 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности)
аллергический ринит J30 II, III, IV, при легком течении — II;
при среднетяжелом — III;
при тяжелом течении — IV
хронический ринит J31.0 III
хронические болезни миндалин и аденоидов J35 II, III при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации — II;
при гипертрофии 3 ст. — III
хронический синусит J32 III
искривление носовой перегородки без нарушения дыхания II при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ
хронический назофарингит, хронический фарингит J31.1, J31.2 II, III без клинических проявлений — II
носовые кровотечения. R04.0 II при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих
поллиноз II, III, IV в ремиссии — II,
при обострении- III, IV в зависим. от тяжести течения
ухо и сосцевидный отросток
хронический отит Н65-Н75 III, IV при обострениях до 4 раз в г. — III;
при обострениях свыше 4 раз в г. и отчетливом снижении слуха — IV
отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.) потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха) Н80; Н90;
Н91.9;
Н93-Н95
III, IV, V в зависимости от степени потери слуха:
— шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров — III;
— шепотом речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров- IV;
— шепотная речь не слышна — V
нарушения вестибулярной функции, вестибулярные синдромы Н81-Н83 II, III, IV в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV
психические расстройства и расстройства поведения
соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения:
НЦА (по гипертензивному типу)
НЦА (по гипотензивному типу)
НЦА (по смешанному типу)
F45.3
F45.3
F45.3
II
II
II
фобические тревожные расстройства F40 II, III слабо выраженные II
выраженные III
неврастения F48.0 II
невротические и/или астенические реакции II
невротические реакции, связанные со стрессом F43.2 II, III слабо выраженные II
выраженные III
расстройство сна неорганической этиологии F51 II
органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство F06.6 III
расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга F07 II, III слабо выраженные II
выраженные III
эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз. др.) F90-F98 II, III слабо выраженные — II
выраженные- III
специфические расстройства личности (психопатии) F60-F62 II, III слабо выраженные — II
выраженные- III
шизотипическое расстройство F21 III
гиперкинетические расстройства F90 II, III при компенсации — II
при субкомпенсации — III
расстройства поведения F91 II, III, IV ограничен. рамками семьи — II;
несоциализирован. расстр. — III;
социализирован. расст. — III-IV
задержка псих. развития /умств. отсталость легкой степени F70 II
специфические расстройства развития речи и языка F80 II
нервная система
эпилепсия G40 III, IV на фоне резидуально — органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) — III
в стадии субкомпенсании (с постоянной терапией) — IV
Мигрень G43 III
другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии) G44 III
расстройства вегетативной (автономной) нервной системы G90 II, III без ангиоспазмов с частотой менее
1 раза в неделю — II
с ангиоспазмами — III
гидроцефалия G91 II, III при компенсации — III,
при клинических проявлениях — IV
детский церебральный паралич G80 III, IV V в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V
полиневропатии G62 III, IV Двигательные, чувствительные и координационные нарушения:
— без снижения функц. возм. — III
— при снижении — IV
демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы G37.9 III, IV вне обострения — III,
в период обострения — IV
глаз и его придаточный аппарат
аккомодационное косоглазие Н50 II без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярною зрения
Паралитическое и неаккомодационное косоглазие Н49 III, IV с учетом степени аномалии рефракции
гиперметропия сл. степени Н52.0 II
гиперметропия средней и высокой степеней Н52.0 III
спазм аккомодации, предмиопия II
миопия слабой степени Н52.1
миопия средней и высокой степеней Н52.1 III
амблиопия Н53.0 III
анизометропия Н52.3 II, III до 5 диоптрий — II
свыше 5 диоптрий — III
хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз H01, H13.2 III
Аллергический конъюнктивит НЮ II, III в зависимости от течения и осложнений
мочеполовая система
доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая) II при отсутствии заболеваний почек
Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома II при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек — см. интерстициальный нефрит обменного генеза
Малые аномалии почек и мочевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиэлоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома Q60-Q64 II, III, IV при отсутствии мочевого синдрома — II;
при присоединении мочевого синдрома — III;
при снижении функции почек — IV
гломерулярные болезни (гломерулонефрит) N00-N08 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и снижении функции почек — IV;
в стадии хронической почечной недостаточности — V
тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический — первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) N10-N16 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и при снижении функции почек — IV;
в стадии хронической почечной недостаточности — V
нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания)
энурез
F98.0, N39.4 II
III
врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей Q60-Q64 III, IV, V при сохранных функциях почек — III;
при снижении функции почек -IV;
в стадии хронической почечной недостаточности — V
инфекции мочевыводящих путей, цистит N30.1 III
вторичная артериальная гипертензия (ренальная) III, IV при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем — III;
при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем — IV
мочекаменная болезнь N20-N23 III, IV, V при сохранных функциях почек — III;
при снижении функции почек -IV;
в стадии хронической почечной недостаточности — V
крипторхизм (неопущение яичка) Q53 III
расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища; болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом N91
N92
N93
N94
II, III в период становления менструального цикла в течение 1,5 — 2 лет после первой менструации — II;
при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях — III
хронические болезни женских тазовых органов N70, N73, N75, N76 III
гидроцеле N43,0-43,3 II, III
эндокринная система, питание, обмен веществ
увеличение щитовидной железы Е00.1-Е04.0 II, III — увеличение I, II ст. без нарушения функции — II;
— увеличение III, IV ст. без нарушения функции — III;
— увеличение I — IV ст. с гипо- или гипертиреозом — III
недостаточность питания (дефицит массы тела) Е43-Е46 II масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно длины тела (M-1)
избыток массы тела II масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно длины тела (M+2) (на 15-19,9% от должной)
низкий рост Е34.3 II варианты роста меньше минимального предела «нормы» относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений
низкий рост (нанизм) Е34.3 III, IV
ожирение экзогенно-конституциональное I -IV ст. Е66 III, IV превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и др. систем — III,
при их наличии — IV
юношеская гинекомастия N62 II при исключении эндокринной патологии
гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов Е50-Е56,
Е64
II
нарушения толерантности к глюкозе R73.0 II
инсулинзависимый сахарный диабет (I типа) Е10.0 III, IV в зависимости от степени компенсации
сахарный диабет (II типа) Е11 II, III в зависимости от степени компенсации
задержка полового созревания Е30.0 II, III, IV без сопутствующих эндокринных заболеваний — II,
при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV
Раннее или преждевременное половое созревание II, III, IV без сопутствующих эндокринных заболеваний — II,
при их наличии ив зависимости от тяжести — III или IV
кожа и подкожная клетчатка
атонический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит L20, L23 III, IV в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса, при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна — III;
при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна — IV.
Крапивница L50 II, III, IV локализованная — II; генерализованная, рецидивирующая — III; генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич. шоком (в анамнезе) — IV
Зуд L29 II
Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.) L40-L45 III, IV в зависимости от степени компенсации
костно-мышечная система и соединительная ткань
кифоз, лордоз М40 II при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника
Сколиоз М41 III, IV рентгенологически и клинически не более 2ст. искривления — III;
искривление более 2ст. или наличие нарушений функции внутренних органов — IV
юношеский остеохондроз М42 III, IV без выраженных клинических проявлений — III;
с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др. клиническими проявлениями — IV
нарушения осанки II при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника
уплощение стоп II по результатам плантографии
плоская стопа (плоскостопие) М21.4 III по результатам плантографии
вальгусная деформация стопы М21.0 III
врожденные и рахитические деформации грудной клетки Q67.5-Q67.7 I
дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника М40-М54 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов
деформации голени, бедра M21,7-M21,9 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта
артропатии, остеопатии и хондропатии М00-М25, М80-М94 III, IV в зависимости от компенсации процесса
юношеский (ювенильный) артрит М08 III, IV в зависимости от компенсации процесса
юношеский ревматоидный артрит М08.0 III, IV в зависимости от компенсации процесса
поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей М60-М63, М65-М68, М70-М79 III, IV в зависимости от компенсации процесса и состояния функции
хронический остеомиелит М86,3-М86,6 III, IV в зависимости от частоты обострений и состояния функции анатомического образования
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, не классифицированные в других рубриках
аллергические реакции (на пищевые продукты, лекарства, вакцины и др.) II

Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушении здоровья и развития.

Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.

Что такое группы здоровья

Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.

На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.

Как определяется группа здоровья?

Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.

  1. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
  2. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
  3. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
  4. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
  5. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.

Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

Распределение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.

Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.

Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.

Методические рекомендации для разных групп здоровья

В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.

Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

Вместо заключения

Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.

Группы здоровья у детей.

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.
Что такое группы здоровья?
Группы здоровья — эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.
Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.
Вторым критерием является физическое развитие ребенка, сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.
Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:
— наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
— уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
— соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.
I группа — здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа — здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.
Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.
Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.
III группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.
IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.
V группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.
В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.
Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.
Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
— в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
— в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
— в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
— в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.
Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.
Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.
Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *