По отгрузке или отгрузки?

Отгрузочные документы — это документы, подтверждающие передачу материальных ценностей от одной компании к другой и оформляющие сделку по заключенному договору. В процессе отгрузки — передачи продукции напрямую покупателю или перевозчику, который осуществляет доставку, вместе с ценностями передаются и отгрузочные документы. Подписи покупателя на них свидетельствуют о том, что груз был надлежащим образом получен, принят и сделка состоялась. Расскажем подробно о том, какие документы относятся к отгрузочным, о правилах их оформления и обязательных реквизитах.

Отгрузочные документы — это какие документы?

Документы, сопровождающие отгрузку, обязательно описывают количество и качестве отгружаемых ценностей. Ими могут быть:

  • Товарная накладная на отгрузку по форме ТОРГ-12, составляемая в 2 экземплярах поставщиком. Ее оформляют при заключении договоров поставки или купли-продажи. Обязательное условие ее оформления — накладная должна быть подписана обеими сторонами сделки: поставщиком и покупателем.

  • Счет-фактура, выставляемый компаниями, уплачивающими НДС. Счет-фактура составляется также в 2 экземплярах и выставляется покупателю не позднее 5 дней с момента отгрузки.

  • УПД — универсальный передаточный документ, при отгрузке заменяющий собой комплект из накладной формы ТОРГ-12 и счета-фактуры (при этом в УПД выбирается статус «1»). УПД был введен на основании закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., положений НК РФ и используется согласно рекомендациям ФНС, данным в письме № ММВ-20-3/96@ от 21.10.2013. Поля бланка УПД разрешено дополнять новыми строками, поэтому при законодательном изменении формы счета-фактуры соответственно необходимо корректировать и применяемую форму УПД (Письмо ФНС России от 22.04.2019 № ЕД-4-15/7638).

Компания, исходя из собственных бизнес-процессов, вправе сама выбирать, какие первичные документы она будет использовать при оформлении отгрузок: товарные накладные и счета-фактуры или УПД.

При оформлении отгрузочных документов используются первичные документы унифицированной формы, утвержденные Госкомстатом. Но также закон разрешает применять и нетиповые, самостоятельно разработанные компаниями бланки накладных на отгрузку. При этом в них обязательно должны присутствовать следующие реквизиты (ст. 9 закона № 402-ФЗ):

  • наименование компании или ИП, составивших документ;

  • наименование отгрузочного документа;

  • дата составления;

  • точные названия продукции, товара с указанием физической величины, цены и стоимостной оценки в единицах измерения согласно справочника ОКЕИ;

  • название должностей лиц, ответственных за оформление операции;

  • их подписи с расшифровкой фамилии и инициалов.

Первичные отгрузочные документы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера. Подписывать их вправе и лица, наделенные правом подписи первичных документов согласно приказа компании или на основании выданной доверенности. Отгрузочные документы ИП подписывает сам предприниматель, если в штате у него нет сотрудников. При наличии персонала и главного бухгалтера, отгрузочные документы подписывает ИП и бухгалтер, либо уполномоченные приказом предпринимателя лица.

Транспортные отгрузочные документы

К отгрузочным документам также относятся транспортные накладные. Если передача продукции происходит на условиях самовывоза, т. е. покупатель самостоятельно приезжает на склад или в магазин продавца и забирает ценности, транспортных накладных оформлять не нужно. Если же товар передается на других условиях, требующих транспортировки груза, в этом случае составляются отгрузочные транспортные документы, как минимум в 3-х экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и водителя.

При транспортировке транспортно-логистической компанией, которая привлекает дополнительного перевозчика или водителя по отдельному договору, оригинальных экземпляров транспортной накладной должно быть, как минимум 4. В транспортных накладных обязательно указывается реквизиты перевозчика, транспорта и водителя.

При доставке автомобильным транспортом могут составляться:

  • товарно-транспортная накладная формы 1-Т;

  • транспортная накладная, приведенная в Приложении 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства № 272 от 15.04.2011 г.

При перевозке товара железнодорожным транспортом оформляются накладные унифицированных форм ГУ-27 и ГУ-29-О в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом МПС № 39 от 18.06.2003 г. Их составляют в зависимости от типа перевозимого груза и способа отправки.

При авиаперевозках используют авиагрузовую накладную AWB, которая не является документом, передающим право собственности на товары. Она только подтверждает передачу груза авиакомпании в аэропорту, обязанность которой — доставить его в аэропорт пункта назначения.

При импортно-экспортных продажах и перевозках грузовым автотранспортом применяется международная товарно-транспортная накладная CMR.

Во всех транспортных документах на отгрузку строки с наименованиями перевозимого груза, грузоотправителя и грузополучателя должны полностью совпадать с данными, указанными в УПД или счете-фактуре, товарной накладной.

К отгрузочным документам поставщика могут дополнительно прикладываться:

  • сертификаты, техпаспорта и другие документы, удостоверяющие качество и комплектность продуктов;

  • упаковочный лист со списком передаваемых товаров, их артикулами, номерами мест, весом брутто и нетто;

  • кассовые чеки, подтверждающие оплату.

Особенности оформления отгрузочных документов

Отгрузочные документы оформляет поставщик, транспортные накладные составляет также он или транспортная компания, с которой заключен договор на транспортировку. Дата отгрузочных документов должна проставляться в момент отгрузки или сразу же после ее окончания в соответствии с п. 3 ст.9 закона № 402-ФЗ. Все накладные должны оформляться в момент передачи товара покупателю или компании-перевозчику. При этом дата в УПД или товарной накладной не должна быть указана ранее даты в товарно-транспортных накладных, иначе контролирующие органы вправе посчитать сделку фиктивной и отказать в вычете НДС покупателю, если стороны выступают плательщиками НДС (постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2014 г. № Ф05-977/14).

Отгрузочные документы используются для подтверждения операций по поставкам товара, выполненным работам, услугам, а также передаче прав на имущество. С отгрузкой связан важный момент: при транспортировке товаров часто возникает риск потери и порчи товара в результате кражи, тряски, погодных условий, и тот, кто является ответственным за сохранность товара в определенный момент доставки, несет на себе все риски и связанные с ними убытки. Поэтому важно иметь правильно оформленные и подписанные отгрузочные документы, чтобы в последующем доказать правоту в арбитражном суде и возместить понесенный ущерб.

Образец УПД вы можете скачать .

Производственным предприятиям важно правильно отразить в учете момент, когда отгружена покупателям готовая продукция. В большинстве случаев право на товар переходит заказчику сразу. Для того чтобы впоследствии у сторон не возникало спорных ситуаций, требуется соблюдать все нюансы при передаче ценностей. Хозяйственные операции по перемещению товаров должны быть полностью отражены в учете.

Что такое отгрузка готовой продукции

Фактическая передача товаров от производителя заказчику означает, что отгружена готовая продукция, проводка фиксирует это в учете. Отпуск товаров сопровождается документами, в которых фиксируется номенклатура, количество товара, цена единицы продукции и общая стоимость, место отгрузки, реквизиты заказчика. Совершенные операции подтверждаются подписями сторон.

Если в момент отгрузки по условиям договора происходит передача прав собственности на товар, то речь идет и о реализации. При этом материальные ценности могут быть и не оплачены. Условия оплаты могут быть рассмотрены в следующих вариантах:

  1. Товар передан покупателю после внесения предоплаты.
  2. Заказ оплачивается после передачи готовой продукции в течение оговоренного срока.

Инструкция по отгрузке готовой продукции

Порядок передачи товаров покупателю регламентируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ (приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Алгоритм действий предполагает открытый порядок отгрузки с соблюдением всех правил, в том числе:

  • выполнение требований к качеству, комплектации товара, соблюдение правил затаривания и маркировки;
  • возможность определения количества, веса продукции, или подсчета по иным показателям;
  • оформление сопроводительных документов, подтверждающих качество товара (сертификаты, технические паспорта и прочие), отгрузочных и расчетных;
  • соблюдение правил погрузки, крепления и перевозки товаров.

Если правила отгрузки будут нарушены по вине продавца, или товар испортился в результате перемещения с нарушениями, покупатель вправе отказаться от бракованной продукции. В некоторых случаях производитель несет ответственность перед заказчиком за нарушения условий отгрузки.

Отпуск товаров со склада подтверждается первичными документами. Многие организации используют типовую форму накладной на отпуск материалов на сторону М-15. Самостоятельно разработанный документ должен содержать все предусмотренные обязательные реквизиты, а также дополнительные сведения, характеризующие вид продукции, структурное подразделение продавца и т.д.

Факт реализации подтверждается товарной накладной по форме ТОРГ-12. Документ оформляется поставщиком в 2-х экземплярах. Для него накладная служит подтверждением, что отгружена готовая продукция и товар списан с учета. Покупатель на основании ТОРГ-12 полученные ценности ставит на учет у себя. Кроме того, производитель при необходимости выписывает товарно-транспортную накладную для перемещения ценностей. Если организация-продавец является плательщиком НДС, выписывается и счет-фактура, служащая основанием для начисления налога и принятия его сумм к вычету.

Анализ отгрузки и реализации продукции

Анализ отгрузки и реализации проводится с целью оценки объема продаж, а также дает информацию об остатках товара на складе. Данные формируются ежемесячно, поквартально и за год. Полученные сведения помогают оценить финансовое состояние компании, выявить динамику продаж, а также увидеть реальный непроданный остаток, который при скоропортящемся товаре может привести к убыткам.

Также учет отгрузки и реализации готовой продукции позволяет увидеть объемы проданного товара, динамику оплаты. На производственных предприятиях это основная статья формирования выручки.

Отгрузка продукции: проводки

Способы признания выручки зависят от учетной политики предприятия: по оплате (кассовый метод) или по отгрузке (метод начисления). Соответственно, для отражения в учете отгрузки готовой продукции проводки формируют в зависимости от действующего варианта учета.

Пример

Готовая продукция на сумму 70 800 руб. (в том числе НДС 10 800 руб.) отгружена покупателю. Себестоимость составила 43 000 рублей.

При учете выручки «по отгрузке» делаются проводки:

  • Дт 90.2 ― Кт 43 ― 43 000 руб., отгружена продукция покупателю, выделена себестоимость;
  • Дт 62 ― Кт 90.1 ― 70 800 руб., отражена выручка (с НДС);
  • Дт 90 ― Кт 68 ― 10 800 руб., начислен НДС 18%;
  • Дт 90 Кт 99 – учтена прибыль 17 000 руб.,
  • Д 51 – Кт 62 – 70 800 руб., поступила оплата за ранее отгруженную продукцию.

Условия договора иногда предусматривают, что полноправным владельцем полученных ценностей покупатель становится после их фактической оплаты. Если на этих условиях отгружена покупателям готовая продукция, проводки в учете поставщика до поступления оплаты будут такими:

  • Дт 45 ― Кт 43, отгружена продукция покупателю;
  • Дт 76.АВ ― Кт 68, начислен НДС.

Если отгрузка продукции производится после предоплаты, проводки будут следующими:

  • Д 51 – Кт 62.2 – 70 800 руб., поступила предоплата от покупателя;
  • Д 76.АВ – Кт 68 – 10 800 руб., НДС 18%;
  • Дт 90-2 ― Кт 43 ― 43 000 руб., покупателю отгружена продукция, проводка на сумму себестоимости;
  • Дт 62.1 ― Кт 90-1 ― 70 800 руб., отражена выручка (с НДС);
  • Дт 62.2 – Кт 62.1 – зачтена предоплата в счет отгрузки;
  • Дт 68 – Кт 76.АВ – 10 800 руб., зачтен НДС с предоплаты;
  • Дт 90 ― Кт 68 ― 10 800 руб., начислен НДС 18% на стоимость отгрузки;

Отгрузка готовой продукции покупателям – это процедура, требующая особой внимательности. Несоответствие товара заявленному качеству, комплектности, наличие пересортиц и брака ведут к возникновению споров между контрагентами, которые нередко решаются с привлечением арбитражного суда.

Упаковочный лист

Оформление упаковочного листа применяется при транспортировке различного рода грузов. Это товаросопроводительный документ, составляемый в виде описи, которая отражает наименование перевозимых товарно-материальных ценностей, их количество, вес и т.п. параметры.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк упаковочного листа .docСкачать образец заполнения упаковочного листа .doc

В перечень содержащихся в упаковочном листе сведений могут входить любые показатели груза, кроме его стоимости.

Это вполне закономерно, учитывая тот факт, что документ располагается снаружи упаковки и является легкодоступным (т.е. не указывая цену товара, отправитель обеспечивает дополнительную меру по его сохранности). Грубо говоря, случайный человек цену груза не узнает.

Когда применяется упаковочный лист

Упаковочный лист используется при перевозке грузов с помощью транспортных компаний – в этом случае применение данного документа хоть по закону и не является обязательным, но часто бывает зарегистрировано в учетной политике перевозчика.

В случае переправки товарно-материальных ценностей за границу, составление документа является необходимостью (для предоставления его на таможне).

Упаковочный лист может оформляться на однородный груз или же различный товарный ассортимент, упакованный в одно товарное место (коробку, ящик, паллету, сверток, бочку и т.п.). Он располагается на поверхности упаковки таким образом, чтобы его можно было легко найти и ознакомиться со всей необходимой информацией.

Упаковочный лист может быть самостоятельным документом или же служить приложением к счету-фактуре, например, если вес, количество и вид каждого товарного места различны или переправляется большой объем товарно-материальных ценностей.

Зачем нужен упаковочный лист

Роль данного документа довольно проста: он служит неотъемлемым приложением к транспортируемому грузу. Поскольку перевозимый товар так или иначе проходит через склады логистических компаний, задействованных в его перемещении, он смешивается с другими грузами.

Упаковочный лист, содержащий всю необходимую информацию и прикрепленный непосредственно к упаковке, помогает сотрудникам транспортных компаний быстро определить целостность товара, сориентироваться в том, куда именно он перевозится, его количественных характеристиках, весе и т.д.

Это дает возможность сэкономить время при сортировке грузов, не ошибиться с пунктом назначения конкретного товара, и не потерять его на различных этапах транспортировки.

Правила составления упаковочного листа

Определенной, обязательной к применению формы упаковочного листа нет – бланк может быть оформлен в произвольном виде с включением любых пунктов, не противоречащих закону РФ. Главное, чтобы он содержал:

  • сведения об отправителе груза,
  • получателе,
  • точном адресе пункта назначения,
  • виде упаковки,
  • наименовании перевозимого товара,
  • его количестве и весе.

К оформлению документа следует относиться внимательно, стараться не допускать ошибок, а если таковые все же случились, лучше составить новый лист. Это важно, поскольку с момента принятия груза к транспортировке и до момента его сдачи принимающей стороне, ответственность за целостность товарно-материальных ценностей несет перевозчик.

Здесь следует акцентировать внимание на том, что ответственность на транспортной компании лежит именно за целостность упаковки, а вот за сохранение качества товара при перевозке он ответственности не несет.

Иными словами, если заказчик сэкономил на упаковке и упаковал товар в ненадлежащую тару, то в случае его внутренних повреждений при перемещении, доказать вину перевозчика будет проблематично.

Правила оформления

Оформлять упаковочный лист можно на обычном листе А4 формата, как в печатном, так и в рукописном виде. При этом документ обязательно должен содержать «живую» подпись отправителя груза, т.е. упаковщика. Удостоверять упаковочный лист печатью не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица полностью освобождены от требования использовать в своей деятельности штампы и печати.

Оформляется документ минимум в двух экземплярах, один из которых остается у отправителя, второй передается на руки представителю транспортной компании. По мере надобности может быть создан и третий экземпляр, который отправляется получателю груза.

Пример составления упаковочного листа

  1. Вверху посередине строки пишется наименование документа, затем ниже полное название компании-отправителя.
  2. Далее указывается следующие данные:
    • наименование предприятия-получателя,
    • адрес, по которому должен быть доставлен груз,
    • при необходимости, дается ссылка на основной документ (в данном случае, это накладная),
    • род упаковки
    • количество товарных мест, которые занимает груз.
  3. Затем идет таблица, в которую вносятся необходимые параметры:
    • название товарно-материальных ценностей,
    • единица измерения (штуки, литры, метры и т.п.),
    • количество,
    • масса.

    Также в документе следует отметить особые примечания: например о хрупкости груза, осторожном обращении с ним и т.д.

  4. Под таблицей следует отметить вес товара нетто (без упаковки) и брутто (соответственно, в упаковке).
  5. В завершение документ должен подписать упаковщик, а также тот, кто проверял упаковку (обычно это представитель транспортной компании, непосредственно занятый в перевозке).
  6. Внизу ставится дата составления упаковочного листа.

Исследование процессов отгрузки продукции в торговых сетях

Деятельность торговых сетей складывается из многих процессов, но одним из основных является процесс движения товара от поставщика до конечного потребителя, где достаточно важную роль играют операции, связанные с отгрузкой продукции из распределительных центров.
При решении стоящих задач по отгрузке продукции, в условиях установленного уровня сервиса и временных интервалов, все процессы подразделяют на следующее составляющие:
1. прием продукции от поставщиков;
2. приходование принятой поставки в информационной системе;
3. перемещение паллет с товарами в ячейки хранения или отбора;
4. непосредственный отбор товара по созданным заказам;
5. комплектовка и проверка рейса перед отгрузкой;
6. отгрузка рейса в запланированный автомобиль.
7. доставка продукции в магазины.
Для обеспечения качественной и бесперебойной работы распределительного центра целесообразно создавать технологические процессы в условиях согласованности действий всех отдел и плановости работ.
Процесс отгрузки продукции с короткими сроками реализации и специальными условиями хранения максимально полно отражает взаимодействие отделов фирмы и поставщиков с учетом того, что все процессы укладываются в суточный цикл товарооборота. Так в данном случае магазины делают заказ до 10 часов утра, полученная информация консолидируется отделом товародвижение и вносится корректировка, на количество оставленной продукции на складе после проведения отгрузки. Эта информация предоставляется распределительным центром до 12.00, так как поставщики требуют оформить заказ до 13.00, чтобы доставить готовую продукцию в эти же сутки до 24.00. Сбор заказов с молочной продукцией начинается в 24.00, после этого времени, задержавшиеся по различным причинам поставки не принимаются. На следующий день процесс повторяется.
Отлаженный цикл товарооборота является стабильным процессом необходимым для своевременной и полной отгрузки заказанной продукции магазинам сети. По товарам, имеющим более длительные сроки реализации и не требующим ежедневного заказа вводятся допущения, связанные с организацией товарного запаса в распределительном центре. Данная необходимость обусловлена скидками, которые представляю поставщики на заказ товара от определенного количества и для недопущения срывов приема товара в распределительном центре. Так как время приема одной поставки больше зависит от количества принятых наименований товара, а не от массовости одного наименования.
Процессы движения товаров в распределительном центре после приема поставки можно подразделить на следующие составляющие:
1. перемещение в хранение;
2. пополнение ячеек отбора;
3. перемещение из хранения в хранение;
4. перемещение из отбора в хранение;
5. перемещение из общих зон (под общими зонами следует понимать виртуальные зоны, не имеющие определенного физического места на складе, в которых находится товар, вернувшийся с магазинов, приготовленный для обмена поставщику или товар, подготовленный для списания, по причине утраты товарного вида или истечению сроков реализации).
Наиболее важным и необходимым для отгрузки товара является процесс пополнения ячеек отбора, затем идет перемещение в хранение с зоны прихода. Остальные процессы используются с заметно низкой интенсивностью и связаны с специальными задачами по изменению конструкционных особенностей и возврату товаров поставщику на обмен.
Наибольшее количество перемещений производится в период с 10 до 21 часов, так в это время принимается большая часть всех поставок, в ночное время количество принятых поставок значительно меньше, но интенсивность сбора заказов выше, следовательно и число пополнений ячеек отбора велико. Наименьшее количество перемещений приходится на 8 часов, этот факт связан с организацией приема передачи смены.
Для увеличения скорости выполнения физического перемещения товаров на складе используют радиотерминалы и сканеры для считывания штрих-кодовых обозначений паллет товара. Задание на перемещение генерируется информационной системой, примером такой может служить GOLD-Stock и другие, на основании информации о свободных ячейках хранения, их размерах и высоте яруса, а так же на основании количества зарезервированного для отбора заказа с учетом порога безопасности, в большинстве случаев равному одному слою товара на паллете.
В случаях, если данный процесс происходит корректно, причиной проблем чаще всего является расхождение физического количество товара в ячейки отбора с системными данными, тогда отбор товара согласно сформированным заказам идет непрерывно и равномерно, с учетом установленной интенсивности отгрузки в течение суток.
Анализируя рабочий процесс интенсивности отгрузки можно сделать вывод о параболическом распределении нагрузки по сбору партий заказа в течение суток, где максимальная нагрузка приходится на вечернее и ночное время. Данная особенность обусловлена ограничениями в доставки продукции в магазины, связанными с временем работы (большая часть магазинов в ночное время не работает) и специфическими факторами, такими как удобство постановки машин для разгрузки и человеческий фактор, обусловленным отношением жильцов квартир, чьи окна выходят на место разгрузки автомобиля.
В связи с тем, что нагрузка по сбору товара распределена неравномерно, в силу объективно сложившихся факторов, количество ошибок, допускаемых при сборе, так же выше в момент наиболее интенсивных временных интервалах по сбору заказов.
Для минимизации существующих ошибок необходимо определить факторы, непосредственно влияющие на качество работы сотрудников склада, к таким можно отнести:
1. замедление мыслительных процессов человека при работе в ночное время;
2. недостаточная освещенность;
3. низкие температурные режимы хранения продукции;
4. уровень шума от систем кондиционирования и поддержания низких температур выше комфортных;
5. морально-психологический климат в коллективе сотрудников склада.
В результате можно подразделить все факторы на две группы: техногенные и психофизиологические. Руководству распределительного центра необходимо всегда учитывать данные группы негативных факторов, влияющих на работоспособность сотрудников и величину допускаемых ими ошибок, в результате чего стремиться к минимизации воздействия неблагоприятных условий труда, умело компенсирую данные особенности положительной мотивацией сотрудников. Кроме того, важное значение имеет процесс обучения работника, принятого на испытательный срок, а также повышение квалификации и проведения аттестации с сотрудниками, осуществляющими работу на постоянной основе в соответствии с трудовым законодательством.
После того как все партии заказа магазина собраны и вывезены на док отгрузки, проводится комплектовка рейса. В рейс объединяются несколько магазинов, расположенных в непосредственной близости друг от друга и среднесуточный заказ которых не превышает по объемно-весовым характеристикам допустимых значений грузоподъемности, включенного в график доставки автомобиля. В процессе комплектовки необходимо провести следующие операции:
1. убедиться, что все партии собраны и находятся на доке отгрузки;
2. проверить качество сбора товара на указанные основы: паллеты или роллы, а также качество обтягивания товара стрейч-пленкой;
3. при необходимости перекомплектовать несколько партий на одну основу для того, чтобы весь товар поместился в кузов автомобиля.
Необходимость выполнения третьего пункта связана с тем, что товар, заказанный магазином, отбирается на разных зонах отбора с различными условиями хранения. Поэтому часто встречаются случаи, когда размер одной партии не превышает одной четверти паллета или роллы, в таких случаях комплектовщик, используя принципы укладки товара, объединяет несколько партия на одной основе и вносит соответствующие пометки в акт погрузки.
После окончания комплектовки производится печать транспортных сопроводительных документов и осуществляется погрузка рейса в автомобиль, на данном этапе также проводится проверка рейса сотрудниками отдела предотвращения потерь с целью недопущения загрузки товара, из другого рейса или неполной загрузки товара в автомобиль.
В результате проведенного исследования процессов отгрузки продукции в торговых сетях необходимо выделить следующие обязательные факторы:
1. все процессы находятся в непосредственной взаимосвязи и носят последовательный характер;
2. интенсивность работы по сбору и отгрузки продукции в течение суток подчинена параболической зависимости.
Из этого можно сделать вывод, что наиболее применима в условиях отгрузки продукции в торговых сетях логистическая концепция «точно в срок», которая строится на основании синхронизации всех процессов приема, пополнения ячеек хранения и отбора, сбора заказов, комплектовки и отгрузки продукции в необходимых количествах к тому времени, когда в этом нуждаются звенья логистической цепи, с целью повышения качества проводимых работ, в условиях минимизации возможных затрат. К таким затратам необходимо отнести недополученную прибыль вследствие вовремя не доставленного заказа в магазин, а так же средства затраченные на повторный довоз товара в связи с неукомплектовкой в рейс по различным причинам.
При строгом и точном выполнение данной логистической концепции возможно более рационально использовать площади распределительных центров в условиях увеличения суточной отгрузки, связанной с ростом и развитием торговой сети в целом. Использование концепции «точно в срок» может обеспечить выполнение всех процессов в заданных временных условиях, минимизировать появление возможных ошибок и повысить уровень сервиса доставки до уровня общемировых стандартов.

Условия EXW по Инкотермс 2010: минимальные обязанности продавца

Перейти на список всех условий Инкотермс

Что означает EXW: расшифровка

Термин EXW образован от словосочетания «Ex Works»/»ExWarehouse», который переводится с английского буквально как «с завода»/»самовывоз»/»со склада». В свете Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» он используется как одно из правил, соблюдаемых сторонами международного торгового партнерства при осуществлении поставок из одной страны в другую.

Этот термин, наряду с другими понятиями, раскрываемыми Инкотермс, включается в договор купли-продажи экспорта и импорта во всех государствах, служит руководством для импортеров, экспортеров, логистов, страховщиков и других сторон процесса международной транспортировки.

Распределение рисков и обязанностей

Основная сложность при импорте на условиях EXW заключается для покупателя в таможенном оформлении товара. В этом случае целесообразно предусмотреть расходы на таможенного брокера. Он пройдет таможенные формальности с минимальными временными и финансовыми издержками.

Таким образом, условия поставки EXW ставят в неравные положения продавца и покупателя с точки зрения распределения рисков и обязанностей.

Обязательства поставщика (продавца)

Фактически у поставщика только три обязательства:

  • производство продукции в нужном объеме,
  • упаковка и маркировка,
  • предоставление доступа к грузу на своей территории и передача всех документов для экспорта.

На этом обязательства продавца исчерпаны.

Обязательства покупателя

В отличие от других терминов Инкотермс, у покупателя возникают масса обязательств и расходов, соответственно:

  • таможенные формальности (импорт и экспорт),
  • погрузочно-разгрузочные работы,
  • транспортировка,
  • страхование.

Кроме этого, продавец может потребовать компенсировать ему расходы, возникшие в результате оформления лицензии на товар, сертификата, разрешения и т.д. И покупатель обязан будет выполнять эти условия.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Переход права собственности и рисков

Моментом исполнения поставщиком своих обязательств по поставке продукции и моментом перехода прав собственности, когда речь идет о базисе поставки EXW, принято считать момент приемки товара покупателем либо грузоперевозчиком на складе/фабрике продавца.

Продавец не несет обязанность по погрузке товара, уплате таможенной пошлины (и НДС в стране прибытия), оформлению таможенной документации.

Все расходы, возникающие при вывозе товара, прохождении соответствующих процедур на границе, страховании, выстраивании логистической цепочки, ложатся на плечи покупателя.

При употреблении термина EXW всегда нужно указывать в документах месторасположение продавца.

Условия EXW не применяются только в том случае, если покупатель по тем или иным причинам не в состоянии пройти процедуру таможенного оформления груза.

Что такое франко-склад?

Франко-склад значит, что, согласно базису поставки, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю уже на складе (фабрике, заводе, иной торговой точке).

В Инкотермс есть два понятия, связанных с термином франко-склад: франко-склад поставщика (продавца) и франко-склад покупателя.

Франко-склад поставщика (продавца)

Данный термин означает базис поставки, который предусматривает переход права собственности на товары от продавца к покупателю уже на складе поставщика. В результате на покупателя, помимо оплаты за товар, ложатся следующие расходы:

  • Получение экспортной и/или импортной лицензии в зависимости от категории товара, выполнение всех формальностей на таможне, в том числе таможенные платежи.
  • Перевозка продукции до места назначения;
  • Страхование груза.

Кроме этого, покупатель обязуется:

  • Принять поставку товара сразу после того, как он будет предоставлен в его распоряжение;
  • Нести риски с момента поставки товара;
  • Нести расходы, связанные с продукцией, с момента его поставки, в том числе за несвоевременный вывоз;
  • Согласовать дату и место передачи товара;
  • Известить продавца о получении товара посредством передачи транспортных документов, направления электронного сообщения или иным способом, прописанным в договоре поставки;
  • Осуществлять предпогрузочный осмотр товара.

Со своей стороны, продавец отвечает по следующим позициям:

  • Предоставление неотгруженной в транспортное средство продукции в распоряжение покупателя в указанные в договоре дату и время;
  • Обязательства по рискам до момента поставки;
  • Надлежащее качество товара, его соответствие договору;
  • Расходы, связанные с поставляемой продукцией, до его поставки;
  • Извещение покупателя о дате и месте передачи товара;
  • Упаковка товара и ее маркировка.

Кроме этого, есть ряд и иных обязательств. Так, покупатель несет расходы и оплачивает сборы при получении документов, которые могут быть нужны для экспорта товара, для транзитной перевозки через границы других государств.

Со своей стороны, продавец обязан всячески оказывать содействие в оформлении всей необходимой документации.

Франко-склад покупателя

Франко-склад покупателя означает, что право собственности продавца на поставляемый товар утрачивается после его доставки на склад покупателя. В этом случае продавец берет на себя расходы по транспортировке груза до места назначения, несет всевозможные риски при перемещении товара. В остальном обязательства поставщика и покупателя идентичны, что и при выборе франко-склада продавца.

Перейти на список всех условий Инкотермс

Что такое франко завод?

Термин «франко завод» с указанием за ним точного наименования места поставки означает поставку продавцом товара покупателю в своем помещении или ином согласованном второй стороной договора месте. Так, если завод продавца расположен в небольшом населенном пункте, в этом случае в договоре поставки после термина EXW следует указание ближайшего крупного города, где находится франко завод. К примеру, планируется поставка на экспорт продукция Артёмовской трикотажной фабрики (г. Артем). В этом случае нужно прописать в договоре следующим образом: «EXW Владивосток, Приморский край, Российская Федерация».

Договор поставки на условиях EXW

Срочно нужно составить договор поставки на условиях EXW? Воспользуйтесь представленным ниже образцом. В составленном нами примере контракта учтены все основные моменты, раскрываемые термином Инкотермс 2010. Вам нужно будет только заполнить необходимые поля и реквизиты, и договор готов. Скачать образец внешнеторгового контракта можно совершенно бесплатно.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Что такое цена на условиях EXW?

Ценообразование при EXW отличается некоторыми особенностями, связанными с минимизацией финансовых обязательств продавца. Он отвечает лишь за наличие необходимого объема товара соответствующего качества, упакованного и маркированного, предоставление доступа на склад для погрузки.

В результате, согласно условиям поставки франко-завод, покупателю нужно будет предусмотреть определенную сумму на транспортировку продукции, его таможенное оформление и другие платежи, связанные с особенностями таможенного законодательства страны-производителя и страны, куда следует груз.

При достижении консенсуса и указания соответствующих обязательств в договоре поставки, сверх цены на продукцию в договор EXW может быть включен price за погрузку товара, его транспортировку до границы.

Подводя итоги, нужно отметить, что при отгрузке товара на условиях EXW покупателю нужно обговорить с продавцом все, вплоть до мелочей, и закрепить пункты в договоре. В противном случае есть риск увеличения расходов на импорт в результате отсутствия тех или иных документов, необеспечения своевременности поставки и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *