Трансферт

Трансферт

В последнее время в бюджетном регулировании в России довольно часто употребляется термин «трансферт», который связывают с финансовой помощью в ходе бюджетного выравнивания. Несмотря на частое употребление, понятие трансферта практически не разработано отечественной наукой. Большинство авторов-экономистов относят трансферты к передаточным платежам безвозмездного и безвозвратного характера в виде формы перераспределения государственных бюджетных средств, приравнивая их к дотациям, и отмечают их отличие от субвенции; некоторые исследователи отождествляют трансферты со всей системой оказания межбюджетной финансовой помощи, что вызывает возражения других.

Трансферт — это:

1) перенос результатов сделки с одного счета на другой;

2) письменный приказ банка своему корреспонденту выдать определенную сумму денег лицу, указанному в этом приказе;

3) передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому и регистрация передачи собственности в регистрационных реестрах (книгах) компании. После такой регистрации дивиденды, финансовые отчеты, объявления о собраниях и т.д. высылаются компанией новому владельцу;

4) перераспределение акций АО на основе трансфертного документа среди своих акционеров;

5) в Российской Федерации применительно к бюджетной сфере понятие “Трансферт” означает перевод средств в бюджеты (дотация) нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под “Трансфертом” понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

В юридической литературе исследование термина «трансферт» как объекта бюджетных правоотношений находится пока на начальной стадии, поскольку его законодательное оформление еще не завершено, не ясна и его финансовая сущность.

Признаком дотации в трансферте является определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего законодательного (представительного) органа власти в нижестоящий бюджет в форме безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи в целях выравнивания его минимальной бюджетной обеспеченности (при недостаточности собственных и регулирующих доходов).

Признаком субсидии в трансферте выступает выделение денежных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов. Долевое финансирование целевых расходов заключается в том, что с помощью трансферта покрывается часть текущих расходов нижестоящего бюджета бюджетной системы России (например, заработная плата работникам бюджетной сферы, оснащение школ учебной литературой, снабжение больниц медикаментами и т.д.). Трансферты не должны покрывать капитальные расходы бюджетов.

Поскольку термин «трансферт» довольно часто используется для обозначения экономических отношений, возникающих по поводу перераспределения части национального дохода в ходе бюджетного выравнивания, в том числе он упоминается и в БК РФ, то для того, чтобы придать термину «трансферт» нормативную урегулированность, необходимо сначала раскрыть его правовую сущность, а затем закрепить в понятийном материале Бюджетного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем трансферт как форму финансовой помощи федеральный парламент должен закрепить в специальном финансовом законодательстве, что придаст межбюджетным отношениям большую урегулированность и не породит очередную правовую коллизию.

Поскольку в последнее время устоялось мнение, что кредитные ресурсы государства оказывают немаловажное воздействие на процесс бюджетного регулирования и в целом способствуют установлению слаженных межбюджетных отношений в федеративном государстве, то существенную научную и практическую ценность представляет исследование таких форм финансовой помощи, как бюджетная ссуда и бюджетный кредит.

Важной отличительной чертой правового положения бюджетной ссуды от других форм финансовой помощи является использование бюджетной ссуды как метода бюджетного регулирования на стадии исполнения бюджета, тогда как иные формы применяются на стадии его составления.

Финансовое право в основе рассматривает три вида Трансфертов: Межбюджетные, нефтегазовые и трансферты населению.

Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее формы межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Объем указанных дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя которые могут быть получены консолидированным бюджетом, субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения социально-экономических географических климатических и иных объективных факторов и условий влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Проект распределения дотаций между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

В составе федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности в целях реализации ими отдельных расходных обязательств. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд финансирования расходов.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий субъектам Российской Федерации на цели или в соответствии с условиями не предусмотренными федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не допускается.

Порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и их объем устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода и не более 10 процентов общего их объема утвержденного на второй год Федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов в том числе и субсидии могут не распределяться между субъектами Российской Федерации Средства фонда направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации:

по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий;

на выплату ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законодательством;

на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемного родителя;

на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и др.

В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им отдельных полномочий Российской Федерации, предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации. Распределение субвенций между субъектами Российской Федерации осуществляется по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг.

Указанные методики распределения субвенций представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета включается в проект федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении данного проекта во втором чтении. Допускается выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для их предоставления местным бюджетам Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений входящих в их состав.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Нефтегазовый трансферт — это часть средств федерального бюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

В целях осуществления нефтегазового трансферта в составе федерального бюджета на основании ст. 969 БК РФ образуется Резервный фонд. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Вводя понятие «трансферты населению», закон точно определил его юридическое содержание, устанавливая виды трансфертов. К ним отнесены ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, которые установлены государственными нормативными актами и актами органов местного самоуправления; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов населения, возникающих как результат принятия государством решений, увеличивающих бюджетные расходы или сокращающих бюджетные доходы и ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

ТРАНСФЕРТ

ТРАНСФЕРТ (англ. transfer) – односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации. Значит. часть Т. носит социальный характер: разл. выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме. В бюджетной сфере под Т. понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет др. уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью Т. региональные и местные бюджеты, органы соц. защиты населения получают средства для финансирования обязат. выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, др. соц. выплат, установл. гос. законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления. В России к Т. относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов (см. Межбюджетные отношения) или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федер. бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в %) субъектов РФ или муницип. образований в фондах. Принятый в России со II кв. 1994 метод определения величины Т. состоит в установлении относит. нуждаемости в бюдж. средствах конкретного тер. образования по сравнению с др. тер. образованиями, также испытывающими потребность в финанс. помощи. Такой подход (если исключить капиталовложения, к-рые могут иметь большие перепады по годам) достаточно достоверно и устойчиво отражает «наиболее бедные», «бедные» и «благополучные» в финансовом отношении тер. образования. Объем же фонда финанс. поддержки определяется исходя из возможностей соответственно федер. бюджета и бюджета субъекта РФ. С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономич. практике термин Т. стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (см. Всемирный банк) и переходом статистики на систему национальных счетов. Различают текущие и капитальные Т. Текущие Т. осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др. Капитальные Т. – единоврем., значит. по масштабу безвозмездные передачи средств, связ. с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капит. вложения из бюджета; продажа осн. фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др. Текущие и капит. Т. могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.). В функцион. классификации расходов Т. неприбыльным (некоммерческим) орг-циям соц. сферы проходят по соотв. разделам, а Т. населению отражаются в осн. в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика». Капитальные Т. подразделяются на: Т. внутри страны (взносы в уставные фонды пр-тий и орг-ций, средства, передаваемые на финансирование капит. вложений или капит. ремонта, покрытие пр-тиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь осн. фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат осн. сумм кредитов, предоставленных банками пр-тиям и населению и др.), и Т. за границу (безвозмездная помощь и т.п.). В банковском деле Т. называется перечисление средств с одного счета на другой.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Трансферт — операция в системе национальных счетов. Экономический субъект предоставляет товары, услуги или активы другой стороне, не получая от нее возмещения взамен.

Трансферт простыми словами

Один человек имеет какие-либо ценные бумаги, документы на какое-то здание или просто деньги. И хочет передать это другому человеку или организации безвозмездно, скажем, в качестве помощи. Для этого он просто оформляет это документально и ставит свою подпись. Все, теперь владелец — тот, на кого переписаны эти материальные ценности.

Сущность и виды трансферта

Трансферт — различные платежи, услуги или товары, перераспределяемые на федеральном уровне на безвозмездной основе:

  • перемещение средств между счетами субъекта в результате сделки;
  • передача права собственности на ценные бумаги;
  • перераспределение акций общества между учредителями;
  • перемещение денежных средств из фонда поддержки регионов в бюджеты нижнего территориального уровня.

Трансферт включает в себя различные инструменты: дотации, субвенции и другие пособия.

Трансферт различается по видам:

  • текущий трансферт — отчисления подоходного налога, социальное страхование, пособия, добровольные взносы, подарки, штрафы;
  • капитальный вид — передача права собственности активов на безвозмездной основе.

Бюджетный трансферт

Официальный трансферт в госбюджете — безвозмездное необязательное поступление в виде дотации, субвенции, дарения, полученного от национального или иностранного учреждения государственного управления.

Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели. Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ — нецелевой трансферт.

Целевой трансферт — перемещение средств на определенные правительственные задачи. Программа — хороший метод передачи ресурсов для функций, важных с точки зрения Правительства.

Цели трансферта

Трансферт предоставляется для выполнения задач:

  • обеспечение вертикального баланса бюджета;
  • горизонтальное выравнивание дохода;
  • выравнивание доходов населения услугами, финансируемыми из казны;
  • стимуляция местных органов власти к политике, отвечающей интересам региона.

Трансферт из бюджетов всех уровней

Из федеральной казны страны трансферт предоставляется как помощь субъектам РФ, субсидирование программ правительства, бюджетные ссуды регионам и другие безвозмездные перечисления.

Трансферы предоставляются на условиях:

  • соблюдение субъектами бюджетной и налоговой базы;
  • отсутствие долга перед федеральной казной;
  • запрет на предоставление госкредита из казны юридическим лицам.

Если в течение двух последних лет доля дотации превысила 50%, то средства предоставляются после подписания договора с Минфином страны о мерах по увеличению эффективности расхода бюджетных денег.

Трансферы предоставляются из бюджета субъекта:

  • субвенция местной казне из регионального фонда;
  • субсидии для долевого финансирования правительственных программ и приоритетных расходов на социальные нужды;
  • государственные кредиты из казны на год.

Местные бюджеты также предоставляют трансферт — дотации, обеспечивающие финансовую поддержку населению, и субсидии, направленные на решение муниципальных задач.

Любой вид трансферта — правительственный инструмент органов власти, помогающий регулировать финансы отдельных субъектов страны.

Ваш репост и

Поставьте оценку

Оптация и трансферт, понятие, основные положения.

К способам приобретения гражданства, связанным с территориальными изменениями, относятся оптация и трансферт.

Оптация — это приобретение гражданства на основе его выбора в связи с территориальными изменениями. Лица, проживающие на части территории одного государства, переходящей под суверенитет другого государства, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке. Право оптации заключается в праве лица выбрать себе гражданство: либо оставить гражданство того государства, на территории которого оно проживало ранее, либо приобрести гражданство того государства, под суверенитет которого переходит эта территория. В случае оставления прежнего гражданства лицо должно в определенный срок покинуть территорию своего проживания, в случае выбора нового гражданства-оно остается в месте своего проживания

Примерно такое же определение оптации дает Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева: «оптация- выбор гражданства, …. Право оптации возникает в ряде случаев, связанных с двойным гражданством. Оно устанавливается также в международных договорах, регулирующих переход территории от одного государства к другому, причем распространение нового гражданства на население территории, переходящей к новому государству, сочетается с предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства. Осуществление права оптации в этом случае обычно сопровождается обязанностью выезда из страны….».*

Так 29 июня 1945 года между СССР и Чехословацкой республикой был заключен договор о Закарпатской Украине. Статья 2 Протокола к этому договору содержала договоренность сторон о том, что лица украинской и русской национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют право оптации (приобретения) гражданства СССР в течение до 1 января 1946 года. Оптация происходила в соответствии с законодательством СССР и становилась действительной только с согласия властей СССР. Это же право получали лица |чешской и словацкой национальностей, проживавшие на тер-ритории Закарпатской Украины и желавшие сохранить гражданство Чехословакии. Лица, получившие право оптации, должны были в течение 12 месяцев

*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

переселиться в страну, гражданство которой они намерены были приобрести.

Такой же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством СССР и Польским временным правительством национального единства относительно лиц польской и еврейской национальностей, желавших переселиться в Польшу, а также лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской национальностей, проживавших на территории Польши и желавших переехать в СССР.

Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых, во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе доб-ровольного выбора гражданства.

Трансферт- это «передача населения территории, переходящей из-под суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из одного гражданства в другое».*

Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между государствами на основе международного соглашения. И хотя современное международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т. е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки имел место в нескольких случаях как исключение.

Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом, подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария) по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции (за некоторыми исключениями).

Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах немецкое население служило поводом для интервенции немецких войск.

*Л.Д.Тимченко Международное право учебник — Х., 1999 г.

Оптация: понятие, правила, особенности

Гражданство является одной из фундаментальных составляющих государства: данные понятия фактически не могут существовать друг без друга. Условия и правила получения гражданства любой страны зависят от оснований его приобретения. Как правило, его можно получить в общем порядке. Однако далеко не всегда предоставление гражданства происходит в рамках стандартных процедур. Одним из таких нестандартных случаев является оптация – процедура предоставления гражданства, основанная на выборе, который вызван территориальными изменениями. Разберемся в ней подробнее.

Приобретение российского гражданства

Согласно статье 3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, гражданством является устойчивая юридико-правовая связь между Российским государством и его гражданами. Она выражается в возникновении взаимных прав и обязанностей.

Статья 11 вышеуказанного закона предусматривает четыре возможных способа приобретения российского гражданства:

  • получение по рождению на территории РФ или от россиян (хотя бы одного из них);
  • натурализация, то есть выдача паспорта в результате выполнения условий, в частности длительного проживания на территории РФ;
  • восстановление паспорта для тех, кто ранее вышел из российского гражданства;
  • приобретение гражданства в результате оптации.

Каждый из вышеуказанных случаев имеет свои процедурные особенности. Так, если для натурализации необходимо прожить на территории РФ не менее 5 лет, то восстановление возможно уже после 3 лет постоянного жительства в России. По рождению же гражданство вообще предоставляется автоматически – лишь на основании записи о родителях или о месте рождения.

Мы же предлагаем остановиться на оптации.

Оптация: что это

Для начала разберемся, что собой представляет данная процедура. В первую очередь, оптация гражданства является способом приобретения паспорта той или иной страны. Такая возможность, как правило, возникает либо у лиц, имеющих два паспорта, либо у лиц, проживающих на территории, которая в результате тех или иных событий (например, подписания международного договора) перешла в собственность другого государства.

В основе процедуры лежит право выбора (в переводе с лат. optatio – выбор), поэтому оптацией называется именно право выбора лицом наиболее подходящей ему гражданской принадлежности; более широкий смысл данного понятия предполагает возможность выбора гражданства независимо от оснований для возникновения такого выбора.

Учитывая это, оптация является исключительным основанием приобретения паспорта.

Самая распространенная причина ее применения – это переход территории проживания лица под юрисдикцию иного государства. В данном случае лицо может приобрести гражданство своего нового государства либо же остаться гражданином страны, в границы которой территории входили ранее. Примечательно, что такое мероприятие не исключает возможности возникновения двойного гражданства, если договор между странами или их внутреннее законодательство этого не запрещает.

Следует учитывать, что международно-правовая практика позволяет применять оптацию не только в массовом, но и в индивидуальном порядке – например, при вступлении в брак. Кроме того, нужно отметить, что оптация основана исключительно на волеизъявлении гражданина: выбор лицом гражданства при изменении границ государств должен быть исключительно свободным и не содержащим принуждения.

Как возникает оптация

Как мы уже сказали, оснований для применения оптации может быть множество: все зависит от сути договоренности между государствами, которые планируют ее применять. Чаще все возникновение права на применение процедуры связано с территориальными преобразованиями.

Так, оптация, как основание приобретения гражданства при изменении государственных границ может возникать в случае:

  • возникновения нового государственного образования в результате отделения территорий;
  • распада страны на несколько новых государственных образований;
  • перехода части территории одного государства под юрисдикцию и в государственные границы другого.

При этом право на выбор гражданской принадлежности не возникает автоматически. Определение гражданства лицами, проживающими на изменивших суверенитет территориях, должно происходить в порядке, установленном международным договором, подписанным между двумя и более странами (одна из которых Россия), между которыми произошли территориальные изменения. Если данный порядок будет нарушен и выбор гражданской принадлежности будет произведен вне рамок международного договора, это чревато коллизией, когда гражданство по факту будет изменено, однако такой факт не будет признан международным сообществом.

Яркий пример оптации – переход Закарпатья из Чехословакии в границы СССР. По подписанному между странами договору, украинцы и русские, проживающие на территории Чехословакии, как чехи и словаки, проживающие на территорию Советского Союза, получили право выбора между гражданством двух указанных стран.

Права населения при оптации

Как мы уже говорили, оптация в подавляющем большинстве случаев осуществляется в порядке и по условиям, предусмотренным договором между странами, которые ее проводят. Право на выбор иного гражданства лица, проживающего на территории, изменившей свою юрисдикцию, как и право на сохранение бывшего гражданства, если страна продолжит свое существование после преобразования, является незыблемым. Оно обязательно должно быть предоставлено населению в соответствии с принципом добровольности выбора гражданства при оптации. В противном случае процедуру нельзя считать таковой, соответствующей международно-правовым принципам.

Человек имеет право выбрать гражданство той страны, которой посчитает нужным, однако такой выбор чреват для него определенными последствиями. Так, на практике распространены случаи, когда международные договоренности об оптации предусматривали не только возможность выбора гражданства, но и обязательное перемещение на территорию государства, гражданская принадлежность к которому была выбрана. В уже упомянутом выше случае с Закарпатьем право оптации предполагало переезд населения на территорию выбранной ими страны в течение года после совершения выбора.

Отметим, что в результате выбора население не лишается своих имущественных прав. Даже в случае обязательного переезда гражданам всегда разрешалось забрать с собой свое имущество. Предполагается, что вопрос права собственности на недвижимость, реализовать которое при вынужденном переезде не представляется возможным, решается на основании норм все того же международного договора.

Кто лишен права на оптацию

По общепринятому принципу, лицо выбирает другое гражданство лишь в случаях, когда оно проживает на территории той единицы (населенного пункта, области, земли, республики и так далее), которая изменяет свою государственную принадлежность. Следуя этой логике, права на выбор лишены все те, кто не зарегистрирован на изменяющей суверенитет территории на момент такого изменения, даже если они являются гражданами той страны, чья территория переходит под юрисдикцию другого субъекта международного права.

Обратим внимание, что конкретный круг субъектов, которым предоставляется право выбора, может быть также ограничен и международным договором. Например, оптация может быть разрешена лишь представителям отдельных национальностей, в то время как все остальные получат новую гражданскую принадлежность автоматически – в результате так называемого трансферта.

Трансферт: что это и чем отличается от оптации

Трансферт в международном публичном праве – это автоматическое изменение гражданской принадлежности населения, проживающего на территории, которая в результате тех или иных событий переходит под юрисдикцию иностранного государства. Практика применения трансферта куда менее обширна, чем практика применения оптации. Одним из наиболее известных примеров является взаимный обмен турецких греков на греческих мусульман между Турцией и Грецией, произошедший по документам, подписанным в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 годов. Кроме него, трансферт применялся при объединении ФРГ и ГДР.

Принципиальное отличие трансферта в том, что смена гражданской принадлежности происходит автоматически. Автоматическое изменение гражданства – это безальтернативная смена гражданской принадлежности, исключающая выбор и необходимость согласия граждан на смену индигената. Проще говоря, трансферт больше напоминает обмен населением между странами, производимый на основании международного договора или соглашения.

Стоит отметить, что современные международно-правовые практики исключают возможность получить гражданство РФ автоматически в результате трансферта: смена гражданской принадлежности вне воли человека невозможна. Единственный случай, когда на сегодня можно автоматически получить гражданство – это его приобретение в результате рождения. Изменение же международным правом допускается лишь в исключительных индивидуальных случаях.

Обратим внимание, что оптацию часто путают и с восстановлением индигената. Поэтому сразу разберем, чем оптация отличается от восстановления в гражданстве. Дело в том, что это два совершенно разных способа приобретения российского паспорта. Так, если первый применяется лишь в исключительных случаях территориальных изменений, то второй является достаточно распространенным. Более того, восстановление следует считать некой специальной формой натурализации для лиц, которые уже имели российский паспорт, однако ранее отказались от него. Они могут восстановить его в общем порядке, если прожили в РФ легально не менее трех лет.

Оптация для детей

Как правило, договор/протокол/соглашение об оптации предусматривает, что заявление с выбором гражданской принадлежности могут подать все, кто зарегистрирован на преобразуемой территории, является дееспособным и достиг совершеннолетия. При этом детям такого выбора не предоставляется – они приобретают то же гражданство, что и их родители. Исключений в данном случае не предусмотрено, однако имели место случаи (например, подписанный в рамках Мюнхенского соглашения («сговора») Немецко-Чехословацкий договор по вопросам гражданства и оптации от 20 ноября 1938 года), когда дети, если срок оптации продолжал действовать на момент достижения ими совершеннолетия, могли отменить сделанный их родителями выбор и выбрать гражданство по своему собственному усмотрению.

Последствия

По сути, единственным очевидным последствием оптации является приобретение лицом, подвергшимся ей, нового гражданства. Если международным договором предусмотрено или же этого не запрещает законодательство обеих стран, лица, изъявившие желание приобрести гражданство своей новой страны, могут сохранить паспорт той страны, которой ранее принадлежала сменившая суверенитет территория. В таком случае граждане станут бипатридами – обладателями множественного гражданства.

Если же приобретение второго паспорта по законодательству бывшей страны влечет за собой выход из гражданства, то индигенат бывшей страны будет прекращен.

«Крымская» оптация

Последний случай, когда руководство России применяло оптацию, имел место в 2014 году в связи с возвращением Крымского полуострова в состав РФ. Оптация в Крыму носила нестандартный характер и была проведена в одностороннем порядке, без заключения международного договора между Украиной и РФ. Согласно договору о принятии Крыма в состав РФ, всем, кто не желал получать российский паспорт, предлагалось подать соответствующее заявление до 18 апреля 2014 года. По официальной информации таким правом воспользовались лишь 0,2% населения Крыма. Более того, «крымская оптация» не обязывала тех, кто отказался получать российский паспорт, покидать территорию республики – они оставались проживать как иностранные граждане.

К слову, те, кто все же выбрали российский паспорт, не обязаны были отказываться от украинского: российское руководство не запрещало владельцам российского гражданства одновременно обладать и украинским.

Таким образом, можем сделать вывод, что для граждан, проживающих на изменяющих государственную принадлежность территориях, оптация несет как плюсы, так и минусы. Среди преимуществ – право выбора, в результате которого лицо может получить новое гражданство в максимально сжатые сроки, сохранив все свои имущественные права и даже старый паспорт. Наиболее ярким примером является ситуация с возвращением Крыма. Среди недостатков – потенциальная возможность быть выселенным с изменившей статус территории, если это будет предусмотрено соглашением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *