Средний медицинский персонал

Оглавление квалификационного справочника должностей

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

I. Общие положения
II. Должности руководителей
Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации
Руководитель (главный врач, директор, начальник) федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа
Директор (заведующий) фармацевтической организации
Заведующий молочной кухней
Заместитель главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи
Главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер)
Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва
Заведующий аптечным складом
Заведующий структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом) — врач-специалист
III. Должности специалистов
Должности специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием
Врач-специалист
Врач-акушер-гинеколог
Врач — анестезиолог-реаниматолог
Врач-генетик
Врач-дерматовенеролог
Врач — детский хирург
Врач-инфекционист
Врач клинической лабораторной диагностики
Врач-неонатолог
Врач общей практики (семейный врач)
Врач-онколог
Врач-оториноларинголог
Врач-офтальмолог
Врач-педиатр
Врач по общей гигиене
Врач по спортивной медицине
Врач-психиатр
Врач-рентгенолог
Врач-терапевт
Врач-терапевт участковый
Врач-терапевт участковый цехового врачебного участка
Врач-травматолог-ортопед
Врач-фтизиатр
Врач-хирург
Врач-эндокринолог
Врач-эпидемиолог
Врач-специалист федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Врач скорой медицинской помощи
Врач-статистик
Врач-методист
Врач-патологоанатом
Врач — судебно-медицинский эксперт
Провизор
Должности специалистов с высшим профессиональным образованием
Биолог
Зоолог, энтомолог
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Медицинский психолог
Медицинский физик
Химик-эксперт медицинской организации
Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик)
Эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений
Эмбриолог
Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
Зубной врач
Медицинский технолог
Акушерка
Фельдшер
Фельдшер-водитель скорой медицинской помощи
Фельдшер (скорая медицинская помощь)
Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)
Помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене
Помощник энтомолога
Фармацевт
Медицинская сестра
Медицинская сестра участковая
Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача)
Медицинская сестра палатная (постовая)
Медицинская сестра процедурной
Медицинская сестра перевязочной
Операционная медицинская сестра
Медицинская сестра-анестезист
Медицинская сестра по физиотерапии
Медицинская сестра по массажу
Медицинская сестра диетическая
Медицинская сестра патронажная
Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)
Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам
Медицинская сестра стерилизационной
Медицинский оптик-оптометрист
Зубной техник
Лаборант
Рентгенолаборант
Инструктор по лечебной физкультуре
Инструктор-дезинфектор
Инструктор по трудовой терапии
Инструктор по гигиеническому воспитанию
Медицинский статистик
Медицинский регистратор
Медицинский дезинфектор
Продавец оптики
Гигиенист стоматологический
IV. Должности младшего медицинского и фармацевтического персонала
Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Младший фармацевт
Сестра-хозяйка
Фасовщица
Санитарка
Санитар-водитель
V. Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях
Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V — «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

5. Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

6. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Кто такие служащие

«Рабочие и служащие» – словосочетание, часто встречающееся в официальных документах, новостных сообщениях, но мы редко задумываемся о том, чем же отличаются эти категории трудящихся.

Средняя заработная плата: 38000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 57% Оплачиваемость 43% Конкуренция 66% Входной барьер 62% Перспективы 54% В российском трудовом законодательстве под терминами «рабочий» и «служащий» в общем понимаются граждане, которые выполняют разного рода работу на государственных, общественных и частных предприятиях или в учреждениях и организациях, не обладая статусом члена (например, акционера или соучредителя) производственно-кооперативной организации, использующей их труд. Тем не менее есть и частности, которые отличают рабочих от служащих.

Кто такие рабочие и служащие

В Общероссийском классификаторе профессий и должностей все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих. Между этими категориями есть принципиальная разница.

Рабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей. Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т. д.

Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать.

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий. Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах. На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции.

Профессии категории «служащие»

Уточним: формулировка «профессии служащих» не совсем корректна, правильнее говорить о должностях – именно такая дифференциация принята в официальном классификаторе.

В любом случае Перечень профессий служащих очень широк. При этом все должности делятся на три основные категории:

  • Руководители. Это те, кого сейчас принято называть топ-менеджерами: директора, начальники, заведующие, управляющие и их заместители. Кроме того, в эту группу входят главные специалисты по отдельным направлениям: главный экономист, главный агроном, главный инженер, а также государственные инспектора.
  • Специалисты. Это сотрудники, занимающиеся экономической, инженерно-технической и другой деятельностью. Например, механики, администраторы, редакторы, юристы, преподаватели, психологи, бухгалтеры. Также в эту подгруппу причисляют их ассистентов и помощников.
  • Линейные сотрудники. Это представители разных профессий, которые занимаются хозяйственным обслуживанием, контролем и учетом, подготовкой документов и отчетов. К этой категории относятся кассиры, архивариусы, деловоды, табельщики, секретари, дежурные, коменданты и др.

Служащими считаются и работники государственных или муниципальных органов (чиновники в общепринятом понимании). Основная задача госслужащего – это обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, ее субъектов, а также защита интересов и прав граждан.

Следует отдельно отметить и специальные структуры, выполняющие стратегически важные для страны задачи. В первую очередь, речь идет о Вооруженных силах и военизированных организациях (полиция, МЧС). Основную массу сотрудников там составляют служащие.

На каких специальностях и где лучше учиться

Рабочие профессии получают в средних специальных учебных заведениях (ссузах) – техникумах и колледжах – или в учебных центрах. Служащим (руководителям и специалистам) нужна более высокая квалификация и, соответственно, высшее образование. В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих. Работать можно по специальности, указанной в дипломе, либо устроиться на госслужбу, где на многих должностях достаточно иметь любое высшее образование.

Поступать можно в университет любого профиля: гуманитарный, технический или классический. Для этого необходимо сдавать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по предметам, имеющим отношение к будущей специальности (история, биология, химия, обществознание, физика и др.). В колледжи берут по конкурсу школьных аттестатов за 9 или 11 класс.

Кому подходит

Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками. В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

  • высокая квалификация в своей сфере деятельности;
  • знание законодательства и отраслевых подзаконных актов;
  • ответственность;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к новаторству и рационализаторству;
  • общая эрудированность;
  • умение принимать правильные и своевременные решения.

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Сколько получают

Заработная плата зависит от региона, организации, должности, квалификации и трудового стажа. Например, в одном и том же банке оплата труда служащих может отличаться в несколько раз (самый низкооплачиваемый – охранник, на противоположном полюсе – руководитель направления, директор). На государственной службе чиновникам высшего ранга платят больше, чем во многих отраслях экономики.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

Как построить карьеру

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице у служащих больше вариантов. Имея высшее образование и показав себя ценным сотрудником, можно претендовать на руководящие должности в компании или на производственном предприятии. Рост рабочего чаще всего ограничивается повышением квалификационного разряда, а чтобы сделать карьеру, нужно поступать в вуз.

Перспективы профессий служащих

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают. Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например).

Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

  • системный биотехнолог – специалист по замене морально и технически устаревших решений в разных отраслях новыми биотехнологичными продуктами. К примеру, он поможет транспортным компаниям перестроиться на работу на биотопливе вместо дизельного горючего, а строительным – заменить бетон и цемент инновационными биоматериалами;
  • архитектор медоборудования – специалист одновременно в области инженерной и компьютерной графики, электроники, материаловедения, обладающий развитым пространственным мышлением, разбирающийся в анатомии и физиологии человека, биосовместимости материалов и приборов, к тому же эксперт по медицинской и технической безопасности;
  • оператор кросс-логистики – профессионал, в обязанности которого входит разработка оптимального способа перевозки людей и доставки грузов разными видами транспорта. Также одна из его задач – перераспределений нагрузки на транспортные сети;
  • IT-проповедник – специалист, к религии никакого отношения не имеющий. Его задача состоит в общении с потенциальными конечными пользователями IT-продуктов и продвижению новых цифровых решений среди тех, кто консервативно настроен и скептически относится к передовым технологиям.

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Алексей Кузнецов

4 августа 2013 года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее – Порядок). В связи с этим утратил силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Сегодня расскажем, что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников, и сравним прежний и действующий порядки.

Общие положения

Порядком установлены правила прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации. Этот порядок распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. 📌 Реклама Отключить

Как и прежде, аттестация специалистов проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей) один раз в пять лет. При этом присвоенная работнику квалификационная категория действительна также в течение пяти лет со дня издания соответствующего распорядительного акта. Специалисты могут претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории и до истечения названного срока, но не ранее чем через три года со дня присвоения квалификационной категории.

Порядком скорректированы требования к стажу работы для получения квалификационных категорий. Стаж работы по специальности теперь не зависит от полученного работником образования. Так, для получения второй квалификационной категории необходим стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет, для получения первой категории – стаж не менее пяти лет, высшей категории – стаж не менее семи лет.

📌 Реклама Отключить

Для сравнения скажем: раньше, чтобы получить высшую квалификационную категорию, необходимо было наличие не менее 10 лет стажа для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет стажа для специалистов со средним профессиональным образованием.

Помимо стажа, Порядком установлены требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам специалистов. В частности, на основании п. 8 Порядка специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе.

Для получения первой квалификационной категории специалист должен: 📌 Реклама Отключить

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
  • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности.

Обратите внимание

Квалификационные категории, присвоенные специалистам до вступления в силу Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

Чтобы получить высшую квалификационную категорию, на основании п. 10 Порядка специалист должен:

📌 Реклама Отключить

  • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности.

Формирование аттестационных комиссий

Для проведения аттестации, как и прежде, создаются комиссии, которые в зависимости от формирующих их органов могут быть центральными, ведомственными и территориальными. Правила формирования комиссий и их состав подробно регламентированы Порядком. 📌 Реклама Отключить

Аттестационная комиссия состоит из координационного комитета (далее – комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии и экспертных групп по специальностям (далее – экспертные группы), которые рассматривают документы и проводят квалификационный экзамен.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
  • представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей;
  • представители органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию. 📌 Реклама Отключить

Общее руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель комиссии, который одновременно является председателем комитета. Заместитель председателя аттестационной комиссии признается заместителем председателя комитета и исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие.

Осталась должность и ответственного секретаря комиссии, который регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия их требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в экспертные группы, готовит материалы к заседаниям и проекты решений комитета.

У экспертной группы также есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь.

📌 Реклама Отключить

Отметим, что в Порядке достаточно подробно определены функции как комитета, так и экспертных групп. Например, комитет координирует работу экспертных групп, определяет способы, методы и технологии оценки квалификации специалистов, подготавливает и направляет на утверждение в орган, создавший аттестационную комиссию, проект распорядительного акта о присвоении специалистам квалификационных категорий. Экспертные группы, в свою очередь, рассматривают документы, представленные специалистами, готовят заключения по отчетам, проводят тестовый контроль знаний и собеседования, принимают решения по вопросам присвоения специалистам квалификационных категорий.

На основании п. 18 Порядка заседания комитета проводятся при необходимости по решению его председателя, а заседания экспертных групп – не реже одного раза в месяц. Заседание комитета или экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комитета или экспертной группы соответственно.

📌 Реклама Отключить

Решения комитета и экспертной группы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета или экспертной группы является решающим (п. 19 Порядка). Отметим, что в ранее действовавшем порядке аттестации для принятия решения было необходимо присутствие не менее 2/3 членов комиссии и в случае равенства голосов решение считалось принятым в пользу специалиста.

Решения комитета и экспертной группы оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комитета и экспертной группы, присутствовавшими на заседании комитета и экспертной группы соответственно.

Порядок проведения аттестации

Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию комплект документов. Перечень документов, входящих в квалификационную документацию, практически не изменился, но есть одно исключение: теперь вместо квалификационного листа специалист должен представить аттестационный лист. 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

В ранее действовавшем порядке получения квалификационных категорий было установлено, что руководитель медицинской или фармацевтической организации должен создавать специалистам условия для получения квалификационных категорий при осуществлении взаимодействия с комиссией, представлении документации и оповещении специалиста. Теперь таких обязанностей по содействию не предусмотрено.

Нововведением в части представления документов является необходимость представления заверенного в установленном порядке перевода на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке.

Также новшеством является запрет на участие в направлении документов должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией. Порядком установлено, что направить по почте или представить лично документы может только сам специалист. Кроме того, исключено требование о брошюровании документов.

📌 Реклама Отключить

Документы должны быть направлены в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, по почте или представлены лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории. При нарушении данного срока квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.

К сведению

Пунктом 16 Порядка установлено, что аттестация может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий (дистанционная аттестация) и в форме выездного заседания.

Порядком скорректированы правила и сроки проведения аттестации. В частности, на основании п. 22 Порядка документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем комитета в день их поступления в аттестационную комиссию. В течение семи календарных дней со дня регистрации документов они передаются на рассмотрение председателю комитета (ранее документация регистрировалась после семидневной проверки ее соответствия требованиям комплектности).

📌 Реклама Отключить

Если отсутствуют предусмотренные Порядком документы или они неправильно оформлены, ответственный секретарь комитета должен направить специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа также в течение семи дней (ранее этот срок составлял 14 календарных дней). В таком случае специалист может направить документы повторно. При этом на исправление недочетов ранее ему отводился месяц, теперь же такой срок вообще не установлен.

Председатель комитета не позднее 14 календарных дней со дня регистрации документов определяет состав экспертной группы для проведения аттестации и направляет ее председателю документы специалиста (п. 23 Порядка). При этом экспертная группа должна рассмотреть их не позднее 30 календарных дней со дня регистрации документов, утвердить заключение на отчет и назначить дату и место проведения тестового контроля знаний и собеседования (ранее срок для рассмотрения документов составлял 14 календарных дней).

📌 Реклама Отключить

Отметим, что изменились требования к содержанию заключения на отчет. В частности, на основании п. 24 Порядка теперь не нужно учитывать:

  • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
  • формы самообразования, используемые специалистом;
  • соответствие объема теоретических знаний, фактических диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям.

Решение экспертной группы о назначении даты и места проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в Интернете или информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию. 📌 Реклама Отключить

Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов.

На основании п. 27 Порядка по результатам квалификационного экзамена экспертная группа может принять одно из двух решений: присвоить или отказать в присвоении специалисту квалификационной категории. Напомним, что ранее предусматривалось несколько видов решений, принимаемых экспертной группой. Например, можно было повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой, подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию, снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой категории или лишить специалиста квалификационной категории.

Решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается экспертной группой не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов, оформляется протоколом заседания экспертной группы и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем экспертной группы. Если специалисту отказано в присвоении специалисту квалификационной категории, в протоколе указываются основания, по которым экспертная группа приняла соответствующее решение. А решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории может быть принято по следующим основаниям:

📌 Реклама Отключить

  • наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
  • наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
  • неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.

Оформленный протокол, содержащий решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории, в течение пяти календарных дней с момента его подписания направляется председателем экспертной группы в комитет. Последний не позднее 90 календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет к утверждению распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории (п. 31 Порядка).

Обратите внимание

📌 Реклама Отключить

Распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории должен быть издан органом государственной власти или организацией, создавшими аттестационную комиссию, не позднее 110 календарных дней со дня регистрации документов. Ранее приказ о присвоении специалисту квалификационной категории издавался в течение месяца с момента принятия комиссией решения.

Специалист же должен получить посредством почтовой связи или на руки выписку из распорядительного акта о присвоении ему квалификационной категории не позднее 120 календарных дней со дня регистрации документов.

Отметим, что Порядком увеличен срок обжалования решения аттестационной комиссии с 30 дней до года. Срок для обжалования отсчитывается с даты принятия аттестационной комиссией решения.

Как видим, порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников претерпел существенные изменения в части сроков проведения аттестации, процедуры оформления документов и результатов аттестации. Более того, остаются невыясненные моменты. В частности, ранее предусматривалось, что специалисту в течение недели со дня издания приказа о присвоении ему квалификации оформлялся и выдавался соответствующий документ. Теперь же специалисту выдается лишь выписка из приказа о присвоении ему квалификационной категории, а про документ не говорится ни слова. Полагаем, что эти моменты будут разъяснены компетентными органами в процессе действия Порядка.

📌 Реклама Отключить Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н.

Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н
(ред. от 01.08.2014)
Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 декабря 2012 г. N 1183н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ

ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В соответствии с подпунктом 5.2.7 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр

В.И.СКВОРЦОВА

Приложение

к приказу Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 20 декабря 2012 г. N 1183н

НОМЕНКЛАТУРА

ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач — детский кардиолог;

врач — детский онколог;

врач — детский уролог-андролог;

врач — детский хирург;

врач — детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач — клинический миколог;

врач — клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант; <*>

<*> Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

врач — лабораторный генетик;

врач — лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-остеопат;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-паразитолог;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач — пластический хирург;

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач — судебно-медицинский эксперт;

врач — судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач — торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач — челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач;

б) врач-стажер.

1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием:

биолог;

зоолог;

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

медицинский психолог;

медицинский физик;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

эмбриолог;

энтомолог.

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

акушер;

гигиенист стоматологический;

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра — анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

помощник энтомолога;

рентгенолаборант;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-нарколог;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

провизор;

провизор-аналитик;

провизор-стажер;

провизор-технолог;

старший провизор.

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

младший фармацевт;

старший фармацевт;

фармацевт.

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

фасовщик;

абзац утратил силу. — Приказ Минздрава России от 01.08.2014 N 420н.

Примечания:

1. Должности «главный врач (начальник) медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации» относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части», «заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части», «заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе», «заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом» и другое.

3. Должности «заместитель директора (заведующего) аптечной организации», «заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н (ред. от 01.08.2014) Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников

<Письмо> Минздрава России от 21.03.2016 N 16-5/2019443 <По вопросу допуска к медицинской деятельности специалистов со средним медицинским образованием>

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, включает должность «Старшая медицинская сестра». При этом должность «Старшая медицинская сестра» отнесена к разделу 1.4 должностей среднего медицинского персонала.

Приказ Росгвардии от 05.08.2016 N 55 Об утверждении Перечня воинских должностей офицеров, которые могут замещаться гражданским персоналом в войсках национальной гвардии Российской Федерации

3. По наименованию должности гражданского персонала, которая устанавливается при замещении воинской должности по группе ВУС — 90, разрешается устанавливать второе наименование врачебной или провизорской должности по Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников <1>, а также специалистов с высшим образованием в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) в соответствии с профилем учреждения (структурного подразделения).

Приказ Росстата от 03.06.2016 N 266 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения»

По строке 01 учитывается общая численность врачей без зубных (физических лиц), которые в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» подразделяются по отдельным специальностям по строкам с 02 по 42.

<Письмо> Минздрава России от 17.04.2013 N 16-5-12/11 <О некоторых вопросах формирования штатного расписания медицинской организации>

В действующую Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н, включены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность «Биолог». Наименование должности «Врач-лаборант» сохраняется в указанной Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.

В целях реализации пункта 2 комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 614-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 2017), приказываю:

Утвердить методику расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием согласно приложению.

Министр В.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 февраля 2018 г. N 73

Методика
расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием

1. В целях оказания методической помощи при текущем планировании, выявлении недостатка или избытка медицинских работников со средним профессиональным (медицинским) образованием (далее — средний медицинский персонал) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (далее — медицинские организации) разработана методика расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием (далее — Методика).

2. При определении потребности в среднем медицинском персонале могут учитываться:

данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения N 30 «Сведения о медицинской организации», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 декабря 2016 г. N 866 (далее — форма федерального статистического наблюдения N 30);

обеспеченность врачебными кадрами (на 10 тысяч населения), оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях населению субъекта Российской Федерации, рассчитанная согласно методике расчета потребности во врачебных кадрах;

обеспеченность больничными койками в субъектах Российской Федерации (на 10 тысяч населения), рассчитанная согласно методике расчета потребности во врачебных кадрах;

особенности оказания доврачебной медицинской помощи средним медицинским персоналом, предусмотренной порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 300 км) от медицинских организаций, в которых оказывается специализированная медицинская помощь;

территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, удельный вес сельского населения);

объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (далее — ТПГГ);

возрастной состав среднего медицинского персонала, работающего в медицинских организациях;

наличие в медицинских организациях структурных подразделений: фельдшерско-акушерских пунктов (далее — ФАП), фельдшерских здравпунктов (далее — ФП).

3. В Методике используется условное разделение среднего медицинского персонала на группы, с учетом их функциональных обязанностей:

«лечебная группа», включающая средний медицинский персонал, работающий с врачами на амбулаторном приеме, средний медицинский персонал, осуществляющий самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), средний медицинский персонал, оказывающий медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и скорую медицинскую помощь;

«лечебно-диагностическая группа», включающая средний медицинский персонал диагностических и вспомогательных отделений (кабинетов) (медицинские сестры по функциональной диагностике, медицинские сестры по физиотерапии, лаборанты клинических лабораторий, инструкторы по лечебной физкультуре и др.);

«группа управления», включающая средний медицинский персонал — заведующих ФАП — фельдшер (медицинская сестра), заведующих здравпунктами — фельдшер (медицинская сестра), медицинских статистиков, заведующих кабинетами, главных (старших) медицинских сестер и др.;

«группа усиления», включающая средний медицинский персонал, а именно медицинские сестры, палатные (постовые) медицинские сестры, общебольничный средний медицинский персонал, средний медицинский персонал приемного отделения, оказывающие помощь, обучающимся в образовательных организациях;

Специалисты «лечебно-диагностической группы» и «группу# управления» входят в «параклиническую группу».

4. Расчет необходимого числа среднего медицинского персонала целесообразно проводить по алгоритму расчета потребности в среднем медицинском персонале:

Таблица N 1

Рекомендуемый алгоритм расчета потребности в среднем медицинском персонале

Для оказания скорой медицинской помощи Для оказания первичной медико-санитарной помощи Для оказания специализированной медицинской помощи
Определение количества бригад скорой медицинской помощи Расчет численности врачей, с учетом территориальных коэффициентов Расчет количества коек, с учетом территориальных коэффициентов
Расчет численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами на амбулаторном приеме и на самостоятельном приеме (с учетом коэффициентов соотношения врачей и среднего медицинского персонала) Расчет численности среднего медицинского персонала с учетом нормативного числа коек на одну должность среднего медицинского персонала
Расчет норматива численности среднего медицинского персонала диспетчерской службы Расчет «группы усиления» (с учетом коэффициентов соотношения врачей и среднего медицинского персонала) Расчет «группы усиления» (с учетом коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала, занятого на вспомогательной и основной деятельности)
Расчет норматива численности среднего медицинского персонала «группы управления» Расчет «параклинической группы» (с учетом коэффициента соотношения к среднему медицинскому персоналу «лечебной группы») Расчет «параклинической группы» (с учетом коэффициента отношения к среднему медицинскому персоналу «лечебной группы»)
Расчет потребности в среднем медицинском персонале Расчет численности среднего медицинского персонала в дневных стационарах Расчет численности среднего медицинского персонала в дневных стационарах
Расчет потребности в среднем медицинском персонале — всего
Сопоставление с фактической численностью среднего медицинского персонала, определение дефицита или профицита

5. Расчет потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем скорую медицинскую помощь:

5.1. Для расчета потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем скорую медицинскую помощь (далее — СМП) населению, рекомендуется использовать:

средний норматив объема СМП (число вызовов на 1 застрахованное лицо), утвержденный в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий и на плановый периоды;

расчетное число станций и/или отделений СМП, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283) (далее — приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н);

расчетное число выездных бригад СМП, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н.

5.2. Для расчета потребности в среднем медицинском персонале рекомендуется использовать следующие показатели (форма федерального статистического наблюдения N 30):

число вызовов;

число физических лиц среднего медицинского персонала;

число врачебных выездных бригад, включая специализированные бригады;

число фельдшерских выездных бригад;

число физических лиц диспетчерской службы согласно штатному расписанию станций (отделений) СМП (при наличии);

число физических лиц «группы управления» из общего числа физических лиц среднего медицинского персонала;

число вызовов на 1 жителя (форма федерального статистического наблюдения N 30 / численность населения субъекта Российской Федерации);

число среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения (форма федерального статистического наблюдения N 30 / численность населения субъекта Российской Федерации * 10 000);

численность населения субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего года;

число вызовов на 1 застрахованное лицо, установленное Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъекта Российской Федерации (ТПГГ).

5.3. Численность среднего медицинского персонала выездных бригад СМП рекомендуется рассчитывать по формуле:

НЧвб = ЧБх2 * КС * КВ,

где:

НЧвб — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала выездных бригад СМП;

ЧБ — число выездных бригад СМП;

КС — коэффициент сменности работы выездных бригад СМП;

КВ — коэффициент возрастной нагрузки.

Для учета особенностей субъектов Российской Федерации возможно применение корректирующих коэффициентов:

КС — для учета продолжительности работы выездной бригады СМП при организации работы менее 24 часов в сутки. При 24-часовой работе бригады коэффициент может быть равен 1, от 9 до 12 часов — 0,5, от 6 до 8 часов — 0,25;

КВ — для учета численности работников СМП старше трудоспособного возраста. Если удельный вес среднего медицинского персонала в этом возрасте составляет менее 10% всех средних медицинских работников станции и/или отделения СМП, то коэффициент целесообразно принять за 1; от 10% до 15% — 1,01; свыше 15% — 1,02.

5.4. Численность среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП рекомендуется рассчитывать по формуле:

НЧдс = ЧДСсмп * КДС,

где:

НЧдс — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП;

ЧДСсмп — фактическое число физических лиц среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП;

КДС — коэффициент наличия диспетчерской службы.

Для учета особенностей субъектов Российской Федерации возможно применение корректирующего коэффициента наличия диспетчерской службы. КДС позволяет учитывать наличие единой диспетчерской службы СМП в субъекте Российской Федерации. Если такой службы нет, то КДС может быть приравнен 1. При наличии единой диспетчерской службы СМП, КДС приравнивается к 0,3.

5.5. Численность среднего медицинского персонала «группы управления» характеризуется числом станций и (или) отделений СМП (форма федерального статистического наблюдения N 30).

5.6. Расчетный норматив численности среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число) рекомендуется определять по формуле:

НЧсмп = НЧвб + НЧдс + НЧгу,

где:

НЧсмп — нормативная численность среднего медицинского персонала СМП;

НЧвб — нормативная численность среднего медицинского персонала выездных бригад СМП;

НЧдс — нормативная численность среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП;

НЧгу — нормативная численность среднего медицинского персонала «группы управления» СМП.

5.7. Расчетный норматив обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения рекомендуется определять по формуле:

ОБНЧсмп = НЧсмп * 10000 / численность населения субъекта,

где:

НЧсмп — нормативная численность среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число);

ОБНЧсмп — обеспеченность средним медицинским персоналом СМП на 10 тысяч населения.

5.8. Дефицит/профицит среднего медицинского персонала СМП может быть определен как разница между расчетным нормативом численности среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число) и фактическим числом среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число).

6. Расчет потребности в среднем медицинском персонале, участвующем в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях:

6.1. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами, а также осуществляющего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), может быть обеспеченность врачебными кадрами на 10 тысяч населения.

Численность врачей (абсолютное число) целесообразно определять по формуле:

ЧВап = ОбВ * ЧН / 1000,

где:

ЧВап — число врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

ОбВ — обеспеченность врачами на 10 тысяч населения;

ЧН — численность населения.

Так как, показатель обеспеченности врачебными кадрами на 10 тысяч населения уже учитывает территориальные и другие коэффициенты, учитывающие особенности каждого субъекта Российской Федерации, то при расчете численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами, ведущими амбулаторный прием, такие коэффициенты могут не рассматриваться.

6.2. При расчете необходимой численности среднего медицинского персонала, осуществляющего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), возможно использование сведений о количестве соответствующих кабинетов. Фактическое число кабинетов (структурных подразделений) указывается на основании формы федерального статистического наблюдения N 30.

6.3. Расчет численности среднего медицинского персонала «группы усиления» по каждому профилю, оказываемой медицинской помощи в амбулаторных условиях, целесообразно производить на основе метода соотношения с учетом рекомендуемых укрупненных расчетных коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей.

6.4. Потребность в среднем медицинском персонале «лечебной группы» включает в себя расчетное число среднего медицинского персонала, работающего с врачами на амбулаторном приеме, и осуществляющего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), которую целесообразно рассчитывать с учетом порядков оказания медицинской#.

6.5. Расчет численности среднего медицинского персонала «лечебно-диагностической группы» и «группы управления», как правило, проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения:

Таблица N 2

Рекомендуемые укрупненные расчетные коэффициенты соотношения среднего медицинского персонала и врачей, занятых основной и вспомогательной деятельностью
средний медперсонал, работающий с врачами, ведущими амбулаторный прием средний медперсонал, работающий в кабинетах самостоятельного приема средний медперсонал группы усиления средний медперсонал параклинической группы
2 3 4 5
Всего по лечебно-диагностической группе 0,17
Всего по группе управления 0,06

Соответствующие расчетные коэффициенты умножаются на численность среднего медицинского персонала «лечебной группы».

6.6. Расчетная численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании либо оказывающего самостоятельно медицинскую помощь, в амбулаторных условиях, может включать расчетную численность среднего медицинского персонала «лечебной группы», «лечебно-диагностической группы» и «группы управления».

6.7. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала дневных стационаров медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и на дому, является количество мест в дневных стационарах.

6.7.1. Расчетную численность среднего медицинского персонала по количеству мест дневного стационара целесообразно проводить на основе метода соотношения с учетом рекомендуемых корректирующих коэффициентов:

Таблица N 3

Рекомендуемые корректирующие коэффициенты Нормативное значение
1. Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
для субъектов расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,05
для субъектов, в которых менее 50% населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,03
2. Коэффициенты, учитывающие долю населения субъекта Российской Федерации, проживающего в сельской местности
для субъектов, в которых не менее 50% населения проживает в сельской местности 1,11
для субъектов, в которых от 30% до 50% населения проживает в сельской местности 1,05
3. Коэффициенты, учитывающие объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации федеральной и частной формы собственности
для субъектов, в которых от 5% до 10% первичной медико-санитарной помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях федеральной и частной формы собственности 0,98
для субъектов, в которых от 10% до 20% первичной медико-санитарной помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях федеральной и частной формы собственности 0,95
4. Коэффициенты, учитывающие плотность населения субъекта Российской Федерации
для субъектов, имеющих низкую плотность населения (ниже, чем в целом по Российской Федерации) 1,05
для субъектов, имеющих высокую плотность населения (выше, чем в целом по Российской Федерации) 0,83
5. Коэффициенты, учитывающие наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов отдаленных (более 300 км) от областного (муниципального) центра, где оказывается специализированная помощь
для субъектов, в которых от 30% до 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,15
для субъектов, в которых более 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,10
6. Коэффициенты, учитывающие уровень оказания медицинской помощи
для субъектов, в которых от 70% до 90% медицинской помощи, оказывается в медицинских организациях 1-го уровня 1,20
для субъектов, в которых от 50% до 70% медицинской помощи, оказывается в медицинских организациях 1-го уровня 1,10
Итоговый корректирующий коэффициент 1,74

Итоговый корректирующий коэффициент рекомендуется умножать на численность среднего медицинского персонала «по количеству мест» по каждому профилю оказания медицинской помощи. Для учета особенностей субъектов Российской Федерации целесообразно применение разработанных корректирующих коэффициентов к численности среднего медицинского персонала «по количеству мест». Если особенности субъекта Российской Федерации удовлетворяют описанному условию, то учитывается соответствующее значение коэффициента из графы «нормативное значение», если не удовлетворяют, то значение коэффициента равно 1. После заполнения всех строк может быть рассчитан итоговый корректирующий коэффициент для субъекта Российской Федерации. Величина итогового корректирующего коэффициента, как правило, рассчитывается индивидуально для каждого субъекта Российской Федерации.

6.7.2. Расчетная численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров может включать расчетные численности среднего медицинского персонала основных групп.

6.8. Потребность в среднем медицинском персонале может включать расчетное число среднего медицинского персонала «лечебной группы», «лечебно-диагностической группы» и «группы управления», занятого в оказании медицинской помощи населению в амбулаторных условиях, а также расчетное число среднего медицинского персонала, необходимого для оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

6.9. Для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста (женщины от 55 лет и старше, мужчины от 60 лет и старше) рекомендуется применять коэффициент возрастной нагрузки.

Расчет потребности в среднем медицинском персонале с учетом возрастной нагрузки возможно определить по формуле:

НЧам = Чам * КВ,

где:

НЧам — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;

Чам — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях без учета коэффициента возрастной нагрузки;

КВ — коэффициент возрастной нагрузки.

КВ рекомендуется использовать для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста. Если удельный вес среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста составляет менее 10% всех средних медицинских работников станции и/или отделения СМП, то коэффициент может быть равен 1; от 10% до 15% — 1,01; свыше 15% — 1,02.

6.10. Дефицит или профицит среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь населению в амбулаторных условиях, в условиях дневных стационаров, может определяться как разница между расчетной и фактической численностью среднего медицинского персонала (абсолютное число).

7. Рекомендуемый расчет потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем медицинскую помощь в стационарных условиях:

7.1. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, является обеспеченность койками на 10 тысяч населения.

Количество больничных коек (абсолютное число) рекомендуется рассчитывать по формуле:

ЧК = ОбК * ЧН / 1000,

где:

ЧК — количество коек круглосуточного стационара;

ОбК — обеспеченность койками на 10 тысяч населения;

ЧН — численность населения.

7.2. Для определения численности среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь в стационарных условиях, целесообразно провести перерасчет количества коек на одного работника среднего медицинского персонала согласно порядкам оказания медицинской помощи.

7.3. Для учета территориальных и других особенностей субъектов Российской Федерации к численности среднего медицинского персонала по количеству коек рекомендуется применять рекомендуемые корректирующие коэффициенты, которые выбираются из графы «Нормативное значение» исходя из территориальных особенностей субъектов Российской Федерации и числа госпитализаций на 1000 населения (уровень госпитализации):

Таблица N 4

Рекомендуемые корректирующие коэффициенты Нормативное значение
1. Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
для субъектов расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,05
для субъектов, в которых менее 50% населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,03
2. Коэффициенты, учитывающие уровень госпитализации населения
для субъектов, в которых уровень госпитализации 195,5 на 1000 населения и выше 1,00
для субъектов, в которых уровень госпитализации от 176,0 до 185,7 на 1000 населения 0,94
для субъектов, в которых уровень госпитализации от 166,2 до 176,0 на 1000 населения 0,90
для субъектов, в которых уровень госпитализации менее 166,2 на 1000 населения 0,84
Итоговый корректирующий коэффициент 0,77

Общий итоговый корректирующий коэффициент рассчитывается автоматически и является индивидуальным для каждого субъекта Российской Федерации.

7.4. Потребность в среднем медицинском персонале «лечебной группы», оказывающем медицинскую помощь в стационарных условиях, включает расчетное число среднего медицинского персонала по количеству коек и «группы усиления» по каждому профилю стационарной помощи.

7.5. Расчет численности среднего медицинского персонала «лечебно-диагностической группы» и «группы управления», как правило проводится на основе метода соотношения с учетом укрупненных расчетных коэффициентов:

Таблица N 5

Рекомендуемые укрупненные расчетные коэффициенты соотношения среднего медицинского персонала
средний медицинский персонал «группы усиления» средний «медицинский персонал параклинической группы»
Всего по «лечебно-диагностической группе» 1,18
Всего по «группе управления» 0,23

7.6. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, в условиях дневных стационаров, может являться количество мест в дневных стационарах, полученное расчетным путем.

7.6.1. Расчетную численность среднего медицинского персонала по количеству мест дневного стационара целесообразно определять с учетом укрупненных расчетных коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала.

7.6.2. Расчетная численность среднего медицинского персонала по количеству мест проводится с учетом рекомендуемых корректирующих коэффициентов:

Таблица N 6

Рекомендуемые корректирующие коэффициенты Нормативное значение
Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
для субъектов расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,05
для субъектов, в которых менее 50% населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,03
Итоговый корректирующий коэффициент 1,09

Если особенности субъекта Российской Федерации удовлетворяют описанному условию, то в графу «для субъекта Российской Федерации» целесообразно ставить соответствующее значение коэффициента из графы «нормативное значение», если не удовлетворяют, то значение коэффициента может быть — 1. После заполнения всех строк предпочтительнее рассчитывать итоговый корректирующий коэффициент, который рассчитывается автоматически и может являться индивидуальным для каждого субъекта Российской Федерации.

7.6.3. Расчетная численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров включает расчетные численности среднего медицинского персонала основных групп.

7.7. Потребность в среднем медицинском персонале включает расчетное число среднего медицинского персонала «лечебной группы», «лечебно-диагностической группы» и «группы управления», занятого в оказании стационарной помощи населению, а также расчетное число среднего медицинского персонала, необходимого для оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

7.8. Для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста (женщины от 55 лет и старше, мужчины от 60 лет и старше) рекомендуется применять коэффициент возрастной нагрузки.

Расчет потребности в среднем медицинском персонале с учетом возрастной нагрузки может проводиться по формуле:

НЧст = Чст * КВ,

где:

НЧст — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания населению медицинской помощи в стационарных условиях;

Чст — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания населению медицинской помощи в стационарных условиях без учета коэффициента возрастной нагрузки;

КВ — коэффициент возрастной нагрузки.

КВ может учитывать численность среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста. Если удельный вес среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста составляет менее 10% всех средних медицинских работников, то коэффициент может быть равен 1; от 10% до 15% — 1,01; свыше 15% — 1,02.

7.9. Дефицит/профицит среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь населению в стационарных условиях и условиях дневных стационаров, рекомендуется определять как разницу между расчетной и фактической численностью среднего медицинского персонала (абсолютное число).

8. Потребность в среднем медицинском персонале для оказания медицинской помощи населению в целом по субъекту Российской Федерации может включать расчетное число среднего медицинского персонала необходимого для оказания скорой медицинской помощи, медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, условиях дневного стационара и рекомендуется рассчитывать по формуле:

НЧ = НЧсмп + НЧам + НЧст,

где:

НЧсмп — нормативная численность среднего медицинского персонала для оказания скорой медицинской помощи;

НЧам — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;

НЧст — расчетный норматив численности среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

8.1. Расчетный норматив численности среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения (обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения) рекомендуется проводить по формуле:

ОБНЧ = НЧ * 10 000 / численность населения субъекта Российской Федерации,

где:

НЧ — нормативная численность среднего медицинского персонала (абсолютное число);

ОБНЧ — обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *