Паттерна

Что такое паттерн поведения?

Паттерн поведения – это привычка действовать определенным образом в определенной ситуации. По сути все наше поведение можно свести к набору паттернов. Какие-то из них могут быть продуктивными, какие-то деструктивными. Продуктивные паттерны проявляются в адекватных отношениях между людьми, деструктивные — провоцируют конфликты и мешают человеку воплощать себя и реализоваться в мире.

Как формируется паттерн поведения? Паттерн поведения может быть сформирован еще в детстве и тогда за ним может стоять множество глубинных установок и убеждений личности, «раскопать» которые – отдельная и довольно трудная работа. Однако паттерны, сформированные при жизни любой человек может обнаружить самостоятельно, проанализировав собственный опыт.

Что нужно знать о паттернах?

  • Все деструктивные паттерны поведения изначально были сформированы как продуктивные, однако наше окружение меняется и меняемся мы сами.
  • Один и тот же паттерн проявляется в схожих ситуациях с любыми участниками.
  • Нельзя «выличить», избавится от паттерна. Когда паттерн обнаружен его надо постоянно отслеживать в своем поведении и усилием воли контролировать, а это тяжелый труд.
  • Я расскажу вам один из путей с помощью которого можно обнаружить свой паттерн поведения:

    Шаг 1: Напишите (как можно более подробно!) ситуацию ЛЮБОГО конфликта. Попробуйте представить, что пишите главу книги, со всеми диалогами и описанием значимых событий

    Например: я подошла к начальнице и сказала, что мне нужно уйти пораньше, мои руки дрожали как и мой голос, я посмотрела на нее, она так подняла брови и сверлила меня глазами, я поняла, что ничего мне не светит, сказала «извините», убежала в свой кабинет и еще пол часа сидела и чувствовала себя дурой.

    Шаг 2: Отвлекитесь и спустя время перечитайте свою историю. Разложите ее по пунктам: что думала чувствовала и хотела каждая сторона конфликта.

    Я

    На мой взгляд начальница

    Поведение

    Подошла попросить. Извинилась. Ушла

    Сверлит глазами, поднимает брови

    Мысли

    «Мне ничего не светит»

    «Как она смеет от меня что-то требовать!»

    Чувства

    унижение

    Раздражена, ненавидит меня

    Желания

    Хочу уйти пораньше

    Хочет чтобы я больше работала

    Шаг 3: Самый сложный!! Попробуйте описать что именно произошло в той ситуации. Опирайтесь на составленную ранее таблицу и задайте себе вопрос, когда в моей жизни уже было что-то подобное?

    В данном примере:

    Терапевт: были ли еще случаи, когда Вы подходили к человеку попросить то, что вам хочется и, еще не получив полноценного ответа, интерпретировали эту ситуацию как неуспешную для Вас и действовали так, как будто бы действительно получили отказ?

    Клиент: да, знаете была ситуация с моим ребенком, он сейчас подросток и я хочу проводить с ним больше времени вместе: я подошла к нему и хотела предложить сходить со мной в магазин, но когда я посмотрела на него, то решила, что он не согласится, ведь ему скучно со мной и поэтому я просто пошла в магазин одна, даже не спросив его.

    Очень важно: вспомнить как можно больше случаев, которые были у вас в жизни, ведь чем больше случаев, тем конкретнее и четче будет сформулирован паттерн!! (в данном примере мы можем дополнить паттерн тем, что у клиентки имеются доля самоуничижения, она заведомо предполагает самый худший вариант). В примере мы ограничимся двумя ситуациями и то не проанализировав вторую подробно, но если вы действительно хотите разобраться в себе не упускайте деталей, ищите как можно больше ситуаций, ищите что их объединяет и чем они отличаются.

    Шаг 4: Поиск ресурса. Если мы находим паттерн, но нам очень важны ситуации, в которых он НЕ срабатывает. Это поможет нам понять на что человек может опереться в своей работе, чтобы действовать в дальнейшем вопреки паттерну.

    В нашем примере мы сформулируем вопрос клиентке следующим образом: постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы просили другого человека о чем-то, что вам хочется и дожидались его ответа (как согласия, так и не согласия) и действовали в соответствии с этим ответом.

    Клиент: да и часто, по работе, например, когда я звоню клиенту и предлагаю услуги: если соглашаются, я сообщаю информацию, если нет, то прощаюсь с человеком, говорю «всего доброго» и все. Никаких эмоций.

    Терапевт: в чем разница между этими ситуациями? Что помогает вам в ситуации с клиентами?

    В процессе этого этапа анализа ситуации выясняется, что клиента переживает именно из-за того, что затрагивает ее идентичность (как хорошей матери или хорошей сотрудницы) и так мы вышли на ценности, которые клиентка защищает.

    Последний шаг 5: описать паттерн полностью и обдумать как его можно было бы переформировать.

    На этом шаге, как психолог-консультант, я предпочитаю написать небольшую притчу, которая позволит клиенту посмотреть на ситуацию со стороны. В этом случае если с клиентом сложились доверительные отношения, можно рассказать притчу о девочке, которая так боялась, что в магазине не будет сладостей, что решила не ходить в магазин.

    Этот случай – пример того, как привычка определенным образом защищать свои ценности, мешает человеку действительно их защищать. Если клиент может сам увидеть, насколько энергозатратно и нерационально его поведение, он сможет выстроить новый, более эффективный способ взаимодействия с другими людьми.

    Я надеюсь, что описанный выше путь и приведенный пример помогут вам найти причину ваших трудностей и негативных переживаний.

    Приветствую Вас, друзья!

    Слово «паттерн», применяется сегодня во многих сферах человеческой деятельности, однако, чаще всего используется в психологии, и именно в этой сфере данный термин представляет наибольший интерес. Сегодня мы узнаем, что такое «паттерн» в современном поминании, а также выясним, какими бывают паттерны, как они проявляются и какое влияние оказывают на нашу жизнь. Начнем.

    Что такое паттерн?

    Слово «паттерн» является производным от английского pattern (шаблон, узор, трафарет, образец). Сегодня оно используется программистами, математиками, дизайнерами, архитекторами, музыкантами и конечно же, психологами, для обозначения удачных решений, которые можно применять в качестве шаблонов.

    «Паттерн» в психологии — это естественные шаблонные реакции или модели поведения, формирующиеся у человека на основании жизненного опыта. Психологи используют слово «паттерн» в двух основных вариантах значения:

    1. Шаблонная модель поведения. Такие неосознанные шаблоны могут присутствовать в любых действиях, которые мы выполняем достаточно регулярно (чистка зубов, заваривание чая, мытьё посуды или выполнение рутинной работы)
    2. Заранее сформированная оценка (стереотипное восприятие). Наш мозг старается облегчить себе работу, поэтому для классификации внешних событий использует систему стереотипов. Оценка получается неполной и неточной, зато быстрой.

    С точки зрения физиологии мозга, паттерн формируется примерно так же, как и привычка. При этом он представляет собой целостную и достаточно сложную программу восприятия и поведения. У каждого паттерна имеется спусковой крючок, приводящий к срабатыванию «механизма». Интересно, что при этом весь шаблон воспроизводится полностью. К примеру, услышав запах хвои, многие люди начинают испытывать ностальгию по новогодним праздникам.

    Как работают паттерны?

    Нам свойственно воспринимать окружающий мир упрощенно, используя стереотипное восприятие и готовые модели поведения. С точки зрения природы данный подход является наиболее рациональным. Нам не приходится тратить время и прочие ресурсы на то, чтобы каждый раз заново придумывать способ реагирования. Мы просто запоминаем проверенную модель поведения и повторяем её в аналогичных условиях.

    Паттерны поведения формируются на протяжении всей жизни, но наиболее активно данный процесс идёт в детстве. Ребенок наблюдает за взрослыми и запоминает, как они ведут себя в бытовых ситуациях. Большую часть этих шаблонов он будет неосознанно применять в будущем, поскольку данный способ обучения заложен в человеке эволюцией. Для наших предков это был важный механизм выживания, и сегодня он играет большую роль в воспитании детей.

    Вышесказанное лишь подтверждает тот факт, что лучший способ привить ребенку правильные привычки – демонстрировать ему нужные модели поведения на собственном примере. Нередко люди в течение всей жизни сохраняют в неизменном виде поведенческие шаблоны, перенятые от собственных родителей в детстве. По мере взросления ребенок начинает анализировать паттерны и заимствует их уже не в таком явном виде, как раньше. Теперь он вырабатывает собственные привычки, опираясь на поведение людей, с которых берёт пример. Но даже во взрослом возрасте сохраняется склонность перенимать чужие шаблоны поведения.

    Виды паттернов

    Если вы правильно поняли, что такое паттерн, то уже догадались, что в большинстве случаев мы используем шаблоны поведения неосознанно. Для первобытных людей это был важнейший механизм выживания, ведь малейшее промедление было чревато смертью от хищника или другой неприятностью. Поэтому важно было быстро реагировать, не тратя времени на размышления.

    Для современного человека паттерны – это очень удобный механизм, позволяющий оптимизировать повседневную деятельность, не тратя времени и прочих ресурсов на принятие рутинных решений. И это вполне рациональный подход: если определенная реакция на событие оказалась правильной несколько раз, значит, и в будущем стоит поступать так же, не задумываясь.

    Существует три основных способа классификации, в рамках каждого из которых все паттерны можно разбить на две группы:

    1. Индивидуальные и социальные. К индивидуальным паттернам относятся личные привычки: то, как человек ест, водит машину, чистит зубы или принимает душ. К социальным шаблонам относятся привычки в общении и взаимодействии с другими людьми: вежливость, учтивость, колкие шутки и прочее.
    2. Врождённые и приобретённые. Врожденные паттерны – это реакции на внешние события, заложенные в нас на уровне инстинктов. Приобретенные – это модели поведения, формирующиеся в результате воспитания и накопления жизненного опыта.
    3. Позитивные и негативные. Разумеется, шаблоны поведения могут быть как хорошими, так и плохими. Одни помогают нам сохранять здоровье, повышать качество жизни, улучшать отношения с близкими, становиться сильнее и легче справляться с трудностями. Другие только мешают жить, отнимая время, ухудшая здоровье и прочие аспекты жизни.

    Как можно использовать паттерны?

    Человек, хорошо понимающий, что такое паттерн и как он работает, может предугадывать поступки окружающих людей. И это бывает очень полезно. К примеру, зная, что приятель долго не возвращает долги, можно предсказать, как он поступит, попросив денег в долг у вас. А если ваш знакомый любит сплетничать и постоянно рассказывает неприятные подробности об общих знакомых, то наверняка за вашей спиной он распускает сплетни и о вас. Это распространенный шаблон поведения – строить «доверительные» отношения, рассказывая сплетни.

    Также важно понимать, что паттерны, заложенные при воспитании, проявятся в человеке с возрастом. Поэтому жениху всегда советуют внимательно смотреть на будущую тёщу, чтобы понимать, какой станет его жена со временем. Здесь подразумевается, что паттерны воспитания проявятся с годами – когда супруги перестанут друг друга идеализировать.

    Есть и другой способ использования паттернов – провокационный. Зная, как знакомый ведёт себя в определенных ситуациях, можно использовать это в собственных интересах. Например, все мы с детства знаем, что можно элементарно заставить человека сделать что-то, «взяв его на слабО». В данном методе используется распространенный паттерн: практически каждый человек боится показаться слабым или трусом, поэтому может согласиться на какую-нибудь авантюру.

    Хорошо зная определенного человека, Вы можете найти полезные закономерности в его характере. В дальнейшем это можно будет использовать, если потребуется подтолкнуть его к нужному действию или решению. Можно использовать всё: гордость, неловкость, страх, вину, стыд и прочие чувства. Полезно также контролировать собственные паттерны и избегать ситуации, в которых кто-то попытается использовать их против вас.

    Распространенные поведенческие шаблоны активно используют маркетологи при продвижении товаров. Они сами заявляют, что порядка 85% эффективности маркетинга заключается именно в точном понимании паттернов, свойственных целевой аудитории продвигаемого товара. Они тщательно изучают, как люди ищут продукт, на что смотрят, как выбирают и как принимают решение о покупке. И грамотное применение данной информации позволяет продавать продукцию значительно эффективнее.

    Как паттерны влияют на человека?

    Наш мозг стремится оптимизировать свою деятельность, поэтому запоминает регулярно повторяемые действия и начинает выполнять их «на автомате». Иногда это действительно удобно, поскольку позволяет нам работать эффективнее. Но всегда присутствует и обратная сторона медали. Мы начинаем действовать механически, теряя гибкость поведения.

    Также некоторые паттерны закрепляются в виде вредных привычек и оказывают негативное влияние на нашу жизнь. В качестве примера можно назвать такие привычки как:

    • Употребление завтрака в спешке или на ходу. Данная привычка приводит к ухудшению пищеварения и здоровья в целом.
    • Утренняя чашка кофе на голодный желудок. Напиток кажется более ароматным и бодрящим, чем обычно, но скачок кофеина в крови наносит ущерб здоровью и снижает работоспособность в течение дня.
    • Чтение соцсетей перед сном. Данная привычка ухудшает засыпание и снижает качество сна, постепенно приводя к хроническому недосыпанию.
    • Акцентирование внимания на собственных неудачах. Несколько неприятностей, случившихся подряд, могут заставить человека считать себя неудачником. А дальше в дело вступает эффект Пигмалиона: неудачи случаются чаще и воспринимаются болезненнее, усиливая плохое настроение и провоцируя депрессию.
    • Грубость в общении. Привычка грубить может навредить как рабочему общению, так и личному.

    Подобных паттернов существует очень много, поэтому важно научиться находить их в собственном поведении и искоренять. Это непростая задача, но справившись с ней, можно значительно улучшить качество собственной жизни.

    Определенные стереотипы восприятия и шаблоны поведения есть у каждого из нас. Они формируются на протяжении всей жизни и оказывают огромное влияние на наше поведение. Зная, что такое паттерн и как он формируется, можно научиться эффективно программировать собственные привычки. Это позволит избавиться от негативных шаблонов поведения и заменить их позитивными. Умение замечать поведенческие паттерны у окружающих также будет полезным, поскольку поможет лучше понимать других людей и легче добиваться от них нужных поступков и решений.

    Деструктивные паттерны поведения с точки зрения Позитивной психотерапии.

    Если мы будем говорить только о деструктивных и вредных паттернах поведения (привычка действовать определенным образом в определенной ситуации), заложенных в детстве, то мы увидим лишь малую часть — симптом, которые причиняет беспокойство.
    В этом случае будет уместна притча о слоне, которого показывали в темном помещении:

    «Люди столпились вокруг, чтобы посмотреть на слона. Так как они не могли его разглядеть, то старались потрогать его, чтобы представить, на что он похож. Но слон был очень велик и каждый мог потрогать только его часть, к которой он прикасался. Один человек, касаясь хобота, сравнивал его с колонной. Другой, трогая кончик бивня, описывал слона, как что-то острое. Третий, стоявший возле уха, говорил, что он похож на веер, а четвертый, трогая спину слона — настаивал, что он прямой и плоский, как кровать».


    Каждый был прав, но никто из них не видел слона целиком. У любого человека помимо нарушений, есть возможности. Мне очень нравится подход к человеку в Позитивной психотерапии, созданный Носсратом Пезешкианом. Человек рассматривается не с точки зрения каких-то ограничений (узко), а воспринимается целостно (широко). И название метода как раз и происходит от латинского «positum», что в переводе означает «фактическое, данное». У человека достаточно сил и ресурсов, чтобы справиться с теми трудностями, которые у него есть.

    Как же тогда работать с деструктивными и вредными паттернами поведения?

    В первую очередь признать, что все поведенческие паттерны, которые есть у человека, имеют какое-то предназначение, смысл. До какого-то времени тот или иной симптом, паттерн поведения позволял справляться с трудной ситуацией. И это был, возможно, единственный доступный способ для человека. Но со временем, привычная модель поведения по каким-то причинам перестала работать и это начинает причинять беспокойство, вызывает конфликт, с которым чаще всего человек и обращается к психологу.

    Например, в родительской семье очень трепетно относились к порядку в доме: «В нашей семье все соблюдают порядок». И предположим, выполняя данное условие, ребенок вполне себе неплохо жил. Его поощряли, любили за соблюдение порядка, он получал много бонусов. Повзрослев, он для себя вынес: «Главное соблюдать порядок и все будет хорошо, меня будут любить».

    Устраивается молодой человек или девушка на работу и действует, так как он привык, придерживаясь концепции, которую он вынес из родительской семьи. А работодателю все равно аккуратный сотрудник или нет, ему главное, чтобы он был креативный, а вот эта аккуратность его бесит, он считает, что признаком креативности является как раз противоположное — творческий беспорядок на столе. И вроде бы вполне себе рабочий паттерн поведения в детстве, вдруг становится препятствием, причиной для беспокойства и конфликтов с руководителем».

    Какие здесь могут быть варианты? Либо необходимо пересматривать свои привычные паттерны поведения или менять работу и искать руководителя, который точно также будет ценить сотрудников за аккуратность.

    То же самое может произойти в отношениях, когда девушка изо всех сил старается быть аккуратной, чтобы получить любовь, признание от своего любимого, а это не срабатывает. И проблема заключается в том, что чаще всего концепции, которые мы выносим из детства, нами не осознаются. Мы действуем ровно так, как привыкли.

    О том, что привычные модели поведения не работают, нам сигнализируют наши чувства, тело и бессознательное — то, что никогда нас не обманывает. Внутренний конфликт является невидимым для нашего сознания, а на поверхности мы сталкиваемся с уже переработанным конфликтом в виде симптома – депрессивное состояние, психосоматика, конфликты с женой, мужем, детьми и др.

    Может ли человек сам проработать свои неверные паттерны или всегда необходим психолог?

    Если речь идет о вторичных способностях (поведенческих, социальных), таких как пунктуальность, усердие, аккуратность, чистоплотность, вежливость, тех, которые помогают нам социализироваться, направлены на познание мира, то возможно проработать их самостоятельно при достаточной мотивации. К слову сказать, многие тренинги, психологические онлайн курсы, как раз и направлены на развитие вторичных способностей, и некоторым действительно это помогает.

    Но если мы говорим о конфликтах, связанных с первичными способностями (эмоциональными): любовь, принятие, доверие, терпение, надежда, уверенность, то в этом случае никакие книги, психологические экспресс-методики не помогут. Данные способности развиваются только в отношениях. И в этом случае без помощи психолога уже не обойтись.

    Приведем примеры.

    Случай 1. Мужчину дважды увольняли с работы по причине опозданий на работу. Прежде чем устраиваться на следующую работу, он поставил себе цель, выработать привычку вставать вовремя. Составил себе план развития пунктуальности (вторичной способности), которому он следовал в течение месяца, через некоторое время данная модель поведения закрепилась и он благополучно устроился на работу и не испытывал больше затруднений в этой сфере.

    Случай 2. Между супругами постоянно возникают ссоры из-за ревности мужа. Мужу очень трудно поверить, что жена ему верна и любит его. Слова жены, что она ему предана и любит, не помогают справиться с недоверием мужа. В этом случае конфликт связан с дефицитом доверия, принятия самого себя. В нашем случае, скорее всего у мужчины такого опыта в детстве было недостаточно. Развитие первичных способностей у взрослых, конечно возможно, но для этого нужен другой человек, который смог бы выносить и принимать любые паттерны поведения, давать обратную связь и помогать в поиске ресурсов для развития первичных способностей. Таким человеком может стать психолог. Именно в терапевтических отношениях можно развить способность к доверию и принятию себя, научиться новым моделям поведения и постепенно применять этот опыт в своей жизни. Это очень кропотливая и длительная работа над собой. Можно сравнить развитие первичных способностей человека с выращиванием дерева, это эволюционный процесс, требующий достаточного количества времени.

    Как такие вредные установки влияют на жизнь взрослого человека?

    Если мы длительное время находимся в стрессе, то качество нашей жизни начинает страдать. И наша жизнь превращается в «День сурка»: мы падаем в одну и ту же яму раз за разом, наступаем на одни те же грабли. И можно всю жизнь так прожить, сетуя на судьбу и ничего не делать при этом. Но есть и другой путь – выйти из так называемой зоны комфорта и осмотреться вокруг для начала. Задать себе вопросы: «Чего хочу именно я? Что я могу для этого сделать?»
    Есть поговорка: «Если хочешь иметь то, что никогда не имел, то начни делать то, что никогда раньше не делал». Обращение к психологу может стать первой ступенькой для получения ответов на вышеуказанные вопросы. С рождения каждому человеку даны две базовые способности: к любви и познанию. В течение всей жизни мы стремимся удовлетворить их. Мы страстно желаем, чтобы нас любили, и мы могли любить; стремимся к новым знаниям, познанию мира. Эти способности остаются с нами на протяжение всей нашей жизни. Поэтому развитие человека возможно в любом возрасте.

    Если вы думаете, что приключения опасны,
    попробуйте рутину — это смертельно
    Пауло Коэльо

    У каждого человека есть интуитивное ощущение и представление о том, что два полушария мозга не являются зеркальными отражениями друг друга с абсолютно одинаковыми функциями. Каждый из нас хотя бы раз слышал (или даже согласен) о том, что левое полушарие – рационально-логическое, а правое – эмоционально-креативное.

    Действительно, сейчас никого не удивить заявлением о том, что правое и левое полушария абсолютно разные. Однако, мозг является одной из самых сложных для изучения структур и уже никто уверено не скажет чем же они различаются.

    Так, например, еще во второй половине девятнадцатого века Поль Брока и Карл Вернике продемонстрировали, что определенные повреждения левого полушария существенно влияют на речь. А нарушения речи обычно наблюдаются в результате именно левополушарных инсультов.

    Проблемы асимметричности полушарий также интересно описывает Э. Голдберг, работавший в Институте нейрохирургии им. Бурденко в лаборатории всемирно известного нейропсихолога А.Р. Лурии. Так, Э. Голдберг пишет, что подружившись с несколькими детскими нейрохирургами, любил слушать как они делятся странными и загадочными случаями в больничной столовой. Одной из таких история была та, где несмотря на отсутствие исследований и рациональных подтверждений, все единогласно утверждали, что у очень маленьких детей повреждение правого полушария бывало крайне разрушительным, а повреждение левого полушария было относительно малозначащим.

    Эти утверждения были прямо противоположными тому, что должно происходить и происходит во взрослом мозге. У взрослых левое полушарие часто называется доминирующим и считается особенно важным. Нейрохирурги часто не склонны делать операции на левом полушарии из опасения затронуть речь. С другой стороны, правое полушарие нередко считается менее значимым. В старой литературе оно часто называлось «второстепенным полушарием». Нейрохирурги в общем чувствуют себя спокойнее, оперируя на правом полушарии, и электросудорожная терапия (ЭСТ) часто применяется к правому, но не к левому полушарию.

    Возможно ли, что левое полушарие посвящено языку и поэтому «бездействует» до полного развития языка? Это могло бы объяснить отсутствие эффекта при поражении левого полушария у детей! К сожалению, нет, так как оно не объясняет тяжелые последствия поражения правого полушария.

    Скорее можно предположить, что в ходе развития произошёл некий широкий разброс функций между двумя полушариями, от правого к левому, и что он не ограничен исключительно освоением языка. Это привело Э. Голдберга к идее о том, что различия между двумя мозговыми полушариями основано на различии между когнитивной новизной и когнитивной рутиной. Может быть, правое полушарие особо искушено в обработке новой информации (что больше нужно детям), а левое полушарие особо искушено в переработке рутинной, знакомой информации (что больше нужно взрослым)?

    Лауреат Нобелевской премии психолог Герберт Саймон убеждён, что обучение заключается в накоплении легко распознаваемых паттернов.

    Новое и привычное — это определяющие характеристики психической жизни любого существа, способного к обучению. В случае простого инстинктивного поведения пусковой стимул обычно «привычен» и степень «привычности» не меняется с частотой воздействия стимула. Ответ организма вполне сформирован с самого начала и не меняется на всем протяжении жизни. Предполагается, что опыт не меняет нейронную инфраструктуру, что передает ответную реакцию на тот или иной стимул. Примером такого поведения являются простые рефлексы. Если ваш нос чешется, вы чешете его автоматически и не думая. Эта реакция не является результатом обучения и не изменится на протяжении жизни.

    У высших животных, включая человека, мозг наделён мощной способностью к обучению. В отличие от инстинктивного поведения, обучение, по определению, является изменением. Организм сталкивается с ситуацией, для которой он не имеет готового эффективного решения. В ходе повторяющегося столкновения с подобной ситуацией со временем возникают адекватные стратегии реагирования. Длительность времени, или число итераций, требуемых для возникновения эффективных решений, широко варьируется. Иногда процесс ограничивается одной встречей (так называемая «ага-реакция»). Но неизменно происходит переход от отсутствия эффективного поведения к возникновению эффективного поведения. Этот процесс называется «обучением» и возникающее (или преподанное) поведение называется «выученным поведением». На ранней стадии любого процесса обучения организм сталкивается с «новизной», а финальной стадией процесса обучения является «рутинизация» или «фамильяризация». Переход от новизны к рутине — это универсальный цикл нашего внутреннего мира. Это ритм наших умственных процессов, развёртывающийся в различных масштабах времени.

    Роль обучения и выученного поведения возрастает в ходе эволюции по отношению к инстинктивному поведению. Возможно ли, что возникновение структурных и химических различий между двумя полушариями было вызвано эволюционными задачами оптимизации обучения? Возможно ли, другими словами, что существование двух различных, отдельных, но взаимосвязанных систем — одна для новизны и другая для рутины — способствует обучению?

    Привязывание новизны к правому полушарию, а когнитивной рутины к левому приводит к совершенно новому способу рассмотрения мозга. Традиционное понимание ролей полушарий в познавательной деятельности было статичным и не учитывало индивидуальных различий. Определённые функции, например язык, мыслились неизменно привязанными к левому полушарию. Другие функции, например, обработка пространственной информации, предполагались столь же нерушимым образом связанными с правым полушарием. Стандартный учебник нейропсихологии или поведенческой неврологии даёт фиксированные карты привязки структур к функциям, без учёта каких-либо динамических изменений в природе этого картирования. Что стало с древней мудростью Гераклита, что «невозможно войти дважды в одну и ту же реку»? Почитаемая во многих отраслях нейробиологии, эта, казалось бы, самоочевидная истина многие годы игнорировалась в нейропсихологии. Более того, традиционная нейропсихология и поведенческая неврология молчаливо подразумевают, что функциональная топография у всех людей одинакова, независимо от их образования, профессии, или жизненного опыта. Но это тоже противоречит здравому смыслу. Могут ли фотограф-портретист и музыкант использовать в точности те же части мозга, рассматривая лица и слушая музыку?

    С другой стороны, новизна и рутина относительны. То, что является новым для одного человека сегодня, станет рутиной завтра, через месяц или через год. Поэтому отношения между двумя полушариями должны быть динамичными, характеризуемыми постепенным сдвигом центра когнитивного контроля задачи от правого полушария к левому. Более того, то, что ново для меня, может быть знакомым для вас, и наоборот. Поэтому функциональное отношение между двумя полушариями несколько различно у разных людей.

    Подытоживая можно сказать, что зависимости от образования, профессии и жизненного опыта, то, что ново для одного человека, — рутина для другого. Поэтому роли двух полушарий в познавательной деятельности динамичны, относительны и индивидуализированы.

    Паттерны для работы на Forex. Роль паттернов в техническом анализе

    Тот, кто только начинает свою торговую деятельность на рынке Forex, часто задается вопросом, каким образом можно прогнозировать ценовое движение различных активов. Оказывается, это вполне реально.

    Графические модели уже давно используются в качестве инструментов технического анализа всех финансовых рынков. Эти фигуры, часто называемые паттернами, прекрасно отрабатывают рыночные ситуации, имевшие место ранее. Они и помогают сделать прогноз на будущее.

    Фигуры продолжения рыночного движения

    Паттерны могут быть фигурами продолжения рыночной тенденции или указывать на разворот тренда в другую сторону.

    Модели продолжения рыночного движения обычно формируются в период его временной остановки. Борьба между «быками» и «медведями» приобретает выжидательный характер. Торговые объемы сделок снижаются, что нисколько не указывает на слабость тренда, а говорит лишь о временной паузе.

    Паттерны продолжения, в отличие от моделей разворота, формируются гораздо быстрее. Мастерство настоящего трейдера заключается в том, чтобы суметь их своевременно выявить и правильно интерпретировать. Типичными представителями фигур продолжения можно считать «треугольник», «флаг», «вымпел».

    На рисунке представлен нисходящий треугольник, который подтверждает продолжение «бычьей» тенденции актива GBPUSD на часовом графике. В данном случае пробитие линии сопротивления послужило сигналом для открытия короткой позиции.

    Фигуры разворота рыночного движения

    Хотя период их формирования больше, чем у паттернов продолжения, их также можно увидеть на графиках активов. Яркие представители разворотной тенденции: «голова и плечи», «двойное дно», «тройное дно», «двойная вершина», «три вершины».

    На рисунке видна модель «голова и плечи». Она сформировалась на вершине восходящего тренда и была предвестницей разворота ценового движения. После пробития линии шеи цена стремительно пошла вниз. Момент пробития — точка входа в рынок на продажу. По рисунку видно, что инвесторы получили довольно приличный профит в результате данной сделки.

    Определение качественного паттерна

    Для трейдера крайне важно определить качественную модель продолжения или разворота тенденции. От этого зависит момент входа в рынок и конечный результат сделки. Некорректно открытый ордер сулит неоправданной потерей средств на депозите. Правильно определенная точка входа может предоставить трейдеру хорошую прибыль, иногда гораздо большую ранее прогнозируемой.

    Для каждой графической модели существуют свои критерии качества. Можно рассмотреть их на примере фигуры «три вершины». Во-первых, паттерн формируется на вершине восходящего тренда, во-вторых, трижды протестировав поддержку, цена пробивает ее (только в этом случае модель считается завершенной), в-третьих, обычно после пробития цена опять тестирует уровень поддержки, являющийся теперь уже сопротивлением.

    Для определения качественной модели разворота и продолжения тенденции следует обязательно научиться разбираться в рыночной ситуации, уметь сочетать технический и фундаментальный анализы. Новостные события имеют большое значение для прогноза дальнейшего ценового движения, поскольку волатильность активов в преддверии важных экономических и политических событий существенно снижается. В это время иногда и происходит формирование паттернов. Если новостной фон совпадает с действием образовавшейся графической модели, она отрабатывает намного сильнее.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *