3 ветви власти

Содержание

В каждой стране существует своя система управления обществом, в нашей ее реализуют органы государственной власти РФ. Между ними распределены основные полномочия.

Структура ведомств охватывает полный спектр обязанностей и целей, которые требуется выполнять для сохранения стабильности и устойчивого развития в государстве.

Органы государственной власти определение, признаки и структура

Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.

К основным признакам относятся:

  • осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта,
  • все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ,
  • выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства,
  • проявляется внутренняя структура и иерархия,
  • принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.

Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:

  • по масштабу: федерального центра и регионов,
  • по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные,
  • по территории: центральные и региональные,
  • по компетенции: общие и отраслевые.

Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.

Три ветви власти РФ схема и функции

В Российской Федерации развитая демократия, а значит в ней реализуется теория разделения властей.

Основывается она на том, что власть не может быть сконцентрирована в руках единоличного лидера, а должна быть поделена между направлениями власти, которые самостоятельны.

По классической теории, если говорить кратко, к ним относят:

  1. Законодательную – представляет потребности и взгляды граждан и издает законы. Эти задачи возложены на парламент, в нашей стране им является Федеральное Собрание.
  2. Исполнительную – управляет государственными делами. Осуществляет – Правительство с министерствами.
  3. Судебную – контролирует соблюдение законов, к ней относятся суды всех инстанций.

Все три ветви не только действуют исключительно в рамках своей юрисдикции, но и контролируют друг друга. Например, если разработка соотношения доходов и расходов передана Правительству, то утверждением бюджета уполномочена Государственная Дума – нижняя структурная единица парламента.

Особая роль отведена Президенту, который поддерживает равновесие должностных обязанностей.

Президент РФ роль главы государства

Согласно закону, обладающим высшей юридической силой источником власти в России является ее многонациональный народ, а главным в государстве – Президент.

Выполнение ряда целей и задач возложено исключительно на него:

  • подписание законов федерального уровня – на финальной стадии принятия законопроекта именно подпись Президента ратифицирует нормативный акт,
  • публикация указов и специальных распоряжений,
  • предоставление политического убежища и российского гражданства,
  • реализация помилования и назначение наград,
  • представление на должность глав региональных единиц, а также уполномоченных представителей,
  • верховный главнокомандующий, вследствие чего в случае необходимости вводит военное или чрезвычайное положение и возглавляет командное руководство.

Президент не только определяет общую структуру Правительства, но и вправе назначить и освободить от должности следующих лиц:

  • главу исполнительной власти и его заместителя,
  • министров федерального уровня.

Вместе с другими госорганами обладает возможностью законодательной инициативы.

Федеральное собрание высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами,
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства,
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов,
  • объявление амнистии,
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по голосованию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проголосовать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Правительство России исполнительная власть РФ

Как исполнительное подразделение власти занимается претворением в жизнь всех законов на практике.

Так, к основным направлениям и задачам Кабинета Министерств и подчиненных им ведомств относятся:

  • проработка и реализация исполнения бюджета всей России,
  • проведение общей денежно-кредитной политики,
  • реализация одинаковых идей в таких областях как культура и других,
  • управление владениями Федерации.

В систему исполнительной власти также входят правоохранительные органы. Дом Правительства расположен в Москве.

Судебная власть и его роль в государстве

Структура судопроизводства в России выглядит следующим образом:

  • конституционный,
  • общей юрисдикции,
  • арбитражный.

Демократический политический режим предполагает наличие правового государства, в котором есть разделение властей, большой объем прав и свобод граждан, а также политический плюрализм. Все эти параметры соблюдены в России, а структура органов власти не только делает их независимыми друг от друга, но и исключает возможность сосредоточения власти в руках одного человека или группы лиц.

Официальный сайт всех органов отражает информацию об их полномочиях и дает возможность сделать онлайн обращение.

Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей — это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

  • Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

  • Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

  • Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

  • Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

  • Все власти равны и автономны.

  • Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

  • Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их — ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений — объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха — король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк — отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей — предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё — французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма — разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 10 Конституции РФ

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» — президентской — невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами — как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является — президент или премьер-министр.

Президент России Владимир Путин на церемонии инаугурации. 2018 год. Фото: Reuters

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов — это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей — один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

МВД является органом государственной власти?
Статья 1069 ГК РФ применима к МВД?

Конечно Статья 1069 ГК РФ применима к МВД и вот почему.

Согласно Указа Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту…

I. Общие положения

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

в соответствии со ст.5-6 Федерального закона РФ от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» одними из основных принципов деятельности полиции являются соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина и законность при выполнении сотрудниками полиции возложенных на них полномочий.

На основании ч.1 ст.9 ФЗ «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

В связи с этим искам, связанным с обжалованием действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел системы МВД России (в порядке ст.ст.1069, 1070 ГК РФ), их профилактике уделяется особое внимание.

Удачи

С уважением.

Полиция

Лондонский полисмен, 1915 годПолиция в ГерманииПолицейский в НеаполеПолицейский (Латвия), 1930 год

Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) — система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых в разных странах различается. Наиболее характерной функцией является предупреждение (предотвращение), пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и осуществление спасательных операций. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия).

В России в 2011 году после реформы МВД милиция была реформирована в полицию.

На Украине в 2015 году милиция была реформирована в национальную полицию.

Некоторые страны бывшего СССР (например Белоруссия) до сих пор сохраняют название «милиция»; во многих неевропейских странах органы правопорядка именуются по-своему (название чаще всего дословно переводится как «стража», «охрана»).

В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, связанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).

В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его состав. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного министерства или ведомства.

Во многих странах полиция является гражданской структурой, но в ряде стран, например во Франции, Турции и Чили, наряду с собственной полицией существует жандармерия, которая изначально была частью вооружённых сил, а иногда является ей и в настоящее время (например, карабинеры в Италии). Во многих странах полиция обладает ярко выраженными военными характеристиками: полицейские носят звания, аналогичные воинским, (например, генерал полиции), иногда живут в казармах и тому подобном.

Чёткое разграничение между полицией и спецслужбами не всегда возможно, однако существенное различие всё же есть — полиция охраняет общественный порядок, а спецслужбы обеспечивают государственную безопасность.

В одних странах спецслужбы полностью отделены от полиции, в других (например в Малайзии и Ирландии) входят в состав полиции. В ряде стран деятельность органов госбезопасности регламентируется законами, отличными от тех, что регулируют работу полиции.

История полиции

Термин «полиция» впервые применил Мельхиор фон Осса, который в 1542—1545 годы служил канцлером при курфюрсте Саксонском. Для него, как и для Николя де Ламара, опубликовавшего «Трактат о полиции» в 1750 году, это слово означало просто «общественный порядок».

Однако, функции полицейских выполняли специальные группы людей еще в древнем Китае, древней Греции, Риме и т. д., еще с Античности.

До конца XVIII века оно использовалось расширительно, относилось ко всем обязанностям правителей по обеспечению общественного порядка, правосудия, законности, а также условий для безопасной и благоприятной жизни подданных. К середине XVIII столетия в трудах камералистов и других теоретиков этот термин стал трактоваться еще шире: как забота властителей и государства о физическом и нравственном благополучии подданных. Именно в этом первоначальном смысле его употреблял Адам Смит, определяя в 1766 году «полицию» как «смягчение изъянов в государстве за счет насаждения чистоты, безопасности и дешевизны или изобилия» — иными словами, исполнения большинства из тех обязанностей государства, которые мы сегодня считаем его общими функциями. Примечательно, что все это он увязывал именно с городами и городской жизнью. В конце XVIII — начале XIX века понятие «полиция» обрело куда более узкое значение: теперь оно относилось к обязанности государства обеспечивать общественный порядок и соблюдение законов, особенно уголовного законодательства.

Монополизация государством функций по обеспечению законности и порядка — особенно в англосаксонских странах — произошла сравнительно недавно, лишь в начале XIX века.

Первой полицией современного типа считается Столичная полиция Лондона, основанная Робертом Пилем в 1829 году. «Девять принципов Пиля» нередко цитируются. В частности, седьмой принцип гласит: «Всегда поддерживать отношения с населением, претворяя в жизнь исторические традиции, согласно которым полиция — это общество, а общество — полиция; полиция состоит из представителей населения, которые получают жалованье за то, чтобы полностью посвящать своё внимание обязанностям, возложенным на каждого гражданина, в интересах благосостояния и выживания общества». Этому примеру последовали другие страны. В колониях полиция организовывалась колониальными властями и часто служила лишь их интересам в ущерб местным жителям.

До реформы полиции, предпринятой Пилем на основе Закона о столичной полиции (Metropolitan Police Act, 1829 г.) была распространена частная полиция («охотники на воров»), одной из задач которой была получение предпринимательской прибыли. В этом Пиль усматривал причину коррумпированности прежнего института охраны общественного порядка. Прежний правопорядок в Великобритании, ушедший в небытие в XIX веке, по многим параметрам существенно отличался от нынешнего. Правоохранительная деятельность почти целиком оставалась в руках частных лиц и местных общин. В каждом приходе имелся чиновник — приходской констебль, в задачи которого входил арест нарушителей и расследование преступлений. При этом констебли назначались лишь на один год и, как большинство чиновников в тот период, исполняли свои функции по совместительству, не получая за это денег. На деле они играли роль помощников частных лиц, поскольку в рамках прежней системы основные обязанности по расследованию преступлений и особенно привлечению виновных к суду возлагались на пострадавшую сторону. Несмотря на рекомендации учрежденной в 1839 году Королевской комиссии по констебльской службе и наличие ряда соответствующих законодательных актов, лишь принятый в 1856 году Закон об окружных и районных органах полиции обязал все местные власти создавать полицейские подразделения, финансируемые за счёт местных налогов.

В США движение в этом направлении также происходило медленно и неравномерно, в особенности, естественно, на «Диком Западе». Хотя в странах континентальной Европы государственная полиция имеет более протяжённую историю, даже там резкое усиление роли государства — и ослабление участия гражданского общества в этой деятельности — произошло именно в XIX веке.

Микроавтобус дежурной части полиции в Ярославской области России

Служба в полиции

Полиция ведёт сбор улик на месте обнаружения трупа на автобусной остановке в пригороде Манчестера. Тент установлен над трупом.

Служба в полиции включает:

  • патрулирование, при этом полицейские могут передвигаться пешком, верхом или на транспортном средстве, тщательно следя за происходящим. Патрульные полицейские чаще всего служат по сменам, которые могут длиться сутки. В некоторых обстоятельствах полиция берёт на себя различные функции, в том числе те, которые, прямо не входят в её обязанности. Например, в отдельных случаях она занимается лицами с психическими нарушениями, социально незащищёнными и другими людьми, нуждающимися в помощи;
  • приём и регистрация заявлений и сообщений о совершенных или подготавливаемых правонарушениях, а также происшествиях; прибытие на место совершения правонарушения, место происшествия; пресечение противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности; документирование обстоятельств совершения правонарушения, обстоятельств происшествия; оказание помощи (прежде всего, первой медицинской) лицам, пострадавшим от правонарушений и (или) несчастных случаев;
  • расследование преступлений, которым занимаются прежде всего сотрудники служб уголовного розыска;

  • регулирование дорожного движения. Дорожная полиция, кроме наблюдения за дорожным движением и его регулирования, также осуществляет проверки водителей на употребление ими алкоголя, проверки использования ремней безопасности и т. п. Помимо этого, она обычно занимается расследованием дорожно-транспортных происшествий.

Сотрудник дорожной полиции Флориды на месте ДТП

Помимо этого полиция может осуществлять также административные функции (например, выдача паспортов, различных разрешений), осуществлять функции уголовного преследования (как правило, до определённого уровня), заниматься охраной высокопоставленных лиц и т. п.

Полиция организована как по территориальному, так и по функциональному принципу. Её организация может быть централизованной или децентрализованной. Например, в России существует централизованная структура полиции, при которой её руководство составляет планы, которые необходимо выполнить сотрудникам полиции на местах и регулярно проводит оценку их выполнения. В децентрализованных структурах, как например, в США, местный шериф (лицо, избранное местным населением) пользуется широкой свободой действий, принимая решения о том, какими вопросами следует заниматься, а какие заслуживают меньшего внимания.

Полиция наделена широкими полномочиями, которые могут оказывать существенное воздействие на жизнь людей, а при неправомерном применении приводить к нарушениям прав человека.

Деятельность полиции связана с проведением арестов и задержаний в случае необходимости. Они должны осуществляться в соответствии с принципами прав человека.

В распоряжении полиции есть специальные средства и огнестрельное оружие. Полицейские должны использовать их лишь в рамках закона и соразмерно необходимости, а при превышении полномочий нести за это уголовную ответственность. В некоторых странах нормативными документами подробно регулируются правила применения силы сотрудниками полиции, такие правила выделяют несколько уровней применения силы и несколько уровней сопротивления субъекта применения силы.

Расследование совершенных преступлений — одна из основных функций полиции. Сотрудники полиции, которые не предотвращают и не пресекают противоправные действия, пренебрегают возложенными на них обязанностями и могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Работа полиции на массовых мероприятиях, таких как шествия и митинги, представляет собой особый вид её деятельности. Полиции следует взаимодействовать с организаторами мероприятий для выявления рисков и причин возможной напряжённости до её возникновения.

Полиция в Лондоне во время протестов по случаю саммита Большой двадцатки 1 апреля 2009 г.

По своему характеру работа полиции особенно подвержена влиянию коррупции. Коррупция в полиции нередко сочетается с коррупцией в политических кругах и политическим вмешательством в её деятельность. В наихудшем проявлении коррупция может превратить полицию в преступную организацию, подчинённую собственным правилам и действующую лишь ради личной выгоды.

Сотрудники полиции

Численное соотношение полиции и населения в различных странах широко варьируется: например, в Чехии на 178 человек приходится один сотрудник полиции, а в Бангладеш — один на 1200 человек. Для стран Евросоюза, как правило, это соотношение составляет 1 к 300—400.

Женская конная полиция в Александровском саду, Москва

Сотрудниками полиции в любой стране мира являются как мужчины, так и женщины. Наличие женщин в полиции важно, поскольку у потерпевших женщин, переживших сексуальное насилие, должна быть возможность заявить о нём и о других формах насилия женщинам-полицейским, которые должны быть психологами. Кроме того, личный досмотр по возможности должен производиться группой сотрудников одного пола с обыскиваемым.

Основным и практически единственным критерием отбора кандидатов на службу в полицию полицейских в большинстве стран являются их физические данные, как правило, включающие рост и вес, а также способность пройти практические испытания. Чаще всего отбираются сотрудники определённого возраста (например, от 18 до 30 лет). В большинстве стран от кандидатов требуют наличия минимального уровня образования. В некоторых странах используются более сложные методы тестирования, направленные на выявление умственных способностей и личных качеств кандидатов. Как правило в тестах основное внимание уделяется таким личностным качествам, как стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность.

Во многих государствах руководящим сотрудникам полиции обязательно требуется юридическое образование. В некоторых странах они обязаны начинать службу в полиции с рядового уровня.

Как правило, подготовка полицейских сначала ведётся в учебном центре и длится от 3 до 18 месяцев, а затем следует стажировка под руководством старшего сотрудника. При обучении полицейских применяются различные методики. Например, при обучении применению огнестрельного оружия в ряде стран используют следующую методику. Обучаемый получает оружие, которое соединено с экраном с помощью лазера. На экране демонстрируется видеозапись инцидента, на который он должен отреагировать. Ему необходимо решить, что следует предпринять, а затем обосновать своё решение. Инструктор обсуждает с обучаемым каждое совершённое им действие (достал оружие, прицелился, выстрелил) и выясняет, почему он принял именно такое решение и каким образом оно соотносится с требованиями соразмерности, необходимости и законности. Если обучаемый решает открыть огонь и поражает цель, то на экране можно будет увидеть раненого или убитого человека. С другой стороны, если обучаемый решит не стрелять, то также увидит последствия своего решения: возможно, что под огонь попадёт он сам.

Некоторые полицейские учебные центры используют учебные городки, где можно имитировать такие ситуации, как мирные демонстрации, протесты, действия футбольных болельщиков, криминальные действия и прочее.

Полицейские, которые принимаются на работу в подразделения уголовного розыска, перед этим изучают уголовное и уголовно-процессуальное право, а также криминалистику. Для обучения курсантов следственным методам некоторые полицейские училища прибегают к помощи профессиональных актёров. Курсантам предъявляют «подозреваемого» (актёра), которого им надлежит как можно более полно допросить. Допрос записывается на плёнку для последующего обсуждения с точки зрения коммуникации, тактики и законности.

Организация полиции в странах мира

В современных государствах существуют две формы организации полицейских органов: централизованная и децентрализованная. К первым можно отнести, например, Великобританию, все органы полиции которой подчинены Генеральной дирекции национальной полиции в составе МВД Великобритании.

Децентрализованная система присуща странам, в которых полиция имеет два источника финансирования: федеральный (подчинены напрямую МВД) и местный (подконтрольны органам местного самоуправления). В отличие от большинства стран мира, в США нет единого органа полиции. Функции по охране правопорядка в Соединенных Штатах выполняют ФБР, Управление по борьбе с наркотиками, Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и т. д. Однако в США, также, как и во многих странах, существует местная полиция, подчиненная напрямую губернаторам штатов.

Во многих странах до сих пор функционирует частная полиция, обеспечивающая охрану коммерческих объектов и осуществляющая частный розыск.

Во многих странах существует военная полиция, занимающаяся пресечением и расследованием преступлений в воинских частях.

Специфическим видом полиции является исламская полиция или так называемая шариатская гвардия, действующая в некоторых мусульманских странах. Они следят за соблюдением среди населения законов шариата. Такой орган функционирует до сих пор в Саудовской Аравии и Афганистане.

Численность полиции по странам

  • Список стран по численности полиции

Полиция по странам

  • Австрия Австрия — Федеральная полиция Австрии
  • Австралия Австралия — Федеральная полиция Австралии
  • Албания Албания — Полиция Албании
  • Аргентина Аргентина — Полиция Аргентины
  • Армения Армения — Полиция Республики Армения
  • Болгария Болгария — Полиция Болгарии
  • Ватикан Ватикан — Полиция Ватикана
  • Великобритания Великобритания — Правоохранительные органы Великобритании
  • Германия Германия — Полиция Германии
  • Греция Греция — Полиция Греции
  • Израиль Израиль — Полиция Израиля
  • Канада Канада — Королевская канадская конная полиция
  • Кения Кения — Полиция Кении
  • Латвия Латвия — Полиция Латвии
  • Люксембург Люксембург — Полиция Великого Герцогства Люксембург
  • Молдавия Молдавия — Полиция Молдавии
  • Пакистан Пакистан — Полиция Пакистана
  • Россия Россия — Полиция России
  • Сальвадор Сальвадор — Полиция Сальвадора
  • Сомали Сомали — Полиция Сомали
  • США США — Органы правопорядка США
  • Украина Украина — Национальная полиция Украины
  • Финляндия Финляндия — Полиция Финляндии
  • Япония Япония — Полиция Японии

Примечания

  1. 1 2 Принципы деятельности полиции. Методическое пособие по правам человека
  2. Кревельд, М. ван. Расцвет и упадок государства / Мартин ван Кревельд; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. — М.: ИРИСЭН, 2006. — С. 206.
  3. 1 2 Стивен Дэвис. Частная полиция в XVIII–XIX столетиях. InLiberty.ru.
  4. Полиция // Юридическая энциклопедия.

Литература

Ссылки

полиция в Викисловаре

Полиция на Викискладе

Полиция в Викиновостях

  • Декларация о полиции, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 года
  • Принципы деятельности полиции. Методическое пособие по правам человека
  • Полицейские государства (как организована и работает полиция в разных странах)
  • Форма полицейских в разных странах мира
  • С.Федосеев. Стволы закона
  • Сведения о правоохранительных органах 56 государств-участников ОБСЕ и 12 партнеров по сотрудничеству (англ.)

Страны Европы: Полиция

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией
  • ² В основном в Азии

Взаимодействие исполнительной и законодательной властей

Одна из главных черт любой политико-административной системы — отношения между законодательным органом и правительством, между законодательной и исполнительной властью. В редких случаях возможно «правление ассамблеи», когда исполнительную и законодательную власть возлагают на законодательное собрание (без отдельного исполнительного органа). Такая система на короткое время появлялась при Робеспьере и якобинцах в период Французской революции под влиянием радикальных демократических идей Руссо. Однако обычно соотношение между законодательной и исполнительной властью соответствует одному из основных устройств: парламентской или президентской системе правления. Большинство либерально-демократических стран ввели у себя парламентскую форму правления. Чаще всего они брали за образец парламент Великобритании, называемый «матерью парламентов» и восходящий к Великой хартии вольностей XIII в. Парламентская система правления — это система, при которой правительство управляет в рамках и с помощью законодательного органа.

Основные особенности парламентской системы:

  • · Правительство формируется в результате парламентских выборов.
  • · Кандидаты в состав правительства набираются из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства.
  • · Правительство ответственно перед законодательным органом в том смысле, что опирается на доверие законодательного органа и может быть им смещено.
  • · В большинстве случаев законодательный орган может распустить правительство.
  • · Поскольку правительство возглавляет должностное лицо, поддержанное законодательной властью (обычно премьер-министр), то во главе государства стоит конституционный монарх или не возглавляющий правительство президент.

Подобные парламентские системы существуют в Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Новой Зеландии, Швеции, Японии. Сильная сторона этой системы заключается в том, что она предполагает эффективное, но ответственное правительство, которое отвечает перед парламентом или подотчетно этому выборному законодательному органу, а через него — народу. В рамках теории разделения властей парламент часто рассматривается только в связи с возложенной на него функцией законодательства и понимается только как законодательная власть. В действительности же даже Монтескье вовсе не выступал за абсолютное разделение властей; он писал о том, что они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом. Как невозможно однозначно разделить государственные задачи на законодательные, исполнительные и судебные, так и сами эти задачи не могут решаться только соответствующими органами (например, законодательные задачи — только органами законодательной власти). Неограниченная самостоятельность и независимость отдельных государственных органов является лишь «идеальной» исходной позицией конституционной политики, поскольку теория разделения властей не имеет догматического характера. Это, скорее, прагматический подход, разработанный с целью избежать злоупотребления властью. Даже если Локк и Монтескье разделяли ветви власти по их функциям и связывали это разделение с организационными и структурными признаками, то их цель состояла не столько в том, чтобы наметить четкие линии разграничения властей, а напротив, показать их внутреннее переплетение и перекрещивание.

Немецкий исследователь Б.Гугенбергер в этой связи отмечает, что сегодня нельзя более говорить о правительстве как «исполнительном», а о парламенте как «законодательном» органах. Известно, что из 624 законопроектов, рассмотренных первым немецким бундестагом (1949 — 1953 гг.), не менее 417 были предложены органами исполнительной власти, т. е. это были разработки министерств и работающих в них чиновников, привлеченных кабинетом министров к законотворческой деятельности. В то же время, на заседаниях бундестага обсуждаются доклады о положении нации, договоры с иностранными государствами, правительственные заявления и т. д. Поэтому очевидно, что парламент принимает участие в формулировке общих принципов политики. Возможно, именно репрезентативные функции, критика и контроль за исполнительной властью сегодня относятся к наиважнейшим функциям парламента.

В целом отношения между исполнительной и законодательной властями в современных политико-административных системах можно охарактеризовать как отношения взаимозависимости. При этом очевидно, что правительство, исполнительная власть сохраняют ведущие позиции. Это можно сказать практически обо всех западных системах правления. Власть переместилась от парламента к главе правительства, главе государства. Конечно, в парламентских системах парламент формально выбирает руководителя правительства, контролирует его деятельность, отзывает путем «конструктивного вотума недоверия» (ФРГ). Однако подобные меры применяются редко. Уверенному в своих силах премьеру не трудно сделать парламент (или верную правительству фракцию) своим политическим союзником в выполнении правительственных задач. Оппозиция, составляющая численное меньшинство в парламенте, фактически чаще занимается риторикой и не в состоянии осуществлять эффективный контроль за правительством.

Исполнительная и законодательная власть уже не противопоставляются друг другу. Правительство и поддерживающие его фракции в парламенте противостоят парламентской оппозиции.

Горизонтальное сдерживание властей дополняется целой сетью элементов их вертикальной дифференциации. Механизмами, помогающими удерживать власти в определенных рамках, принуждающими их к постоянному политическому самооправданию, являются партии, союзы, объединения, СМИ, общественное мнение, активность граждан, действующих в рамках гражданских инициатив.

Через механизмы федерализма или регионализма, через децентрализацию, партийный плюрализм, законы о выборах и партиях, через расширение возможностей участия граждан в политике создается большой выбор элементов реального разделения и взаимодействия властей в современных политико-административных системах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *