44 ФЗ способы закупок

Содержание

Как заказчику определить конкурентный способ осуществления закупки?

Добрый день, Ольга

согласно Распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 10.08.2016) <О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)>

услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования закупаются способом аукциона в электронной форме

ст 42 ФЗ № 44-фз

В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В этой статье мы расскажем о различных видах закупочных процедур, применяемых для определения победителей при проведении государственных и муниципальных закупок. Перечень таких процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Прошедший 2018 год принес существенные изменения в закон 44-ФЗ, в том числе и в порядок проведения закупок. Изменения продолжились и в 2019 году. В связи с этим мы приняли решение переработать данную статью с учетом изменений в законодательстве. В дальнейшем, по мере вступления в силу очередных изменений в законодательство о закупках, мы будем вносить изменения в текст статьи, поддерживая информацию в актуальном состоянии.

Итак, одним из главных нововведений в законе 44-ФЗ является перевод большинства закупочных процедур в электронную форму. Полный перечень процедур для госзакупок, перечисленных в законе 44-ФЗ, по состоянию на 22 марта 2019 года выглядит следующим образом:

1. Конкурс (открытый, с ограниченный участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный).

2. Аукцион (электронный, закрытый).

3. Запрос котировок.

4. Запрос предложений.

5. Закупка у единственного поставщика.

Конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений относятся к конкурентным процедурам. Как следует из названия, принцип определения победителей таких процедур является состязательным, участники соревнуются между собой, предлагая наиболее низкую цену или более выгодные условия. Условия и сроки проведения конкурентных процедур всегда известны заранее. Они указываются в закупочной документации.

Закупка у единственного поставщика, напротив, является неконкурентной процедурой. Порядок проведения таких закупок регламентируется законом «О контрактной системе» и постановлениями Правительства.

Кроме того, конкурентные процедуры бывают открытые и закрытые. Если информация об открытых процедурах находится в общем доступе в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), то информация о закрытых процедурах направляется заказчиком ограниченному кругу поставщиков в виде приглашения к участию закупке. В ЕИС информация о проведении закрытых закупок не публикуется.

Классификацию способов закупок по закону 44-ФЗ можно проиллюстрировать следующей схемой:

Рассмотрим более подробно возможные способы проведения закупок.

Открытый конкурс – как следует из названия, это конкурс, в котором может принять участие любой из поставщиков товаров, работ или услуг. Открытый конкурс признан основным способом размещения государственного и муниципального заказа. Открытый конкурс должен проводиться в случаях, когда нет предусмотренных законом специальных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, ограниченный рынок предложений, узкоспециализированная продукция, малый объем закупок, срочные или секретные закупки.
Основная особенность открытого конкурса – это применение дополнительно к ценовым критериям неценовых критериев определения победителя. При этом каждому из критериев присваивается определенная значимость, определенная закупочной документацией. Победителем открытого конкурса признается участник, набравший большее количество баллов.

Конкурс с ограниченным участием – конкурс, при проведении которого информация о закупке размещается в свободном доступе в ЕИС, но при этом к участникам закупки кроме единых требований предъявляются и дополнительные требования. Победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным единым и дополнительным требованиям.
Заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием только в двух случаях:

1. Если требуется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг высокой технической или технологической сложности и осуществить их могут только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.

2. Для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов), и при этом требуется допуск подрядчиков к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек и т.п.

Двухэтапный конкурс – как следует из названия, конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе участники такого конкурса обязаны первоначальные заявки на участие, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Конкурсная комиссия обсуждает поступившие предложения с участниками закупки. При этом, на обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники. По результатам первого этапа заказчик имеет право уточнить или дополнить условия закупки, а именно:

– требования к функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам объекта закупки;

— критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) Конкурс проводится для заключения:

а) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;

б) энергосервисного контракта;

в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Первый этап проводится в виде предквалификационного отбора или переговоров. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. На втором этапе подаются заявки с указанием цены с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. Победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе провести закупку в форме двухэтапного конкурса только при одновременном соблюдении следующих условий:

— конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

— для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

На втором этапе двухэтапного конкурса заказчик направляет всем участникам, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе такого конкурса. Победитель определяется по итогам рассмотрения окончательных заявок на участие в конкурсе.

Аукцион – самая простая (но не всегда самая эффективная) закупочная процедура. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену в ходе торгов с пошаговым снижением цены. Но, как известно, низкая цена далеко не всегда является гарантией качества поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. Поэтому, если заказчик хочет при определении победителя учитывать дополнительные критерии (например, наличие материально-технической базы, опыт исполнения контрактов, квалификация персонала и т.п.), он должен проводить закупки в форме конкурса, а не аукциона.

Запрос котировок – неторговая процедура, в которой победителем признается участник, предложивший самую низкую цену. Обязательное условие – заявка участника должна быть признана соответствующей требованиям, установленным закупочной документацией.

Закон устанавливает ограничения на использование процедуры. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Запрос предложений – неторговая процедура, победителем которой признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Основное отличие запроса предложений от запроса котировок заключается в наличии дополнительных критериев оценки поступивших заявок при использовании запроса предложений, в то время как при запросе котировок стоимость контракта является основным и единственным критерием определения поставщика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

2) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 ст. 95 закона 44-ФЗ;

3) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии;

4) осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

5) признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 закона 44-ФЗ;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

Закупка у единственного поставщика – неконкурентная закупочная процедура, при которой заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя, минуя конкурсные процедуры.

Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок». Таких случаев в законе указано более 50.

Закупка у единственного поставщика позволяет заказчику приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В то же время, из-за отсутствия конкуренции этот способ закупки создает широкие возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. В большинстве случаев проведение закупки у единственного поставщика регулируются Президентом и Правительством РФ. В феврале 2019 г. Правительством дано поручение Минфину принять меры к сокращению закупок у единственного поставщика.

Необходимо помнить, что в ряде случаев при осуществлении закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупки, а также цену и иные существенные условия контракта.

Закрытые процедуры (аукцион, конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) – проводятся аналогично открытым конкурентным процедурам, за исключением ограничений на доступ к участию.

В соответствии со ст. 84 закона «О контрактной системе в сфере закупок» закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности государства, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Поговорим о том, в каком виде проводятся эти закупочные процедуры ?

В соответствии с внесенными изменениями в закон «О контрактной системе в сфере закупок» с 1 июля 2018 года заказчики получили возможность проводить все открытые конкурентные процедуры в электронном виде. Возможность проведения электронных закупок было на тот момент правом, а не обязанностью заказчика.

С 1 января 2019 года проведение аукционов, открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов возможно только в электронном виде, а запросов котировок и запросов предложений — в основном в электронном виде, за исключением отдельных случаев, специально оговоренных в законе 44-ФЗ.

Поясним, о чем идет речь. Закон «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривает, что в ряде случаев разрешено проводить запросы котировок и запросы предложений в «бумажном виде». Это касается закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций:

• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

• проведение закрытых закупок (ст. 84);

• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Оговоримся сразу, что норма закона об обязательном проведении конкурентных процедур в электронном виде касается закупок, объявленных после 1 января 2019 года. Закупочные процедуры, о проведении которых было объявлено еще в 2018 году, будут проводиться в соответствии с редакцией закона 44-ФЗ, действующей на момент объявления закупки. Порядок проведения при этом определяется закупочной документацией, т.е. возможны закупки как в «бумажной», так и в электронной форме. Следовательно, в течение 2019 года в ЕИС нередко еще будут встречаться процедуры, объявленные в 2018 году и проводимые в «бумажной» форме.

С 14 марта 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. N 223. Постановление в соответствии с требованиями ст. 84.1 закона 44-ФЗ утвердило «Положение об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» и «Перечень заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с применением закрытых электронных процедур».

Согласно Перечню, Положением при проведении в электронной форме закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса и закрытого аукциона обязаны руководствоваться:

— Министерство обороны России;

— Федеральная служба безопасности России;

— Служба внешней разведки России.

Пользоваться Положением должны также подведомственные указанным заказчикам государственные учреждения и унитарные предприятия.

Обязанность проводить закрытые электронные процедуры при осуществлении закупок в соответствии с Положением в случае, установленном п. 5 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, появится у заказчиков с 1 июля 2019 года.

В рамках реформы системы государственных и корпоративных закупок Правительство РФ распоряжением № 1447-р от 12 июля 2018 года утвердило перечень электронных торговых площадок для проведения закупочных процедур.

Новый перечень электронных площадок (операторов электронных площадок), отвечающих требованиям ч. 3 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и ч. 11 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выглядит следующим образом:

1. Zakaz RF (Акционерное общество «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»).

2. ЕЭТП (Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»).

3. РАД (Акционерное общество «Российский аукционный дом»).

4. ТЭК-Торг (Акционерное общество «ТЭК – Торг»).

5. Национальная электронная площадка (Акционерное общество «Электронные торговые системы»).

6. Сбербанк – АСТ (Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»).

7. РТС – тендер (Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер»).

8. ЭТП ГПБ (Общество с ограниченной ответственностью «Электронная
торговая площадка ГПБ»).

Согласно этому же распоряжению, торги в рамках государственного оборонного заказа будут проходить на специализированной электронной торговой площадке АСТ-ГОЗ (Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа»).

Для участия в электронных закупочных процедурах все поставщики должны быть аккредитованы на электронных торговых площадках. Согласно новой редакции Закона 44-ФЗ (часть 48 ст. 112) с 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется только после регистрации участников закупок в ЕИС и размещения информации и документов участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).

Аккредитация происходит в автоматическом режиме, сразу на всех площадках, посредством электронного взаимодействия между ЕИС и ЭП. На аккредитацию участников, зарегистрировавшихся в ЕИС, операторам ЭП отводится не более 1 рабочего дня.

Подробнее о регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках Вы можете узнать из статьи на нашем сайте «Регистрация поставщиков в ЕИС – как и когда это необходимо сделать».

получение электронной подписи, подбор тендеров, тендерное сопровождение,

ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ «БЕРЕЗКА»

Перечисляя виды закупочных процедур необходимо сказать несколько слов о Едином агрегаторе торговли (ЕАТ) «Березка». Агрегатор создан в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 824-р. и предназначен для проведения закупок на малые суммы у единственного поставщика. По своему функционалу ЕАТ «Березка» представляет собой интернет-магазин, размещенный на интернет-сайте по адресу — https://agregatoreat.ru/.

С 1 марта 2019 года закупки товаров, работ, услуг федеральными заказчиками у единственного поставщика, проводимые в соответствии с п. 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе», осуществляются с использованием единого агрегатора.

Уточним о каких закупках идет речь:

— закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

— закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

— закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей».

Обязанность использования ЕАТ для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственному управлению в области обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства Российской Федерации.

Подробнее о работе агрегатора Вы можете прочитать в статье на нашем сайте «Единый агрегатор торговли «Березка» — как это работает».

Как видите, способов проведения закупок по закону «О контрактной системе» не так уж и много. Но Правительство не собирается на этом останавливаться. Минфину и Федеральному казначейству поручено заняться упрощением закупочных процедур и сокращением их числа. В процесс реформирования закупок включилось и Федеральная антимонопольная служба. В настоящее время уже подготовлены предложения ведомств, предусматривающие отказ от избыточно сложных процедур – таких, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и, возможно, запрос котировок. Упростить собираются и закупочное законодательство в целом.

Это означает, что спокойной жизни у заказчиков и поставщиков в ближайшее время не ожидается. Перемены продолжаются. Станет ли лучше работать система закупок — это никому не ведомо. Но скучно точно не будет !

О способах закупок по федеральному закону 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» мы расскажем в одной из следующих статей.
Удачных Вам закупок!

Разновидности конкурентных и неконкурентных способов закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ и особенности их выбора

Особенности проведения закупок для государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельных категорий юридических лиц осуществляются по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Законодательство о контрактной системе указывает на обязанность подрядчика закупать товары, работы и услуги через проведение торгов. Такие закупки основаны на принципе экономии бюджетных средств.

Классификация государственных закупок

На основании 44-ФЗ все государственные закупки классифицируются на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных закупках вправе принять участие несколько поставщиков и исполнителей. Они соревнуются между собой за право подписания государственного контракта.

Неконкурентные торги подразумевают, что товары и услуги для удовлетворения государственных и муниципальных нужд приобретаются заказчиком у единственного поставщика или подрядчика.

Типы конкурентных закупок по 44-ФЗ

Законодательно вместо термина «тип закупки» в 44-ФЗ применяется термин «способы закупок» либо термин «способы определения поставщика». Под этими терминами понимается метод выбора исполнителя для реализации госконтракта.

Разновидностями конкурентных закупок в рамках контрактной системы являются:

  1. Конкурсы.
  2. Аукционы.
  3. Запросы котировок.
  4. Запросы предложений.

Типы конкурентных закупок по 44-ФЗ различают также по форме проведения закупки: на электронные и бумажные. Закупки в бумажной форме проводятся в исключительном случае. Также закупки различают на торговые и неторговые: в торговой форме проводят аукционы и конкурсы (они должны завершаться подписанием контракта). Без проведения торгов проводят запросы котировок и предложений.

Кроме того, выделяют другие способы для типологизации государственных закупок. С точки зрения количества этапов, их разделяют на одноэтапные и многоэтапные. С позиции количества заказчиков различают индивидуальные закупки и совместные.

Правила осуществления

Конкурс – это способ отбора, при котором заявки на участие, помимо ценового предложения, указывают на соответствие участника дополнительным требованиям. Закупки в виде открытого конкурса проводятся среди всех желающих поставщиков и подрядчиков, сведения о них размещаются в открытом доступе в ЕИС. После окончания всех этапов закупки заказчик выбирает конкурсное предложение, которое наилучшим образом отвечает требованиям.

При конкурсе заказчиком разрабатывается комплекс критериев для оценки заявки на участие, каждому из которых придается свой удельный вес. К критериям оценки относят цену, потребительские свойства, качественные характеристики, квалификацию участников, сроки исполнения и гарантийные обязательства.

Разновидностями конкурса являются конкурс с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы.

Если сведения о закупке доводятся до ограниченного круга лиц, прошедших предквалификационный отбор, то такой конкурс называется конкурсом с ограниченным участием. Такая форма закупки применяется при заказах технически сложных и инновационных товаров и услуг.

Существуют разновидности конкурса, которые проводятся в несколько этапов. На первом этапе сообщения о закупке размещаются в свободном доступе, и ко всем участникам предъявляют одинаковые требования. Для тех участников, которые смогли пройти во второй этап, предъявляются дополнительные условия, позволяющие определить победителя. На двухэтапном конкурсе участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе, и побеждает компания, которая смогла предложить наилучшие условия на втором этапе. Двухэтапные конкурсы обычно проводят при определении поставщика на проведение научных исследований, изысканий и экспериментов, а также для дополнительного уточнения предмета закупки и технического задания.

При закрытом конкурсе предложения об участии перенаправляются ограниченному кругу лиц, которые отвечают требованиям заказчика. Такая форма практикуется при необходимости транспортировки средств госфонда, при поиске водителей, обслуживающего персонала и судебных приставов. С июля 2018 года перечень контрактов, которые допускается подписать по итогам закрытого конкурса, дополнился закупками органами исполнительной власти, реализующими политику в области обороны и управления.

С 2019 года конкурсы проводятся исключительно в электронной форме.

В рамках аукциона заявка на участие оценивается только по ценовому параметру. Тот участник, который смог предложить наиболее низкую цену реализации контракта, становится победителем. Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. После оценки первой части закупочная комиссия делает вывод относительно допуска участника до торгов или отклонения его кандидатуры. То есть первая часть заявки не предполагает подачу ценового предложения.

Сами торги при аукционе проводятся на специализированных электронных площадках, которые проходят предварительный отбор на правительственном уровне. Данный способ закупки является достаточно популярным, так как он позволяет оперативно определить поставщика. Но его ограничением является то, что поставщик отбирается только по ценовому параметру.

Стандартной формой аукциона является аукцион с понижением начальной стоимости. Заказчиком первоначально объявляется начальная цена лота, а участники в дальнейшем понижают цену с учетом «шага аукциона» в размере 5-10% от НМЦК. На то, чтобы сделать свое предложение, участникам дается 10 минут: если в этот временной период не поступит новых предложений, то торги считаются завершенными.

Аукционы с повышением начальной цены является формой таких торгов, когда в закупке повышается начальная цена. Такие аукционы применяются в рамках исполнительного производства или процедуры банкротства, но в ходе государственных и муниципальных закупок они не практикуются.

При закрытом аукционе заказчиком может устанавливаться определенная плата за участие и предоставление доступа к закупочной документации. Плата за документы указывается заказчиком в приглашении, направленном участникам аукциона. Для проведения закрытых аукционов была утверждена одна электронная площадка – АСТ «ГОЗ».

Закупки в виде запроса котировок проводятся при необходимости закупки нужных товаров и услуг предельно быстро, а у заказчика отсутствуют дополнительные требования к участникам, кроме максимально низкой цены.

Заказчик имеет право провести закупку через запрос котировок, если НМЦК не превышает 500 тыс. р. После истечения срока подачи заявок они передаются котировочной комиссии. Заявки оценивают на соответствие предмету закупки и установленным запросам и свойствам.

Запрос котировок предполагает победу участника, который предложил самую низкую цену. При равных предложениях по цене побеждает участник, внесший свое предложение первым.

С июля 2018 года государственные заказчики могут проводить электронный запрос котировок, а с 2019 года они обязаны их проводить электронно. При этом на запрос котировок не может приходиться более 10% СГОЗ и общая стоимость таких закупок не может превышать 100 млн р.

Закупки в виде запроса предложений представляют собой способ определении поставщика, при котором сведения о закупке передаются неограниченному кругу лиц через размещение данных в ЕИС. В процессе проведения запроса предложений победителем становится тот участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Запрос предложений может применяться для закупок лекарственных средств для пациентов по медицинским показаниям и при признании конкурса несостоявшимся повторно. Электронный запрос предложений проводится при признании аукциона несостоявшимся.

С начала 2019 года вступил в силу 267-ФЗ от 29 июля 2018 года, который расширил перечень оснований для проведения запроса предложений. В число оснований вошли, в частности, проведение закупок жилья для детей-сирот.

Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ

Особенностью закупок по 223-ФЗ является то, что он менее строго регламентирует процесс выбора поставщика. Все условия относительно практики закупки в юрлицах по 223-ФЗ заказчики должны предусмотреть в утвержденном Положении о закупке на текущий год.

В рамках 223-ФЗ в качестве конкурентных способов закупки могут также выступать конкурс и аукцион. Но есть в рамках данного закона и специфичные формы закупок.

Запрос цен – это способ отбора, при котором заявки передаются совместно с ценовыми предложениями. Победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену.

Конкурентные переговоры по 223-ФЗ – это способ отбора, в рамках которых организатор ведет переговоры с участниками закупки. Он определяет наиболее квалифицированного поставщика, который смог предложить наилучшие условия реализации контракта. После завершения переговоров с наиболее достойным кандидатом подписывается государственный контракт.

При переторжке допускается повторная подача предложений участниками с улучшенной стоимостью.

В каждой из проводимых закупок по 223-ФЗ заказчик может прописать требование об обязательном предварительном квалификационном отборе участников закупки. Также заказчик вправе проводить закупочные мероприятия в закрытой форме, когда к участию в закупке приглашаются только потенциальные поставщики, выбранные заказчиком.

Все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны быть максимально прозрачными и открытыми. Заказчик должен опубликовать в ЕИС план закупки, извещение о закупке, документацию по закупке и протоколы, которые готовятся в ходе закупки.

В законе предусмотрены ограничения, когда сведения о закупках в ЕИС не размещаются. Это сведения о закупках, которые связаны с государственной тайной или которые включены в перечень Правительственного распоряжения №2027-р.

В чем заключаются особенности

Неконкурентные способы закупок не предполагают состязательности предложений участников. Закупка у единственного поставщика предполагает подписание контракта напрямую с участником, которого выбрал заказчик по своему усмотрению.

Закупка у единственного поставщика может применяться в исключительных случаях, если другие способы определения поставщика использовать невозможно. Закупки, не предполагающие конкуренции, по 44-ФЗ допускается производить на сумму до 100 тыс. р. и в пределах годового лимита, который определяется на основании СГОЗ.

Перечень оснований для закупки у единственного поставщика ограничен в ст. 93 44-ФЗ. Список условий является закрытым и включает 55 оснований. Примерами могут служить закупки услуг в компаниях-монополистах, приобретение лекарств, закупка в целях ликвидации аварий, при признании конкурентной закупки несостоявшейся и пр.

Заказчику разрешается не публиковать в ЕИС сведения о закупках до 100 тыс. р.

Выбор способа закупки

Предпочтение тому или иному способу отбора поставщика отдается с учетом условий и предпосылок получения тех или иных товаров, работ и услуг. Так, аукцион применяется, если заказчик может определить поставщика только по принципу цены. Если товар, работа или услуга входят в «аукционный перечень», утвержденный Распоряжением Правительства № 1447-р, то заказчик обязан использовать электронные аукционы для их закупки.

Если же предмет закупки таков, что заказчику дополнительно нужно учесть квалификационные требования, то он применяет конкурс. Закупка в виде конкурса позволяет оценить заказчика по комплексу критериев, а не только по цене.

При выборе способа закупки по 223-ФЗ заказчику следует руководствоваться минимальными сроками для подачи заявок после размещения сведений о закупке в ЕИС, а также ограничениями по цене контракта. Так, при цене контракта более 30 млн р. минимальные сроки подачи заявок составляют 15 дней для СМП и 7 дней – для остальных участников; если сумма меньше 30 млн р. , то сроки составляют 7 дней. При запросе котировок на подачу заявок отводится 4 дня, а цена не должна превышать 7 млн р. Запрос предложений проводится при условии цены в пределах 15 млн р. и сроков на подачу заявок в 5 дней.

Также с июля 2018 года вступили в силу изменения, которые изменили порядок выбора способа закупок по 223-ФЗ. Ранее в обязанности заказчика входило обязательное указание в Положении о закупке двух способов приобретения товаров, работ и услуг: конкурс и аукцион, остальные прописывались по усмотрению заказчика. По новым правилам в минимальный набор процедур по 223-ФЗ входят конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также одна неконкурентная процедура: закупка у единственного поставщика.

Законодательно указано право заказчика прописывать другие способы закупки по своему усмотрению: запросы цен, оферт, конкурентные переговоры и отборы и пр.

Рейтинг автора 335 Автор статьи Елена Мазлова Юрист Написано статей 315

Конкурентные и неконкурентные способы закупок компаний с государственным участием

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) не имеет таких жестких рамок как Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Достаточно много правил закупочной деятельности компании с государственным участием определяют самостоятельно в соответствующем положении о закупках, которое должно быть у каждого заказчика и размещается непосредственно на сайте Единой информационной системы для всеобщего доступа. Способы осуществления торгов заказчик также определяет самостоятельно.

В положении о закупках должны быть отражены все те виды закупок, которые планирует проводить заказчик для заключения договоров, которые направлены на удовлетворение его нужд с подробным описанием порядка и условий проведения таких закупок. В рамках такого положения о закупках необходимо указать не только информацию о том, какие способы будут использованы для проведения тех или иных закупок, но также и обозначены правила проведения таких закупочных процедур, а также порядок выбора/определения заказчиком того или иного способа проведения закупки. Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 2018 года, введено понятие конкурентных и неконкурентных закупок. Теперь такие виды закупок должны регламентироваться в положениях о проведении закупок. Далее рассмотрим более подробно порядок и особенности проведения конкурентных и неконкурентных закупок.

Конкурентные способы закупок по Закону № 223-ФЗ

Обязательные способы конкурентных закупок в установлены в статье 3.1 Закона № 223-ФЗ. К ним относятся:

• конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс)

• аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион)

• запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),

• запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Требования к их проведению, как уже отмечалось выше, заказчик устанавливает самостоятельно в положении о закупке. Однако, они в любом случае не должны противоречить положениям законодательства и подзаконных актов. Например, относительно сроков, определенных частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

При этом для того, чтобы закупка считалась конкурентной, она в обязательном порядке должна соответствовать таким признакам как:

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

• информация о конкурентной закупке сообщается такими способами как: размещение в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц; направление приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях (если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение о неразмещении такой закупки В ЕИС при реализации инвестиционных проектов);

• обеспечение конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

• описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований об обозначении основных функциональных характеристик предмета закупки без обозначения требований к товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, патентам, и иные подобные требования, ограничивающие количество участников закупки.

Если закупка не соответствует хотя бы одному из указанных условий, такая закупка признается неконкурентной.

Важно отметить, что для ряда товаров, работ, услуг должна проводиться закупка в электронной форме. Соответствующий перечень таких товаров, работ, услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616, к которым относятся, например, легковые автомобили, автобусы, ватно-марлевые медицинские изделия и перевязочные материалы, а также некоторые виды канцтоваров.

В ряде случаев необходимо проведение закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Указанным Положением установлено, что годовой объем закупок, которые планируются в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 15 % совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.

При проведении конкурентной закупки, имеется исключение из общего ограничения на указание в предмете закупки товарного знака. Если заказчик вынужден использовать в описании закупки товарный знак, то обязан ссылаться на допустимость предоставления эквивалентных товаров/работ/услуг (использовать слова «или эквивалент»). Исключения из данного правила также имеются в случаях:

• несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, уже используемыми заказчиком;

• закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией;

• закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

• закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации.

Важно отметить, что для того, чтобы воспользоваться перечисленными выше возможностями ссылки на конкретный товарный знак при проведении закупки, необходимо привести четкое обоснование невозможности закупки товаров под иными товарными знаками.

Неконкурентные способы закупок

Если Закон № 44-ФЗ неконкурентные способы закупок регулирует очень подробно, то Закон № 223-ФЗ такой тщательной регламентации для таких закупок не предусматривает. Законодатель в рамках данного закона говорит только о некоторых особенностях, к числу которых следует отнести следующее: в рамках Закона № 223-ФЗ в качестве неконкурентных закупок рассматривается только закупка у единственного поставщика.Других особенностей в рамках данного нормативного акта для неконкурентных закупок в настоящее время не предусмотрено. При этом установлено, что неконкурентными закупками являются закупки, не соответствующие перечисленным выше признакам конкурентной закупки.

В ряде случаев возникает ряд противоречий и спорных вопросов относительно выбора способа закупки. Так, например, заказчики, с одной стороны, вправе предусмотреть в своих внутренних положениях о закупках возможность осуществления неконкурентных закупок, в том числе путем закупок у единственного поставщика, а с другой стороны, обязаны руководствоваться принципом отсутствия необоснованных ограничений конкуренции и экономически эффективного расходования денежных средств. В связи с этим возникают вопросы, в том числе, при заключении банками с заказчиками кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий по результатам закупки у единственного поставщика, если объективных причин (например, последствий чрезвычайных ситуаций) для проведения неконкурентных закупок нет, но положение о закупках заказчиков допускают заключение кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий с единственным поставщиком во всех случаях, в том числе, при отсутствии для этого объективных причин. Так, по мнению ЦБ РФ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Тем не менее, указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным1.Таким образом, следует понимать, что такой вид закупок как закупка у единственного поставщика не регламентирован в рамках действующего законодательства для закупок отдельными видами юридических лиц. Полагаем, что по этой причине важно, чтобы данный вид закупок был очень тщательно проработан в рамках принятого положения о проведении закупок в рамках функционирования конкретного государственного или муниципального заказчика, в том числе важна правовая оценка случаев закупки у единственного поставщика с точки зрения целесообразности их установления с точки зрения защиты конкуренции.

Этим обусловлен тот факт, что все остальные закупочные процедуры представляют собой такие закупки, в ходе которых происходит борьба различных участников за право заключить договор или контракт. При этом такая борьба может происходить путем участия в электронной процедуре либо путем подачи заявок на заключение контракта или договора с указанием своих предложений по итоговым условиям для того, чтобы предложить заказчику максимально выгодные условия удовлетворения его нужд. При проведении закупки у единственного поставщика в рамках положения о закупках должна быть отражена информация о том, в каких случаях такие закупки могут проводиться, каким является максимальный порог для начальной максимальной цены договора при проведении такой закупочной процедуры, а также необходимость проведения закупки именно неконкурентным способом. Если речь идет о мелких закупках, которые проводятся на основании механизма прямых торгов, то для них должны быть сформулированы все правила проведения, в том числе порядок подготовки документов для рассмотрения заказчиком конкретных предложений от потенциальных исполнителей.

Закупки, предметом которых является контракт на небольшие суммы, которые проводятся в настоящее время на основании положений Закона № 223-ФЗ путем заключения контракта с единственным поставщиком, должны быть тщательно регламентированы в рамках создаваемого положения о закупках. Проведение мелких закупок с помощью использования механизма прямых торгов предусматривает необходимость для потенциального исполнителя подготовить специальную аналитическую записку, в которой будут отражены все необходимые условия для проведения закупок. Поданные аналитические записки рассматриваются заказчиком, и итоговый контракт или договор заключается с тем исполнителем, который предложил лучший вариант.

Однако такой механизм возможно реализовать только в отношении ограниченного числа закупок, которые осуществляются для заключения договоров и контрактов на получение различного рода финансовых услуг у специально аккредитованных на это финансовых учреждений, а также в отношении закупок, итогом которых становится выбор субподрядчика для выполнения какого-либо вида работ. Сроки заключения договора по итогам неконкурентной закупочной процедуры также должны быть отражены в положении о закупках. В частности, в рамках данного документа необходимо указать, в течение какого периода времени должны быть заключены контракты и договоры по итогам определения всех условий для такого соглашения. Максимальный срок для подписания не может превышать десяти дней с момента окончания самой закупочной процедуры либо размещения извещения о такой закупке в Единой информационной системе.

Приведем пример из судебный практики, касающийся неверного толкования понятия «неконкурентная закупка».

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-36504/2018 от 21 февраля 2019 г.

Как следует из материалов дела, заказчиком было скорректировано положение о закупке в соответствии с новой редакцией Закона № 223-ФЗ. В скорректированное положение о закупке наряду с конкурентными закупками заказчиком был включён такой способ неконкурентной закупки как запрос технико-коммерческих предложений, адресованный неограниченному кругу лиц. Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки на поставку труб стальных, способ проведения закупки – запрос технико-коммерческих предложений.

На данную неконкурентную закупку была подана жалоба участников в УФАС. Антимонопольным органом вынесено решение о признании жалобы участника на действия заказчика при проведении запроса технико-коммерческих предложений обоснованной и признании заказчика нарушившим ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках. При этом заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о закупках отдельными видами юридических лиц, допущенных при организации и проведении запроса технико-коммерческих предложений на право заключить договор на поставку труб стальных путем внесения изменений в положение о закупках товаров, работ, услуг посредством отнесения закупок в форме запроса технико-коммерческих предложений к конкурентным способам закупок.

Судом было установлено, что информация о закупке сообщена заказчиком путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке; по результатам спорной закупки заказчик выбирает победителя закупки на основании оценки и сопоставления заявок. Порядок данной оценки позволяет определить лучшее предложение на основе конкурентного (состязательного) отбора поступивших предложений; формой технического задания на поставку материалов, включенного в состав документации о закупке, предусмотрено требование к техническим характеристикам товара, а также предусмотрено требование к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Судом сделан вывод о том, что запрос технико-коммерческих предложений, адресованный неограниченному кругу лиц, с указанием характеристик предмета закупки, является в данном случае формой конкурентной закупки2.

С позицией суда и антимонопольного органа в данной конкретной ситуации трудно не согласиться. Конкурентные и неконкурентные способы закупок должны отличаться не только своим названием, но и по содержанию, так как в силу прямого указания части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Данное требование закона заказчиком было безусловно нарушено.

При этом выдача предписания о внесении изменений в правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность – положение, представляется спорной, так как является необоснованным вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность заказчика и не предусмотрена действующим законодательством РФ о закупках отдельными видами юридических лиц.

В заключении следует отметить, что в системе государственного заказа и закупок государственных компаний по-прежнему преобладают неконкурентные способы закупок.

Долю неконкурентных закупочных процедур в закупках госкомпаний Счетная Палата РФ оценивает в 94,4% от общего объема объявленных закупок. При этом на закупки собственно у единственного поставщика приходится 36,1%, а 58,3% — на закупки «прочими способами», которые ведомства считает неконкурентными3.

В сфере закупок госкомпаний за прошедший год ситуация практически не изменилась, несмотря на принятие в конце 2017 года ряда поправок к Закону № 223-ФЗ. В их числе нормы, обязывающие компании с государственным участием устанавливать в своих положениях о закупках исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика, а также порядка подготовки и осуществления таких закупок.

Иные способы закупок, имеющие специфические отличия

Помимо указанных обязательных способов закупок Закон № 223-ФЗ предусматривает, что заказчиком могут быть использованы иные способы конкурентных и неконкурентных закупок. Указанные «иные способы закупок» не являются обязательными, то есть они могут быть или не быть в положении о закупке.

Заказчик, согласно Закону № 223-ФЗ, обязан включить информацию о них в соответствующее Положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает также самостоятельно.

Особо следует отметить такой способ закупки как конкурентная закупка с ограниченным доступом.

Так, под конкурентной закупкой с ограниченным участием понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, прошедший предварительный квалификационный отбор, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений в порядке, установленном документацией о конкурентной закупке содержит лучшие условия исполнения договора. Ее не следует путать с предварительным квалификационным отбором, под которым понимается оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями.

Предварительный квалификационный отбор может проводиться непосредственно перед конкурентной закупкой или заблаговременно до проведения конкурентной закупки.

При этом предварительный квалификационный отбор не является самостоятельным способом закупки и не влечет за собой обязательств заключения договора по итогам проведенного предварительного квалификационного отбора.

Подобное выведение предварительного квалификационного отбора за рамки проведения конкурентной закупки позволяет заказчику требовать предоставления образцов (проб) закупаемой продукции у участников предварительного квалификационного отбора. При этом какое-либо нарушение прав участников закупки, у которых истребуются такие образцы (пробы), в данном случае отсутствует, поскольку заказчиком не проводится конкурентная процедура закупки и заключение договора по результатам предварительного квалификационного отбора не производится.

Правомерность подобного подхода к истребованию образцов закупаемых товаров до проведения конкурентной закупки подтверждена следующим решением суда.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2019 г. по делу № А40-241866/2018.

Как следует из материалов дела, решением ФАС России была удовлетворена жалоба участника закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении предварительного квалификационного отбора без ограничения срока подачи заявок в электронной форме с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для участия в конкурсах на право заключения договоров поставки спецодежды, спецобуви и форменной одежды.

Не согласившись с указанным решением ФАС России, заказчик обратился в арбитражный суд для его обжалования. Суд полностью согласился, в том числе и с вышеуказанными доводами заказчика о том, что истребование образцов (проб) закупаемой продукции у участников предквалификационного отбора правомерно, поскольку последний сам по себе не является конкурентной закупкой, по результатам которой заключается договор с участниками закупки. Спецодежда, спецобувь, форменная одежда, являющаяся предметом квалификационного отбора, существенно влияет на безопасность жизни и здоровья сотрудников, для ношения которыми она предназначена.

Данное требование установлено заказчиком в связи с невозможностью на стадии проведения квалификационного отбора определить качество предлагаемого товара, а также исключить факт поставки продукции, не соответствующей требованиям по химическому составу и качеству пошива, что может стать причиной причинения вреда здоровью работника, привести к сбою в работе ввиду невозможности осуществления работы без спецодежды, спецобуви и форменной одежды.

Установление соответствия производимого товара всем гигиеническим требованиям, требованиям по качеству пошива и безопасности использования предлагаемых к поставке изделий невозможно осуществить на стадии проведения квалификационного отбора иным способом, кроме как проведением анализа представленных образцов.

Использование изделий, не соответствующих техническим, химическим и гигиеническим требованиям или требованиям по безопасности ставит под угрозу здоровье сотрудников. При этом в случае установления такого несоответствия после заключения договора для заказчика существенно увеличивается риск убытков и расходов по замене товара (сбор по всей стране, возврат, имиджевые потери), несоизмеримых затратам на проведение предварительного квалификационного отбора.

Таким образом, по мнению суда, требование о предоставлении образцов спецодежды, спецобуви и форменной одежды при проведении предквалификационного отбора обоснованно и правомерно.

Представляется, что подобное решение проблемы – истребование образцов (проб) товаров в рамках предварительного квалификационного отбора до осуществления конкурентной закупки является оптимальным с точки зрения интересов заказчика и полностью соответствует требованиям Закона № 223-ФЗ4.

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Законом № 223-ФЗ, заключается в том, что кроме обязательных способов закупок заказчик имеет право включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на определенные торги, следует изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования — от формы подачи до состава документов.

Среди всего существующего большого разнообразия способов закупок существуют те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего. Ими являются, например, запрос цен, а также конкурентные переговоры.

Запрос цен, представляет собой, как правило «простую» закупку с невысокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.

Что касается конкурентных переговоров, то за ними чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.

Так в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16 мая 2018 г., рассмотрен следующий случай.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании закупки по строительству высокотехнологичной ветряной электрической станции недействительной, поскольку при ее проведении нарушено требование пункта 5 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, что выразилось в отсутствии в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора.

По мнению общества, под «сведениями о начальной (максимальной) цене договора» следует понимать фиксированную цену, выраженную в числовом значении.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд указал следующее. В соответствии с положением о закупке выбранный заказчиком способ проведения закупки – конкурентные переговоры – осуществляется в несколько этапов. Первый этап имеет своей целью получение заказчиком дополнительной информации о возможных вариантах наиболее оптимальной установки и функционирования закупаемого высокотехнологичного оборудования; уточнение требований технического задания, которые в последующем необходимы для формирования начальной (максимальной) цены договора.

Согласно положению о закупке заказчик перед вторым этапом конкурентных переговоров уточняет техническое задание и устанавливает начальную (максимальную) цену договора. Победителем конкурентных переговоров признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

Таким образом, по мнению суда, учитывая имеющуюся специфику способа проводимой закупки, указание в документации о закупке на первом этапе конкурентных переговоров сведений о цене договора не в фиксированном числовом значении не является нарушением положений пункта 5 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ5.

Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Закону № 223-ФЗ сложно. Ведь каждый заказчик в своем Положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки. Перечисленные выше способы – это далеко не все разнообразие, встречающееся на существующих электронных площадках.

Тем не менее, при выборе неконкурентных способов закупок такой выбор должен быть максимально обоснован своей целесообразностью, а конкурентные закупки должны быть также проведены с условием об их максимальной открытости и соблюдением требований об отсутствии необоснованных ограничений для участников закупок.

2 августа 2019 г.

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ольга Гусева

________________________

1 Письмо Банка России от 23.04.2019 № 31-4-9/2518.

2 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-36504/2018 от 21 февраля 2019 г.

3 Большая часть государственных закупок и закупок компаний с государственным участием проводятся неконкурентными способами.

4 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2019 г. по делу № А40-241866/2018.

5 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16 мая 2018 г.

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *