Средство для тушения пожара

Здания и помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. Для их размещения в зданиях, как правило, устанавливают специальные щиты, на которых находится ручной пожарный инструмент, предназначенный для раскрывания и разборки конструкций и проведения аварийно-спасательных работ при гашении пожара (топоры, крюки, ломы, вёдра, лопаты, ножницы для резания металла). Рядом с щитом устанавливают ящик с песком и бочку с водой.

Резервуар для воды должен иметь объём не менее 0,2 м3 и комплектоваться вёд­рами. Воду нельзя применять для тушения: 1 – легковоспламеняю­щихся жидкос­тей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензина, керосина, ми­неральных масел), так как они всплывают и продолжают гореть на поверхности воды; 2 – натрия, калия и магния; 3 – электроустаново­к, нахо­дящихся под напряжением, так как высокая электропроводность воды может вызвать короткое замыкание.

Песок используют для тушения небольших очагов воспламене­ния электропроводки и горючих жидкостей – мазута, красок, масел и т.п. Его хра­нят в ящиках вместимостью 0,5 м3, 1 м3 или 3 м3 вместе с сов­ковой лопа­той во всех цехах, производс­твенных помещениях и т.д.

Асбестовое полотно, которое надо хранить в водонепроницаемом футляре и один раз в 3 месяца просушивать и очищать от пыли, должно иметь размер не менее 1 х 1 метр, а в местах хранения легковоспламе-няющихся и горючих жидкостей его размер можно увеличить до 2 х 1,5 метра или 2 х 2 метра. Асбестовое полотно набрасы­вают на горящую по­верхность и изолируют её от окружающей среды, а также используют его для за­щиты от огня ценного оборудования и за­крытия печей.

Противопожарный водопровод внутри здания имеет пожарный кран, пожарный рукав длиной до 20 метров и ствол. Пожарный рукав должен храниться присоединённым к крану и стволу. Рукав вкатывают в скатку (круг) или укладывают «в гармошку», а шкаф для хранения его и ствола должен быть закрыт снаружи на задвижку и опломбирован.

При пожаре раскатывают рукав и открывают вентиль пожарного крана. Тушить пожар струёй надо так, чтобы пресечь распространение огня, а не идти за ним вслед. Струю воды надо направлять в места самого сильного горения. Вертикальные поверхности надо тушить сверху вниз. Вода, стекая по поверхности вниз, тушит пламя в нижней части го-рящей поверхности. Электрические сети в зоне пожара надо отключить.

Огнетушители бывают ручные (до 10 литров) и передвижные (более 25 литров). В зависимости от вида огнегасительного средства огнетушители бывают жидкостные, углекислотные, химические пенные, воздушно-пенные, хладоновые, порошковые и комбинированные.

Жидкостные огнетушители заполнены водой с добавками, углекислотные – сжиженным диоксидом углерода, химические пенные – растворами кислот и щелочей, хладоновые – хладонами (например, марок 114В2,13В1), порошковые – порошковыми составами. Огнетушители маркируются буквами, характеризующими вид огнетушителя по разряду, и цифрой, обозначающей его объём в литрах.

Производятся следующие виды углекислотных огнетушителей: ручные – ОУ-2А, ОУ-5, ОУ-8 и передвижные – ОУ-25, ОУ-80, ОУ-400. Их используют для тушения загораний некоторых материалов и электрических установок, работающих под напряжением до 1000 В.

Из химических пенных огнетушителей наиболее распространены на практике ОХП. Их применяют для ликвидации загораний твердых материалов и горючих жидкостей (при малых площадях горения).

Воздушно-пенные огнетушители маркируют как ОВП (например, ручные ОВП-5 и ОВП-10). Их используют для тушения загораний легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и большинства твёрдых материалов (кроме металлов). Их нельзя использовать для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.

Хладоновые огнетушители маркируют как ОХ (например, OX-3, OX-7) или ОАХ-0,5 (в аэрозольной установке).

Порошковые огнетушители маркируют как ОПС (например, ОПС-10) и применяют для тушения металлов, легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей, кремнийорганических материалов и электрических установок, работающих под напряжением до 1000 В.

Комбинированные огнетушители (например, ОК-10) для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей заряжают порошковыми составами ПСБ-3 и воздушно-механической пеной.

Спринклерные установки представляют собой автоматические устройства тушения пожара водой. Их применяют в отапливаемых помещениях. Спринклерные установки состоят из системы водопроводных труб, проложенных под потолком, в которые ввинчиваются специальные головки (рис. 26). Головка закрыта клапаном, который удерживается легкоплавким припоем. Повышением температуры до 70–80 °С приводит к расплавлению припоя и открытию головки, из которой поступает, разбрызгиваясь, вода на очаг пожара.

На каждые 12 м2 площади помещения устанавливается одна головка. Когда из спринклера начинает поступать вода, на пожарном посту появляется сигнал, указывающий место пожара. Спринклерные установки применяют для автоматического пожаротушения здания и различного технологического оборудования в случаях, когда в качестве огнегасящего вещества допустимо применение воды и пены.

Дренчерные установки представляют собой также систему трубопроводов, но головки этих установок, в отличие от спринклерных, постоянно открыты. Вода поступает при срабатывании специальным клапанов или при открывании задвижек ручным способом.

Дренчерные установки используют на открытых площадях, в неотапливаемых помещениях для орошения больших площадей. Их применяют также для создания водяных завес.

Порошковые огнетушащие составы имеют разнообразный механизм прекращения горения, высокую эффективность и способны прекращать горение практически любого класса. Это определяет их широкое использование в огнетушителях. Но они имеют склонность к слёживанию, поэтому требуют в составе огнетушителей периодического встряхивания. Могут использоваться и для тушения электроустановок под напряжением.

Рис. 26. Спринклерная установка:.

а – схема установки: 1 – центробежный насос; 2 – водонапорный бак;
3 – питательный водопровод; 4 – магистральный водопровод; 5 – контрольный сигнальный клапан; 6 – сигнальное устройство; 7 – спринклерные оросители;
8 – распределительный водопровод; б – спринклерный ороситель: 1 – нарезной штуцер; 2 – рамка с розеткой; 3 – диафрагма; 4 – клапан; 5 – замок диафрагмы

Твёрдая фракция диоксида углерода (СО2) при использовании в огнетушителях сразу переходит в газ, минуя жидкую фазу, и реализует несколько механизмов прекращения горения и очень эффективен. Рекомендуется использовать для тушения электроустановок под напряжением, хотя способен прекратить горение почти всех горючих материалов, за исключением металлического натрия и калия, магния и его сплавов.

Указанные огнетушащие вещества являются основными при использовании в образовательных учреждениях, хотя пожарные подразделения широко применяют и различные пены с уникальными свойствами.

Огнетушители являются надёжным средством при тушении загорания до прибытия пожарных подразделений.

В настоящее время производятся несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загорания в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используются химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.

Ручной химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рисунке 27.

Рис. 27. а) Химический пенный огнетушитель (ОХП-10)
Рис. 27. б) Воздушно-пенный огнетушитель (ОВП-10)

В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создаётся в корпусе огнетушителя, выбрасывается струёй через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе.

Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия,магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц, заряд проверяют раз в год.

Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда, образующуюся при этом струю пены направляют на очаг пожара.

Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Чтобы привести в действие воздушно-пенный огнетушитель необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг, а затем приступить к тушению пожара.

Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8), применяемый на объектах народного хозяйства, предназначен для тушения загорания небольшого количества всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижается температура зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.

Недостатками углекислого газа явлются токсичность (при больших концентрациях в воздухе), поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя вдействие быстро испаряется, образуя твёрдую углекислоту («снег») и углекислый газ.

Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 28).

У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединён к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нём давления сверх допустимого. Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счёт испарения жидкого углекислого газа понижается до –70 °С. При попадании пены в глаза их надо промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.

Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 29) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от –50 до +50 °С.

Рис. 28. Углекислотный огнетушитель (ОУ-2)

Рис. 29. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления (ОП-5)

Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азотно-углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.

Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара, нажать на курок и через 5 секунд приступить к тушению пожара.

Проблема определения нужного количества первичных средств пожаротушения проста, но надо иметь в виду некоторые обстоятельства.

1. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям паспортов на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.

2. Выбор типа и расчёт необходимого количества огнетушителей рекомендуется производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади помещений, класса пожара горючих веществ.

3. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должно размещаться не менее двух ручных огнетушителей.

4. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется с учётом суммарной площади этих помещений.

Правила пожарной безопасности рекомендуют для общественных зданий площадью 800 м2 использовать или четыре порошковых огнетушителя марки ОП-5, или два ОП-10, или четыре ОУ-2, или два ОУ-5. Предпочтительнее, на наш взгляд, использовать огнетушители ОП-5 как наиболее эффективные по защищаемым площадям с дополнительным размещением огнетушителей ОУ-2 (ОУ-5) в компьютерных классах, то есть там, где есть электроустановки под напряжением. Этот подход не противоречит рекомендациям Правил пожарной безопасности, а лишь усиливает их, исходя из особенностей учреждений образования.

Здания образовательных учреждений имеют различную пожарную устойчивость. При этом надо иметь в виду, что низкую пожароустойчивость имеют здания старой постройки с пустотами в деревянных строительных конструкциях перекрытий и межкомнатных перегородок, а также здания с открытыми лестницами. Наличие пустот в строительных конструкциях затрудняет обнаружение пожара автоматическими средствами и создаёт угрозу его скрытого распространения на другие площади.

Обычно в зданиях старой постройки имеются главные парадные лестницы открытого типа, что существенно снижает их пожарную безопасность. Они должны отделяться от примыкающих коридоров и других помещений противопожарными перегородками, так как всегда существует тяга воздуха (дыма) в сторону открытых лестничных клеток.

При пожаре продукты горения распространяются вдоль лестниц открытого типа на верхние этажи здания, затем, образуя зону задымления, спускаются вниз, заполняя поэтажные коридоры. По этой причине открытые лестницы на три и более этажей в расчёт эвакуации входить не могут. Более того, блокирование открытой лестницы опасными факторами пожара приводит к рассечению поэтажных коридоров и нарушает требование наличия двух эвакуационных выходов с каждого этажа. Поэтому следует дополнительно обсудить с органами государственной пожарной службы опасность каждого конкретного здания при различных вариантах возникновения пожара.

Результаты моделирования пожаров и оценка времени блокирования открытой лестницы опасными факторами пожара показывают, что:

– на 6-м и 5-м этажах оно составляет менее 200 секунд;

– на 4-м этаже около 300 секунд;

– на 3-м этаже около 500 секунд;

– на 2-м этаже около 800 секунд.

При этом установлено, что время блокирования путей эвакуации ОФП через открытые проёмы в коридорах и лестницах может составлять примерно от 3 до 6 минут, в зависимости от места расположения очага пожара и этажа, а расчётное время эвакуации – от 2 до 5 минут. Это значит, что в случае запаздывания сигналов системы обнаружения и оповещения людей о пожаре возникает реальная угроза жизни людей в зданиях с низкой пожарной устойчивостью. Поэтому необходимо ответственное отношение при принятии и выполнении организационно-технических мер в целях обеспечения безопасности людей, что особенно актуально для образовательных учреждений.

Профилактика пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Из векового опыта борьбы с огнём определены следующие правила борьбы с пожарами:

1) применение мер, направленных прежде всего к предупреждению возникновения пожара, – мер пожарной профилактики,

2) если пожар уже возник, выполняются мероприятия для его локализации и полного прекращения (ликвидации) пожара – меры пожарной обороны.

Эти правила остаются обязательными и для борьбы с пожарами в образовательных учреждениях. Но в силу особенностей объекта для противопожарной защиты должны быть выработаны и продуманы специальные мероприятия и способы борьбы.

Для снижения пожарной опасности необходимы следующие меры:

– не разводить костры;

– не использовать открытый огонь;

– курить только в отведённых местах;

– не ставить автомобили ближе, чем в 15 метрах от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре особо обращать внимание на то, чтобы:

– в помещениях производилась уборка;

– корзины для сбора мусора были пусты;

– все электроприборы обесточены (штепсельные вилки вынуты из электрических розеток);

– окна и форточки плотно закрыты;

– проходы и пространство у выходов из помещений свободны;

– электроосвещение отключено;

– входные двери закрыты на ключ;

– автоматическая сигнализация включена и исправна;

– первичные средства пожаротушения находились на специально отведённых для них местах и доступ к ним был свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

– пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

– пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;

– включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

– оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

– включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

– пользоваться неисправными электрическими выключателями, электрическими розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопчёнными контактами, с незакреплёнными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

– производить монтаж и демонтаж электросетей без соблюдения требований Правил устройства электроустановок (эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением);

– подключать к электросети неисправные электроприборы;

– использовать для защиты электрических сетей зданий и помещений некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое значение для электросети;

– курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитии (можно курить только в специально отведённой комнате);

– бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

– приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

– хранить ёмкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, в лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

– загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

– закрывать на труднооткрываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

– использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению;

– закрывать двери эвакуационных выходов на запоры.

Ежегодно должен издаваться приказ руководителя образовательного учреждения, которым закрепляются лица, ответственные за противопожарную безопасность по каждому помещению. Именно эти лица (педагоги, сотрудники, электрик, сантехник, повар) каждый на своем месте следят за исправностью всех опасных приборов и механизмов, правильностью их хранения и эксплуатации, своевременно подают заявки на ремонт и устранение причин возможных аварий, загораний и иных происшествий.

Этим же приказом из хозяйственно-технического персонала образовательного учреждения создается пожарно-техническая комиссия, которая ежеквартально обследует все помещения с целью выявления отклонений от требований Правил пожарной безопасности. В случае выявленных нарушений и отклонений они немедленно устраняются, а при невозможности быстрого устранения комиссией или инспектором пожарной охраны составляется акт, который вместе с заявкой передается в соответствующий орган управления образованием.

В зданиях образовательного учреждения при одновременном пребывании на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара для каждого класса, аудитории, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. При пребывании на этаже 50 и более человек в дополнение к схематическому плану разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой каждое полугодие проводятся практические тренировки. Имеющиеся образцы и типовые инструкции следует доработать с учетом особенностей конкретного здания и каждого помещения.

Все указанные документы утверждаются руководителем образовательного учреждения. Они необходимы для создания системы персональной ответственности и контроля. При этом следует проверить: реальны ли указанные маршруты для спасения, нет ли стен и решеток, установленных арендаторами, доступны ли дубликаты ключей от запасных выходов, очищены ли проходы от посторонних предметов.

Часть методической работы руководитель образовательного учреждения может поручить преподавателю БЖ (ОБЖ).

Важнейшее требование пожарной безопасности заключается в том, что ни один сотрудник образовательного учреждения (педагог, уборщица и др.) не должен приступать к работе, не уяснив своих действий в случае пожара или иной чрежвычайной ситуации, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться .

Для проведения мероприятий с массовыми скоплениями людей допускается использовать только помещения не менее чем двумя эвакуационными выходами, без решёток на окнах. Ответственные за мероприятие обязаны не допускать заполнения помещений людьми сверх установленной нормы. При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в помещениях для зрителей ответственных лиц, членов добровольной пожарной дружины или работников пожарной охраны предприятия.

В образовательном учреждении необходимо использовать следующие знаки безопасности.

Знаки пожарной безопасности (квадрат или прямоугольник красного цвета): «Направляющая стрелка», «Пожарный кран», «Пожарная лестница», «Огнетушитель», «Телефон для пользования при пожаре», «Пожарный водоисточник», «Пожарный сухотруб», «Пожарный гидрант», «Кнопка включения установок пожарной автоматики», «Звуковой оповещатель».

Огнетушитель

Запрещающие знаки (круг с поперечной полосой красного цвета): «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Запрещается тушить водой», «Запрещается загромождать проходы».

Предупреждающие знаки (жёлтый треугольник): «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества», «Взрывоопасно», «Пожароопасно. Окислитель».

Эвакуационные знаки, которые устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу (квадрат или прямоугольник зелёного цвета). Из-за отсутствия данных знаков человек может не найти эвакуационный выход, что может привести к печальным последствиям.

Все образовательные учреждения подлежат автоматической противопожарной защите: оснащение установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.

Для предотвращения воздействия на людей опасных и вредных факторов пожара, а также организованного движения людей при эвакуации, выносе материальных ценностей в зданиях предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа издания составляется план эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается по расчёту, но обычно должно быть не менее двух.

При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объём помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих СНиПах. После утверждения плана эвакуации нужно практически его отработать по подаче команд, вызову пожарных подразделений, оповещению о пожаре, открыванию выходов и выводу людей из помещений.

Классификация пожаров

Борьба с огнем – наиважнейшая составляющая противопожарной безопасности объекта. Правильно провести тушение пожара – значит, сохранить часть имущества, не дать перекинуться огню на другие объекты и спасти огромное количество людей. И хотя сегодня прилагаются огромные усилия на обеспечение пожаробезопасности, здесь и чисто организационные мероприятия, и финансовые, тушить пожар эффективно – значит, локализовать его на корню.

Способов тушения пожаров несколько. Но на каждом объекте выбирается тот тип, который будет эффективным. Для этого учитываются разные факторы, к примеру, из каких строительных материалов возведены здания и сооружения. Отсюда выбираются технические и первичные средства пожаротушения, инвентарь, системы тушения.

Перед тем как перейти к методам тушения пожаров и классификации последних, хотелось бы обозначить, что все известные материалы и вещества делятся на три группы горючести. С учетом нормальных условий эксплуатации: влажности, температуры и давления:

  • негорючие;
  • трудногорючие – это те, которые воспламеняются при высоких температурах, сами гореть не могут;
  • горючие, воспламеняются самостоятельно или при длительном нагреве, или при воздействии внешнего источника огня.

На основе используемых материалов производится классификация. То есть зависимость от того, какой материал или вещество придется тушить.

Горит разлитая нефть

Всего 14 классов, которые обозначаются буквами латинского алфавита, но есть среди них классы и с дополнительными числовыми значениями.

  1. «А» класс. Это пожар, в котором горят твердые материалы, к примеру, деревянные дома.
  2. «А1» — когда горение сопровождается дополнительно тлением. Сюда также относятся деревянные строения, склады с твердым топливом и бумажно-целлюлозной продукцией.
  3. «А2» — когда горение не сопровождается тлением. Как пример, горит склад с пластмассовыми изделиями.
  4. «В» — пожар, когда горят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также материалы твердого типа, которые при высоких температурах начинают плавиться.
  5. «В1» — горят жидкости, нерастворимые в воде. К этой категории материалов в основном относятся производные нефтепереработки.
  6. «В2» — жидкости, растворимые в воде: спирты, растворители и прочие.
  7. «С» — горят газы.
  8. «D» — горят металлы.
  9. «D1» — горят легкие металлы и их сплавы, к этой категории, например, относятся алюминий, магний и так далее.
  10. «D2» — горят щелочные металлы: калий, натрий и прочие.
  11. «D3» — горят металлоорганические соединения или гидриды металлов.
  12. «Е» — пожар эксплуатируемых электроустановок.
  13. «F» — горят радиоактивные отходы, вещества и материалы.

Обозначить, что два последних класса были введены в классификацию недавно. Их зафиксировал закон под номером 123 в статье №8. Этим же законом были упразднены подклассы с нумерацией. Их не отменили, просто упростили. Хотя пожарные и производители средств пожаротушения используют их до сих пор, обозначая класс возгорания или маркировку соответствующего средства или оборудования.

Горит склад с пластмассовыми изделиями

Иногда сложно определить класс, потому что внутри зоны возгорания могут находиться разные по составу и категории воспламенения материалы. Даже в частном домостроении нередко встречаются очаги возгорания, где присутствуют одновременно и твердые материалы, и горючие жидкие, и газообразные.

Существует еще один тип классификации, где разделительным фактором является зона, где происходит горение:

  • на открытых пространствах: лес, поле, территории предприятий и прочее;
  • внутри зданий и сооружений.

Почему были затронуты классы, но ни одного слова не было обозначено о способах и средствах тушения пожаров. Все дело в том, что обе позиции напрямую связаны между собой. И чтобы перейти ко второй, надо разобраться в первой. То есть если не понять, какие материалы, как горят, при каких условиях, то сложно эффективно потушить пожар. Если поняли и определились, то легко будет выбрать средство пожаротушения.

А все знания приходят во время получения теоретической информации. Ее начинают выдавать в школе и других учебных заведениях. Закрепляют в проводимых инструктажах, когда принимают на работу. И в последующих занятиях по пожаровзрывобезопасности. Так что полученные знания – это одна из эффективных мер тушения очагов возгорания.

Инструктаж – основа получения знаний по ПБ

Как тушить пожары в зависимости от их класса

Рассмотрим основные способы пожаротушения, которые отработаны до мелочей с учетом классификации самих пожаров. К примеру, горят твердые и жидкие материалы. Начнем с того, что в таких ситуацию определяют три стадии возгорания:

  1. Ее называют начальной. Основной критерий – площадь горения, которая не превышает 2 м². Характеризуется она незначительной температурой, неустойчивостью самого воспламенения, но достаточно большим количеством дыма. Обычно начальную стадию обнаруживает система пожарной сигнализации, если она находится в технически исправном состоянии. Бороться с начальной стадией просто. Для этого достаточно первичных средств пожаротушения: огнетушители, лопаты и ящик с песком, противопожарные покрывала. Тушат огонь обычно сотрудники и работники объекта.
  2. Основная стадия, когда огонь распространяется по всему объекту или его отсекам. К тушению огня в этом случае подходят с позиции – чем больше средств пожаротушения было применено, тем лучше. И здесь неважно, первичные средства или технические. На этой стадии обязательно присутствуют профессиональные пожарные подразделения МЧС.
  3. Заключительная. Пожарная нагрузка снижается, потому что все, что смогло выгореть, сгорело или было потушено. Возможно полное или частичное обрушение конструкций. На этой стадии стараются залить пожар огнегасительными средствами полностью, чтобы исключить тления. Производят разбор завалов.

Тушение огня пожарными расчетами

Конечно, идеально – не допустить возникновения пожара. Как говориться, лучше предупредить. Но если возгорание произошло, то для его тушения все средства хороши. Оптимально – провести тушения на начальной стадии, избежав при этом максимальных затрат. Именно поэтому на любых объектах стараются персонал научить хотя бы минимальным навыкам. К примеру, как пользоваться огнетушителем, не говоря уже о современных средствах пожаротушения.

Способы локализации пожаров

Итак, переходим к основной теме статьи – способы пожаротушения. Необходимо отметить, что выбираются способы с учетом именно класса, который зависит от пожарной нагрузки объекта. Просто перечислим их, а затем разберем досконально.

  1. Сбивание пламени механическим способом.
  2. Ограничить доступ кислорода в зону горения.
  3. Перекрыть подачу воспламеняющихся и горючих материалов в зону возгорания. Это относится и к твердым веществам, и к жидким, и к газообразным.
  4. Разбавлять горючие материалы и вещества негорючими.
  5. Носить в зону горения химически активные вещества, которые замедляют реакцию горения.
  6. Охлаждение очага возгорание. Это, кстати, дает возможность не только провести эффективное тушение, но и предотвратить повторное возгорание.
  7. Использовать чисто конструктивные и технологические приемы. К примеру, установка специальных клапанов внутрь трубопроводов. Проходя через них, огонь теряет свою тепловую нагрузку.

Теперь более подробно обо всех этих способах тушения.

Итак, что касается сбивания пламени механическим способом. Здесь три основных метода:

  • используется струя воды, вылетающая под давлением из лафета, дренчера или спринклера система автоматического тушения, пожарного шланга;
  • используется негорючий газ, в основном углекислотный;
  • ручной способ при помощи лопат, метел и прочих приспособлений.

Сбивание пламени грунтом

Перекрытие доступа кислорода. Здесь практически те же способы, но есть и другие: набрасывание на очаг возгорания кошмы или противопожарного одеяла. Сюда можно добавить применение огнетушителей порошкового типа, системы пенотушения. А также набрасывание песка, грунта, гравия и прочих строительных сыпучих материалов.

Химическое ингибирование. Здесь используются огнетушащие вещества, которые связывают химическую реакцию, происходящую внутри очага горения.

Охлаждение. Здесь все просто – в зону подаются вода или ее солевые растворы, а также углекислота.

Разбавление. Для этого в зону возгорания добавляются инертные газы, водяной туман и прочее.

Создание полосы преград. Здесь опять-таки нет сложных методов. Используются водяные завесы, водяные тонкораспылительные преграды, заполнение горящих отсеков пеной и так далее.

Необходимо обозначить, что тушение огня – это основная часть системы пожаротушения. На нее делают большой упор. Но надо отдать должное, что существует ряд мероприятий, без которых пожар не потушить. Это ограничение распространения огня или не дать ему подпитываться горючими материалами. Поэтому на основании обозначенных дополнений придется выполнять следующие мероприятия:

  • закрывать материалопроводы, по которым перемещаются горючие жидкости или газы;
  • останавливать технологические цепочки, в которых используются горючие материалы;
  • перекачивать или сливать в резервные емкости вытекшие горючие жидкости или газы для дальнейшего безопасного их хранения;
  • выключать системы вентиляции, чтобы перекрыть доступ кислорода в зону горения;
  • включение противодымной системы;
  • включение приводов перекрывающих клапанов.

Противодымная защита

Алгоритм тушения огня

Итак, с современными методами тушения пожаров в помещениях ознакомились. Остается обозначить, как происходит сам процесс тушения. То есть его последовательность.

  1. Максимально быстро использовать первичные средства тушения пожаров. Но при этом необходимо точно знать, какими огнетушителями, какие материалы или установки можно тушить. К примеру, разлитые горящие жидкости или электроустановки под напряжением водяными средствами гасить нельзя. Вообще, оборудование, попавшее в зону горения, надо сразу отключить от питания.
  2. Если автоматические системы тушения не сработали по каким-то причинам, то приложить все усилия, чтобы запустить их вручную.
  3. Не забываем и об эвакуационных мероприятиях.
  4. Первую очередь надо сообщить о пожаре в службу пожарной охраны.
  5. Ждать прибытия пожарных расчетов и сопроводить их по месту возгорания.

Средства пожаротушения

И несколько слов о том, что является средствами тушения пожаров. Здесь четыре вида:

  1. Первичные. С их помощью ликвидируется пожар на первой стали. Они легкие в применении и мобильные.
  2. Стационарные. По сути, это противопожарные системы, в состав которых входят насосные установки, трубопроводы и оросители, установленные по всему объекту. В качестве огнегасящих средств в системах используют воду, пену или пар. Такие системы являются автоматическими, но могут включаться и в ручном режиме.
  3. Полустационарные. Это мобильные установки, которые передвигаются на незначительные расстояния.
  4. Мобильные. Это установки, относящиеся к категории профессионального тушения. Здесь не только пожарные автомобили, но и вертолеты, самолеты, суда и поезда.

Автоматические стационарные системы пожаротушения

Заключение по теме

Тушение очагов возгорания отработано до мелочей. Но на пожаре присутствует огромное количество факторов, которые могут изменить ситуацию не в самую лучшую сторону. Поэтому надо быть готовым ко всему. И часто пожарные расчеты, невзирая на класс возгорания, используют самые эффективные способы. Это важно, особенно, когда горения быстро набирает обороты.

Видео:

В практике тушения пожаров наибольшее распространение получили следующие принципы прекращения горения:

1) изоляция очага горения от воздуха или снижение концентрации кислорода путем разбавления воздуха негорючими газами;

2) охлаждение очага горения ниже определенных температур;

3) интенсивное торможение (ингибирование) скорости химической реакции в пламени;

4) механический срыв пламени струёй газа или воды.

Вещества, которые создают условия для прекращения горения, называют огнегасительными (огнегасящими). Они должны быть дёшевы и безопасны в эксплуатации и не наносить вреда материалам и объектам.

Огнегасительные средства по главному (доминирующему) принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибрирующего действия.

Средства охлаждающего действия: вода, раствор воды со смачивателем, твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде), водяные растворы солей.

Средства разбавляющего действия: инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон), дымовые газы, водяной пар, тонкораспылённая вода, газо-водяные смеси, продукты взрыва взрывчатых веществ.

Средства ингибирующего действия (для химического торможения реакции горения): галоидоуглеводороды (бромистый этил, хладоны), составы на основе галоидоуглеводородов, водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы.

По физико-химическим свойствам огнегасящие вещества делят на 5 классов: растворы, эмульсии, пены, суспензии и твёрдые вещества.
Они позволяют: 1 — снизить температуру в зоне горения для его прекращения; 2 — изолировать горючий материал от кислорода слоем не поддерживающих горение газов; 3 — создать на поверхности горения твёрдую или жидкую несгораемую плёнку; 4 — образовать с горючим материалом прочные химические соединения; 5 — прервать реакции горения в пламени. Все огнегасящие средства оценивают по сравнению с водой.

К основным огнетушащим веществам относятся:

– вода и её растворы;

– химические и воздушно-механические пены;

– газы.

Вода и её растворы получила наибольшее применение из-за доступности, дешевизны и эффективности при доминирующем принципе охлаждения для прекращения горения. Но необходимо иметь в виду, что нельзя: а) тушить водой электроустановки под напряжением; б) применять воду при тушении горящих нефтепродуктов; в) использовать воду при тушении химических веществ, вступающих с ней в реакции.

Однако вода обладает высоким поверхностным натяжением, поэтому плохо смачивает твёрдые вещества, особенно волокнистые. Это свойство воды должно быть учтено при использовании на пожаре в образовательных учреждениях внутреннего пожарного водопровода. Для снижения недостат­ков воды как основного огнетушащего средства в неё добавляют различные присадки.

Воду применяют и для создания водяных завес и охлаждения объектов, находящихся вблизи очага пожара. Тонкораспылённая вода хорошо тушит твёрдые материалы, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.

Вода — наиболее распространённое огнетушащее вещество, которое снижает температуру очага горения. При нагреве до 100 °С одного литра воды поглощается приблизительно 4•105Дж теплоты, а при испарении – 22•105Дж. Водяной пар (из 1 литра воды образуется около 1700 л пара) препятствует доступу кислорода к горящему веществу. Вода, подаваемая к очагу горения под большим давлением, в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй, механически сбивает пламя.

Вода со смачивателем обладает хорошей проникающей способностью, за счёт чего достигается наибольший эффект при тушении пожаров, особенно при горении волокнистых материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволяют уменьшить расход воды на 30 — 50 %, а также длительность тушения пожара.

Однако необходимо иметь в виду, что вода как огнетушащее средство имеет ряд свойств, которые ограничивают её применение. Например, воду нельзя применять для тушения следующих пожаров:

— электроустановок и аппаратов, находящихся под напряжением, так как это может привести к короткому замыканию аппаратуры и поражению людей электрическим током;

— металлического натрия, калия, магния, поскольку при этом происходит разложение воды с образованием взрывоопасной смеси.

Применение воды может нанести значительный ущерб, если при тушении пожара используют слишком много пожарных стволов. При пожарах на чердаках или на верхних этажах зданий вода может промочить расположенные ниже перекрытия и перегородки, а задерживаясь на водонепроницаемых участках, создаёт дополнительную нагрузку на конструкции перекрытий, что иногда вызывает их обрушение.

Твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде) получил широкое применение как огнетушащее средство для зарядки углекислотных огнетушителей. Углекислота, находящаяся в жидком состоянии, хранится под давлением и при переходе в газообразную фазу превращается в снегообразную кристаллическую массу. Углекислота — инертный газ без цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. 1 кг жидкой углекислоты при переходе в газообразную фазу образует 500 литров газа. Эти свойства углекислоты обеспечивают прекращение горения не только за счёт охлаждения, но и за счёт разбавления и изоляции горящих веществ. Углекислоту можно применять при тушении горящих электроустановок, компьютеров, автомашин, для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях, на выставках, в конструкторских бюро и т.д. Но её нельзя использовать для тушения загоревшихся магния и его сплавов, металлического натрия и калия, так как при этом происходит разложение углекислоты с выделением атомарного кислорода.

Пенабывает низкой кратности (от 4 до 20), средней (от 21 до 200) и высокой (более 200). Она изолирует горящую поверхность от доступа воздуха, не пропускает на поверхность жидкости теплоту от пламени, мешает выходу паров жидкости и за счет этого прекращает горение.

Химическая пена образуется в пеногенераторах при смешивании пеногенераторных порошков и в огнетушителях при взаимодействии щелочного и кислотного растворов. Она состоит из углекислого газа (80 %), воды (19,7 %) и пенообразующего вещества (0,3 %), обладает высокой стойкостью и эффективностью при тушении многих пожаров. Но из-за высокой электропроводности и химической активности такую пену нельзя применять для тушения электро- и радиоустановок, электронной техники, двигателей разного назначения и других устройств.

Воздушно-механическая пенаобразуется при смешивании в пен-ных стволах и генераторах водного раствора пенообразователя с возду-хом. Она имеет необходимую стойкость, дисперсность, вязкость, охлаждающие и изолирующие свойства, которые позволяют применять её для тушения твёрдых материалов, жидких веществ и осуществления защитных действий при тушении пожаров по поверхности и объёмного заполнения горящих помещений (пеной средней и высокой кратности).

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно малых удельных расходах. ОПС применяют для тушения горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния, электроустановок под напряжением, металлов (в том числе металлоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся тушению водой и пенами), а также пожаров при значительных минусовых температурах. ОПС подразделяются на две основные группы: 1 – общего назначения, способные создавать огнетушащее облако, — для тушения большинства пожаров; 2 – специальные, создающие на поверхности материалов слой, предотвращающий доступ кислорода воздуха, — для тушения металлов и металлоорганических соединений. Основной недостаток ОПС – их склонность к слёживанию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют значительное количество пыли, что требует работать в специальной одежде и с индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Тонкораспылённая вода (размер капель менее 100 мк) получается

с помощью специальной аппаратуры: стволов-распылителей и гидротрансформаторов, работающих при высоком напоре 20-30 атмосфер. Струи воды имеют небольшую ударную силу и дальность полёта, но орошают значительную поверхность, обладают повышенным охлаждающим эффектом и хорошо разбавляют горючую среду. Они позволяют не увлажнять излишне материалы при их тушении и способствуют быстрому снижению температуры.

Галоидоуглеводороды и составы на их основе эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твёрдых горючих веществ и материалов при любых видах пожаров. По эффективности они лучше инертных газов в 10 и более раз. Галоидоуглеводороды и составы на их основе – это летучие соединения, представляющие собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости, плохо растворяющиесяся в воде, но хорошо смешивающиеся со многими органическими веществами. Они имеют хорошую смачивающую способность, не электропроводны, имеют высокую плотность в жидком и газообразном состоянии, что обеспечивает образование струи, проникновение в пламя и удержание паров около очага горения.

Эти огнетушащие вещества можно применять для поверхностного, объёмного и локального тушения пожаров. Они эффективны: 1 – при ликвидации горения волокнистых материалов, электроустановок и оборудования, находящихся под напряжением; 2 – для защиты от пожаров транспортных средств, вычислительных центров, особо опасных цехов химических предприятий, окрасочных камер, сушилок, складов с горючими жидкостями, архивов, музейных залов, других объектов особой ценности, повышенной пожаро- и взрывоопасности. Галоидоуглеводороды и составы на их основе можно применять при любых отрицательных температурах.

Недостатки этих огнетушащих средств: 1 — коррозионная активность; 2 — токсичность; 3 — их нельзя применять для тушения материалов, содержащих в своём составе кислород, а также металлов, некоторых гидридов металлов и многих металлоорганических соединений.

Расположения первичных средств пожаротушения

Все первичные средства пожаротушения, к которым кроме огнетушителей относятся также емкости с водой, ящики с песком или перлитом, огнестойкие ткани и инвентарь пожарных щитов, располагают в строго установленных нормами (ГОСТ № 12.4.009) местах. ПСП надежно защищают от различных воздействий – тепловых, механических, прямых солнечных лучей, влажности и пр. Не допускается использовать ПСП для бытовых или хозяйственных нужд, не связанных с пожаротушением.

Только при правильном расположении и эксплуатации первичные средства пожаротушения сохраняют свои свойства и работоспособность.

Правила расположения огнетушителей

Те места на объекте, где находятся огнетушители (ОТ), указывают на эвакуационных планах специальными значками.

Располагать ОТ следует в таких местах, где они хорошо видны и легко доступны при пожаре. При этом устройства не должны загромождать пути эвакуации, проходы и выходы из помещений. Обязательно ставить огнетушители в тех местах, где возникновение пожара наиболее вероятно – вблизи электронагревательных приборов, технологического оборудования, в местах проведения огневых работ и т. д.

Другие требования к размещению огнетушителей по ГОСТу:

  • если помещение насыщено оборудованием и аппаратурой так, что ОТ не видны, на высоте двух – двух с половиной метров от пола устанавливают указатели их местоположения;
  • расстояние от ОТ до возможного места возгорания нормируется ППБ и составляет: 20 м для общественных объектов; 30 м – для помещений А, Б, В категорий пожароопасности; 40 м – В, Г категорий; 70 м – Д категорий;
  • переносные ОТ подвешивают на стену или размещают в пожарных шкафах;
  • ОТ ставят так, чтобы была видна инструкция их активации и другие надписи;
  • на ЗПУ огнетушителя (либо дверце шкафа) должна быть пломба;
  • в зависимости от веса ОТ их устанавливают на определенной высоте от уровня пола: устройства весом менее 15 кг – не выше 1,5 м (следя по верху ОТ); более 15 кг – не выше 1 м;
  • допускается устанавливать ОТ на полу, при этом устройства обязательно фиксируют так, чтобы не допустить их падения;
  • ОТ ставят в таких местах, чтобы не препятствовать полному открыванию двери;
  • в местах установки ОТ соблюдают температурный режим соответственно указанному на огнетушителе;
  • из неотапливаемых зданий и помещений огнетушители снимают на зиму, помещая на пожарный щит информацию о новом месте нахождения ОТ, период, на который их перенесли, место нахождения ближайшего средства первичного пожаротушения.

Во время эксплуатации и обслуживания ОТ руководствуются информацией из паспорта устройства. Контроль за порядком содержания огнетушителей возлагается на ответственное лицо, назначенное руководителем предприятия.

Размещение других первичных средств пожаротушения

Бочки с водой и ящики с порошковым составом вместе с совковыми лопатами, устанавливают, как правило, рядом с пожарными щитами (ПЩ).

Объем емкостей для хранения воды должен быть не меньше, чем 0,2 куб. м. Допустимый объем ящиков для песка – 0,5, 1, 3 куб. м.

Допускается размещать ящик с песком на открытой площадке, где вероятно разливание горючих жидкостей.

Огнестойкие ткани – войлок, асбестовое волокно – располагают на ПЩ или в пожарных шкафах. Хранят их в специальных защитных футлярах, не проницаемых для воды. Каждые 3 месяца тканевые ПСП достают, просушивают и очищают от пыли.

Способы тушения пожаров: классификация и виды пожаров, алгоритм тушения, средства

Какие есть способы тушения пожаров

Существует различные способы тушения пожаров. Правильность организационных решений и целесообразность используемого при этом оборудования определяют эффективность всего процесса. Нужно понимать, что универсального способа, позволяющего обеспечить эффективное тушение любого пожара, просто не существует. Здесь важно учитывать множество факторов и в соответствии с этим принимать правильные решения. Только в таком случае можно будет рассчитывать на хороший результат.

Классификация и виды пожаров

Все известные человечеству материалы и вещества можно разделить на три группы горючести:

  1. Негорючие.
  2. Трудногорючие. Сюда относятся те вещества, которые могут воспламеняться исключительно под воздействием очень высокой температуры, при этом сами гореть не могут.
  3. Горючие. Быстро воспламеняются под воздействием открытого источника огня или высокой температуры.

Классификация пожаров зависит от вида возгораемого материала. В зависимости от горючего материала, зависят способы тушения пожара. Существуют материалы, которые вступают в химическую реакцию друг с другом, демонстрируя при этом эффект настоящей бомбы. Самый банальный пример – бензин нельзя тушить водой. Выделяют 14 основных классов:

  1. Класс А. Твердые вещества, например, древесные материалы.
  2. Класс А1. Помимо горения, осуществляется и тление материала.
  3. Класс А2. Горение с тлением пластмассовых изделий.
  4. Класс В. Горение легковоспламеняющихся жидкостей.
  5. Класс В1. Горение хорошо воспламеняющихся жидкостей, не растворимых в воде.
  6. Класс В2. Горение жидкостей, растворяемых в воде.
  7. Класс С. Горение газа.
  8. Класс D. Горение металлов.
  9. Класс D1. Горение легких металлов и легких металлических сплавов.
  10. Класс D2. Горение щелочных металлов.
  11. Класс D3. Горение металлоорганических соединений.
  12. Класс Е. Горение электроустановок.
  13. Класс F. Горение радиоактивных веществ.

Также важно учитывать еще одну классификацию, которая касается зоны пожара:

  1. Открытое пространство.
  2. Внутренняя площадь помещения.

Тушение возгорания

Чтобы обеспечить эффективное тушение пожара, необходимо понять не только то, какие именно материалы или вещества горят, но и где это происходит. Выяснив это, можно будет легко подобрать подходящее средство пожаротушения.

Такие знания человек получает еще со школы. Дальше теория закрепляется на инструктажах и занятиях по пожаробезопасности. Таким образом, полезные знания – это тоже весьма эффективная мера для предотвращения, распространения и ликвидации пожара. Последовательность всей работы можно разделить на несколько этапов:

  1. При обнаружении очага возгорания использовать первичные средства пожаротушения. Если будет использоваться огнетушитель, крайне важно знать, можно ли его применять для тушения того или иного класса пожара.
  2. Если автоматическая система пожаротушения не сработала, нужно перевести ее в ручной режим и активировать самостоятельно.
  3. Провести эвакуационные мероприятия.
  4. Параллельно с первым этапом связаться с ближайшей пожарной частью и сообщить о пожаре.
  5. Дождаться пожарную службу и сопроводить их к месту пожара.

Выделяют три основные стадии пожара:

  1. Начальная. Основное отличие – это небольшая площадь охваченная огнем (не больше 2 квадратных метров). Сопровождается значительным количеством дыма, нестабильностью пламени и невысокой температурой. Справиться с ней можно первичными средствами пожаротушения. Огнетушители или песок отлично справятся с задачей.
  2. Основная стадия. Огонь охватывает весь объект или большие его части. В данном случае можно руководиться следующим правилом: чем больше есть под рукой средств для ликвидации пожара, тем лучше. Здесь уже требуется вмешательство подразделений МЧС, которые будут использовать не только первичные, но и технические средства для тушения пожаров.
  3. Заключительная. Пожарная нагрузка снижается, так как все материалы, которые могли сгореть, уже сгорели или пожар был потушен. Может сопровождаться разрушением зданий. Пожар заливается огнегасительным средством, что позволяет исключить тление. Начинается этап разбора завалов.

Способы и средства пожаротушения зависят от особенностей самого пожара, а также присвоенного ему класса:

  1. Пожар класса А ликвидируется водой или раствором на основе воды.
  2. Класс В. Как правило, используется пена.
  3. Класс С. Используются ингибирующие средства, снижающие тепловую нагрузку.
  4. Класс Е. Негорючие газы и углекислота.

Ликвидация возгорания

Есть основные способы прекращения горения на пожаре:

  1. Устранить пламя механическим способом.
  2. Перекрыть кислород.
  3. Перекрыть доступ к зоне возгорания легковоспламеняющихся материалов и веществ.
  4. Смешать горючие вещества и материалы с негорючими.
  5. Снизить температуру. Это позволяет не только потушить пожар, но и предотвратить его повторное возникновение.
  6. Использовать специальные технологические приемы. Внутрь трубопроводов устанавливаются специальные клапаны, которые снижают тепловую нагрузку, когда огонь охватывает их.

Существует различные способы тушения пожаров. Правильность организационных решений и целесообразность используемого при этом оборудования определяют эффективность всего процесса. Нужно понимать, что универсального способа, позволяющего обеспечить эффективное тушение любого пожара, просто не существует. Здесь важно учитывать множество факторов и в соответствии с этим принимать правильные решения. Только в таком случае можно будет рассчитывать на хороший результат.

  1. Первичные. Простые в использовании и мобильные. Используются на первой стадии возгорания. Помогают осуществить тушение пожаров в жилых и общественных зданиях, небольших предприятиях, СТО, кафе и других местах, где наблюдается большое скопление людей.
  2. Стационарные. Системы, где в качестве огнетушащего вещества может использоваться вода или пена. Чаще представлены в автоматической категории, но могут запускаться вручную.
  3. Полустационарные. Отличаются мобильностью и могут перемещаться с места на место на небольшие расстояния.
  4. Мобильные. Сюда относятся средства, которые могут быть задействованы во время тушения пожара и продемонстрировать в этом направлении хорошую эффективность: спецтехника, вертолеты, суда, поезда и прочее.
  1. Вода. Является универсальным средством, но не может использоваться для тушения бензина, а также при наличии оголенных проводов под напряжением. Как правило, с ее помощью осуществляется тушение пожаров в жилых зданиях, так как вода является безопасным для человека веществом.
  2. Песок. Снижает тепловую нагрузку, минимизирует доступ кислорода к очагу, позволяет механическим путем сбить огонь.
  3. Войлочное полотно. Перекрывает доступ кислорода к очагу. Является эффективным средством, которое применяется на начальной стадии пожара.
  1. Вода. Отличается доступностью и низкой стоимостью. Отличается высокой теплоемкостью и химической инертностью к большинству материалов.
  2. Воздушно-механическая пена.
  3. Огнетушащие порошки.
  4. Огнетушащие аэрозоли.
  5. Инертные разбавители.
  6. Ингибиторы.

Система тушения пожара

Могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. Выделяют водяные установки с дренчерными или спринклерными оросителями, с тонкораспыленной водой и пенные. Также выделяют порошкове, газовые, аэрозольные и комбинированные автоматические установки пожаротушения.

  1. Установки АПС, СОУЭ, АУПТ.
  2. Первичные и мобильные средства.
  3. Пожарное оборудование.
  4. Средства для защиты органов дыхания и кожных покровов.
  5. Ручные и механические инструменты.
  1. Огнетушители, независимо от вида.
  2. Пожарные краны.
  3. Весь пожарный инвентарь, начиная от пожарного ведра и заканчивая лопатой для песка.
  4. Защитные противопожарные полотна.
  5. Переносные установки с аэрозолем.
  1. Специальный наземный транспорт.
  2. Авиатехника.
  3. Суда и поезда.
  4. Военная техника и техника, подходящая для пожаротушения.
  5. Мобильные пожарные мотопомпы.

Подручные средства

Лопата и ведро для тушения пожара

  1. Лопаты (штыковая и совковая).
  2. Топоры и ломы для пробития преград.
  3. Одежда и накидки из плотных тканей, которыми можно перекрыть кислород к очагу, а также потушить горящую одежду на человеке.

Какие системы пожаротушения рекомендуется использовать

Универсальной системы пожаротушения, которая бы смогла справиться с пожаром любого класса и смогла ликвидировать очаг, независимо от отхваченной площади, просто не существует. Чтобы подобрать правильную систему пожаротушения, важно учитывать огромное количество факторов. Хорошо себя демонстрируют автоматические системы пожаротушения, где датчики автоматически фиксируют дым, огонь и любые изменения в воздухе, после чего активируют систему безопасности и без участия человека начинают борьбу с возгоранием, демонстрируя при этом отличную эффективность.

Несмотря на то, что процессы тушения пожаров сегодня отработаны до мелочей, существует огромное количество факторов, действие которых могут повернуть ситуацию не в самую лучшую сторону. Крайне важно предугадывать ситуацию наперед и быть готовым ко всему, имея при этом под рукой все необходимое снаряжение, что обеспечит быструю ликвидацию пожара и не допустит человеческих жертв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *