Структура детской поликлиники

  • 1. Педиатрическое отделение
  • 2. Структура детской городской поликлиники
  • ЛЕКЦИЯ № 1. Структура и организация работы детской поликлиники

    Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

    Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.

    Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

    Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

    Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.

    В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.

    В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.

    1. Педиатрическое отделение

    Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.

    На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры.

    Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр.

    Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

    Задачи участкового врача-педиатра:

    1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

    2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;

    3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

    4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;

    5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;

    6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

    7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

    8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

    9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

    10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

    11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

    Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

    В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.

    Более узкие специалисты, такие как ортопед, уролог, нефролог, эндокринолог, врач функциональной диагностики, вводятся в штат одной из детских поликлиник района и обслуживают всех детей административной территории.

    Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.

    Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологопедическом, – в штатах которых предусмотрены должности детских врачей.

    Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.

    Задачи отделения медицинской реабилитации:

    1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;

    2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;

    3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;

    4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья.

    Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах

    Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.

    2. Структура детской городской поликлиники

    В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

    В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике.

    На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.

    Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.

    В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.

    В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка.

    Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.

    Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.

    Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

    В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

    В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.

    Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

    Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей; простейший манеж; коляску детскую; пеленальный стол; весы медицинские; ростомер; столик детский; стульчик детский; стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком (в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения температуры воды и воздуха, груша резиновая, банки для ваты и пипеток, газоотводная трубка, масло вазелиновое, калия перманганат, спиртовой раствор бриллиантового зеленого, борная кислота в порошке, детский крем, пузырек емкостью 30—100 мл для воды, соски для кормления и питья; детское мыло), шкафчик для детского белья со сложенными распашонками, пеленками байковыми (100 X 120 см), хлопчатобумажными (такого же размера), подгузниками, косынкой, чепчиком, ползунками; шкафчик для игрушек, шкафчик для образцов продуктов детского питания; ванночку детскую.

    Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.

    В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей.

    Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.

    После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

    В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.

    Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.

    В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.

    Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

    1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;

    2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;

    3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;

    4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения.

    В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.

    Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.

    Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

    Типы детских больниц. Структура и функции детской больницы.

    Детская больница – лечебно-профилактическое учреждение для детей в возрасте до 14 лет включительно (14 лет 11 месяцев 29 дней), нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.

    Типы детских больниц:

    • по профилю: многопрофильные и специализированные;
    • по системе организации: объединенные с поликлиникой и не объединенные;

    · по объему деятельности: больницы той или иной категории, определяемой мощностью (числом коек);

    • в зависимости от административного деления: районные, городские, областные, республиканские детские больницы;
    • клинические – если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института.

    Основная цель современной детской больницы – лечение детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии. На детский стационар возлагаются следующие обязанности:

    • оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи;
    • внедрение в практику современных методов диагностики, лечения, профилактики;
    • консультативная и методическая работа.

    Подразделения детской больницы:

    • приемное отделение (приемный покой);
    • стационар (лечебные отделения);
    • лечебно-диагностическое отделение (или кабинеты), лаборатории;
    • патолого — анатомическое отделение;
    • вспомогательные подразделения (пищеблок, АХЧ, медицинский архив, кабинет медицинской статистики и др.)

    Стационар лечебного отделения состоит из изолированных палатных секций по 30 коек каждая, а для детей в возрасте до 1 года следует предусмотреть отсеки на 8 коек. В отделении для новорожденных должны быть предусмотрены отсеки не более, чем на 20 кроваток. Палатные секции не должны быть проходными.

    Для детей первого года жизни предусматриваются боксированные и полубоксированные палаты не более чем на 2 койки в каждом боксе. В палатах для детей старше 1 года допускается не более 4 коек. Койки в палатах размещают рядами параллельно стенам с окнами. Расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м.

    В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный над дверными проемами на высоте 2,2 м от уровня пола.

    В целях удобства обслуживания организуется сестринский пост на несколько палат. В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2 процедурных. В детских отделениях для детей старше трех лет предусматривается столовая.

    Для оказания неотложной помощи в лечебном отделении организуются палаты интенсивной терапии, которые обслуживают специально подготовленные медицинские сестры.


    Распределение детей в палатах для больных осуществляется по возрасту, полу или принципу однородности заболеваний. По принятым нормам на одну койку приходится 6,5 – 7,5 кв.м. Койки в палатах устанавливают так, чтобы к ним можно было легко подойти.

    Современное устройство палат включает централизованную подачу кислорода к каждой койке, а также сигнализацию на сестринский пост или в коридор – звуковую (тихий зуммер) или световую (красную лампочку).

    Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием бактерицидных излучателей.

    В палатных секциях для детей старше 1 года следует предусматривать 2 ванны ванной комнате; для детей до 1 года – ванны размещают в палатах или в помещении дежурной медицинской сестры.

    Боксы детского отделения предназначены для изоляции инфекционных больных и детей с подозрением на инфекционное заболевание с целью профилактики внутрибольничных инфекций. Выделяют открытые и закрытые боксы (полубоксы):

    · открытые боксы — в них больные разделены перегородками, которые устанавливаются между кроватями; изоляция больных несовершенна и не предохраняет от распространения капельных инфекций;

    · закрытые боксы — это часть палаты с дверью, отделенная застекленной до потолка перегородкой; недостатком этого способа изоляции является то, что боксы имеют выход в общий коридор отделения.

    Наиболее совершенной является изоляция детей в закрытом, индивидуальном, или мельцеровском боксе (предложен в 1906 г. перетбургским инженером Э.Ф.Мельцером).

    Конструкция мельцеровского бокса предусматривает устранение любого контакта больного с другими детьми на протяжении всего периода лечения. Каждый индивидуальный бокс состоит из следующих помещений:


    · предбанник;

    · санитарный узел с горячей и холодной ходой, раковиной и унитазом;

    · шлюз для персонала.

    Выход больных из бокса во внутренний коридор отделения запрещен. Медицинская сестра (врач) входит в шлюз из внутреннего коридора, плотно закрывает наружную дверь, моет руки, при необходимости надевает второй халат, колпак, после этого переходит в помещение, где находится больной ребенок. При выходе из палаты все операции выполняются в обратном порядке.

    Оборудование палат и оснащение отделения зависят от их профиля, специфики работы медицинского персонала и необходимости создания оптимальных условий для выполнения персоналом медицинских обязанностей.

    Специфика работы лечебного отделения заключается в необходимости максимальной изоляции и разобщения детей, постоянной работе по профилактике внутрибольничных инфекций (ВБИ).

    При выздоровлении и стойком улучшении состояния ребенка выписывают из больницы, а в случае необходимости (оказание специализированной помощи) переводят в другое лечебно-профилактическое учреждение. О выписке ребенка оповещают родителей и детскую поликлинику. Врач готовит выписной эпикриз.

    3. Факторы риска больничной среды.Любая среда, в которой находится человек, имеет те или иные элементы, отрицательно на него влияющие. Мы их называем факторами риска. Для сохранения здоровья человек должен быть хорошо к ним адаптирован.

    Есть факторы риска и в условиях больничной среды. Причём, пациент попадает в такую среду при снижении способности к адаптации: ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки стационара. Госпитализация всегда является стрессом для человека. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни и по – новому удовлетворять свои потребности.

    Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в лечебно-профилактическом учреждении такие условия, которые обеспечат пациенту безопасность всё время, пока он там находится.

    Если на пациента факторы риска действуют только определённое время, то медицинский персонал подвержен их влиянию длительно, годами. В случае, когда медицинская сестра не знает, как защитить себя от их воздействия, неизбежен вред её собственному здоровью.

    4. Понятие «Безопасная больничная среда». Безопасная больничная среда это среда, обеспечивающая пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, что позволяет эффективно удовлетворять все жизненно важные потребности

    Организация работы любого стационара направлена на то, чтобы создать безопасную среду – как для своих пациентов, так и для медицинских работников.

    Организация работы детского стационара

    ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

    Детские стационары могут быть объединенными (с детской поликлиникой) и необъединенными; по профилю — многопрофильными и специализированными, различной коечной мощности.

    В организации работы детского стационара детской больницы много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако, имеются и некоторые свои особенности.

    Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и детских учреждений.

    Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:

    1. Направление.

    2. Подробная выписка из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.

    3. Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия — 24 часа).

    4. Справка о проведенных прививках.

    Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3—4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера—Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2—3-х изолированных смотровых кабинетов и одного-двух санпропускников.

    Для оказания неотложной помощи ребенку в приемном отделении должен быть постоянный набор необходимых медикаментов и средств первой помощи. При приемном отделении организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции больных.

    Врач приемного отделения должен собрать тщательный анамнез, произвести осмотр больного, установить предварительный диагноз, назначить и провести лечение (при необходимости), решить в какое отделение направить больного и возможен ли допуск матери к уходу за ребенком.

    В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

    Врачи приемного отделения работают в тесном контакте с врачами-специалистами отделений больницы. В приемном отделении ведется журнал приема детей на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделений о количестве свободных мест по отделениям. При отсутствии стола справок через приемное отделение родители получают сведения о состоянии здоровья ребенка.

    Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту и по характеру заболеваний. В зависимости от возраста выделяют следующие отделения (палаты): для недоношенных, для новорожденных, для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные и другие узкопрофильные отделения (палаты).

    Оборудования палат и оснащение отделений зависит от их профиля и диктуется спецификой работы и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения детей и выполнения персоналом служебных обязанностей.

    В отделениях для детей дошкольного и школьного возрастов палаты должны быть небольшие — с числом коек не более четырех. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог следить за состоянием детей и их поведением.

    Важной особенностью организации работы этих отделений является необходимость проведения там воспитательной работы с детьми. Для этой цели в детских больницах устанавливаются специальные должности педагогов-воспитателей, С больными, которые лечатся в стационаре длительное время, проводится также и учебная работа.

    В отделении должны быть предусмотрены столовые, игровые, веранды или прогулочные комнаты, хорошо оборудованный участок для прогулок на территории больницы. Отделения должны быть обеспечены игрушками, играми, книгами, материалами для вырезания, рисования, лепки, изготовления самодельных игрушек. Организация досуга детей в стационаре особенно важна в вечерние часы. Ручной труд, лепка, рисование, чтение вслух, проводимые в конце больничного дня, улучшают настроение детей и способствуют спокойному сну. Немаловажная роль в правильной организации досуга детой принадлежит палатным медицинским сестрам. Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

    В комплексе лечебных мероприятии важное значение имеет правильное, организованное питание детей. Для этого дети грудного возраста госпитализируются с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрасту.

    В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. Для предотвращения заноса инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать только не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больными детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство).

    Возглавляет работу детского отделения стационара заведующий. На должность заведующего отделением детской больницы назначается квалифицированный врач, имеющий опыт работы по соответствующей специальности. Заведующий отделением подчиняется главному врачу больницы и заместителю главного врача по медицинской части. В повседневной работе он руководствуется положением о детской больнице, о своих функциональных обязанностях и другими официальными документами, а также указаниями и распоряжениями вышестоящих органов здравоохранения.

    Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным детям.

    Выписка ребенка из больницы производится: при полном его выздоровлении; при необходимости перевода его в другие лечебные учреждения; стойком улучшении состояния больного, когда дальнейшая госпитализация уже не нужна; при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении; по требованию родных или опекуна до излечения заболевания, если выписка не угрожает непосредственно жизни больного и не опасна для окружающих.

    В последнем случае необходимо предупредить родителей о последствиях для здоровья ребенка несвоевременной выписки. О выписке больного ребенка по требованию родителей делается запись в истории болезни с указанием, что о несвоевременности выписки родители предупреждены. О выписке ребенка, требующего еще лечения на дому, немедленно сообщается детской поликлинике с необходимыми лечебными рекомендациями стационара, а позднее направляется эпикриз с подробным описанием проведенного обследования, лечения и необходимых рекомендаций на будущее.

    Анатомо-физиологические особенности новорожденных, своеобразный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоношенных детей в составе детских больниц. Организация этих отделений позволяет создать особые условия для наиболее ранимого контингента больных, сконцентрировать, специально подготовленные в области физиологии и патологии периода новорожденное™, кадры, а также специальную аппаратуру и оборудование.

    Создание таких отделений дает возможность своевременно переводить заболевших новорожденных из родильных домов, что способствует более четкой организации и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в акушерских стационарах.

    Организация работы отделений для новорожденных и недоношенных детей имеет весьма существенные особенности.

    Основными задачами этих отделений являются:

    — оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей;

    — проведение организационно-методической работы и повышения квалификации педиатров по актуальным вопросам неонаталогии;

    — анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе обслуживания.

    В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.

    Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных домов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обязательного согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.

    Транспортировка новорожденных детей производится в специально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащенной кузовом, в сопровождении среднего медицинского персонала, подготовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных детей.

    В отделение реанимации и интенсивной терапии транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей производится по принципу «на себя» в специализированной транспортной реанимационной машине с врачом реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленным по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.

    На базе детских поликлиник или стационаров детских больниц организуются дневные стационары.

    В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационарному (по объему и интенсивности), но находятся под наблюдением медперсонала только в дневные часы.

    Количество коек определяется материально-техническими возможностями базового учреждения, а также потребностью в данном профиле коек. Целесообразна организация дневных стационаров по тем или иным профилям патологии: гастроэнтерологические, неврологические, диагностические и т.д. Длительность лечения ребенка зависит от профиля патологии и составляет в среднем 2—3 недели.

    Больные в дневном стационаре пользуются 2-разовым питанием по действующим нормативам для стационаров и дополнительно за счет привлеченных средств предприятий, общественных фондов.

    Приготовление пищи больным осуществляется в пищеблоке лечебного учреждения, в составе которого находится дневной стационар. Контроль за качеством пищи возлагается на врача-диетолога больницы и органы санэпиднадзора.

    Больничные листы и справки по уходу за больными детьми родителям на период лечения в дневном стационаре не выдаются, ибо уход, кормление и лечение детей берет на себя дневной стационар.

    Работа дневного стационара проводится в тесном контакте с амбулаторно-поликлинической и стационарными службами лечебно-профилактических учреждений.

    Документация стационара детской больницы, как и расчет количественных и качественных показателей деятельности принципиально не отличаются от таковых в стационаре для взрослых.

    Сестра

    Для исключения или сведения к минимуму контактов здоровых детей с больными при амбулаторном посещении врача-педиатра, существует фильтр детской поликлиники как отдельное структурное подразделение. На должность работника фильтра назначается медицинский работник среднего звена с достаточным опытом работы в педиатрии — фельдшер или медицинская сестра.

    Для чего нужен фильтр в детской поликлинике

    Основная задача фильтра детской поликлиники — предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Поэтому в фильтре проводится разделение детей на 2 потока. Первый поток — здоровые дети, реконвалесценты заболеваний, дети с нормальной температурой и отсутствием сыпи и других признаков инфекционных заболеваний. Второй поток — дети с повышенной температурой, сыпью, диспептическими расстройствами и другими симптомами заразных заболеваний.

    Медицинская сестра или фельдшер фильтра проводит осмотр детей и их опрос или опрос родителей, измеряет температуру тела ребенка, ставит сестринский диагноз и решает, нуждается ли ребенок в осмотре врача. При наличии гипертермии, сыпи, острой диспепсии, других факторов подозрение на инфекцию ребенок изолируется — помещается в бокс, который должен находиться в смежном помещении и иметь отдельный выход на улицу. Медицинская сестра вызывает врача, который делает заключение о состоянии здоровья ребенка.

    Мероприятия в боксе

    После осмотра ребенка врачом медицинская сестра выполняет все предписанные назначения, производит забор необходимых материалов для исследования на дифтерию, кишечную группу, энтеробиоз, посевы на стерильность и чувствительность к антибиотикам.

    После постановки врачебного диагноза ребенок может быть направлен в инфекционную больницу или в педиатрическое отделение. Возможно и направление домой для лечения с освобождением от посещения детского сада или школы. При тяжелом состоянии ребенка медицинская сестра должна вовремя оказать неотложную помощь ребенку.

    Транспортировка ребенка при необходимости осуществляется на машине скорой помощи. После освобождения бокса-изолятора в нем проводится заключительная дезинфекция, проветривание и бактерицидное облучение.

    Документация фильтра детской поликлиники

    Для регистрации осмотренных детей медицинская сестра ведет журнал, куда записывает все данные о ребенке, дату осмотра, заключение врача и делает отметку, куда направлен ребенок.

    Кроме того, в фильтре должны быть стандартные учетные формы:

    • экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у — заполняется медицинским работником при выявлении у ребенка инфекции;
    • журнал учета инфекционных заболеваний ф. 060/у — для регистрации выявленных в фильтре инфекционных заболеваний;
    • направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у — заполняется при направлении ребенка на госпитализацию.

    Любой фильтр детской поликлиники работает, опираясь на законодательную базу, Приказы Министерств Здравоохранения и внутренние нормативные документы лечебного учреждения.

    Картинки доктора в больнице детей детского сада

    Люди иногда болеют и в эти моменты на помощь приходят те, кого называют врачами. Важно что-бы дети с малых лет не боялись докторов, потому что именно в больнице можно решить свои проблемы со здоровьем. Если вдруг все же случается резко заболеть, то может выручить скорая помощь, к человеку приедет машина с медсестрой и доктором. Так как же сделать так, чтоб ребенок не боялся людей в белых халатах? На помощь может придти сказка про доброго доктора айболита! А чтобы ребята не боялись стоматологов можно вспомнить о зубной фее. Давайте посмотрим как дети рисуют такую обширную профессию в картинках для школы.

    Медсестра.

    Кабинет стоматолога.

    Зубная фея.

    Прощаемся с молочными зубами.

    Профилактика гриппа и ОРВИ.

    Машина скорой помощи.

    Ветеринарная клиника.

    Ветеринар.

    Защитники организма от гриппа и простуды.

    Педиатр осматривает ребенка.

    Детский рисунок врача.

    Медсестра поэтапно карандашом.

    Веселая больница.

    Айболит.

    Рисунок в школу.

    Телефон скорой помощи 03.

    Медицина в белом халате.

    На вызов.

    Слушаем пациента.

    Плакат в детский сад.

    На приеме у врача.

    Медсестра ставит укол больному.

    Чистим зубы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *