Профессии человек человек

Профессии типа: «Человек-техника»

Тип профессии «человек-техника», ориентирован на создание, применение и обслуживание разных технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и облегчения своей трудовой деятельности.

Все, что окружает человек, называется «ресурс». Ресурсы разделяются на энергетические и природные.

К природным ресурсам относится цветные, черные, полудрагоценные и драгоценные металлы, нефть, животный и растительный мир и многое другое. Энергетические ресурсы — это уже переработанные природные ресурсы, с помощью которых человек получает энергию. Энергия может быть получена с помощью солнца, воды, ветра (атомные и гидроэлектростанции).

Чтобы перерабатывать и добывать такие ресурсы, круглый год трудятся миллионы людей различных специальностей. Главными представителями профессии типа «человек-техника» в этой сфере — инженеры -конструкторы, геологи , шахтеры, энергетики, лесорубы и многие другие.Зарплата инженера.

Для производства нужно создавать условия, это, прежде всего строительство. Но строительство — это не только возведение жилых комплексов, но и транспортных магистралей, производственных помещений, прокладка линий электропередач. Все это осуществляют — арматурщик, монтажник железобетонных конструкций, бетонщик, каменщик, газосварщик и другие.

У производства должны быть вспомогательные ресурсы – техника, инструменты и оборудование. Техника для производства может отличаться по размерам, по уровню автоматизации и по сложности. Разрабатывают и проектируют новые станки, и производственные линии и механизмы — инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, изготавливают — токари, слесари, фрезеровщики, а контролируют — техники.

  • Профессии, связанные с техникой
  • Профессии, связанные с производством
  • Профессии, связанные с промышленностью

Лидирует среди техники — транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога, самолеты и др.), военная техника (танки, подводные лодки и др.) и др. Главными представителями этой сферы — водители , летчики и машинисты, а также специалисты по ремонту транспортных средств. Как стать таксистом.

Нужно вспомнить о технике, которая облегчает людям быт, пошив одежды, производство продуктов питания, изготовление видео-, аудио-, бытовой техники, технических приспособлений, компьютеров и все, без чего не может обойтись на сегодня ни один современный человек. Эта сфера представляет наибольшее число специальностей, напрямую связанных с техникой, так и сопутствующих, например архитекторов, дизайнеров , программистов.

Профессии типа «человек-техника» можно освоить в учебных заведениях разного уровня образования. В высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) выпускают инженеров различного профиля, а в колледжах, училищах — техников. Рабочие специальности можно получить в ПТУ.

Отдавая предпочтение техническим специальностям, нужно помнить об особенностях характера человека, таких, как развитое конкретное и пространственное и мышление, способность к абстрагированию, аккуратность и точность, мелкая моторика и хорошее зрение.

Еще к профессиям типа человек-техника могут относиться:

  • Профессии, связанные с газом
  • Профессии, связанные с горами
  • Профессии, связанные с землей
  • Профессии, связанные с физикой
  • Профессии, связанные с металлом
  • Профессии, связанные с математикой
  • Профессии, связанные с информатикой
  • Профессии, связанные с компьютерами
  • Профессии, связанные с наукой
  • Профессии, связанные с машинами
  • Где учиться на машиниста
  • Как стать дальнобойщиком
  • Как стать гонщиком
  • Как стать водителем
  • Работа механизатором

Классификация профессий Климова

Бесплатные тесты на профориентацию

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

  • «человек — живая природа»,

  • «человек — техника»,

  • «человек — человек»,

  • «человек — знаковая система»,

  • «человек — художественный образ».

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации — и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Худо- жественный образ

Условия труда

Бытовые

НаОткрытом воздухе…

Необычные

C повышенной Моральной ответст- венностью

Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизи- рованные

Функци- ональные

Цели труда

Гностичес- кие

Преобразую- щие

Изыскатель- ские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа «человек -природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«Ч Е Л О B Е К — Т Е Х Н И К А»

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»

Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

  • потребность в общении,

  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

  • умение находить общий язык с разными людьми.

«Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы»

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек -художественный образ» включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа «человек -художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

  • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

  • Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Пример формулы профессии: Юрист

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов — Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета — в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий — задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным — Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера — за необычные условия, а физика-теоретика — за изыскательские цели).

Профессии, связанные с природой

Если не хотите работать с людьми или до умопомрачения любите природу, вы уже наверняка знаете, кем хотите быть. На нашем телеграм-канале уже была статья о профессиях, связанных с животными.

В рамках сегодняшней статьи мы расскажем о новых специальностях, которые позволят ощутить свою значимость для мира, почувствовать себя частью природы и наслаждаться ее красотой и мощью.

Итак, предлагаем ознакомиться со списком профессий, связанных с живой и неживой природой, ее изучением и охраной.

Биолог

Здесь есть вариации. Человек может выбрать работу, связанную с растениями, животными или бактериями. Работают биологи и микробиологи, как правило, в лаборатории при минимальном контакте с окружающими. Их задача – проводить разные эксперименты, исследования и изредка выходить на открытый воздух для сбора материала и наблюдения за организмами в естественной среде обитания.

В вузе эта специальность может называться биология, биотехнология, биоинженерия.

Биологам такого плана можно рассчитывать на зарплату 40 000-60 000 рублей.

Эколог

Человек этой профессии – главный инспектор природы. В его задачи входит проверка состояния воды, воздуха, почвы и соотнесение данных с показателями нормы.

Если налицо отклонение параметров (превышение количества содержания вредных веществ в воздухе, почве или микроорганизмов в воде, эколог обязан зафиксировать данные. Но на этом работа не заканчивается. В случае отклонений главная задача эколога – разработать план о том, как вернуть показатели в пределы нормы.

Эту специальность выбирают молодые люди, которым нравится проводить время на свежем воздухе. Получить ее можно по направлениям «экология и природопользование», «агрономия», «биология».

Но рассчитывать на большие деньги (по крайней мере сразу) не стоит. Такие специалисты получат в среднем 25 000-35 000 рублей.

Овощевод/агроном

Из профессий, связанных с растениями, эти самые популярные. Быть овощеводом или агрономом не только полезно для государства, но и выгодно для себя.

Овощевод всегда знает, как получить здоровый и хороший урожай. Он грамотно подготовит почву, посеет необходимые семена и будет бережно охранять их от вредителей.

Если работа с растениями приносит вам удовольствие, а также если вы любите натуральные продукты, идите на специальность «агрономия».

Запредельных зарплат тут не ждите, всего 25 000-30 000 рублей. Зато вы научитесь грамотно обращаться с землей и узнаете, как добиться богатого урожая. А эти знания на вес золота во все времена.

Задача агронома немного другая: он следит за соблюдением правил ухода за растениями, чтобы в итоге получился богатый урожай. Справиться со своей задачей он может, только если выполнил все действия грамтно:

  • подготовил землю к посадке,
  • разработал комплекс удобрений и проследил за их отступлением,
  • правильно организовать систему хранения выращенной культуры.

Как и у овощевода, работа агронома напрямую связана с природой и проходит в открытом поле, на свежем воздухе. Получить образование по этому направлению можно на специальности «агрономия», «агроинженерия», «почвоведение».

А вот платят им чуть лучше, чем овощеводам. Средняя зарплата агронома варьируется в пределах 30 000-50 000 рублей.

Фермер

Некоторым может показаться, что фермер должен стоять в одном ряду с агрономом и овощеводом. На самом деле суть этой профессии, связанной с природой и животными, совершенно иная.

Фермер – это не просто человек, занимающийся выращиванием определенных культур или разведением животных. Это настоящий бизнесмен, который кроме особенностей выращивания/разведения должен знать основы экономики, бизнес-планирования и бюджетирования, разбираться в управлении персоналом, кредитах т.д.

Кроме того, у фермера особые отношения с землей: он либо является ее владельцем, либо арендатором и выращивает на ней определенные культуры на продажу, а также занимается разведением птиц или животных. Так что доход этого человека напрямую зависит от качества и объема реализованного товара.

Ему будет полезно любое образование из смежных сфер: как основы фермерской деятельности, так и основы предпринимательства. Получить базовые знания о выращивании культур и разведении животных можно получить на специальностях «растениевод», «животновод», «овощевод», «агроном».

Садовник/ландшафтный дизайнер

Профессии садоводства тоже стоят обособленно, ведь тут речь идет о работе с цветами. Этот человек на одну половину ботаник, на вторую – творец, создающий произведения искусств.

Основные обязанности садовода заключаются в следующем:

  • своевременный полив разных растений,
  • уничтожение сорняков,
  • формирование кроны деревьев и кустов.

Эта профессия типа «человек-природа» гарантирует стопроцентное пребывание на свежем воздухе. Получить соответствующее образование можно по специальностям «садоводство», «агрономия», «биология», «ландшафтная архитектура».

В функции ландшафтного дизайнера может дополнительно входить формирование ландшафта участка с учетом заранее подготовленного плана. То есть его нанимают в самом начале, когда сада как такового еще нет, чтобы специалист помог спланировать его и далее реализовать.

Еще в задачи ландшафтного дизайнера входит работа с садовой мебелью, обустройство садово-парковых дорожек и т.д.
Зарплата может сильно варьироваться от места, функций и нанимателя. Средние показатели в районе 20 000-30 000 рублей.

Шкипер (капитан корабля)

Если профессии, связанные с цветами и растениями, вас не прельщают, но вы любите море и стихию, обратите внимание на профессии, связанные с природой и путешествиями.

Приключения, опасность, знакомство с новыми странами и разными растительными и животными мирами – все этот можно встретить в работе капитана корабля. Правда, чтобы стать им, придется пройти путь с самого низа, от юнги и матроса, делать самую сложную работу, преодолевать трудности и в ясную погоду, и в шторм.

Настоящий мужчина сможет изучить это направление на специальности «судовождение».

Зато зарплатные ожидания тут гораздо интереснее. Если матрос может рассчитывать на 20 000-25 000 рублей, то капитану будут платить в среднем 50 000-65 000 рублей.

Географ

Среди профессий, связанных с охраной природы, довольно распространена специальность географа. Это прирожденные путешественники, которые изучают особенности живой и неживой природы в разных углах земного шара, изучают места, недоступные для других.

Географы должны изучать разные явления, уметь ориентироваться по картам и даже самостоятельно их составлять.

Получить образование в этой сфере можно по специальности «география», «картография», «геотехнологии».

Зарплатные ожидания колеблются в среднем в пределах 30 000-40 000 рублей.

Геолог

Профессия схожа с предыдущей. Но если географ изучают живую и неживую природу на поверхности земли, то геологи работают со всем, что под ней. Такой специалист изучает почвы, горные породы и т.д.

Работают они преимущественно в отдаленных уголках – в горах, под землей, в пещерах. Но после того как им удастся собрать интересный материал, с ним они отправляются в лаборатории.

Получить эту профессию, связанную с изучением природы, можно на факультетах «геологии» и «нефтегазового дела».

Платят тут по-разному. Средняя зарплата будет в районе 50 000-70 000 рублей.

Лесничий/егерь

Если вам интересна работа по охране природы, присмотритесь к лесничим и егерям. Эти специалисты контролируют устройство и использование лесного хозяйства – одного из самых ценных и богатых ресурсов многих стран бывшего СНГ.

Лесничего легко спутать с лесником, который лишь охраняет лес от незаконной вырубки, пожара и загрязнений. Егерь же занимается любыми вопросами, связанными с лесом: организацией и контролем посадки новых саженцев, а при необходимости – и созданием лесного массива в чистом поле.

Изучить это направление можно на специальности «лесное дело».

Что касается зарплаты, то наслаждаться свежим воздухом тут можно за ежемесячное вознаграждение в среднем за 40 000-50 000 рублей.

Таксатор

Это довольно необычная профессия, изучающая природу, о существовании которой многие даже и не знают. На самом деле таксатор – это человек, который тоже имеет отношение к живой природе: он занимается учетом, описанием и изучением лесных участков для лесных хозяйств.

Таксаторы работают не только на свежем воздухе, но и далеко от цивилизации. Часто они изучают непролазные дикие чащи, ходят по звериным тропам с разными геодезическими приборами – без них не обойтись. Если поручают описать давно заброшенные или ранее неизученные участки леса.

Таксатор записывает состав леса, его возраст, товарность и «удельный вес» древесины на гектар, рассчитывает средний диаметр и высоту деревьев, тип почвы, изучает подлесок и т.д. Даже современнейшая аэрофотосъемка не в состоянии выполнить всю эту работу.

Часто таксаторы работают не одни, а в составе целой команды. В ходе вырубки деревьев они изучают все необходимые данные (объем вырубленных и растущих деревьев, прогнозируемый прирост молодняка и пр.).

Работа таксатора сложна тем, что ему приходится изучать строгую нормативную и техническую документацию, работать со сложными компьютерными программами, знать законодательство в сфере лесного хозяйства.

Изучить это направление можно на специальности «лесное дело».

А вот зарплатные ожидания будут разные в зависимости от сложности участка и региона – от 35 000 до 60 000 рублей.

Оленевод

В наш список профессий типа «человек-природа» попал этот специалист, так как мы просто не могли промолчать о такой романтической специализации. Во всем мире крайне мало ее представителей, и обычно дети продолжают традиции своих родителей и предков.

В РФ оленеводами обычно становятся парни. А вот в странах Скандинавии это как правило девушки.

Редкость профессии говорит сама за себя. Такой специалист должен обладать многими знаниям и навыками: быть зоотехником и ветеринаром, уметь формировать стадо оленей и перегонять его в нужные места, отслеживать размножение, помогать принимать роды, обучать молодых оленей ходить в упряжке, забивать оленей, освежевать тушу – снимать шкуру и разделать мясо. Немаловажно уметь оказать первую помощь и людям, которые находятся в упряжке. Тундра – довольно удаленное место, где больницы не стоят на каждом перекрестке.

Учиться на профессию можно по направлениям «зоотехник», «ветеринар».

Средняя зарплата составляет 20 000-35 000 рублей.

Водолаз

Этот специалист изучает подводный мир, а также выполняет подводно-технические работы в разном снаряжении. Речь может идти об обслуживании подводного нефтепровода, строительстве гидротехнического сооружения, расчистке дна акватории порта, ремонте кабеля, аварийно-спасательных работах и пр.

Есть также военный водолаз, в задачи которого входит охранять и защищать разные объекты, проводить диверсии на объектах противника, разведку, разминирование.

Если вам больше по душе мирная деятельность, водолазы могут проводить разные исследования, заниматься дайвингом и рекреационными погружениями.

Современные профессии в садоводстве, животноводстве, лесном хозяйстве или других местах на свежем воздухе пользуются с каждым годом все большей популярностью. Люди устают от общества, поэтому стремятся отдалиться от него, воссоединившись с природой.

Вы должны быть готовы к тому, что какую бы профессию ни выбрали, чтобы стать хорошим специалистом и получать высокую зарплату, придется хорошенько потрудиться еще на этапе обучения. И если вдруг вам что-то тяжело дается, не опускайте руки.

Рядом всегда будет сервис студенческой помощи, чтобы вы могли спокойно постигать профессию ученого, изучающего растения, почву или животных.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание).

Примеры:

— в типе «человек — природа» – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

— в типе «человек – техника» – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

— в типе «человек – человек» – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

— в типе «человек — знаковая система» – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

— в типе «человек — художественный образ» – искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П).

Примеры:

— в типе «человек — природа» – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

— в типе «человек — техника» – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

— в типе «человек — человек» – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

— в типе «человек — знаковая система» – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

— в типе «человек — художественный образ» – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И).

Примеры:

— в типе «человек — природа» – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

— в типе «человек — техника» – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

— в типе «человек — человек» – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

— в типе «человек — знаковая система» – программист, математик;

— в типе «человек — художественный образ» – художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р).

Примеры:

— в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

— в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте.

Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.

Первый ярус выделяет следующие типы профессий:

По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). В зависимости от этого Е.А. Климов определяет пять сфер профессиональной деятельности: «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ», «Человек – Человек».

1. «Человек – живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек – человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).

4. «Человек – знаковая система» (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).

5. «Человек – художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):

— гностические профессии (Г);

— преобразующие (П);

— изыскательные (И).

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):

— профессии ручного труда (Р);

— профессии машинного (М);

— профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А);

— профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

— работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

— работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

— работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный;

— работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь.

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы:

1) двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.);

2) познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия;

3) действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером;

4) действие по согласованию усилий.

Выделяют восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным.

Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)

Типология Холланда. Классификация профессий, определение профессионального соответствия. Понятие профессионального типа личности.

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный (рабочие, автоводители и др.), интеллектуальный (ученые), социальный (учитель, врач), конвенциональный (клерк), предприимчивый (бизнесмен, продавец), артистический (художник, актер). Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? (далее идет список профессий)

Тип личности Содержание деятельности:

1. Реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами.

2. Исследовательский Ориентация на поиск.

3. Артистичный Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию.

4. Социальный Ориентация на взаимодействие с людьми.

5. Предпринимательский Ориентация на влияние на людей.

6. Конвенциональный Ориентация на манипулирование данными, информацией.

Характеристика типов личности по Дж. Холланду

1. Реалистичный тип.

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип.

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интраверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.
Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)

Подтипы профессий типа «Человек – Техника»

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик

Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.

Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими:

Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.

Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:

Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.

Итак вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия.
Для того, чтобы пройти тест жми на картинку.
Пройдя тест, ты определил к какому классу будет относиться твоя будущая профессия. Нажми на название класса, которое сооответствует результатам теста и ты узнаешь какие профессии подходят тебе:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *