Централизованное и децентрализованное

Финансы

Тема 1. Финансы и финансовая система.

В чем состоит назначение централизованных финансов?

Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок;

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. Это, во — первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во — вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в — третьих, государственное страхование; в — четвертых, государственный, в том числе банковский кредит.

Тема 2. Финансовая политика и управление финансами.

В чем состоит различие между косвенными и прямыми методами государственного регулирования финансов?

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Тема 3. Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов.

Что такое «предприятие»? Как этот термин трактуется в отечественном законодательстве?

В научной литературе под предприятием понимают «экономическое единство, в котором объединяются и координируются человеческие и материальные факторы хозяйственной деятельности». И.В. Можайскова под предприятием понимает технологическое единство материально-вещественных и людских элементов — факторов производства. Господствующей в экономической литературе, по мнению М.И. Кулагина, является точка зрения на предприятие как на место соединения различных факторов производства — природных ресурсов, труда и капитала. В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций.

В юридической науке, в частности в сфере гражданского права, в отношении понятия предприятия мнения ученых разделились на две позиции: одни считают предприятие объектом права, другие признают за ним качество особого субъекта.

О предприятии как об объекте гражданских прав говорится в п. 1 ст. 132, п. 2 ст. 334, 1178 ГК РФ. При этом предприятие как объект прав признается имущественным комплексом и относится к недвижимому имуществу. Большинство изданных в развитие ГК РФ федеральных законов употребляет термин «предприятие» как объект гражданских прав.

Несмотря на то, что действующее законодательство, прежде всего ГК РФ (ст. 132), рассматривает предприятие в качестве единого имущественного комплекса только как объект гражданских прав, в законодательстве и в юридической литературе предприятие нередко рассматривается в качестве субъекта гражданских прав (в частности, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование.

Каковы задачи финансового планирования?

К основным задачам финансового планирования относятся:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами, как на микро — так и на макроэкономическом уровнях.

Тема 5. Финансовый контроль.

Кто осуществляет государственный финансовый контроль в РФ?

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Тема 6. Бюджет как основное звено системы финансов.

Назовите возможные пути развития неналоговых доходов бюджетов?

Возможные пути развития неналоговых доходов бюджета:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, разного рода штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, и т.д.

Тема 7. Внебюджетные фонды.

Сформулируйте пути реформирования пенсионной системы в РФ.

В период существования Российской Федерации тема пенсионного обеспечения в стране поднималась не раз. Первая пенсионная реформа в РФ была осуществлена в 1990г. В это время было принято ряд законодательных документов, регламентирующих минимальный размер пенсии, порядок исчисление ставки пенсионного обеспечения исходя из стажа работы и уровня заработной платы, а также ряд других вопросов, обеспечивающих пенсионные выплаты гражданам РФ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы наблюдался в середине 90-х годов. Пенсионная реформа этого времени заключалась в изменении налогообложения работающих граждан РФ и как следствие увеличение пенсионных отчислений в Пенсионный Фонд. Таким образом, Государство пыталось увеличить минимальный размер пенсии и общий размер пенсионных выплат.

Кроме того, в середине 90-х годов стали появляться Негосударственные Пенсионные Фонды, услугами которых могли воспользоваться граждане только по собственной инициативе.

И, наконец, следующая пенсионная реформа, это реформа 2002г. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различном уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»». Согласно которому базовая и страховая части пенсии объединяются. При их объединении будет применяться единый порядок индексации.

Тема 8.Страхование.

Что такое страховой резерв страховой организации? Каковы цели и источники его формирования?

Страховые резервы — фонды денежных средств, образуемые страховыми организациями, для обеспечения гарантий выплат страхового возмещения и страховых сумм.
Фонды используются, если сумма выплат страхователям в конкретный операционный период превышает текущие поступления платежей.
Свободные средства резервов используются для инвестиций в ценные бумаги, что приносит страховщикам дополнительный доход.

Страховые резервы образуются страховщиком по каждому виду страхования и в той валюте, в которой проводится страхование.

Страховые резервы включают:

1. резерв незаработанной премии (далее — РНП);

2. резервы убытков:

— иные страховые резервы.

Величина страховых резервов определяется путем оценки в денежной форме финансовых обязательств страховщика по предстоящим страховым выплатам.

Тема 9. Государственный и муниципальный кредит.

Назовите отличия государственного кредита от других форм кредита?

В зависимости от ссуженной стоимости различают товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита. Денежная форма кредита — наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве. Данная форма кредита активно используется как государством, так и отдельными гражданами, как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте. В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются следующие формы кредита: банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная). Банковская форма кредита — наиболее распространенная форма.

Централизованные децентрализованные фонды

Централизованные денежные фонды, формируемые на макроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления.

К централизованным денежным фондам относятся:

— государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственные фонды страхования;

— государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

Источниками централизованных денежных фондов являются: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Децентрализованные денежные фонды, формируемые на микроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли.

К ним относятся:

— фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников;

— фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений;

— фонды индивидуальных предпринимателей;

— фонды домохозяйств.

Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике.

На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

В состав собственныхсредств организаций входят:

— уставный, добавочный и резервный капиталы;

— фонды накопления, потребления и социальной сферы;

— нераспределенная прибыль.

Кзаемным средствам относятся кредиты и займы.

К привлеченным средствам относится кредиторская задолженность.

Источниками децентрализованных финансовых ресурсовпредприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.

В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят:

— денежные средства, предназначенные для текущих расходов;

— денежные средства, предназначенные для капитальных расходов;

— денежные сбережения;

— денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

Источниками финансовых ресурсов домашних хозяйств являются:

— заработная плата, премии и надбавки к заработной плате;

— выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;

— командировочные расходы;

— доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Составитель: А.Ю.Казанская
Финансы и кредит
Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007

Что такое централизованные и децентрализованные фонды денежных средств?

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

— государственный бюджет;

— внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Децентрализованные финансы

Финансы на современном рынке имеют разную структуру и виды. Но раньше обстановка с финансовой деятельностью обстояла совсем иначе.

Развитие финансов и финансовой деятельности началась много лет тому назад. Отмечается, что именно Италия стала родиной финансовой структуру, так как были определенные проблемы в торговой деятельности.

Их появление связывают с товарными отношениями, когда производители начали продавать то, что они производят. Ранее натуральное хозяйство предполагало самостоятельное и полное потребление того, что производится. В дальнейшем, это стало подлежать обмену, а еще дальше продаже. Когда появились продажи товара, появились и финансы.

Самым важным предлогом возникновения финансов стало создание государства. Государственная структура предполагает экономику и финансовую систему, ибо любому государству, где ходят деньги, необходим государственный бюджет. На сегодняшний день финансовая политика неотъемлемый элемент деятельности любой компании на рынке, так как именно финансы формируют фундамент развития и расширения деятельности этой компании на современном рынке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Без финансов государство не может существовать в принципе, поэтому можно смело утверждать, что деньги и государство две неделимые части одного целого.

Финансы и их характеристика

В политики любого государства есть финансовая сфера, которая отвечает за все денежные операции, происходящие внутри страны. Финансы тесно связаны с экономикой государства и всей экономической системой.

Финансовая сфера немного отличается от экономической, так как экономика это слишком обширная сфера деятельности, а финансы, наоборот, узкоспециализированная.

Определение 1

Финансы – это все денежные средства, которые в той или иной форме участвуют в обороте.

К финансам можно отнести:

  • Наличные денежные средства. То есть это непосредственно деньги, различные купюры и наминал, которые можно передать лично в виде бумажных носителей;
  • Безналичные денежные средства. Это деньги, которые невозможно потрогать или посмотреть на них лично. Такие операции с деньгами реализуются через он-лайн операции: перевод денежных средств одного лица другому, операции между счетами, оплата по квитанциям на счет поставщиков и т.д.;
  • Ценные бумаги различного рода и номинала. Любые ценные бумаги, которые представляют ценность на финансовом рынке. Это могут быть акции, облигации, векселя, электронные деньги и т.д.

Финансы являются важной составляющей бюджета любого государства, так как они формируют ту уверенность и стабильность, которая необходима для экономики и политики.

Децентрализованные финансы

Финансы, как любая другая экономическая единица имеют разную структуру, форму и направленность. Так, особое место отводят децентрализованным финансам.

Определение 2

Децентрализованные финансы – это финансовые отношения, осуществляемые посредством денежных средств, которые формируются внутри различных предприятий или отдельно взятыми гражданами страны.

Эта форма финансовых (денежных) отношений является самой распространенной.

К отношениям с децентрализованными финансами можно отнести:

  1. Все денежно-финансовые отношения различных организаций и компаний, действующих на рынке. Надо отметить, что сюда включаются не только коммерческие предприятия, но и некоммерческие;
  2. Все денежно-финансовые отношения различных домохозяйств.

Все перечисленные финансовые отношения являются фундаментом всей финансовой системы страны. Именно за счет предприятий и домохозяйство страна может снабжать экономику, торговые и рыночные отношения необходимыми финансовыми средствами.

Немаловажная роль и значение в децентрализованных финансах отводится всем коммерческим структурам, так как именно они являются тем источником денежных средств, необходимых для развития государства и общества. За счет товаров и услуг, производимых компаниями, страна может рассчитывать на высокий уровень жизни, на необходимые товары первой необходимости и роскоши в том числе.

Функции децентрализованных финансов

Все децентрализованные финансы имеют свое происхождение только благодаря производству, то есть эта та стадия экономических процессов, когда финансы на определенном этапе становятся денежными средствами. Происходит это в момент перераспределения товаров и ресурсов.

Замечание 1

Очень многие экономисты отмечают, что неправильно рассматривать финансовую систему вне производственного процесса, так как это неверное толкование экономических отношений в целом.

Всю сущность децентрализованных финансов можно определить с помощью их функций:

  • Функция, в основе которой лежит регулирование всех финансовых отношений внутри компании. Все финансовые потоки должны контролироваться и распределяться внутри любого предприятия, что позволяет грамотно распределять ресурсы фирмы, в том числе денежные;
  • Формирование общего капитала компании и его распределение. Данная функция основана на грамотном использовании денежных средств и системы их формирования для дальнейшего развития предприятия;
  • Инвестиционная функция. Она позволяет определить финансовые ресурсы, которые могут быть инвестированы в дальнейшее развитие компании, например, покупку нового оборудования или совсем иную сферу деятельности, которая в дальнейшем будет приносить дополнительный доход;
  • Функция, в основе которой идет распределение общего дохода компании. В основе этой функции лежит процесс правильного формирования резервов фирмы: текущих, основных, инвестиционных, будущих и т.д. Финансовая система позволяет выявить потенциальные возможности или проблемы, которые есть у компании на данный момент времени.

Таким образом, финансовая система – это неотъемлемый элемент деятельности компании на рынке. Децентрализованные финансы включают в себя все отношения по средствам денежных средств, которые являются основой экономики и финансовых отношений всего государства.

Основные функции и структура централизованных финансов

Централизованные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях.

Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Централизованные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.

Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов

Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

— государственный бюджет,

— внебюджетные фонды,

— государственный кредит.

Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.

Государственный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты;

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Принципы функционирования бюджетной системы:

* единство бюджетной системы;

* разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

* самостоятельность бюджетов;

* полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;

* сбалансированность бюджетов;

* эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

* гласность;

* достоверность бюджета;

* адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Таким образом в России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

1. Государственный, или федеральный бюджет;

2. Бюджеты членов федерации (субъектов в России);

3. Местные бюджеты.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.), (который был принят для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.

Система внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды — важное звено финансовой системы, совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально — сырьевой базы, фонды финансового регулирования).

Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Функции и цели государственного и муниципального кредита

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

Законом о бюджете утверждаются:

* суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

* размер долга иностранных государств на конец финансового года;

* предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

* предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;

* программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *