Арбитраж что рассматривает

Какие дела рассматривает арбитражный суд

Вопросы о том, какие дела рассматривает арбитражный суд, иногда появляются даже у юристов компаний. Случается, что трудно определить куда нужно идти с иском – в арбитраж или в суд общей юрисдикции. То что арбитражные суды рассматривают дела, связанные с предпринимательством и бизнесом, понятно. Но на практике возникают вопросы. В этой статье мы на примерах расскажем, какие дела рассматривают арбитражные суды.

Важно знать: у нас работают юристы с опытом ведения дел в арбитражных судах. Запишитесь на бесплатную консультацию и получите советы, основанные на опыте ведения дел в арбитраже.

Дела, с которыми обращаются в арбитражные суды

  1. Споры по договорам. Сюда относятся все договоры, указанные в Гражданском кодексе: купля-продажа, поставка, перевозка, электроснабжение и множество других.
    • Пример 1: строительная компания заключила договор с транспортной компанией о доставке на стройку экскаватора. Транспортная компания провезла экскаватор половину пути, а потом, ссылаясь на недостаточную оплату, поставила экскаватор на стоянку. В этом случае арбитраж будет рассматривать иск строительной компании к транспортной о нарушении условий договора.
    • Пример 2: компания купила в салоне автомобиль определённой комплектации для развоза клиентов. Однако реальная комплектация авто не соответствовала заранее оговоренной и указанной в договоре. Компания-покупатель обратилась в арбитражный суд с иском о расторжении договора и возврате денег.
  2. Корпоративные споры, то есть внутренние споры в компании.
    • Пример 1. Участник ООО своими действиями вредит компании, другие участники обращаются в арбитражный суд, чтобы вредителя исключили из ООО.
    • Пример 2. Директор компании назначил «своего» человека на важную должность и определил ему слишком большой оклад, чем нанёс фирме вред: назначенец не заслуживал тех денег, которые ему платил директор. На директора подали в суд, чтобы он возместил вред, причинённый фирме.
  3. Оспаривание актов госорганов — ФНС, Ростехнадзора, Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора и других.
    • Пример: ФНС провела выездную проверку и доначислила компании налоги, пени и штрафы. Компания не согласилась и пошла в суд. Такие дела рассматривает арбитраж.
  4. Банкротство компаний и физических лиц.
  5. О спорах, связанных с регистрацией, реорганизацией или ликвидацией юридического лица.
    • Пример: 2 компании решили объединиться. Но судебный пристав-исполнитель наложил запрет на изменения информации об одной из компаний в ЕГРЮЛ, из-за этого компании не могут объединиться. Иск компании о признании незаконным постановления пристава будет рассматривать арбитражный суд.
  6. Споры между компаниями об интеллектуальных правах на товарный знак, коммерческое обозначение, словестные элементы.
    • Пример 1. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускает известный шоколад «Алёнка». Другая фабрика, «Славянка», начинает выпускать шоколад «Алина», причём «Алина» выпускается в обёртке с точно такими же цветами и с похожим изображением девочки. «Красный Октябрь» пошёл в арбитражный суд.
    • Пример 2. ВГТРК судилась с «ВКонтакте» из -за того, что в соцсети были размещены фильмы, права на которые принадлежат ВГТРК. Телевизионщики проиграли спор, при том, что дело рассматривалось в Высшем арбитражном суде.
  7. Защита деловой репутации компании в суде. У фирм есть деловая репутация, и если она нарушена, то рассматривать это будет арбитраж.
    • Пример: в СМИ появилась статья о компании, где сказано, что эта компания выигрывает тендеры на госзаказы с помощью взяток. Оболганная фирма может подать иск о защите деловой репутации, и разбирать этот иск будет арбитраж.

Важно знать: это основные ответы на вопрос, какие дела рассматривает арбитражный суд. Разумеется, список не полный. Арбитражные суды рассматривают очень много дел, и те, что перечислены выше — основные.

Структура арбитражных судов

В России есть 3 уровня арбитражных судов. Первый уровень — это арбитражные суды субъектов, то есть областей, краёв, республик, городов федерального значения (часть 1 статьи 34 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Они рассматривают арбитражные дела как суды первой инстанции.

Примеры:

  • Арбитражный суд Москвы;
  • Арбитражный суд Тверской области;
  • Арбитражный суд Ярославской области.

Вышестоящая инстанция — арбитражные апелляционные суды (статья 33.1 закона «Об арбитражных судах…»). Это вторая инстанция. Когда арбитражный суд первой инстанции вынес решение, но одна из спорящих сторон не согласна, она подаёт апелляцию именно в апелляционный арбитражный суд.

Примеры:

  • Первый арбитражный апелляционный суд;
  • Второй арбитражный апелляционный суд и т.д. до двадцать первого арбитражного апелляционного суда.

Важно знать: номер в названии — это отличительная особенность апелляционных арбитражных судов. Если в названии есть номер, то речь идёт об апелляции, то есть о суде второй инстанции.

Третий уровень — арбитражные суда округов. Это кассационная инстанция, третья. Если говорить о том, какие дела рассматривает арбитражный суд третьей инстанции, то это — те же самые дела, что прошли суд первой и второй инстанции, но одна из сторон решила обжаловать решение апелляционного арбитражного суда и пошла в кассацию.

Примеры:

  • Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
  • Арбитражный суд Московского округа;
  • Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Важно знать: можно дойти и до Верховного Суда России. Если одна из сторон не соглашается с решением суда кассационной инстанции, то она должна жаловаться в Верховный Суд. Сам по себе он не входит в систему арбитражных судов, но рассматривает жалобы на их решения.

Услуги наших юристов

  • бесплатная юридическая консультация по вопросам любых дел, рассматриваемых в арбитражных судах;
  • анализ дела и прогноз, есть ли у дела судебная перспектива, стоит ли идти в арбитражный суд;
  • подготовка искового заявления и других документов, которые будет рассматривать арбитраж;
  • представительство в арбитражном суде.

Не все арбитражные дела сложны. Если посмотреть, какие дела рассматривает арбитражный суд, то можно увидеть, что некоторые из этих дел не требуют участия юриста, но лучше быть готовым к неожиданным поворотам и воспользоваться хотя бы юридической консультацией. Посоветоваться с профессионалами перед тем, как начать решать свой вопрос — это самый правильный подход.

Наши консультации бесплатны и ни к чему вас не обязывают. Чтобы записаться на консультацию, достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте или указать свои данные в поле ниже.

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.

Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим многие другие полномочия:

— организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

— созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах к их ведению;

— осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;

— распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего Арбитражного суда РФ;

—формирование из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебных составов данного суда;

— вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных законодателем к его ведению;

— представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

—осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных судах.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения по вопросам организации работы всех арбитражных судов.

Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного суда РФ являются судьями и вправе председательствовать в заседаниях суда, том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Председателя его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей Председателя.

Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заместители Председателя вправе также принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

1. Пленум ВАС РФ:

— председатель ВАС РФ;

— заместители председателя ВАС РФ;

— судьи ВАС РФ.

2. Президиум ВАС РФ:

— заместители председателя ВАС РФ;

— председатели судебных составов ВАС РФ;

— судьи ВАС РФ.

3. Председатель ВАС РФ.

4. Заместители председателя ВАС РФ.

5. Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений:

— судебные составы;

— арбитражные заседатели.

6. Аппарат ВАС РФ:

— секретариат;

— управления;

— отделы;

— иные подразделения.

К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ относится:

— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

— рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);

— рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;

—пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;

—обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

—обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

—изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;

— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;

—осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

Помимо этого Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.

Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются принимаемым Высшим Арбитражным Судом РФ Регламентом, обязательным для всех арбитражных судов.

Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.

Они также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого Суда по представлению его Председателя. Они возглавляются председателями судебных коллегий, являющимися заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В случае необходимости Председатель Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного Суда.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.

Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могло быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:

—Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на решение любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

—Генерального прокурора РФ — на решения любого арбитражioro суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

— заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ заместителей Генерального прокурора, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей судебных составов данного Суда. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного Суда.

В заседаниях Президиума Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Суда в заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Суда по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей. В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:

—рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

—решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

—решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

—избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума из числа судей данного Суда;

— утверждает по представлению Председателя данного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ;

— утверждает в порядке, предусмотренном Законом об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

— утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей соответствующего суда в качестве членов его президиума;

— утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Федерации судей соответствующего суда в качестве членов его президиума;

— утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Регламент арбитражных судов;

— решает в соответствии с Законом об арбитражных судах другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам, относящимся к его ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов. Созывается он Председателем Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год, и правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума подписывается Председателем и секретарем Пленума, избираемым из его членов. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ уведомляются не позднее, чем за 15 дней до заседания.

По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде: обзоров (обобщений) арбитражной практики; проектов разъяснений по вопросам применения законодательства; проектов предложений по совершенствованию законодательства; докладных записок по другим наиболее актуальным вопросам деятельности арбитражного суда.

Материалы представляют председатели коллегий, судьи, руководители отделов аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели нижестоящих арбитражных судов. К подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководством. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по вносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. К материалам прилагается проект постановления Пленума.

Материалы, предназначенные для рассмотрения на Пленуме, передаются секретарю Пленума не позднее, чем за 30 дней до заседания Пленума. При непредставлении материалов в установленный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Высшего Арбитражного Суда для принятия соответствующего решения.

Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями арбитражных судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц, В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума. После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.

Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

На основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатываются и в установленном порядке вносятся предложения по совершенствованию законодательства. К этой работе привлекаются по согласованию с руководителями соответствующих организаций их специалисты и ученые.

Особенность построения аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ заключается в том, что в нем образованы подразделения, призванные практически осуществлять одну из важных функций этого суда — функцию организационного обеспечения деятельности арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Он является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Его решения реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет. Его состав и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам экономических отношении, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.

Рассмотрение гражданских дел в арбитражном суде

Арбитражные суды являются самостоятельным звеном судебной системы Российской Федерации. Они разрешают экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции Конституцией РФ и специальным законодательством.

Большинство разногласий, возникающих между организациями и предпринимателями по поводу коммерческой или иной хозяйственной деятельности, рассматривают арбитражные суды. Их деятельность во многом соответствует принципам гражданско-процессуального права, а ее основу составляют правила искового производства.

Понятие и признаки арбитражного процесса

Арбитражный процесс — это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.

В юридической науке выделяют следующие основные признаки арбитражного процесса:

1. одним из его субъектов обязательно является арбитражный суд;

2. действия, которые совершаются судом и участниками процесса, четко регламентированы законом;

3. предметом производства являются дела, подведомственные арбитражным судам.

Процессуальные действия, совершаемые участниками арбитражного процесса, в зависимости от их цели и содержания образуют самостоятельные, последовательно сменяющие друг друга стадии. Арбитражный процесс состоит из шести таких стадий:

1. производство в арбитражном суде первой инстанции;

2. производство в апелляционной инстанции;

3. производство в кассационной инстанции;

4. производство в порядке надзора;

5. пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу;

6. исполнение судебных актов.

Законодательством предусмотрено четыре стадии пересмотра судебных актов арбитражного суда:

1. производство в арбитражном суде апелляционной инстанции по жалобам на не вступившие в законную силу решения и определения арбитражного суда первой инстанции;

2. производство в арбитражном суде кассационной инстанции по жалобам на вступившие в законную силу решения и определения;

3. производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора;

4. производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный процесс по делу должен заканчиваться исполнением вступившего в законную силу судебного акта.

Возбуждение гражданского дела в арбитражном суде

Стадия возбуждения гражданского дела в арбитражном суде первой инстанции инициируется заинтересованными лицами путем подачи искового заявления. Правила искового производства являются общими для всего арбитражного процесса, поэтому нормы, регламентирующие порядок предъявления иска, имеют большое значение.

Иск в арбитражном процессе является важнейшим процессуальным средством защиты нарушенного или оспариваемого права. Для того чтобы он выполнял эту важную роль, необходимо строго соблюдать определенный процессуальный порядок при его предъявлении.

Правом на обращение в арбитражный суд могут воспользоваться все заинтересованные лица, а также прокурор, органы государственной или муниципальной власти.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем.

Стадия возбуждения гражданского дела в суде состоит из ряда действий, совершаемых истцом: подача искового заявления и документов к нему, уплата государственной пошлины, направление необходимых документов ответчику. А затем суд принимает решение: принять ли данное заявление к рассмотрению.

На этой стадии производства по гражданскому делу у суда есть лишь процессуальная обязанность решить вопрос о принятии искового заявления или отказать в этом. Но возбуждение дела в арбитражном суде не может ограничиваться лишь определением о принятии искового заявления к производству. Прежде суд должен исследовать документы, представленные истцом.

Подготовка и рассмотрение гражданских дел арбитражными судами

Поскольку и арбитражный, и гражданский процесс построены на принципе состязательности, то не только истец обязан заранее направить ответчику исковое заявление со всеми необходимыми документами, но и ответчик знакомит суд и участников процесса со своей позицией по данному делу. В таком отзыве на исковое заявление, должны быть изложены мотивы, на основании которых ответчик полностью или частично отклоняет требования истца, со ссылкой на соответствующие доказательства.

Подобный обмен документами до разбирательства в судебном заседании позволяет каждой из сторон подготовиться к процессу, еще раз взвесить доводы и подготовить нужные аргументы и доказательства в свою защиту.

На стадии подготовки дела разбирательству судья:

1. вызывает стороны или их представителей и проводит с ними собеседование в целях выяснения обстоятельств, касающихся заявленных требований и возражений;

2. предлагает раскрыть доказательства и представить дополнительные сведения в определенный срок, в случае необходимости;

3. разъясняет сторонам их права и обязанности, последствия совершения или не совершения процессуальных действий в установленный срок;

4. по согласованию со сторонами определяет сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания.

Процедура разрешения дел в арбитражном процессе менее формализована в отличие от гражданского производства. Споры рассматриваются в заседании суда в присутствии сторон, иных лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Арбитражный суд заслушивает истца и ответчика или их представителей, показания свидетелей, заключения экспертов, знакомится с письменными доказательствами, осматривает вещественные доказательства.

В арбитражном процессе возможно совершение таких действий арбитражным судом, как перерыв в заседании, отложение судебного разбирательства, приостановление производства по делу, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения. Кроме того, стороны вправе заключить между собой мировое соглашение.

Решение арбитражного суда принимается практически по тем же правилам и в том же порядке, что и в гражданском процессе. Вынесение постановления в полном объеме может быть отложено, но не более чем на пять дней. Решение излагается в письменной форме и подписывается судьей (судьями).

Постановление арбитражного суда вступает в законную силу по истечении одного месяца после его принятия, если на него не была подана апелляционная жалоба. В случае подачи такой жалобы решение, если оно не было отменено, вступает в законную силу после вынесения соответствующего постановления апелляционной инстанцией.

Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 23. 06. 2014 г.)

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции ФКЗ об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов в Российской Федерации:

• арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

• арбитражные апелляционные суды;

• арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

• специализированные арбитражные суды.

Судебный надзор за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет Верховный Суд РФ, рассматривая дела по разрешению экономических споров в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.

Следует различать процессуальный и административный аспекты системы арбитражных судов.

Система арбитражных судов в процессуальном аспекте является четырехуровневая: первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция.

Арбитражное процессуальное законодательство устанавливает порядок рассмотрения арбитражного спора в первой судебной инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной судебной инстанции.

В административном аспекте арбитражный суд является юридическим лицом и имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации. Арбитражный суд как государственное учреждение имеет организационную структуру, систему органов управления, соответствующие структурные подразделения, возглавляется председателем суда. Основные функции арбитражного суда как государственного учреждения — организационное, методологическое и материально-техническое обеспечение деятельности судей — носителей судебной власти, образующих судейский корпус данного суда, по осуществлению правосудия.

Современная система арбитражных судов основана на иных, чем система судов общей юрисдикции, подходах. В отличие от системы судов общей юрисдикции в каждом арбитражном суде судопроизводство осуществляется только по одной инстанции: в арбитражном суде субъекта Российской Федерации – по первой инстанции, в арбитражном апелляционном суде – по второй (апелляционной) инстанции, в арбитражном суде округа (арбитражном кассационном суде) – по третьей (кассационной инстанции). Второе принципиальное отличие системы арбитражных судов от системы судов общей юрисдикции заключается в том, что вся территория Российской Федерации разделена на 10 арбитражных кассационных округов. В каждом округе действует арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд). В свою очередь каждый арбитражный кассационный округ разделен на 2 арбитражных апелляционных округа (общее количество которых по России– 21). В апелляционный округ входят территории нескольких субъектов Российской Федерации, в каждом из которых действует арбитражный суд субъекта Российской Федерации (84).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации и арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ (арбитражного апелляционного суда) — обособленное подразделение соответствующего суда вне места постоянного пребывания этого суда, осуществляет его полномочия и возглавляется заместителем председателя соответствующего арбитражного суда.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется ФКЗ об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды разрешают: экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

В порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

2) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

4) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке, предусмотренном отдельными главами АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным процессуальным кодексом установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам (ч. 1 ст. 33 АПК РФ).

К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) дела по корпоративным спорам;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела, отнесенные к специальной подведомственности, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Система и полномочия федеральных арбитражных судов

В Российской Федерации гарантируется судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 Закона о судебной системе).

Конституция РФ, закрепившая систему органов правосудия, отводит арбитражным судам функции судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Начиная с 1991 г., судебная форма по разрешению экономических споров представляет собой систему экономического правосудия, включающую деятельность арбитражных судов как носителей судебной власти.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют только суды, созданные в соответствии с Законом о судебной системе. Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Арбитражные суды как часть единой судебной системы имеют статус федеральных судов.

Арбитражные суды являются судами специальной компетенции (юрисдикции) и осуществляют судебную власть посредством разрешения возникших в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности гражданско-правовых и публично-правовых споров. Так, в силу ст. 1 АПК правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляют арбитражные суды, образованные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, путем разрешения споров (иных дел) по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Таким образом, арбитражные суды — входящие в судебную систему Российской Федерации федеральные суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности посредством рассмотрения и разрешения подведомственных им дел в порядке гражданского и административного судопроизводства.

В настоящее время основа функционирования арбитражных судов определяется рядом нормативных актов: Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом об арбитражных судах, АПК.

В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах систему федеральных арбитражных судов составляют:

  • — арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • — арбитражные апелляционные суды;
  • — арбитражные суды субъектов РФ;
  • — специализированные арбитражные суды.

Первый уровень федеральных арбитражных судов составляют арбитражные суды субъектов РФ.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

По общему правилу на территории каждого субъекта РФ действует один арбитражный суд (например, Арбитражный суд Саратовской области). Вместе с тем на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд (например, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Кроме того, судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Полномочия арбитражных судов субъектов РФ раскрываются в ст. 25 Закона о судебной системе и ст. 36 Закона об арбитражных судах. Арбитражные суды субъектов РФ являются арбитражными судами первой инстанции, которые рассматривают и разрешают экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по существу. Первая инстанция согласно арбитражному процессуальному законодательству является «основной», так как именно в ней разрешается по существу дело и решается вопрос о защите нарушенного или оспариваемого права и охраняемого законом интереса.

Арбитражный суд субъекта РФ осуществляет следующие функциональные полномочия:

  • 1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
  • 2) пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Второй уровень федеральных арбитражных судов образуют арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные апелляционные суды были обособлены в отдельное звено системы арбитражных судов в 2003 г. Принцип образования арбитражных апелляционных судов носит региональный (окружной) характер, поскольку юрисдикция этих судов выходит за рамки территории субъекта РФ согласно административно-территориальному делению страны. По общему правилу на территории одного судебного округа (их всего десять) действуют два арбитражных апелляционных суда. Исключением является Центральный судебный округ, на территории которого полномочия апелляционной инстанции осуществляют три арбитражных апелляционных суда. Таким образом, общее количество арбитражных апелляционных судов на территории РФ составляет 21 федеральный арбитражный суд.

Пример

В Поволжском судебном округе действует Одиннадцатый и Двенадцатый арбитражные апелляционные суды. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской, Волгоградской и Саратовской областями. Место его пребывания определено в г. Саратове.

Полномочия арбитражных апелляционных судов раскрываются в ст. 24.1 Закона о судебной системе и ст. 33.1 Закона об арбитражных судах. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Вторая инстанция проверяет с точки зрения как фактической, так и юридической стороны, законность и обоснованность принятого нижестоящим судом судебного акта, не вступившего в законную силу.

Арбитражный апелляционный суд осуществляет следующие функциональные полномочия:

  • 1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • 2) пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Следует отметить, что закон допускает создание постоянных судебных присутствий арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ (ст. 33.11 и ст. 43.1 Закона об арбитражных судах).

Постоянные судебные присутствия арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ образуются в целях приближения правосудия к месту нахождения (месту жительства) участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, при этим также учитывается количество дел, рассматриваемых арбитражным судом первой инстанции. Постоянные судебные присутствия расположены вне места постоянного пребывания этих судов и являются их обособленными подразделениями.

Пример

С 1 февраля 2007 г. образовано постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре. Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края осуществляет полномочия данного суда по рассмотрению дел по спорам, которые до образования Арбитражного суда Пермского края относились к подсудности Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа.

Третий уровень образуют десять арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), каждый из которых функционирует в качестве кассационной инстанции по отношению ко всем арбитражным судам субъектов РФ и арбитражным апелляционным судам, находящимся на территории этого округа.

Принцип образования арбитражных судов округов, как и арбитражных апелляционных судов, носит региональный (окружной) характер. В России действуют десять арбитражных судов округов: Арбитражный суд Волго-Вятского округа, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, Арбитражный суд Дальневосточного округа, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Арбитражный суд Московского округа, Арбитражный суд Поволжского округа, Арбитражный суд Северо-Западного округа, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Арбитражный суд Уральского округа, Арбитражный суд Центрального округа.

Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Полномочия арбитражных судов округов раскрываются в ст. 24 Закона о судебной системе и ст. 26 Закона об арбитражных судах. Арбитражные суды округов являются судами по проверке законности судебных актов нижестоящих арбитражных судов. В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права.

Арбитражный суд округа осуществляет следующие функциональные полномочия:

  • 1) проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Законом об арбитражных судах;
  • 2) пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • 3) рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, является Суд по интеллектуальным правам (СИП).

Полномочия СИП раскрыты в ст. 26.1 Закона о судебной системе и ст. 43.4 Закона об арбитражных судах. Функциональные полномочия СИП подразделяются на три группы:

  • 1) в качестве суда первой инстанции СИП рассматривает дела, отнесенные к его подсудности ст. 43.4 Закона об арбитражных судах и ст. 34 АПК;
  • 2) в качестве суда кассационной инстанции СИП рассматривает дела, рассмотренные им по первой инстанции и дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами;
  • 3) СИП пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

К общим полномочиям всех федеральных арбитражных судов относятся следующие: а) обращение в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; б) изучение и обобщение судебной практики; в) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; г) анализ судебной статистики.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется Законом об арбитражных судах в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы. Состав арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ идентичен и включает в себя президиум, а также две судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и рассмотрению споров, возникающих из административных и иных правоотношений. При этом образование судебных коллегий в арбитражном суде субъекта РФ не является обязательным (ст. 35 Закона об арбитражных судах). Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.

Внутренний порядок деятельности арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются Регламентом арбитражных судов. Кроме этого в своей внутренней деятельности арбитражные суды руководствуются также Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах РФ (первой, апелляционной и кассационной инстанциях).

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым председателем соответствующего арбитражного суда. На аппарат арбитражного суда возложены полномочия по организации предварительного досудебного приема лиц, участвующих в деле; приема и выдачи документов, удостоверения копий документов арбитражного суда, рассылки и вручения документов, проверки уплаты государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов и т.д. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при ВС РФ в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

До августа 2014 г. систему федеральных арбитражных судов возглавлял ВАС РФ, который в 2014 г. в рамках судебной реформы в России был упразднен. Одновременно был принят Закон о ВС РФ, в соответствии с которым ВС РФ стал правопреемником ВАС РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, при этом он не входит в систему арбитражных судов. Его роль в механизме экономического правосудия заключается в следующем:

  • — рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в случаях, прямо предусмотренных Законом о ВС РФ, по первой инстанции экономических споров и иных дел (например, экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ);
  • — проверка Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в кассационном порядке законности вступивших в законную суду судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций;
  • — проверка Апелляционной коллегией ВС РФ в апелляционном порядке решений, принятых Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ;
  • — проверка Президиумом ВС РФ в порядке надзора законности вступивших в законную суду судебных актов Коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

При этом следует учитывать, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте основные этапы истории становления и развития арбитражной юрисдикции в России.
  • 2. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие систему арбитражных судов.
  • 3. Какие суды образуют систему федеральных арбитражных судов?
  • 4. По какому принципу образуются арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов?
  • 5. Охарактеризуйте общие и функциональные полномочия федеральных арбитражных судов каждого уровня.
  • 6. Охарактеризуйте правовой статус специализированного арбитражного суда.
  • 7. Какова роль ВС РФ в механизме экономического правосудия?
  • С момента принятия Закона РСФСР «Об арбитражном суде».
  • Отметим, что до 2003 г. апелляционная инстанция функционировала при арбитражном суде субъекта РФ, т.е. являлась структурным подразделением суда.
  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2004 г. № 7 «Об определениимест постоянного пребывания арбитражных апелляционных судов».
  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 18 января 2007 г. № 1 «О начале деятельности Арбитражного суда Пермского края и об образовании постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края».
  • В соответствии с постановлением ВАС РФ от 2 июля 2013 г. № 51 официальнойдатой начала работы Суда по интеллектуальным правам считается 3 июля 2013 г.
  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. № 7 «Об утвержденииРегламента арбитражных судов». Регламент арбитражных судов действует до принятияСудебным департаментом при ВС РФ соответствующих решений по организации работыарбитражных судов в Российской Федерации и их утверждения Пленумом ВС РФ.
  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 100 «Об утвержденииИнструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой,апелляционной и кассационной инстанций)».
  • См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ.
  • См.: Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ «О внесенииизменений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и статью 2 Федерального конституционного закона “О Верховном СудеРоссийской Федерации”».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *