Приватизация ваучеры 1992

В) концепции ваучерной модели приватизации

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

г) китайской модели приватизации

5. Первый этап приватизации в России осуществляется…

а) через закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу

Б) с помощью ваучеров

в) через акционирование государственных предприятий

г) через открытую продажу государственной собственности населению

6. Концепция второй модели приватизации основывается на…

а) продаже государственных предприятий по рыночной стоимости

б) соблюдение социальной справедливости в отношении всех слоев населения

В) продаже акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях

г) предоставлении налоговых льгот иностранному капиталу

7. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме…

а) именного документа

Б) документа на предъявителя

в) записей в регистрационном журнале

г) компьютерной регистрации

8. Частично бесплатная форма приватизации построена на методе…

а) приватизации через именные счета

б) тендера

в) аукциона

Г) ваучерной приватизации

9. В законе Российской федерации о приватизации абсолютно преобладающей с незначительными оговорками признается…

а) продажа государственного имущества

Б) бесплатная передача государственной собственности

в) льготный выкуп предприятий

г) сдача предприятий в аренду

10. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется…

а) в ослаблении роли профсоюзов

б) в акционировании предприятий

в) в привлечении иностранных инвестиций

Г) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

11. В Российской федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное…

А) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

б) с анализом конъюнктуры рынка

в) с формированием минимальных монопольных цен

г) с формированием естественных монополий

12. К формам приватизации не относится…

а) платная

б) бесплатная

в) частично бесплатная

Г) государственная

13. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять такой метод приватизации, как…

а) аукцион

б) целевая продажа

в) тендер

Г) ваучерный

14. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на…

а) фондовом рынке

б) рынке труда

в) денежном рынке

Г) товарном рынке

15. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется…

а) счетной палатой

б) регистрационной палатой

В) антимонопольным комитетом

г) президентом Российской федерации

16. Основой бесплатной приватизации может быть…

а) аренда

б) тендер

в) аукцион

Г) ваучер

17. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда…

а) население имеет значительное количество денежного капитала

б) необходимо найти эффективного собственника

В) население не имеет достаточного количества денежных средств

г) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

18. Самой управляемой программой массовой приватизации считается модель…

А) российская

б) польская

в) венгерская

г) чешская

19. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является…

а) равенство доходов граждан страны

Б) равенство возможностей граждан страны

в) непременное повышение эффективности производства

г) непременное повышение эффективности собственников

20. Наиболее масштабная программа приватизация по охвату государственных основных фондов и населения прошла…

а) на Украине б) в России

в) в Латвии г) в Венгрии

21. Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации в течение…

а) шести месяцев

Б) трех лет

в) десяти лет

г) двух месяцев

22. В России не запрещено (а)

а) формировать соглашения товаропроизводителей

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2253 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Аналитические задачи

1. Если в Республике Бетании 1 баррель нефти стоит 200 луидоров, а в Республике Дельта 400 песо, то, исходя из паритета покупательной способности, валютный курс луидора равен:

+а) 2 песо;

б) 0,5 песо;

в) 4 песо;

г) 1 песо.

2. Если в стране Альфа курс обучения в колледже стоит 15 000 альфийских ден. ед., а номинальный обменный курс валют составляет 3 альфийских ден. ед. за 1 бетийскую ден. ед, то цена данного курса обучения в стране Бета:

+а) 5 000 бетийских ден. ед;

б) 45 000 бетийских ден. ед;

в) 15 000 бетийских ден. ед;

г) 15 450 бетийских ден. ед.

3. Если номинальный обменный курс составляет 2 доллара за 1 фунт стерлингов, волейбольный мяч стоит в США 8 долларов и 5 фунтов в Великобритании, то реальный курс американского доллара составит _______ долларов за 1 фунт стерлингов.

а) 0,5;

б) 4;

в) 2;

+г) 1,6.

4. Исходя из паритета покупательной способности, если телефон продается за 400 долларов в США и за 10 000 рублей в РФ, то номинальный обменный курс, выраженный в количестве рублей, приходящихся на 1 доллар, составит:

а) 1;

+б) 25;

в) 40;

г) 0,4.

5. При изменении номинального курса с 1,1 до 1,3 доллара США за 1 евро цена продаваемой во Франции за 1 200 евро путевки в долларах:

а) уменьшится на 240 долларов;

б) увеличится на 168 долларов;

+в) увеличится на 240 долларов;

г) уменьшится на 168 долларов.

6. При изменении номинального курса с 30 до 25 рублей за 1 доллар США, цена билета на концерт европейской рок-группы в России за 3 000рублей в долларах:

+а) увеличится на 20 долларов;

б) уменьшится на 20 долларов;

в) увеличится на 25 доллара;

г) уменьшится на 25 долларов.

РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

4.1. Особенности переходной экономики в России.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что:

а) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

б) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой, чем спад производства;

в) необходим длительный переходный период;

+г) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства.

2. Преимуществом «шоковой терапии», как одного из этапов перехода от командно-административной к рыночной экономике является:

+а) достаточно быстрое и эффективное устранение диспропорций в структуре относительных цен;

б) снижение социального недовольства, вследствие достаточно быстрых перемен;

в) ускоренное достижение устойчиво положительных темпов экономического роста;

г) эффективная интеграция России в мировое хозяйство.

3. Градуализм – это экономическая концепция, которая:

а) считает необходимым уменьшение государственного влияния на экономику для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен;

б) направлена на возникновение, развитие и укрепление рыночных правил экономического поведения;

в) направлена на формирование самодостаточной экономической системы;

+г) отводит государству главную роль в формировании рынка и предполагает проведение медленных и последовательных реформ.

4. Эволюционный вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике не характеризует:

а) первоначальное реформирование сельского хозяйства;

б) проведение жесткой финансовой политики;

+в) одномоментная либерализация цен;

г) активное поощрение частного предпринимательства.

5. К недостаткам варианта радикального перехода от командно-административной к рыночной экономике нельзя отнести:

+а) отмену монополии на внешнеэкономическую деятельность;

б) отток ресурсов из производственной сферы;

в) появление высокой открытой инфляции;

г) усиление социальной дифференциации населения.

6. Бесплатное и уравнительное распределение среди граждан прав на приобретение государственных предприятий является основой:

а) концепции акционерной модели приватизации;

+б) концепции ваучерной модели приватизации;

в) китайской модели приватизации;

г) немецкой модели приватизации.

7. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда:

+а) население не имеет достаточного количества денежного капитала;

б) имеется возможность притока в страну иностранного капитала;

в) население имеет значительное количество денежного капитала;

г) необходимо найти эффективного собственника.

8. Преимущества ваучерной приватизации состоят:

а) в поступлении больших денежных средств в бюджет;

б) в наличии эффективных собственников;

в) в неравенстве, способствующем повышению эффективности производства;

+г) в сохранении принципа равенства.

9. Основой бесплатной формы приватизации может быть:

+а) ваучер;

б) аукцион;

в) тендер;

г) аренда.

10. Фундаментом бесплатной формы приватизации является метод:

а) приватизации через именные счета;

б) аренда с правом выкупа;

+в) ваучерной приватизации;

г) тендер.

11. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является:

+а) равенство возможностей граждан страны;

б) непременное повышение эффективности производства;

в) непременное повышение эффективности собственников;

г) равенство доходов граждан страны.

12. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять метод приватизации:

а) аукцион;

б) тендер;

в) целевая продажа;

+г) ваучерный.

13. Самой управляемой программой массовой приватизации считается _________ модель.

а) чешская;

б) российская;

в) венгерская;

+г) польская.

14. Наиболее масштабная программа приватизации по охвату государственных основных фондов и населения прошла:

а) в Венгрии;

б) на Украине;

+в) в России;

г) в Латвии.

15. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется:

а) в ослаблении роли профсоюзов;

+б) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды;

в) в привлечении иностранных инвестиций;

г) в акционировании предприятий.

16. Российская программа массовой приватизации предусматривала завершение в течение:

+а) трёх лет;

б) двух месяцев;

в) десяти лет;

г) шести месяцев.

17. Фактором, обусловившим необходимость перехода от командной к рыночной экономике в России, не является:

+а) колоссальный рост цен на товары «народного потребления»;

б) устойчивое снижение темпов экономического роста;

в) ухудшение качества жизни;

г) провал реформирования социалистической системы централизованного управления.

18. К основным направлениям реформирования экономики в переходный период в России не относится:

а) формирование идеологии свободного предпринимательства;

б) либерализация внешнеэкономической деятельности;

+в) национализация;

г) формирование рыночной инфраструктуры.

19. Ключевой проблемой России при переходе к рыночной экономике не является:

а) структурные диспропорции;

+б) бюджетный профицит;

в) политическая нестабильность и изменчивость условий ведения бизнеса;

г) социальная дифференциация населения.

20. Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как:

+а) возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления;

б) формирование новых организационных структур;

в) создание многообразных форм хозяйствования;

г) признание каждого работника и трудового коллектива равноправными участниками присвоения.

21. Разгосударствление направлено на:

а) устранение социальной дифференциации;

б) повышение уровня доходов населения;

+в) преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства;

г) усиление роли государства в экономике.

22. К формам приватизации не относится:

+а) государственная;

б) бесплатная;

в) платная;

г) частично бесплатная.

23. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме:

+а) документа на предъявителя;

б) именного документа;

в) записей в регистрационных журналах;

г) компьютерной регистрации.

24. Экономическую систему современной России можно охарактеризовать как:

а) плановую;

+б) переходную;

в) рыночную;

г) смешанную;

д) доиндустриальная.

25. Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии). Это было непосредственным следствием:

а) применения неверных способов проведения реформ;

б) закономерного роста цен на дефицитные блага;

в) наблюдавшегося в советской экономике дефицита благ;

г) роста цен на мировых рынках;

+д) изменения способа хозяйственной координации.

26. Целью приватизации является:

а) изменение отношений собственности;

б) совершенствование структуры общественного производства;

в) формирование конкурентной среды;

+г) повышение эффективности общественного производства;

д) продажа государственной собственности за бесценок.

27. Основной целью приватизации является:

+а) установление института собственности и формирование класса собственников;

б) ограничение государственного вмешательства в экономику;

в) ликвидация структурных диспропорций в экономике;

г) запуск рыночного механизма спроса и предложения.

28. Основным инструментом приватизации в Российской экономике был:

а) вексель;

+б) ваучер;

в) акция;

г) облигация;

д) агрегат.

29. Первый этап приватизации в России осуществляется:

+а) с помощью ваучеров;

б) через акционирование государственных предприятий;

в) закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу;

г) открытую продажу государственной собственности населению.

30. Основой процесса формирования конкурентной среды не является:

+а) переход от рынка покупателя к рынку продавца;

б) устранение барьеров вхождения в отрасль;

в) содействие развитию рыночной инфраструктуры;

г) либерализация внешнеэкономической деятельности.

31. В Российской Федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное:

а) с анализом конъюнктуры рынка;

б) с формированием естественных монополий;

+в) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий;

г) с формированием минимальных монопольных цен.

32. Контроль за монопольными ценами не предполагает:

а) установления предельного фиксированных цен;

+б) получения специальных лицензий;

в) установления предельных уровней рентабельности;

г) декларирования повышения свободных цен.

33. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на:

+а) товарном рынке;

б) денежном рынке;

в) рынке труда;

г) фондовом рынке.

34. В функции антимонопольных органов в России не входит:

а) регулирование финансового рынка;

б) контроль за объединением и слиянием крупных фирм;

+в) регулирование валютного рынка;

г) контроль за различными видами деятельности субъектов естественных монополий.

35. По международным стандартам монополистом не считается:

а) рыночная структура, занимающая более 35% отраслевого рынка;

б) рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка;

в) рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка;

+г) рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли.

36. Трансформационный период в экономике, как правило, сопровождается:

а) стабилизацией финансовой системы;

+б) бюджетным кризисом;

в) снижением уровня естественной безработицы;

г) экономическим ростом.

37. Одним из базовых условий формирования конкурентной среды считается:

+а) развитие инфраструктуры рынка;

б) развитие рынка продавца;

в) ограничение возможностей вхождения в отрасль;

г) ограничение внешнеэкономической деятельности.

38. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Регистрационной палатой;

в) Счетной палатой;

+г) Антимонопольным комитетом.

39. Одним из элементов государственного контроля за монопольными ценами является:

а) лицензирование;

+б) регламентирование предельных уровней рентабельности;

в) квотирование;

г) установление минимального уровня цен.

40. Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет:

а) проведения фискальной политики;

б) лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов;

+в) формирования информационного рынка;

г) проведения антиинфляционной политики.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите несколько правильных ответов.

1. Приватизация является:

+а) источником дохода государственного бюджета;

б) статьей расходов государственного бюджета;

+в) формой разгосударствления;

г) мерой социальной защиты населения.

2. Какая черта отвечает задачам реформирования российского государства при переходе к рыночной экономике:

+а) регулирование рынка рабочей силы;

б) административный контроль за ценами;

в) организация снабжения предприятий ресурсами;

+г) обеспечение государством оптимального хода реформ;

д) кредитование предприятий в целях избежания банкротства.

2.6 Общее равновесие и экономическая эффективность

ТЕСТЫ

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Если экономика работает эффективно, то на графике производственных возможностей об этом будет свидетельствовать комбинация благ, которая отмечена:

а) точкой, лежащей ниже кривой производственных возможностей;

б) точкой, лежащей выше кривой производственных возможностей;

+в) точкой, лежащей на кривой производственных возможностей;

г) точкой, делящей кривую производственных возможностей строго пополам;

д) эффективность экономики не зависит от производственных возможностей.

2. Парето-эффективным называется такое распределение, при котором:

а) достигаются максимальный уровень использования ресурсов и справедливое распределение произведенных благ;

+б) невозможно улучшение благосостояния одного экономического агента без ухудшения положения другого;

в) рыночные отношения строятся на принципах равенства собственников ресурсов;

г) участники рыночного обмена не испытывают дефицита благ и ресурсов;

д) все участники рыночного обмена достигают удовлетворения всех своих потребностей.

3. Критерий эффективности распределения по Парето:

+а) предполагает экономически эффективное распределение;

б) предполагает справедливое распределение;

в) предполагает равномерное распределение;

г) предполагает симметричное распределение;

д) не имеет отношения к распределению.

4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

а) полная занятость трудоспособного населения;

+б) улучшение удовлетворения потребностей за счет экономного использования всех ресурсов;

в) полное применение материально-технических ресурсов;

г) улучшение применяемой техники.

5 Фиаско рынка проявляется:

+а) в отсутствии стимулов к производству товаров и услуг коллективного пользования;

б) в неспособности уравновешивать экономические интересы продавцов и покупателей;

в) в отсутствии механизмов «вымывания» неконкурентоспособных предприятий;

г) в неспособности сигнализировать фирмам объемы и структуру производства.

6. Провалы рынка не связаны:

+а) с действием условий совершенной конкуренции;

б) с нарушением условий совершенной конкуренции;

в) с наличием внешних эффектов;

г) с неопределенностью имущественных отношений.

7. Причиной, порождающей внешние эффекты, является:

а) наличие вредных производств;

б) вмешательство государства в экономику;

+в) отсутствие установленных прав собственности;

г) нестабильность рыночного равновесия;

д) наличие у фирм рыночной власти.

8. Внешние эффекты возникают, потому что:

+а) рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц;

б) предприятия учитывают постоянные издержки, не входящие в предельные;

в) государство выплачивает субсидии производителям;

г) качество товаров не удовлетворяет требованиям потребителей.

9. Отрицательный внешний эффект проявляется в:

а) экологическом ущербе;

б) сокращении государственных расходов;

+в) снижении эффективности распределения ресурсов;

г) снижении продолжительности жизни населения;

д) сокращении прибыли фирм, действующих на рынках несовершенной конкуренции.

10. Если при производстве или потреблении блага имеет место отрицательный эффект, то это является основанием для вывода о том, что:

а) благо продается по завышенным ценам;

+б) благо продается по заниженным ценам;

в) предоставляемый рынком объем блага меньше эффективного;

г) благо продается на рынке с несовершенной конкуренцией;

д) производящие благо фирмы используют устаревшие технологии.

11. В разных странах государство предоставляет на бесплатной основе разный объем услуг образования (начальное, среднее, высшее). Это является следствием:

+а) различий в уровне возникающих положительных внешних эффектов;

б) различий в степени притязаний населения;

в) классовой борьбы;

г) притязаний страны на мировое лидерство;

д) стремления фирм к экономии средств на подготовке работников.

12. Общественные издержки производства блага отличаются от частных издержек производства тем, что последние:

+а) учитывают только часть действительных издержек производства блага;

б) формируются без учета общественной значимости блага;

в) не включают в свою структуру нормальную прибыль;

г) превышают по величине равновесную рыночную цену.

13. В случае с отрицательным внешним эффектом потери эффективности связаны с тем, что:

а) имеет место недопроизводство блага;

+б) имеет место перепроизводство блага;

в) фирмы производят с издержками выше минимальных;

г) фирмы продают благо по ценам, превышающим предельные издержки его производства;

д) потребители переплачивают за благо.

14. В случае с положительным внешним эффектом потери эффективности связаны с тем, что:

+а) имеет место недопроизводство блага;

б) имеет место перепроизводство блага;

в) фирмы применяют устаревшие технологии;

г) фирмы получают чрезмерно высокие прибыли;

д) потребители ведут себя нерационально.

15. Если государство введет корректирующий налог на продукт, производство которого связано с отрицательными внешними эффектами, то закономерным следствием этого станет:

а) увеличение цены продукта на величину налога;

+б) сокращение объема рыночного предложения продукта;

в) смещение линии рыночного спроса на продукт влево вниз;

г) возникновение превышения объема предложения продукта над объемом спроса на него;

д) закрытие фирмами вредных производств.

16. Регулирование положительных внешних эффектов связано с:

а) определением наиболее полезных для общества благ;

+б) обеспечением объема потребления блага, соответствующего уровню общественных предельных выгод;

в) обеспечением условий для производства с минимальными средними издержками;

г) обеспечением равных условий функционирования для всех фирм;

д) обеспечением такой структуры потребления благ, которая соответствует морально-этическим ценностям общества.

17. Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям как:

+а) неэффективность распределения ресурсов;

б) неравноправная конкуренция;

в) захват потребительского излишка производителями;

г) снижение стимулов к развитию производства;

д) возникновение рыночной власти.

18. Если общество будет игнорировать воздействие внешних эффектов, то при прочих равных условиях следствием этого будет:

а) ухудшение экологической обстановки в стране;

б) рост заболеваемости среди населения;

+в) снижение благосостояния общества;

г) усиление рыночной власти на рынках ресурсов;

д) снижение продолжительности жизни населения.

19. Особым свойством общественных благ является:

а) способность удовлетворить потребности;

+б) «неисключаемость» из потребления;

в) способность их быть товарами;

г) способность иметь стоимость.

20. Общественные блага характеризуются ___________ в потреблении.

+а) неисключаемостью и неконкурентностью;

б) неисключаемостью и конкурентностью;

в) неконкуретностью и исключаемостью;

г) исключаемостью и конкурентностью.

21. Неконкурентность общественного блага означает, что:

а) благо неделимо;

б) благо не может быть продано поштучно;

в) благо потребляется совместно;

+г) верно все перечисленное.

22. Производителем общественных благ является:

а) частные фирмы;

б) домашние хозяйства;

в) коммерческие банки;

+г) государство (предприятия, учреждения, организации).

23. Относятся к категории “общественное благо”:

+а) образование, здравоохранение, культура;

б) потребительские товары;

в) товары и услуги производственного назначения;

г) услуги парикмахера;

д) концертный тур “звезды” эстрады.

24. Общественным благом является:

а) национальная оборона;

б) охрана окружающей среды;

в) установка маяков;

г) общественная безопасность;

+д) все перечисленные блага являются общественными.

25. Общественным благом не является:

+а) автомобили;

б) полиция;

в) маяки;

г) защита от наводнения.

26. Чисто общественным благом является:

а) телевидение;

б) высшее образование;

+в) национальная оборона;

г) здравоохранение.

27. Чистым общественным благом является:

а) городской общественный транспорт;

б) городские парки;

в) бесплатные музеи;

+г) правоохранительная система;

д) телевидение.

28. Чем характеризуется чисто общественное благо, например, национальная оборона?

а) платностью;

+б) коллективностью потребления;

в) делимостью на единицы потребления;

г) неизбирательностью в потреблении;

д) неисключаемостью из потребления;

е) доступностью для всех граждан.

29. Чистое общественное благо отличается от частного общественного блага тем, что:

а) его потребление дает положительный внешний эффект;

+б) оно может потребляться только сообща;

в) предельные издержки его производства растут быстрее;

г) его потребление способствует развитию конкуренции;

д) оно не может быть нейтральным для потребителя.

30. Ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ обусловлены:

а) неспособностью частных производителей выявить такие блага;

б) высокой конкуренцией на рынке общественных благ;

+в) способностью потребителей уклоняться от оплаты потребляемых благ;

г) государственным регулированием цен на такие блага.

31. Производимые государством общественные блага финансируются за счет собираемых налогов, при этом достижение большей эффективности их производства возможно при:

а) применении одинаковой ставки налога;

+б) применении дифференцированной ставки налога;

в) ограничении круга потребителей;

г) бесплатном предоставлении их потребителям.

32. Возникновение неэффективности в производстве чистых общественных благ обусловлено:

а) безграничностью потребностей в таких благах;

б) чрезвычайно сложным механизмом выявления таких благ;

+в) имеющейся у потребителей возможностью их потребления бесплатно;

г) недостаточным уровнем развития механизмов управления обществом;

д) опережающим ростом предельных издержек производства этих благ.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите несколько правильных ответов.

1. Если производство блага порождает положительный внешний эффект, то это означает, что:

+а) общество должно стимулировать потребление данного блага;

+б) государству следует субсидировать производство данного блага;

в) государство должно не допускать частного производства такого блага;

г) государство должно воспрепятствовать присвоению эффекта частными лицами;

д) благо продается по заниженным ценам.

2. Общественные блага характеризуют:

а) поездки на метро;

б) посещение кинотеатра;

в) обед в столовой;

+г) национальная оборона;

+д) общественный порядок.

3. Общественное благо – это:

а) велосипед;

б) маяк;

+в) дороги и каналы;

г) духи;

+д) пособия для инвалидов.

4. Категории «общественное благо» включают:

+а) образование, здравоохранение, культура;

+б) окружающая среда;

+в) национальная оборона;

г) потребительские товары;

д) товары и услуги производственного назначения.

5. Общественному благу свойственны:

а) широкий спектр предпочтений в потреблении;

+б) отсутствие ценовой конкуренции между потребителями;

+в) неисключаемость из потребления;

г) наличие ценовой конкуренции между потребителями;

д) ограниченность потребления во времени.

6. К чистым общественным благам относятся блага, которые характеризуются следующими признаками:

+а) неизбирательностью в потреблении;

б) избирательностью в потреблении;

+в) неисключаемостью в потреблении;

г) конкурентностью в потреблении;

+д) неконкурентностью в потреблении.

7. К чистым частным благам относятся блага, которые характеризуются следующими признаками:

а) неизбирательностью в потреблении;

+б) избирательностью в потреблении;

в) неисключаемостью в потреблении;

+г) конкурентностью в потреблении;

д) неконкурентностью в потреблении.

Ваучерная приватизация

Понятие ваучерной приватизации

Определение 1

Приватизационный чек (ваучер) – это источник платежа при приватизации, ценная бумага на предъявителя, выпущенная государством, с помощью которой граждане Российской Федерации расплачивались за акции (паи) инвестиционных фондов.

Ваучерная приватизация является фактической приватизацией активов, которые относятся к общенародным.

В России ваучерная приватизация проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторами экономической системы страны она определялась ка первый шаг к передаче государственной собственности частным лицам.

Основные этапы правительственной программы приватизации

Программа приватизации делилась на два этапа:

  1. Ваучерный этап;
  2. Денежный.

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий должно было быть преобразовано в акционерные общества и распределено среди всех российских граждан. Масштабы такой приватизации и ограниченные сроки были беспрецедентны в истории экономики мира.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Правительство страны было нацелено на придание программе приватизации статуса «народной». Однако, все сложилось иначе, и общенародный характер перераспределения активов государства среди населения оказался имитацией. Каждый гражданин России, в том числе новорожденные и люди пенсионного возраста, получили приватизационный ваучер, дающий право на владение частью государственного имущества.

Стоимость одного ваучера составляла 10000 рублей. Данная сумма денег по тем временам равнялась половине стоимости отечественных «Жигулей». Приватизационной программой предусматривалось, что в 1993 году население сможет продать ваучеры, получив за них наличные деньги, или же обменять на акции приватизируемых компаний. В результате, либерализация цен и, движущаяся быстрыми темпами, инфляция в скором времени привели к обесцениванию ваучера настолько, что к завершению 1993 года за 10000 рублей можно было приобрести всего лишь 3-4 бутылки водки.

Предусматривалось несколько моделей приватизации. Основной из них была схема, при которой руководство и работники предприятия объявляли о закрытом акционерном обществе. Акции подобных компаний не выставлялись на рынок. Руководящее звено предприятия фактически устанавливало контроль над ним и в большинстве случаев скупало те акции, которые были распределены между рабочими. В результате, хотя и некоторое количество акций предприятий, попавших под приватизацию, распределились между множеством небольших акционеров, сумма реальных владельцев бизнеса выросла незначительно.

Таким образом, все граждане России на некоторое время стали кандидатами на владение собственностью, а затем стало очевидно, что большинство из них не может получить доступ к бывшим государственным активам.

Следующий этап приватизации следует сразу после завершения ваучерной приватизации и заключается в распродаже крупных активов государства за «живые деньги». Осенью 1995 года открылись залоговые аукционы. Они работали по принципу передачи государством во временную собственность крупным коммерческим банкам своего контрольного пакета акций в высокодоходных компаниях, например, нефтяные компании, «Норильский никель» и др. Взамен долей государства банками должны были предоставляться ссуды правительству для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного времени государство должно было вернуть ссуды банковскому сектору. В случае невозврата ссуд, государственные пакеты акций переходили кредиторам в собственность. Таком образом, объясняя срочной необходимостью пополнения бюджета, многие компании государственного сектора перешли в руки немногочисленных бизнесменов, которые имели тесные связи в правительстве.

Результаты ваучерного периода приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было распродано более 16 тысяч государственных компаний. На конец 1994 года посредством ваучерных сделок около 70% всей национальной промышленности оказалось в частной собственности. Также перешла в руки частных лиц значительная часть объектов малой приватизации. К ней относились более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и т.п. В большинстве регионов малая приватизация завершилась в конце 1994 года. К этому же времени образовалось около 20 тысяч обществ акционерного типа на базе средних и крупных компаний.

Трудовые коллективы получили от государства несколько вариантов льгот. Значительная часть населения (около 75%) выбирала акции. Предполагалось, что данная форма собственности помогала избегать установления контроля извне над предприятиями. Однако, данный вариант не ознаменовался успехом, поскольку все акции скупались руководством компаний. Почти треть всех ваучеров распродалась за бесценок при помощи чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан заключили сделки с подобными фондами. В результате ваучеры, которые были внесены в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку данные организации в скором времени прекращали свою деятельность. В этой ситуации работники становились владельцами акций лишь на короткий промежуток времени.

Замечание 1

Главный итог ваучерной приватизации заключался в переходе от командно-административной модели экономики к рыночной. Государство лишилось монополии большинства сфер национального хозяйства. Весь процесс занял всего пару лет. Ваучеры эффективно уничтожали существующую экономико-социальную систему. А при разрушении прежних основ не происходило роста экономики.

Итогом ваучерного этапа приватизации являлось большое число частных собственников, которые, в большинстве случаев, не были ответственными и эффективными предпринимателями, не имели представления о специфике отрасли. В первую очередь собственников волновало получение прибыли, а не производство и качество услуг.

Большие надежды возлагались на денежный этап приватизации, при котором предполагалось сглаживание недостатков и исправление ошибок, допущенных при выпуске и продаже ваучеров.

После ваучера: 25 лет назад в России началась денежная приватизация

В первые годы после распада СССР российская экономика предпринимала начальные попытки перехода к рыночному механизму. Перераспределение госимущества с помощью приватизационных чеков должно было создать класс частных собственников и повысить эффективность национальных компаний. Между тем государство испытывало острую нехватку финансов, а зарубежные инвесторы и рядовые граждане по-прежнему не могли приобрести большие объёмы акций российских предприятий. Так, 1 июля 1994 года произошёл переход от ваучерной к денежной приватизации.

Также по темеОт общего — к частному: 25 лет назад в России началась чековая приватизация 14 августа 1992 года Борис Ельцин подписал указ о введении ваучерной приватизации в России. В условиях экономического кризиса…

В целом, как отмечают опрошенные RT эксперты, приватизация в России проходила в несколько этапов и преследовала две ключевые цели: изменить структуру экономики и пополнить государственный бюджет в период кризиса.

Первая стадия приватизации стартовала в 1992 году. Согласно указу Бориса Ельцина, значительную часть государственного имущества было решено безвозмездно передать российским гражданам. Основным способом стало распределение госсобственности через ценные бумаги. Каждый гражданин получил право на приватизационный чек (ваучер) номиналом 10 тыс. рублей. Его можно было продать по рыночной цене или обменять на акции предприятия.

Как заявлял автор реформы Анатолий Чубайс, путём приватизации страна должна была построить капитализм «причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Как объяснил в интервью RT профессор кафедры экономики РЭШ Валерий Черноокий, за счёт вовлечения населения в процесс руководство страны намеревалось за короткое время резко нарастить долю частных собственников и снизить влияние госсектора на экономику. Таким образом, планировалось закрепить переход к рыночной экономике и сделать невозможным возврат к неэффективной плановой системе хозяйствования СССР.

«Большинство государственных предприятий, доставшихся в наследство от советской плановой экономики, были убыточными. Приватизация, по мнению реформаторов, должна была привлечь частных собственников, заинтересованных в реструктуризации предприятий и повышении эффективности производства и управления», — добавил Черноокий.

В ходе первичной (малой) приватизации были проведены аукционы по продаже небольших предприятий бытового обслуживания — магазинов, ресторанов, кафе. В свою очередь, крупные и средние предприятия не продавались, а были превращены в открытые акционерные общества. Ценные бумаги частично передавались трудовым коллективам, а частично могли быть выкуплены за приватизационные чеки.

Примечательно, что оборонные и приносящие самый высокий доход предприятия остались в государственной собственности.

В общей сложности к концу 1994 года было приватизировано 112 тыс. бывших госпредприятий.

Отметим, что, помимо частичной передачи государственного имущества, приватизация подразумевала и привлечение иностранных инвестиций в страну. По словам экспертов, с приходом зарубежных инвесторов планировалось создать конкурентную среду на российском рынке.

Между тем, как отмечает Валерий Черноокий, преимущественным правом на приобретение акций (за ваучеры или по льготной цене) обладали в основном только работники и менеджеры приватизируемых предприятий. Как следствие, к 1994 году большинство крупных компаний перешло под прямой или косвенный контроль назначенных ещё в советское время руководителей, так называемых красных директоров.

«И работники, и менеджеры выступали резко против прихода внешних акционеров: первые опасались увольнений, а вторые — потери контроля над предприятием. Всё это тормозило дальнейшую реструктуризацию и повышение эффективности бывших госпредприятий, на которые рассчитывало правительство», — пояснил экономист.

Вторая попытка

Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля. Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации. В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.

Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития. По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию. В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.

При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.

Также по темеВремя перезагрузки: 20 лет назад в России произошёл дефолт 17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по долговым обязательствам страны. Безудержный рост госдолга,…

Необходимость собрать как можно больше средств для выполнения социальных обязательств государством стала одной из причин появления залоговых аукционов. Закон о бюджете на 1995 год запрещал продавать акции высокодоходных предприятий. Между тем в рамках новой схемы частные банки предоставляли государству кредиты под залог акций крупных компаний. Если заём не был возвращён, заложенные ценные бумаги переходили в собственность кредиторов.

С ноября по декабрь 1995 года на залоговые аукционы были выставлены акции 12 сырьевых и инфраструктурных компаний. В общей сложности сумма поступлений в бюджет составила $886,1 млн, но в конечном счёте все 12 займов не были выплачены банкам, и предприятия перешли в собственность кредиторов.

При этом, как отмечали в Счётной палате, пополнение бюджета за счёт залоговых аукционов прошло недостаточно эффективно. Так, по оценке ведомства, стоимость предлагаемых в залог акций была либо недооценена, либо намеренно занижена. Более того, итоговый размер получаемых кредитов лишь незначительно превышал стартовую цену. Таким образом, аукционы проходили не на состязательной основе банков, как предполагалось изначально.

Позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно. Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».

Ваучер на память

Эксперты неоднозначно оценивают итоги приватизации в России. Так, поставленные цели во многом были выполнены, и страна перешла к системе рыночной экономики. В то же время, по словам экономистов, реформа не привела к ожидаемому росту эффективности бывших госпредприятий и одновременно спровоцировала увеличение преступных действий среди новых собственников.

«Позитивные стороны очевидны. Была создана масштабная и массовая частная собственность, которой практически не было в СССР. Кроме того, реформа послужила начальным толчком к формированию фондового рынка, а также дала определённые поступления в бюджет. Но любое дело требует обучения, и создание частной собственности в отсутствие навыков обращения с ней привело к существенному перекосу отношений в сторону криминализации», — отмечает Константин Корищенко.

Кроме того, по словам экспертов, у рядовых граждан не было первоначальных денежных накоплений для покупки больших пакетов акций компаний, а выданные россиянам ваучеры не давали возможности участвовать в управлении предприятиями.

«Изначально ваучерная приватизация имела высокую поддержку среди населения. Однако большинству так и не удалось стать капиталистами, и постепенно одобрение приватизации и частной собственности снизилось. Кто-то продал свой ваучер за бесценок, кто-то потерял вложения в чековых инвестиционных фондах, кто-то вложился в предприятие-банкрот, а кто-то просто сохранил ваучер на память», — заключил Валерий Черноокий.

Как ваучерная приватизация изменила Россию


2019.07.01

«Приватизацию поддерживаете? Получите и распишитесь!»

Нижний Новгород, 1992 год. Торговые работники на митинге протеста против аукциона как формы приватизацииАлексей Федосеев / РИА Новости

1 июля 1994 года в России закончилась знаменитая ваучерная приватизация. Народ-балагур талантливо окрестил ее «прихватизацией». Приватизация задумывалась как способ быстро и надежно создать слой ответственных собственников, активных предпринимателей. Вместо этого мы получили полную противоположность — монструозное государство Левиафана.

До основанья, а затем

Начиная рассказ о приватизации начала 1990-х, нам придется отойти на пару десятилетий назад. После удушения намечавшихся реформ советского премьера Алексея Косыгина, предполагавших дебюрократизацию производства, расширение хозяйственных прав предприятий, введение хозрасчета, постановку во главу угла таких параметров, как себестоимость, рентабельность, прибыль, к середине 1970-х годов советская экономика пришла в застойное состояние. Растущие цены на экспортируемую нефть и другое сырье убаюкивали дряхлеющих партийных вождей. В то же время, поскольку экономика была построена на командно-административном подходе и «уравниловке», не предусматривавших серьезные стимулы для работников, производительность труда была низкой. Фонды устаревали, качество продукции падало (так, к перестройке в области электроники Советский Союз отставал от Запада на 10-15 лет), рост в нересурсных отраслях сильно замедлился, нарастал товарный дефицит.

Во второй половине 1980-х и в начале 1990-х в рамках отдаленно рыночных реформ были приняты неслыханные для прежних социалистических порядков законы об индивидуальной трудовой деятельности, государственных предприятиях, о кооперации, о собственности. Но преобразования во многом свелись к тому, что директорский корпус освободился не только от диктата министерств, но и от ответственности за положение возглавляемых предприятий. «Рядом» с предприятием учреждался кооператив, который фактически принадлежал директорату. В кооператив переводилось наиболее рентабельное производство, прибыль от реализации продукции часто уходила в карман директора и его ближайшего окружения, а убытки списывались на предприятие, то есть фактически — на государство, ведь предприятие формально принадлежало ему. (Позже это назвали «спонтанной приватизацией»).

Анатолий Чубайс. 1992 годСергей Гунеев / РИА Новости

Полумеры, отказ Михаила Горбачева от введения частной собственности и полноценного рынка, шараханья генсека между программами рыночников Святослава Шаталина и Григория Явлинского и «государственниками» из команды премьера Николая Рыжкова, нелепые попытки объединить их закончились тем, что Советский Союз попросту обанкротился и его не стало. Тотальный дефицит продовольствия и промтоваров, резкий рост цен, талонная система, чудовищные очереди — вот горестная обыденность начала 1990-х.

Поэтому тем, кто помнит умирание и смерть СССР, не надо объяснять, почему российская власть провозгласила курс на приватизацию, исторически беспрецедентную по своим масштабам. Так называемая «малая приватизация» началась в Российской Федерации еще в 1990-91-м, с продажи на аукционах в частную собственность таких объектов, как ателье, столовые, кафе, рестораны, магазины. Но решить задачи коренного разгосударствления экономики, ее демонополизации путем распространения частной собственности и рыночной конкуренции и, на этой основе, привлечь отечественные и иностранные инвестиции, насытить бюджет этот шаг, конечно, не мог.

Чеки вместо счетов

Российская власть объявила о подготовке и проведении широкой «народной» приватизации. Еще в июле 1991 года, то есть до попытки путча ГКЧП и распада Советского Союза, были приняты законы РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных счетах и вкладах. Планировалось, что, помимо сбережений населения, средств юридических лиц и заемных ресурсов, в процессе приватизации будут использованы специальные счета в Сбербанке, которые государство откроет на 150 млн граждан — безвозмездные, целевые, именные. Это означало, что условные деньги со счета в сумме 14 тыс. рублей человек мог потратить исключительно на приобретение акций. Принципиально, что покупательная способность счета не размывалась инфляцией, но в зависимости от нее должна была регулярно корректироваться стоимость акционируемых предприятий. Трудовые коллективы наделялись приоритетным правом приобретения акций своих предприятий (приватизация-то «народная»). Таким образом виделось разгосударствление и передача в частные руки госсобственности более чем на 2 триллиона рублей, 70% промышленных и аграрных фондов.

Тем не менее приватизация не началась ни в 1991-м, ни в первом полугодии 1992-го: законодательная власть воевала с исполнительной в лице правительства Бориса Ельцина и Егора Гайдара (сначала кабинет возглавил лично президент — чтобы защитить реформы своим еще не растраченным авторитетом, затем Гайдар стал и. о. председателя).

Первый день выдачи ваучеровВиталий Арутюнов / РИА Новости

Столкнувшись с активным противодействием Верховного Совета, тогдашнего российского парламента, член правительства, председатель комитета по управлению государственным имуществом Анатолий Чубайс убедил Бориса Ельцина выпустить указ о проведении приватизации с использованием приватизационных чеков, ваучеров. Фундаментальная разница в том, что по указу, вышедшему 14 августа 1991 года, приватизационные чеки являлись «документом на предъявителя» и могли покупаться и продаваться без ограничений. Другими словами, по сравнению с приватизационным счетом ваучер перестал быть именным и целевым. Довод Чубайса: став собственниками, трудовые коллективы направят прибыль не на развитие производства, а на потребление — не был голословным, он подтверждался практикой квазисоциалистической Югославии Иосипа Броза Тито и советским опытом конца 1980-х.

Номинальная стоимость чека снижалась до 10 тыс. рублей, так как приватизировавшееся госимущество было оценено в 1,5 трлн рублей. Вводился сбор за получение чека в размере 25 рублей. Впрочем, его номинальная стоимость не имела никакого значения, кроме символического, реальная стоимость определялась конкретными условиями акционирования.

Указ, капитально менявший «стилистику» приватизации, не афишировался, в момент его выхода депутаты находились на каникулах, и, в соответствии с действовавшими тогда правилами, спустя две недели документ автоматически приобрел законную силу (впрочем, некоторые до сих убеждены что с формально-юридической точки зрения этот указ вообще ничтожен).

Вернувшись из отпусков, парламентарии выразили возмущение вероломством Ельцина и Чубайса, но отменять действие указа не стали. Из воспоминаний депутата того Верховного Совета Сергея Полозкова: «Кто то несколько раз звонил мне по телефону и просил зайти в комнату, где располагался представитель Госкомимущества в парламенте. Я несколько раз игнорировал эту просьбу, но потом послал своего помощника, хорошего молодого мальчишку, студента юриста из МГУ. Что же он выяснил? Оказывается, в этой комнате сидел представитель фонда по поддержке приватизации. Между ним и депутатом происходил следующий незамысловатый диалог:

— Вы приватизацию поддерживаете?

— Ну, в целом да!

— Тогда получите и распишитесь.

И депутат получал премию в размере собственного оклада».

Возможно, этим и объясняется то, что с 1 октября 1992 года выдача населению приватизационных чеков, ваучеров, все-таки началась. По словам Сергея Полозкова, к осени 1993 года Верховный Совет подготовил поправки к закону и программе приватизации. Но в начале октября того же года Верховный Совет расстреляли из танков. По мнению, председателя Госдумы в 1996–2003 годах Геннадия Селезнева, ликвидация первого российского парламента была вызвана задачей осуществления именно ваучерной приватизации и предотвращения возврата к приватизационным счетам.

Приватизация в пользу «красных директоров»

Все шло к тому, что из «народной» чубайсовская приватизация превратилась в «элитную». Прежде всего стоит подчеркнуть, что вчерашние советские люди были почти поголовно экономически непросвещенными, а разъяснительная кампания от ошибок не спасала.

Сведения о предстоящих аукционах часто публиковалась «для проформы», а фактически утаивались. Зато газеты пестрели рекламой чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), которые обещали немедленную и огромную прибыль. Население, привычно полагавшее, что «в газетах врать не будут», охотно несло свои ваучеры в ЧИФы. В действительности лишь около 140 из них старались выполнить обязательства, данные пайщикам, и начисляли дивиденды, остальные сотни фондов оказались «пылесосами», которые затем растворились вместе с десятками миллионов чеков. Эти ваучеры достались стоявшим за ширмами ЧИФов «красным директорам», чиновникам, которые по должности организовывали и контролировали процесс приватизации (у нас ведь, по Жванецкому, что «охраняешь, то и имеешь») и криминалитету, Одновременно средства населения полноводной рекой текли в финансовые «пирамиды» — МММ, «Хопер-Инвест», «Русский дом Селенга», «Тибет» и другие подобные. Потери населения исчислялись миллиардами долларов (у идеологов и организаторов приватизации иное мнение: поскольку ваучеры достались гражданам фактически бесплатно, они в худшем для себя случае не потеряли ничего).

Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. 1992 годРИА Новости

К этому нужно добавить, что население позднего СССР накопило огромные суммы — в совокупности 10 триллионов советских рублей. Григорий Явлинский убежден: «Если бы была реализована предложенная нами программа приватизации, тогда к традиционным товарам — костюмам, колбасе — добавились бы другие товары — магазины, парикмахерские, земля, грузовики, все, что является малой и средней приватизацией. Появился бы средний класс, и никто бы не считал себя обманутым». Но в январе 1991 года еще советское правительство Валентина Павлова при одобрении Горбачева провело конфискационную денежную реформу, в результате внезапной и моментальной замены купюр при одновременной заморозке банковских вкладов и троекратном увеличении цен население потеряло 14 млрд рублей. Масштабное изъятие средств продолжилось в 1992-93 годах, в связи с отпуском цен и последовавшей гиперинфляцией, доходившей до 2500%, а затем, летом 1993-го, в ходе обмена советских денежных знаков на российские.

Таким образом, огромное число обездоленных граждан было вынуждено банально продать свои ваучеры скупщикам, которые стояли тогда на каждом углу. При этом чеки стремительно дешевели, к концу 1993 года, то есть через год после начала приватизации, за ваучер давали всего несколько пачек стирального порошка, упаковок гречки или пару-тройку бутылок водки.

Бедственным положением людей пользовались «красные директора» (собственно, команда Чубайса и не скрывала, что проводила приватизацию в первую очередь в их интересах — будущих «ответственных собственников»). Намеренно задерживая зарплаты, привлекая криминалитет и угрожая «разборками», подтасовывая результаты голосований, они принуждали свои трудовые коллективы расставаться с ваучерами и акциями со значительным «дисконтом». Массированной скупке способствовала обширная рублевая эмиссия: в 1992-93 годах Центробанк, возглавляемый Виктором Геращенко, увеличил денежную массу на порядки. При этом предприятия, в том числе нефтедобывающие, металлургические, трубопроводные, шахты, морские пароходства, «уходили с молотка» без учета бушевавшей тогда инфляции, то есть недооцененными как минимум в десятки раз. Соответственно, недополучал и бюджет.

Из интервью Владимира Полеванова, сменившего Анатолия Чубайса на посту председателя Госкомимущества: «Пятьсот крупнейших предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд долларов к концу 1994-го ушли в частные руки всего за 7,2 млрд. Лихорадочная приватизация била и по национальной безопасности России. Запад прибирал к рукам оборонные предприятия. Это подтвердили материалы силовых ведомств, которые я запросил через две недели после назначения. Например, подставная российская фирма на средства гражданина США Джонатана Хэя, связанного с ЦРУ, приобрела около 30% акций Московского электродного завода НИИ „Графит“, производящего стратегический графит для военного ракетостроения. И научно-исследовательский институт под давлением американцев отказался принять заказ Военно-космических сил России. Один секретный институт создал уникальную, стопроцентно эффективную технологию противоракетной обороны на основе плазменных зарядов. Но какая-то „светлая“ голова решила приватизировать его помещения и отдать под склады для импортных напитков и сигарет. Подобная участь постигла и ряд других оборонных институтов, предприятий». Через два с половиной месяца после назначения Полеванов был отправлен в отставку.

За что боролись

Какими оказались итоги ваучерной приватизации? К 1 июля 1994 года было разгосударствлено две трети предприятий, создано свыше 20 тыс. акционерных обществ. В 1995 году они произвели 70% ВВП.

Однако плодами приватизации воспользовались в основном «красные директора», чиновники (так, Виктор Черномырдин, сменивший Егора Гайдара на посту премьера, пролоббировал акционирование Газпрома, а бывший первый замминистра нефтяной и газовой промышленности СССР Вагит Алекперов основал и возглавил компанию «ЛУКойл») и криминалитет. При этом приватизированные предприятия зачастую уничтожались: оборудование продавалось как лом, заводы превращались в склады, работников сокращали, налаженные в советское время хозяйственные связи разрушались.

Что касается «простых граждан», то подавляющее большинство не получило от приватизации практически ничего. Кто-то продал свой ваучер перекупщикам, кто-то стал жертвой ЧИФов и финансовых «пирамид», кто-то оставил ваучер на память или подарил, некоторые вообще не помнят, как поступили. И лишь порядка 15% населения стали акционерами, но и это не гарантировало получения дивидендов: мелких собственников «кидали», проводя реорганизацию юридических лиц и размывая их доли собственности.

Работницы кондитерской фабрики «Большевик» покупают акции фабрикиАлексей Бойков / РИА Новости

Со временем выжившие предприятия нашли настоящих хозяев, влились в крупные холдинги, стали успешными. Но «осадок остался». «Изнасилованный» реформами российский народ разуверился в либерализме и либералах и в конце концов выбрал «сильную руку» президента-чекиста. Ваучерная приватизация не привела к образованию массового российского среднего класса, скорее наоборот — загубила его зачатки. Как и зародыш сильного парламентаризма. Произошла значительная деиндустриализация страны. Падение объема национального производства, продолжавшееся до 1996 года включительно, составило до 14,5%. Власть и бизнес пристрастились к криминальному стилю мышления и поведения. Расцвела и стала нормой коррупция. Борьба за собственность приводила не только к мошенничеству и рейдерским захватам, но и к повсеместным убийствам. Сложилась немногочисленная, но влиятельнейшая группа олигархов, слившихся с властью и осуществлявших ее. В народном сознании закрепился отрицательный образ предпринимателя — циника, обманщика, преступника. Иностранные инвестиции так и не пришли: зарубежные бизнесмены опасались российского «дикого капитализма». Более того, под предлогом приватизации ликвидировались производства, составлявшие конкуренцию иностранным производителям, процветал технологический шпионаж.

Спустя время приватизация получила осуждение Государственной думы и Счетной палаты. Академик РАН Олег Богомолов рассказывал: «В ту пору, когда все начиналось, члены нашей академии, экономисты, совместно с американскими коллегами подписывали на имя президентов (сначала Ельцина, потом Путина) обращения с предложением коренной коррекции всех этих реформ, чтобы спасти экономику. Но на это все наплевали. Никто на наши предложения не обратил внимания. Даже ответов не было, хотя стояли подписи крупнейших мировых экономистов».

Рискну предположить почему. Безнравственные, по сути, процедуры и результаты ваучерной приватизации выгодны текущей власти, оформившейся на волне ельцинско-гайдаровско-чубайсовского «либерализма». Прежде всесильные «олигархи» превратились в испуганных и покорных угодников Кремля. Страна — в услужении «вертикали» нового поколения обнаглевшей бюрократии и «правоохранителей». Экономические и политические порядки носят феодально-мафиозный характер: многоликая, но монолитная в главном, объединяющем интересе власть, присвоив ренту от эксплуатации «национальных богатств», обезопасила себя от беднеющего народа заслоном прикормленных силовиков и пропагандистов, ее могущество непоколебимо. Предприниматели — в страхе: за кем придут в следующий раз? Гражданские свободы систематически подавляются. Экономика снова огосударствлена, монополизирована и хиреет. А население, исковерканное госпатернализмом и ответным иждивенчеством, мечтает о воскрешении Советского Союза и Сталина — что и требуется для пролонгации режима, в крайнем для него сценарии.

Известны слова Бориса Ельцина: «Сделать реформу необратимой — такую цель я ставил перед собой». «Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом», — признался как-то Анатолий Чубайс. Бумеранг истории эти оправдания сносит под корень.

Автор — журналист, обозреватель Znak.com.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *