Продукты вакуумной перегонки мазута

Вакуумная перегонка мазута

Для вакуумной перегонки мазута используется вакуумная установка топливного профиля. Основное назначение устройства — получение тжелого и легкого газойля с широким фракционным составом, а так же гудрона и затемненной фракции.

Мазут — остаток первичной перегонки нефти

Газойль вакуумный используют как сырье для установок каталитического крекинга и в некоторых случая термического.

Вакуумная установка перегоняет следующие типы мазутов:

1. Топочные мазуты — жидкое топливо, основная разновидность. Применяется в стационарных паровых котлах и промышленных печах а так же в тяжелых моторных и судовых энергеитических установках.

Вид топлива — нефтяной. Топочные мазуты получают н заводах по нефтепереработке при перегонке нефти или при переработке при высокой температуре ее промежуточных фракций (крекинге).

2. Прямогонные мазуты — представляет из себя смесь из остатков нефти с маловязкими фракциями и тяжелыми остатками. Для поддержания вязкости мазута возникает необходимость подмешивать дистилляторы к тяжелому остатку.

Установки вакуумные

Основное назначение установки вакуумной перегонки мазута топливного профиля — получение лёгкого и тяжёлого вакуумного газойля широкого фракционного состава (350 — 520 °С),затемнённой фракции, гудрон.

Вакуумный газойль используемого как сырье установок каталитического крекинга, гидрокрекинга или пиролиза и в некоторых случаях — термического крекинга с получением дистиллятного крекинг — остатка, направляемого далее на коксование с целью получения высококачественных нефтяных коксов.

Мазут, отбираемый с низа атмосферной колонны блока AT, прокачивается параллельными потоками через печь в вакуумную колонну.

Смесь нефтяных и водяных паров, газы разложения (и воздух, засасываемый через неплотности) с верха вакуумной колонны поступают в вакуумсоздающую систему.
Первым и вторым боковым погоном отбирают широкую газойлевую (лёгкую и тяжёлую) фракцию.
Часть ее после охлаждения используется как среднее циркуляционное орошение вакуумной колонны.

Балансовое количество целевого продукта вакуумного газойля после теплообменников и холодильников выводится с установки и направляется на дальнейшую переработку.
С нижней тарелки концентрационной части колонны выводиться затемненная фракция, часть которой используется как нижнее циркуляционное орошение, часть — может выводиться с установки или использоваться как рецикл вместе с загрузкой вакуумной печи.
С низа вакуумной колонны отбирается гудрон и после охлаждения в теплообменнике возвращается в низ колонны в качестве квенчинга.

В низ вакуумной колонны и змеевик печи подается водяной пар.

С верха вакуумной колонны газы разложения, водяной пар и увлекаемые нефтяные пары поступают в межтрубное пространство конденсаторов, где охлаждаются оборотной водой или хладоагентом от холодильной машины , подаваемой в трубное пространство.

Затем возможно дальнейшее охлаждение в тосольных холодильниках до температуры 10-20 °С, вследствие чего происходит конденсация большей части водяных паров.
Конденсат из блока конденсаторов по сливным трубам поступает в барометрическую ёмкость.

Вакуумный керосин через переливную перегородку ёмкости перетекает в секцию нефтепродукта, откуда по уровню откачивается с установки насосом.

Вода из ёмкости через клапан регулятор уровня, установленный на нагнетании насоса также откачивается с установки.

Небольшое количество газов разложения, попавшее с жидкостью в ёмкость, возвращается в шлемовую линию колонны перед эжекторным блоком.

В начальный период пуска нефтепродукт в ёмкость закачивается с блока АТ или из промежуточного парка.
В качестве рабочего агента в эжекторе можно использовать поток лёгкого вакуумного газойля или дизельного топлива атмосферной колонны, подаваемый с линии вакуумного блока.

Газовый поток после охлаждения в тосольном холодильнике-конденсаторе захватывается в эжекторе рабочей жидкостью и газожидкостная смесь поступает в сепаратор на разделение.
Для обеспечения разделения газов разложения, конденсата водяного пара и рабочей жидкости, а также обеспечения «гидрозатвора» при аварийной остановке сепаратор разделён на секции. Предотвращение выноса капельной жидкости и качественное отделение газов разложения перед выводом в конструкции аппарата обеспечивается узлом сепарации, оборудованным контактным устройством.
Если присутствует значительная доля сероводорода, то верхнюю часть сепаратора покрывают антикоррозийным материалом. Поступающая в сепаратор газожидкостная смесь разделяется на три потока:
1. Рабочий поток активной жидкости (лёгкий вакуумный газойль или дизельная фракция) охлаждается затем в водяном холодильнике и поступает на прием высоконапорных насосов и далее с нагнетания насосов поступает на вход в эжекторные блоки. Для предотвращения забивки сопел эжекторов механическими примесями (особенно после ремонтов и остановок) на линиях нагнетания предусматриваются фильтры.
2. Для предотвращения насыщения рабочего потока лёгкими углеводородами и накопления конденсата водяного пара в сепараторе часть рабочей жидкости (вакуумного дистиллята) выводится насосами в линию вакуумного дистиллята установки для дальнейшей переработки. Предусмотрена схема вывода пара из сепаратора. Для пополнения уровня рабочей жидкости в сепаратор подаётся свежий поток из бокового погона вакуумной колонны. При пуске установки после капитального ремонта предусматривается линия подачи вакуумного дистиллята (дизельного топлива) со стороны.
3. Газы разложения из сепаратора поступают на горелки печи, а также могут подаваться на факел.

Утилизация и переработка мазута, гудрона, битума

Утилизация отходов мазута позволяет избежать проблем, которые приносит его захоронение или хранение – пожароопасных ситуаций, аварий, экологических катастроф. Важно заниматься переработкой мазутных отходов и с экономической точки зрения: за счет применения разных способов получается снижать расходы ценных природных ресурсов.

Отходы мазута и их состав

Мазут – это вязкая жидкость темно-коричневого цвета, результат первичной переработки нефти. Его применяют как топливо или подвергают дальнейшей переработке для получения смазочных масел, гудрона и битума.

Зола и сажа при сжигании мазута остаются в процентном соотношении 63,1% и 36,9% соответственно. Зола имеет класс опасности – III (умеренный коэффициент), сажа – IV класс (малоопасное вещество). Оба отхода представляют собой твердые сыпучие материалы. Химический состав отхода в процентном соотношении:

Утилизация мазута

Отработанный мазут должен быть утилизирован. Иначе практически невозможно избежать загрязнения окружающей среды и нанесения урона природе. Существует несколько способов его утилизации:

  • обезвоживание (выпаривание воды и последующее захоронение твердых остатков на специальных полигонах);
  • захоронение отработанного мазута в чистом виде на специально оборудованном изолированном полигоне;
  • термическая обработка (сжигание в печах);
  • виброкавитационная утилизация (обработка ультразвуком);
  • химический метод утилизации (разложение реагентами);
  • инкапсулирование негашеной известью и абсорбентами;
  • биологический способ переработки (очищение почвы специальными микроорганизмами);
  • переработка в битум.

Переработка мазута

Переработка мазута и других продуктов первичной обработки нефти чрезвычайно актуальна в связи с истощением нефтяных запасов нашей планеты. Необходимо максимально эффективно и рационально использовать природные ресурсы.

Обратите внимание! По подсчетам Forbes известных запасов нефти хватит где-то на 50 лет. Но с ростом населения Земли увеличивается и потребление нефтепродуктов, поэтому возникает необходимость более тщательной переработки отходов.

Основной способ переработки – вакуумная перегонка. При данном методе сырье подвергается нагреванию до 430°C, в результате чего происходит испарение тяжелых углеводородов, и оно разделяется на фракции. Также существует пиролизная переработка, состоящая из двух этапов:

  1. Равномерное нагревание мазута для получения большого количества жидких фракций (пиролизное масло – 80%, нефтяной кокс – 15% и пиролизный газ – 5%).
  2. Дистилляция пиролизного масла для выработки бензиновой и дизельной фракции и остаточного легкого мазута, пригодного для рецикла.

Установки для переработки

Основная установка по переработке мазута – ректификационная колонна. Это оборудование представляет собой сосуд, в котором жидкость при нагревании разделяется на отдельные фракции, подвергающиеся дальнейшей очистке. Высота промышленной ректификационной колонны может достигать 90 метров и более, а диаметр – 16 метров.

Видео

О том, какие существуют виды ректификационных колонн, из чего они состоят и как функционируют, рассказывается в следующем видео.

Переработка мазута возможна и с помощью пиролизной установки, где сырье под действием высокой температуры (800–1000 °С) разделяется на фракции:

  • газ (может использоваться как топливо);
  • пиролизная смола (сырье для технического углерода);
  • пироконденсат (после дополнительной обработки тоже годится на топливо).

Чтобы пиролиз окупался, нужно перерабатывать довольно большие объёмы сырья и дополнительно использовать гидрогенизационную установку. Это позволит производить из пироконденсата высокооктановый бензин.

Какое вторсырье можно получить

Основные виды вторсырья, получаемые при переработке мазута – это:

  1. Соляровый дистиллят, который может быть использован как топливо, либо как сырье для крекинга (переработки нефти и ее фракций при высоких температурах для получения продуктов с меньшей молекулярной массой).
  2. Масляный дистиллят, из которого в дальнейшем производятся различные масла.
  3. Гудрон, необходимый для получения битума и остаточных масел.

Дополнительная информация! Также возможна переработка мазута в дизельное топливо. Это достаточно выгодное направление, так как спрос на данный вид топлива постоянно растет.

Гудрон

Гудрон представляет собой смолистое вещество черного цвета, являющееся результатом вакуумной перегонки продуктов первичной переработки нефти. Чаще всего его используют для получения строительных, кровельных и дорожных битумов, а также в производственных отраслях. Утилизировать гудрон можно одним из способов, перечисленных выше (химический, биологический, термический, кавитационный).

Битум

Битумом называют твердые или смолоподобные продукты, полученные в результате переработки гудрона. Выделяются два вида битума: природный, или натуральный (побочный материал при добыче нефтепродуктов) и строительный (результат нефтяной перегонки, смешанный с различными строительными компонентами). Битум может быть утилизирован несколькими способами:

  • обработка высокими температурами при отсутствии доступа воздуха;
  • использование как вторсырье для производства стройматериалов.

Без переработки или утилизации отработанный мазут может нанести огромный вред природе. Да и запасы нефти не бесконечны. Нужно извлекать максимум из остатков нефтепромышленности, а затем утилизировать отходы с соблюдением всех норм, чтобы избежать нанесения ущерба окружающей среде.

Переработка и производство мазута

Мазут представляет собой жидкообразный продукт темно-коричневого цвета. Он является остатком выделения нефти и ее производных: бензина, керосина, различных смол, выкипающих при температуре +3600С и выше. В состав мазута входят нефтяные смолы, имеющие молекулярную массу в 500–3000 г/моль и больше. Также встречаются углеводороды, имеющие молекулярную массу 400 до 1000г/моль, карбен, карбоид, асфальтен и органические соединения, содержащие металлы V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca.

Показатели мазута

Физико-химические показатели мазута напрямую зависят от нескольких факторов. Огромную роль играют вещества, входящие в исходный состав нефти, а также различные дистиллятные фракции. В результате чего мазут характеризуется следующими параметрами: уровень плотности при +200С составляет 0,89–1г/см. Уровень плотности мазута, как и уровень плотности любого другого вещества, меняется в зависимости от давления, температуры воздуха, а на открытом пространстве – еще и направления ветра (даже человеческое тело изменяется согласно этим факторам).

Значимым показателем является и уровень вязкости, поэтому при +1000С составляет 8–80 мм/с, содержание серы 0,5–3,5%, содержание золы – максимум 0,3%, температура застывания от +100С до 40С и низший порог уровня теплоты сгорания составляет от 39,4 до 40,7 МДж/моль.

Применение мазута

Основным предназначением мазута является его использование в котельных установках, в различных паровых котлах и промышленных печах. Используют его как топливо, горючее, а также в качестве исходного материала для производства флотского мазута, бункерного топлива и тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизельных установок. Из расчета количества исходной нефти выход мазута составляет 50% по массе. В силу необходимости углубления процедуры переработки нефти, мазут подвергают дальнейшей переработке посредством отгона вакуумом дистилляторов, выкипающих при температуре в диапазоне от +3500С до 5000С.

Вакуумные дистилляторы служат основным исходным материалом для создания различных смазочных масел, моторного топлива и горючки. Производство происходит с использованием каталитического крекинга. Иногда применяют и гидрокрекинг. Остающийся в процессе вакуумной перегонки остаток мазута можно использовать для вторичной переработки, а можно изготовить на основе этого остатка гудрон. Получается своего рода непрерывная конвейерная цепь вторичного использования. Ведь гудрон впоследствии перерабатывают в битум, который представляет собой популярнейший материал для настила кровли и ее ремонта. В качестве основных потребителей мазута выступают промышленность, жители как высотных, так и частных домов и, разумеется, военно-морской флот.

Свойства мазута

Флотский мазут, получаемый в результате смешивания остаточных нефтепродуктов и, в частности, мазута, гудрона, тяжелых газойлей вторичных процессов, а также прямогонных и вторичных дизельных фракций, в отличие от топочного аналога имеет более низкий уровень вязкости, зольности, температуры застывания и калорийности. Основным предназначением флотского мазута является использование в качестве топлива для судовых котельных, а также для мало- и среднеоборотных дизельных установок и газотурбинных агрегатов. В данное время наиболее распространенной маркой мазута является М–100, которая при добавлении дизельного топлива трансформируется в марку М–40. Мазут марки М – 200 характеризуется высоким уровнем вязкости, делающим его затруднительным для применения. Топочный мазут, получаемый в результате вакуумной и атмосферной перегонки с добавлением в состав тяжелых газойлевых фракций, применяется в качестве топлива для технологических установок и стационарных котельных.

Основным предназначением мазута (и в том числе марки М–100) является применение в качестве котельного топлива. Кроме того, данный вид горючего получил широкое применение в качестве топлива для судовых силовых агрегатов, а также отопительных систем различных сфер назначения. Для отопительных систем, на данный момент существует 2 вида мазута, различающихся как составом, так и уровнем вязкости, М–100 и М–40, среди которых наибольшим потребительским спросом пользуется мазут марки М–100. Кроме как топливо, мазут применяется в качестве исходного или добавочного материала при производстве множества видов продукции, и в частности: кокса, битума, моторных и смазочных масел и прочего.

Сырье для производства

Исходным материалом для производства мазута могут служить как нефтепродукты, так и каменный уголь, и горючие сланцы. Однако тут нужно учесть, что данные виды мазута предназначены для применения непосредственно в местах производства и поэтому не изготавливаются в промышленных объемах. В состав мазута входит большое количество различных компонентов. Среди них присутствуют нефтяные смолы, углеводороды с молекулярной массой 400–1000г/моль, а также карбены и некоторые соединения органического происхождения. Все существующие на сегодняшний день виды мазута имеют темно-коричневый цвет и жидкую консистенцию.

Виды мазута:

  • Прямогонный;
  • Крекинговый;
  • Флотский;
  • Топочный;
  • Бытовое печное топливо.

Применяя нефть различного состава, возможно получать мазут с различными физико-химическими свойствами, качество которого напрямую зависит от содержания в его составе серы, а также от уровня плотности и вязкости. Уровень плотности мазута определяется только при температуре воздуха не ниже +200С с обязательным условием, что плотность материала должна составлять 0,89–1 г/см3.

В последние годы специалисты отмечают значительное сокращение запасов природных ресурсов планеты, что обусловливает острую необходимость максимально рационального использования не только основных природных ресурсов, но и более тщательной и эффективной переработки их отходов с целью максимального извлечения полезных веществ. Данное положение относится и к нефтяной промышленности, так как значительное сокращение количества залежей природных углеводородных видов сырья диктует тот факт, что переработка мазута и других нефтяных остатков должна быть более углубленной и эффективной. Максимально эффективная переработка мазута должна привести к значительному сокращению производства котельных видов топлива, так как мазут в большей мере будет применяться для производства моторных видов топлива.

Производство масел из мазута

Переработка мазута для производства масел предусматривает три рабочих этапа:

  • Производство различных масляных фракций в процессе переработки мазута;
  • Изготовление из полученных масляных фракций основных масляных составляющих;
  • Смешивание масляных фракций с применением различных присадок методом компаундирования.

Классификация нефти по пригодности в изготовлении масел

Для нефти и мазута существуют несколько категорий, имеющих индивидуальный индекс, в соответствии с которым и можно определить пригодность какого-либо вида сырья для производства масла, а также установить шифр нефти. Присвоенный к каждой категории нефти шифр позволяет определить ее класс, а также уровень содержания в ней серы и масляных фракций. Подгруппа нефти определяется в соответствии с уровнем вязкости масляных фракций, в то время как вид нефти определяется в соответствии с уровнем содержания в ее составе парафина.

Переработка мазута для получения масла

Процесс переработки мазута для получения масла начинается с процедуры вакуумной перегонки, результатом которой является получение гудрона и трех видов масляных фракций и, в частности, масляного дистиллята маловязких свойств, аналога высоковязких свойств, и широкой масляной фракции. Затем гудрон подвергается процедуре деасфальтизации пропаном с целью извлечения остатков масляных фракций и асфальта. Впоследствии все масляные фракции подвергаются процедуре селекционной очистки, в результате чего добываются экстракты, а очищенные фракции подвергаются процедуре депарафинизации. На заключительном этапе масляные фракции подвергаются процедуре доочистки, повторному делению на фракции и компаундированию с добавлением в состав различных примесей.

Мазут — пока незаменимый для экономики нефтепродукт

Мазут — это густая жидкость тёмно-коричневого цвета, смесь тяжелых остатков после отгонки бензинов, керосинов и газойля (выкипающих при температуре менее 350-360°С) из нефти или продуктов её вторичной переработки.
Также мазут можно получать из каменного угля и горючих сланцев, но такие виды мазута выгодно использовать только в месте производства, поэтому они не производятся в больших объемах.

Мазут – это, по сути, смесь углеводородов (имеющих молекулярную массу 400-1000), нефтяных смол (молек. массой 500-3000), карбенов, карбоидов, асфальтенов и органических соединений, содержащих металлы (такие, как V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства конкретной пробы мазута зависят от качества конкретной партии поступившего на завод сырья (нефть высокосернистая или высокопарафиновая), режима переработки, условий компаундирования и хранения.

Химический состав мазутов: углерод, водород, кислород, азот, сера и зола. В составе вязких мазутов – до 88,5% углерода, до 11,5% водорода, а также повышенный процент серы и азота. В составе маловязких мазутов доля углерода меньше, что снижает такие параметры, как вязкость и плотность.

Мазут легко отличить по виду

Мазуты имеют следующие свойства:

Плотность мазута

Таблица 1. Плотность мазутов при 20 градусах С

Марки мазута

Флотский

Малосернистый

Сернистый

Высокосернистый

Ф 5 Ф 12 М 40 М 100 М 40 М 100 М 40 М 100
Плотность при 20о C, г/см3, не более 0,91 1,015 0,931 1,015 0,944 1,015

Таблица 2. Максимальная плотность мазутов, кг/м3

Наименование Ф 5 Ф 12 М 40 М 100
Плотность, кг/м3 955 960 965 1015

Применение мазутов

Основные потребители мазута – морской и речной флот, сфера ЖКХ, промышленность.
Сфера применения мазутов:

  • как топливо для паровых котлов, всевозможных котельных установок и промышленных печей (котельные топочные мазуты, например, М 100);
  • как сырье для производства флотского (судового) мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива;
  • как сырье для производства моторных масел, кокса, битумов, смазочных масел.

Выход мазута по массе – около 50% от исходной нефти. Поскольку нефть нуждается во все большей глубине переработки, остаток ее в виде мазута также перерабатывают как можно полнее путем отгонки под вакуумом дистиллятов, выкипающих в пределах 350-500 град С. Из таких вакуумных дистиллятов получают моторные топлива, а их остатки используют для получения остаточных смазочных масел и гудрона, который далее перерабатывается на битум.

Мазут на рынке и экспорт из России

В 2009 — 2012 годы потребление мазута на российском рынке – примерно 11 миллион тонн в год. Мировые цены на мазут превышали внутренние более чем в 1,5 раза, поэтому экспорт мазута вырос на 13,9%. Так, средняя цена мазута в России в 2012 году была $355,8 за тонну, что ниже средней мировой цены на 77,4%. В 2009 г. доля мазута в структуре экспорта нефтепродуктов из России составляла 53% (63,85 млн т), в 2010 г. – 55% (72 млн т), а в 2011 г. Россия отгрузила на экспорт 53 миллиона тонн мазута.

Объем экспорта мазута из России

РЕКЛАМА

Мазут, жидкий продукт темно-коричневого или черного цвета, Мазут получают из продуктов переработки нефти и газоконденсатного сырья, либо в результате вторичных процессов их переработки. Мазутом также может являться остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С. Мазут — это смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций.

Мазут — как и битум является остаточным продуктом переработки нефти. В основном он используется в качестве котельного топлива для различных отопительных систем, печей, систем парового отопления и т.д. Так же некоторые виды мазута (флотский ф5) используются в виде основного топлива для судовых агрегатов. Помимо применения его в виде топлива, мазут выступает в качестве исходного сырья для получения машинных масел, гудронов, полугудронов и т.п.

Котельные топлива — мазуты применяют на ТЭЦ, котельных в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-2013, к тяжелым моторным топливам — флотский мазут Ф-5 по ГОСТ 10585-2013. В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-2013 предусматривает выпуск трех марок: флотского мазута Ф-5, который по вязкости классифицируется как легкое котельное топливо, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50°С.

Различают также Печное бытовое топливо, которое предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, социально-бытовой сфере для отопления помещений, приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.

Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10°С добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100, дизельные фракции не добавляют. Флотские мазуты марок Ф-5 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшей вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.

Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % ) и по вязкости при 50°С (5°ВУ).

Мазут — основные виды

Мазуты подразделятся на несколько основных марок. Все марки мазута производятся в соответствии с требованиями ГОСТ 10585-2013 и в свою очередь подразделяются на виды, обозначаемые римскими цифрами I-VII. Цифры марки обозначают расчётную вязкость состава при определённой температуре. ГОСТом нормируется вязкость на флотский мазут при температуре 50 градусов, на мазут м 100 и м40 — при температуре 80 градусов. И отдельно нормирована вязкость мазута 100 при температуре 100 градусов. Виды мазута отличаются процентным содержанием серы и теплотой сгорания.

Основные отличия вышеуказанных видов — вязкость мазута и наличие в его составе различных видов добавок: дизельного топлива (солярки), депрессорных присадок, керосиновых фракций и т.д. Немаловажное значение имеют следующие параметры: зольность, процентное присутствие серы, температура вспышки, наличие воды и т.д. Наличием воды в большинстве своём страдает так называемый мазут с хранения.

Топочные мазуты

Топочный мазут подразделяется на две основные марки: мазут м100 и м40. Основное их отличие — вязкость и наличие в составе топочного мазута м40 средне дистиллятных фракций (дизтопливо), добавляемых в качестве присадки понижающей температуру застывания.

Топочный вид может применяться как котельное топливо для различных тепловых генераторов, как в основной источник тепловой энергии в отопительных системах, котельных и т.д. Мазут топочный м100, как наиболее используемый вид в подобных системах, пользуется наибольшим спросом и популярностью.

Мазут м100 поставляется в основном либо специальными вагонами-цистернами, либо полуприцепами битумовозами.

Топочные мазуты имеют несколько основных технических параметров, приводимых в паспорте качества, и исследуемых при экспертизе. Приведем основные параметры:

  • Условная вязкость. Нормируется при определённой температуре. Для флотских мазутов ф-5 при 50 гр. Для топочного м-40 при 80 градусах. Для топочного м-100 — при 80 и 100 градусах Цельсия.
  • Зольность — ограничена в диапазоне от 0,05 до 0,14%. Флотские мазуты отличаются меньшей зольностью. Впрочем, существует мазут малозольный, не отличающийся по зольности от флотского ф5.
  • Массовая доля механических примесей — от 0.10 до 1%. Лидерами по минимальному содержанию механических примесей опять выступают мазуты флотские. Топочный м-100 — здесь явный аутсайдер.
  • Массовая доля воды — от 0.3 до 1%. Лидеры и аутсайдеры, как и в предыдущем параметре.
  • Массовая доля серы — один из важнейших параметров. Диапазон от 0.5 до 3,5%. Самое большое содержание серы у топочного мазута м 100 вида VII
  • Температура вспышки — в диапазоне от 80 до 110 градусов. Рассчитывается при воспламенении в закрытом тигле для флотских и в открытом для топочных мазутов.
  • Температура застывания — от -5 до 25 градусов. Флотский мазут ф5 лидер по «не замерзанию», топочный марки 100 — самый «теплолюбивый». Для понижения температуры застывания в мазуты добавляется солярка, керосиново-газойлевые фракции и т.д.
  • Теплота сгорания — незначительно различается у разных марки мазутов. Меньшей теплотой сгорания отличается мазут 100 вид VII. Большей — флотский ф5. Мазут, как и дорожный битум являются продукцией сезонного спроса. И если битум используется в основном летом, учитывая специфику дорожного строительства, то продажа мазута топочного — наиболее оживленно идёт осенью и зимой. Причины подобного зимнего спроса вполне ясны и объяснять их вряд ли стоит. Отопление — всё же актуально зимой.

В результате хранения мазута происходит изменение его свойств. Мазут не может храниться долго, необходимо периодически обновлять топливо. Основные факторы — снижение его потребительских характеристик. Как правило, «мазутоподобные составы» с хранения обладают большей процентной долей воды, хуже воспламеняются, обладают большим количеством механических примесей и т.д.

Альтернативные жидкие виды топлива

На практике существует много различных видов жидких продуктов, которые в некоторых случаях используются, как котельное топливо. Например, такие:

  1. Мазут топочный с примесью химических элементов
  2. Мазут топочный с хранения
  3. Мазут топочный коксохимический
  4. СНО смесь нефтепродуктов отработанных
  5. Газовый конденсат
  6. Фракция нефтяных экстрактов тяжелые ФНЭТ

Теплотехнические характеристики этого перечня видов топлива разные и отличаются от требований ГОСТ 10585-2013

Проведение экспертизы качества мазута всегда даст объективную оценку о его характеристиках, поможет отличить стандартное топливо от альтернативного, даст информацию о продлении его срока хранения или необходимости замены топлива на свежее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *