Безопасность в аэропорту

Авиационная безопасность

Авиационная безопасность

(англ. aircraft safety/security) — по воздушному законодательству РФ состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (ст. 83 ВозК РФ*). Под незаконным вмешательством в деятельность в области авиации понимаются противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. Понятие деятельности в области авиации раскрыто в ВозК РФ.

А.б. обеспечивается службами А.б. аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами А.б. эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы А.б. аэродромов или аэропортов и службы А.б. эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Основные правила об А.б. установлены гл. XII ВозК РФ. Требования А.б. и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению А.б.

А.б. может обеспечиваться путем: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и др. опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в т.ч. осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Службы А.б. имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования А.б., а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или др. граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством РФ. Сотрудникам служб А.б. при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Статья 205. Террористический акт
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 205.1. Содействие террористической деятельности
1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений — наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
3. Пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, 206, 208 настоящего Кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Статья 206. Захват заложника
1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений или по найму, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
1. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекшее причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
3. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти, — наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от шести до восьми лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до десяти лет.
Примечания. 1. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
2. Под объектами социальной инфраструктуры в настоящей статье понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.
Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Поделиться:

15 Марта 2018

Так, прокатившаяся во второй половине XX в. волна захватов и угонов воздушных судов поставила перед мировым сообществом вопрос разработки комплекса антитеррористических мер на воздушном транспорте. Разнообразие и непредсказуемость действий радикально настроенных экстремистов на транспорте требует комплексного осмысления и подхода как на научно-техническом и технологическом, так и на законодательном уровне. Специалисты по безопасности разных стран постоянно работают над усилением антитеррористической защищенности объектов.

В России требования к оборудованию объектов инфраструктуры воздушного транспорта утверждены в ряде законодательных актов таких, например, как Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», Приказ Министерства транспорта России от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. № 259 «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142″ и множестве других. Помимо этого, существуют рекомендации международных организаций.

Базовые нормы к безопасности авиа отрасли разработаны Международной ассоциацией гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), а также основанной в 1955 г. Европейской конференцией гражданской авиации (ECAC), включающей 19 государств и все европейские организации, занятые в аэропортовой отрасли. Целью ЕСАС является развитие и обеспечение безопасной, эффективной и стабильной работы инфраструктуры гражданской авиации. Несмотря на усовершенствование систем безопасности, террористы уделяют особое внимание нападениям на объекты воздушного транспорта. Именно поэтому требования к аэропортам, получающим сертификат ICAO достаточно строги: обязательная охрана периметра аэропорта, контроль прохода персонала в здание, досмотр пассажиров, зоны досмотра багажа, проверки почты, грузов и бортового питания. Необходимо наличие служебных помещений и пунктов пропуска на контролируемую территорию аэропорта с соответствующим техническим оснащением.

С чего всё начиналось

Нападение террористов на башни-близнецы в Нью-Йорке, Пентагон в Вирджинии и падение самолета в Пенсильвании 11 сентября 2001 года (9/11), стали событиями, изменившим будущее безопасности, в том числе и индустрии гражданской авиации. В США было создано Управление по обеспечению безопасности на транспорте (TSA), основная задача которого – обеспечение защищенности транспортной системы США от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также свободы передвижения людей и имущества. Таким образом, все аэропорты, из которых выполняются рейсы в города США, должны пройти обязательную проверку TSA на соответствие актуальным требованиям к досмотру грузов, перевозимых воздушным транспортом. Эксперты в области обеспечения безопасности утверждают, что рентгеноскопия, физический досмотр и выявление следов взрывчатых веществ с использованием инновационных технологий сканирования – самые эффективные методы проверки, удовлетворяющие высоким требованиям TSA.

Россия имеет собственный печальный опыт террористических атак на объекты авиатранспортной системы страны, который существенно повлиял на формирования технологий проведения досмотра и законодательного регулирования. Так, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 г. Москва «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» закрепляет процедуры и правила проведения досмотра пассажиров, бортового питания и грузов – контроль безопасности является обязательным для всех пассажиров внутренних и международных рейсов.

Одним из наиболее востребованных в этих целях техническим решением являются двухпроекционные рентген-телевизионные аппараты, сертифицированные и одобренные в соответствии с требованиями ECAC и TSA. Согласно регламенту международного законодательства, багаж должен быть просвечен под двумя разными углами для формирования более детального представления о его содержимом. Например, один из ведущих мировых разработчиками в сфере решений по безопасности — Rapiscan Systems, чьим официальным дистрибьютором на территории России и стран СНГ выступает компания WEKEY, предлагает двухпроекционные рентген-телевизионные аппараты серии 6ХХ DV. Применение усовершенствованной технологии сканирования позволяет формировать одновременно вертикальную и горизонтальную проекцию багажа, независимо от его положения в рентгеновской установке, тем самым повышая скорость и эффективность обнаружения потенциальной угрозы.

Следующим этапом ужесточения требований международного регламента стал запрет на пронос жидкостей, аэрозолей и гелей (LAGs), объемом свыше 100 мл. за пределы пункта досмотра. ECAC и TSA приняли соответствующие правила по обеспечению авиационной безопасности. Но в 2014г., EU разрешила пассажирам проносить на борт самолета все жидкости, аэрозоли и гели, купленные в DUTY FREE, если они прошли процедуру досмотра. Также были утверждены специфические требования к досмотровой технике, регламентированные нормами EU 185/2010 и EU 246/2013, описывающими процедуру обязательного сканирования на LAGS.

Для досмотра жидкостей, аэрозолей и гелей (LAGs) компанией Rapiscan Systems, ведущими разработчиками в сфере безопасности, созданы системы досмотра жидких взрывчатых веществ (LEDS), соответствующие стандарту 2 ECAC типа С.

Эти же технические средства применяются в процедуре предполетного досмотра бортпитания, экипажа и пассажиров, а также бортовых запасов воздушного судна. Процедура досмотра закреплена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 г. Москва «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» и другими законодательными актами РФ. Также этот аспект, регламентирован требованиями EU, носящими для России, не являющееся членом организации ECAC, пока только рекомендательный характер.

Передовые технологии сканирования, отвечающие требованиям стандарта 3 ECAC, использованные в автоматизированной системе досмотра багажа Rapiscan RTT, с высокой пропускной способностью — свыше 1800 единиц в час, обеспечивают минимальный процент ложных срабатываний, в целом повышая уровень антитеррористической безопасности.

С точки зрения эффективности проверки багажа система «томографии в режиме реального времени» (RTT) наилучшим образом зарекомендовала себя в крупнейших аэропортах мира, таких как: Международный аэропорт Рима — Фьюмичино (FCO), Аэропорт Осло — Гардермуэн (OSL), Аэропорт Парижа — Шарль де Голь (ADP) и не только.

Оснащение входных групп и КПП аэропортов

Усиление террористической угрозы побуждает постоянно совершенствовать системы безопасности, однако, и тактика террористов становится все более непредсказуемой. Взрыв в зале международных прилетов аэропорта Домодедово в 2011 г. показал, что одной из наиболее уязвимых является зона прохода пассажиров и провожающих на территорию аэровокзала. Понимание данной проблемы позволило на законодательном уровне разработать ряд мер, которые были закреплены в Федеральном законе № 15-ФЗ от 03.02.2014 г.

В качестве одной из обеспечительных мер требования ФЗ предусматривают проведение на входе в здание аэровокзала досмотра всех входящих, а также их личных вещей. Россия – одна из немногих стран, где действует понятие, так называемых, входных групп досмотра. По мнению экспертов, это результативная мера по обеспечению безопасности объектов массового скопления людей, которым является аэровокзальный комплекс. Признанные во всем мире лидеры в области разработки систем обеспечения безопасности Rapiscan Systems предлагают инновационные решения для оснащения входных групп: рентгенотелевизионное оборудование, арочные и ручные металлодетекторы, детекторы взрывчатых, наркотических веществ и прочее.

Другим уязвимым участком, требующим повышенного внимания, является контролируемая зона аэропорта, въезд на которую строго ограничен и регулируется как требованиями федерального законодательства, так и внутренними регламентами авиапредприятия. В рамках обеспечения безопасности периметра аэровокзала правомерно говорить о применении инженерно-технических средств охраны и оснащении контрольно-пропускных пунктов различными системами досмотра для проверки автотранспорта и ввозимых грузов.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» устанавливается порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра; порядок использования технических средств обеспечения транспортной безопасности; порядок проведения наблюдения и (или) собеседования; особенности досмотра на ОТИ и ТС на различных видах транспорта. Специалистами в сфере обеспечения безопасности, компанией AS&E, были разработаны мобильные станции, позволяющие сканировать крупногабаритные грузы и автотранспорт, не снижая пропускную способность КПП.

Одним из наиболее эффективных решений для проверки днища транспортных средств стала разработка американской компании Advanced Detection Technology – система Lowcam. Система является наиболее современной и экономически рентабельной альтернативой примитивного досмотрового зеркала и нескольких сотрудников охраны, окупая свою стоимость в течение первого-второго года эксплуатации.

Сертификация оборудования

Правила сертификации оборудования в сфере транспортной безопасности в России закреплены в ряде нормативно-правовых документов: это и требования Госстандарта и таможенного союза, и санитарно-эпидемиологические нормы (на соответствие требованиям радиационной безопасности) и др.

В 26 мая 2017 году вступило в силу предписание одного из самых неоднозначных нормативно-правовых документов — Постановления Правительства №969 от 26.09.16 г. «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Только по прошествии нескольких месяцев после вступления Постановления в силу появился список органов сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности: ФСБ, МВД, МЧС, Минтранс, Россвязь, а в следующих разъяснениях – схемы финансирования сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. По предложенным схемам, оборудование должно проходить сертификационные испытания за счет поставщика оборудования или субъекта транспортной инфраструктуры.

Размытые требования законодательства и технологии проведения проверок по-прежнему оставляют у экспертов неразрешенные вопросы и нуждаются в доработке, в том числе, и в части сертификации рентген-телевизионного оборудования. Однако, несмотря на довольно сырую проработку документа, требования которого не позволяют объективно судить о качестве и функциональных свойствах оборудования, его предписание носит обязательный для соблюдения характер.

Сложность и разнообразие явления терроризма на транспорте в современном мире требует постоянной работы над укреплением всех аспектов антитеррористической защиты, решения актуальных проблем и постановки новых задач. В прошлом году, в частности, введены в эксплуатацию шесть новых аэровокзальных комплексов, среди которых крупнейший международный аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону и аэропорт Перми. В оснащении аэровокзалов двухпроекционными рентген-телевизионными аппаратами и системами обработки багажа компания WEKEY приняла непосредственное участие.

В декабре 2017 глава Росавиации Александр Нерадько поручил всем аэропортам усилить антитеррористическую защиту и безопасность. По его распоряжению, во всех воздушных гаванях РФ пройдет массовая проверка систем безопасности. Каждый новый объект авиатранспортной системы России или модернизация существующих объектов — это важный шаг на пути к усовершенствованию безопасной, эффективной и стабильной инфраструктуры воздушного транспорта.

WEKEY – официальный дистрибьютор современного досмотрового оборудования ведущих мировых производителей. Обладая многолетним опытом в сфере аэровокзального оснащения и экспертным пониманием проблематики обеспечения антитеррористической защиты объектов воздушного транспорта, успешно реализует такие проекты, как: международный аэропорт «Внуково», международный аэропорт «Жуковский», аэропорт «Платов» и многие другие. WEKEY предлагает свой опыт и знания в данной области, чтобы сократить финансовые и временные издержки в процессе технологической модернизации аэровокзального комплекса.

Минтранс России готовит новую редакцию приказа «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»», следует из уведомления на портале проектов нормативных правовых актов. Текст документа пока не опубликован.

В сообщении говорится, что развитию региональной авиации сейчас мешает состояние инфраструктуры малых аэропортов, ограниченный потенциал пассажиропотока и высокая зарегулированность, которую можно сравнить с требованиями к крупным международным аэропортам.

Новая редакция готовится «в целях повышения инвестиционной привлекательности малых аэропортов, развития региональной авиации и повышение подвижности населения без снижения уровня антитеррористической защищенности объектов воздушного транспорта», говорится в уведомлении.

Публичное обсуждение новой редакции приказа будет проходить с 10 по 30 марта. Изменения могут вступить в силу в июне.

Сейчас большинство малых аэропортов принадлежит регионам, их эксплуатация низкорентабельна. В августе 2019 года “Ъ” писал о том, что правительство и аэропортовое сообщество обсуждают новый механизм развития малых региональных аэропортов. Сообщалось, что «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко готовы совместно взять под управление несколько десятков малых аэропортов на условиях концессии.

Господин Троценко позднее говорил журналистам, что приход частных инвестиций в малые аэропорты будет зависеть от решений государства. «Потому что объем капитальных вложений огромный, а нормативная база написана сейчас так, что мы должны выполнять все нормативы по безопасности и технические нормативы (как в крупных аэропортах.— “Ъ”)»,— говорил он.

Подробнее о планах по передаче малых аэропортов крупным холдингам — в материале “Ъ” «Аэропорты собирают под крыло».

Обеспечение авиационной безопасности на борту воздушного судна

  • О компании
  • Авиационная безопасность
  • На борту воздушного судна

С целью обеспечение авиационной безопасности на воздушных судах АО «Авиакомпания АЗИМУТ» установлены следующие правила поведения пассажиров.

Пассажиры имеют право:

  • требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки;
  • в случае, если их жизни, здоровью или личному достоинству угрожает опасность, обращаться к работникам АО «Авиакомпания АЗИМУТ» с просьбой о принятии мер по их защите.

Пассажиры обязаны:

  • при оплате и/или оформлении перевозки или на официальном интернет-сайте Авиакомпании ознакомиться и в дальнейшем соблюдать установленные в авиакомпании настоящие Правила поведения, а также Правила безопасности и Правила перевозки багажа в кабине;
  • безоговорочно выполнять требования работников наземных служб уполномоченных представителей, командира воздушного судна и других членов экипажа:
    • в аэропорту отправления на линии регистрации и этапе посадки на борт воздушного судна;
    • в пункте предполетного досмотра пассажиров и их ручной клади;
    • на борту воздушного судна до взлета и во время полета;
    • в аэропортах промежуточной посадки и конечного назначения.
  • размещать в салоне воздушного судна «ручную кладь» и «багаж в кабину» на специально отведенных для этого местах в соответствии с правилами перевозки багажа в кабине;
  • держать привязные ремни застегнутыми при включении табло «Застегните ремни» (рекомендуется держать привязные ремни застегнутыми в течении всего полета);
  • соблюдать общественный порядок.

На борту воздушного судна пассажирам запрещается:

  • создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, жизни, здоровью, чести и достоинству других пассажиров и авиаперсонала, а также допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и тем более физическое насилие;
  • во время полета употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна бесплатно и из ассортимента платного мини-бара;
  • находиться в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  • курить на борту воздушного судна в течение всего полета, в том числе электронные сигареты;
  • создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;
  • портить принадлежащее Авиакомпании имущество и /или выносить его с борта воздушного судна;
  • использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;
  • пользоваться электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета и посадки воздушного судна;
  • вскрывать до окончания полета опломбированные пакеты магазинов беспошлинной торговли.

Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром воздушного судна Правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации (п. 6 ч.1.ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Во время полета воздушного судна согласно статьям 6,7,8,9,12, 13, Конвенции и статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности полета командир воздушного судна имеет право:

  • принимать окончательное решение о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета, возвращении на аэродром или вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета в целях спасения жизни людей;
  • в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому, находящемуся на борту воздушного судна лицу, и требовать их исполнения;
  • применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна;
  • удалять таких лиц с воздушного судна по прибытии на ближайший аэродром, а в случае совершения деяния, содержащего признаки административного правонарушения или преступления, передавать их правоохранительным органам.

Согласно политике, которой придерживается Авиакомпания в отношении употребления пассажирами алкогольных напитков, члены кабинного экипажа воздушного судна имеют право:

  • прекратить обслуживание алкогольными напитками пассажиров, находящихся в состоянии как алкогольного опьянения, так и любой другой интоксикации;
  • для соблюдения законодательства Российской Федерации и требований авиационной безопасности и безопасности полета изымать у пассажиров на время полета (с последующим возвратом по его окончании) принадлежащие им алкогольные напитки, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропортах или на борту воздушного судна.

При совершении ближайшей запланированной или вынужденной посадки в случае нарушения пассажиром Правил поведения, создающего угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также в случае невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна могут быть применены следующие меры:

  • удаление пассажира-нарушителя с борта воздушного судна и одностороннее расторжение авиакомпанией уже заключенного договора воздушной перевозки пассажира без компенсации его стоимости (на основании ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации);
  • наложение и взимание установленного в государстве посадки штрафа, а также компенсация причиненного пассажиром авиакомпании материального ущерба, в том числе (в случае вынужденной посадки) — за совершение вынужденной посадки;
  • передача пассажиров-нарушителей правоохранительным органам в случае совершения ими деяния, содержащего признаки преступления.

Ответственность пассажиров за нарушение Правил поведения предусматривает:

  • на внутренних авиалиниях Российской Федерации — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • на международных авиалиниях — в соответствии с требованиями международного воздушного права и законодательства, действующего в государстве посадки, независимо от того, в каком государстве зарегистрировано или эксплуатируется использовавшееся для выполнения рейса воздушное судно;
  • граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов страны преступление, направленное против граждан или имущества Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Уголовного Кодекса Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по возвращению в Россию, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Санкции, применяемые к нарушителям Правил поведения:

  • невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2009 № 336-ФЗ), предусматривающей наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей(п.4 ст. 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 336-ФЗ).
  • возмещение пассажиром-нарушителем материального ущерба, причиненного им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;
  • удаление пассажира-нарушителя с борта воздушного судна в ближайшем пункте его посадки, а в случае совершения самолетом вынужденной посадки — возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесенных авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;
  • передача пассажира-нарушителя в правоохранительные органы независимо от государства посадки (тюремное заключение в отдельных странах — сроком до двух лет);
  • информирование компетентных органов с целью аннулирования виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;
  • придание инциденту максимальной огласки в средствах массовой информации и на специальных интернет-сайтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *