Развитие экономики

Роль экономического развития

Понятие и сущность экономического развития

Главная цель существования экономической теории заключается в поиске путей обеспечения экономического роста и развития в условиях ограниченности ресурсов. Исследование процессов и методов взаимодействия субъектов в науке происходит на уровне систем, создаваемых отдельными экономическими агентами или их группами. Каждый из субъектов при этом действует обособленно и независимо, стремясь получить личную выгоду или реализовать какой-либо интерес. Однако, каждая система под влиянием многочисленных факторов рынка стремится к максимизации показателей собственной хозяйственной деятельности и к экономическому развитию.

Определение 1

Экономическое развитие представляет собой процесс качественного изменения хозяйственной структуры, который оказывает влияние на социальную, политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизни общества.

Понятия экономического роста и развития часто используют, как синонимы. Однако, экономический рост показывает количественное увеличение результатов хозяйственной деятельности. Развитие предполагает качественные изменения, которые переводят систему на более высокий уровень функционирования. Важно отметить, что рост и развитие связаны между собой. Без положительных тенденций в хозяйственной жизни сложно внедрять инновации в экономику. Развитие экономики становится фундаментом для стабильного экономического роста.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В современном мире принято делить страны в зависимости от степени их экономической развитости на:

  • слаборазвитые (в них превалирует сельское хозяйство, уровень жизни, степень развития технологий достаточно низкие);
  • развивающиеся (строящие экономику на промышленности и сельском хозяйстве, с переходом к инновационным и наукоемким отраслям);
  • развитые (специализирующиеся на сфере услуг и развитии финансового сектора)

Замечание 1

Развитые страны представляют меньшинство, однако оказывают большое влияние на экономические процессы и геополитику в мире.

Роль экономического развития в жизни общества

Экономическое развитие создает условия для стабильности национальной хозяйственной системы, а также обеспечивает фундамент для планомерного экономического роста. При этом каждое государство создает свою уникальную экономическую структуру, которая складывается под влиянием исторических, политических и социальных факторов. Однако, не смотря на определенные особенности, большинство стран имеют много общего в экономических укладах.

Главным условием экономического развития является эффективное распределение материальных благ. Экономический рост способствует увеличению итоговых показателей деятельности, а вот развитие вносит качественные изменения в экономику страны.

В настоящее время большой упор делается на социальную сферу жизни общества, поэтому все мероприятия, связанные с национальным хозяйством, носят социально-экономический характер. Все чаще говорится о социально-экономическом развитии общества, которое включает в себя:

  • Фундаментальное изменение общественного сознания.
  • Изменение привычного уклада жизни.
  • Наращивание производственных мощностей и увеличение дохода.
  • Институциональное изменение структуры общества.

В большинстве своем социально-экономические изменения направлены на улучшение качества и уровня жизни населения отдельного государства. Поэтому задачи экономического развития связаны с мероприятиями, направленными на улучшение уровня дохода, здоровья нации, демографической ситуации. Сейчас важно вкладываться и развивать человеческий ресурс через систему образования. Кроме того, необходимо обеспечить такую среду существования человека, в которой он сможет распоряжаться своими социальными и экономическими свободами. Этот подход даст стимул для всестороннего развития личности, которая играет важную роль в становлении народного хозяйства.

Стоит отметить, что развитие экономики является нестабильным процессом, который, как и любые другие системные изменения, проходит этапы роста и спада. Поэтому на разных временных этапах могут наблюдаться различные тенденции в становлении экономической системы.

В экономической теории принято выделять три этапа становления общества. Среди них выделяют:

  1. Доиндустриальное общество. Для него характерен низкий уровень развития жизни населения. Производство сконцентрировано в сфере сельского хозяйства и ремеслах. Низкий уровень развития производства делал человека зависимым от природных условий.
  2. Индустриальное общество. Оно строится на капитале и предпринимательском таланте. В основе лежит добывающая и тяжелая промышленность, частично сельское хозяйство. Труд становится автоматизированным, а производство массовым. Товарно-денежные процессы проникли во все сферы жизни общества.
  3. Постиндустриальное общество. Главным ресурсом становится знание и человеческий капитал.

Страны современного мира находятся на разных этапах экономического развития. Для определения к какой из групп относится то или иное государство используются совокупные показатели хозяйственной деятельности. На возможности экономического развития так же оказывают влияние естественные факторы, например, условия климата, территориальное расположение, доступность полезных ископаемых и энергетических ресурсов и другое.

Сопоставление экономик по степени развитости проводится по размеру внутреннего валового продукта на душу населения. Обычно его сопоставляют со страной, выбранной в качестве эталона. Однако, сложно проводить сравнение только по доходам, важно так же оценивать потенциал экономики, ее способность к расширенному воспроизводству и другие параметры, но определяющим является качественно жизни населения.

Замечание 2

Роль экономического развития в становлении хозяйственных систем достаточно высока. Интенсивное использование человеческого капитала, открытий науки и техники, а также повсеместное внедрение инноваций позволяет переводить систему на качественно новый уровень существования. Перестройка касается не только хозяйственной жизни, она затрагивает социальный уклад, влияет на мировосприятие населением, способствует формированию новых институциональных отношений в обществе.

Проверочная работа по теме: «Экономика» 10 класс

Итоговое обобщение по теме: «Экономика» 10 кл. Вариант 1.

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие рынок труда? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите особенность формирования предложения на рынке труда, во втором укажите факторы, влияющие на формирование цены на труд.

2.Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних полугода растут на 50–60% в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения).

3.Чем экспорт отличается от импорта и что между ними общего?

4.Правительство страны Z в экономической сфере придерживается политики фритредерства. Выберите из предложенного списка черты, характерные для экономического развития страны Z. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z существуют квоты на импортную продукцию.

2) Рынок страны Z насыщен недорогими, качественными импортными товарами.

3) Правительством страны Z установлены высокие пошлины на импортные товары.

4) Отказ от выделения субсидий для местных сельхозпроизводителей.

5) В стране Z наблюдается дефицит практически на все потребительские товары.

6) Открываются филиалы иностранных компаний, предоставляя дополнительные рабочие места.

Ответ: ___________________________.

5.В стране Z было выпущено новое платёжное средство – имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении

контрольного пакета в руках государства. Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы формируется в стране Z? Назовите одно любое последствие данного процесса в экономике.

6. Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.

4) Для экономического развития характерна как положительная динамика экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.

Ответ: ___________________________.

7.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Международное разделение труда в условиях глобализации». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8.В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).

Акция; облигация; ценная бумага; вексель; сберегательный сертификат.

Ответ: ___________________________.

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой факторные доходы.

1) выигрыш в лотерею; 2) земельная рента; 3) заработная плата; 4) пособие по безработице; 5) дивиденды; 6) прибыль.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

10. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) увеличение численности работников на предприятии 1) интенсивный фактор роста

Б) повышение уровня организации труда на производстве 2) экстенсивный фактор роста

В) внедрение в производство инновационных технологий

Г) повышение уровня квалификации работников предприятия

Д) увеличение объёма финансирования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Итоговое обобщение по теме: «Экономика» 10 кл. Вариант 2.

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «величина спроса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите зависимость величины спроса от цены на товар, во втором предложении, раскройте влияние на величину спроса одного из неценовых фактора.

2.Укажите три любые источника бизнеса. Каждый проиллюстрируйте примером.

3.Что такое политика протекционизма? Приведите три примеры для экономики России.

4.В стране N командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономические пропорции устанавливаются централизованно.

2) Основные средства производства принадлежат государству.

3) Цены на товары определяются соответствием спроса и предложения.

4) Производители сами решают, какое количество товара надо произвести.

5) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности.

6) Ресурсы распределяются между производителями централизованно.

Ответ: ___________________________.

5..Руководство фирмы по изготовлению фейерверков решило расширить производство в связи с приближением праздников. В краткосрочной перспективе были рассчитаны следующие издержки: закупка материалов,

привлечение рабочих на сдельную оплату труда, закупка обёрточной бумаги и другие.

Как называется этот вид издержек? Какие ещё издержки этого вида Вы можете назвать? Приведите два примера. Какие решения должно принять руководство для интенсификации производства? Приведите два возможных решения.

6.Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР КОНКУРЕНЦИИ ТИП КОНКУРЕНЦИИ

А) Услуги телефонной связи в стране Z осуществляют две конкурирующие компании, 1) чистая конкуренция которые полностью контролируют рынок. 2) олигополия

Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных 3) чистая монополия

фермерских и индивидуальных хозяйств.

В) В городе Р большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие

услуги по мелкому бытовому ремонту.

Г) Компания «Соль и море» является единственным поставщиком поваренной соли

для продуктовых магазинов региона.

Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В сигнализацию с функцией смс-

оповещения владельца. Через непродолжительное время другие производители сигнализаций

ушли с рынка города.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б

В

Г

Д

7.Выберите верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики. 2) Представители теории монетаризма придерживаются позиции сокращения влияния государства на экономику.

3) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов.

4) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий.

5) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования.

Ответ: ___________________________.

8.Правительство страны Z обсудило целесообразность вступления государства в ВТО. Какие дополнительные сведения позволят сделать вывод о том, что в стране Z проводится протекционистская экономическая политика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z были выделены субсидии сельскохозяйственным производителям.

2) В стране Z был принят профицитный государственный бюджет.

3) Правительством страны Z был установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле в отношении приграничных государств.

4) В стране Z были повышены пошлины на ввоз импортной бытовой техники.

5) В стране Z была разработана программа по локализации сборки автомобилей выпускаемых иностранными производителями.

6) Центральным банком страны Z была снижена ключевая ставка.

Ответ ____________

9. Назовите три особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет и проиллюстрируйте каждую из них примером.

10. Из-за общего экономического спада, возникшего в стране М., гражданина К. уволили с предприятия. В течение двух месяцев он не мог найти нового места работы. Выберите из приведённого списка характеристики, связанные с безработицей этого гражданина, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) структурная 2) сезонная 3) циклическая 4) скрытая 5) фрикционная 6) открытая

Ответ ________________

Итоговое обобщение по теме: «Экономика» 10 кл. Вариант 3.

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие государственный бюджет? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, первое содержащее информацию о составлении и принятии государственного бюджета, второе – о возможном состоянии бюджета.

2. Назовите основные фазы экономического цикла, проиллюстрируйте примерами изменения макроэкономических показателей на каждой фазе.

3.Каковы особенности международного разделения труда?

4.Страна Z переживает сложный период в экономике. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране наблюдается экономический спад? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране наблюдается высокий уровень занятости населения.

2) Банки сокращают кредитование потребителей.

3) В производстве наблюдается снижение производственных мощностей.

4) Наблюдается устойчивый рост ВВП.

5) Качество жизни населения показывает самый высокий уровень за последнее десятилетие.

Ответ: ___________________________.

5.Установите соответствие между примерами и типами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР БЕЗРАБОТИЦЫ ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ

А) Выпускник вуза не может найти работу по специальности. 1) фрикционная

Б) Менеджер решил найти более высокооплачиваемую работу, после 2) сезонная

увольнения с прежней находится в поиске выгодного предложения.

В) Сотрудники парка аттракционов в приморском городе вынуждены искать источники дополнительного дохода в холодное время года.

Г) Строители дачных домиков не могут найти работу в зимний период.

Д) Секретарь-референт уволилась, чтобы пройти курсы переквалификации и найти работу специалиста.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Б

В

Г

Д

6.В стране проводятся экономические реформы. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на переход от командной к рыночной экономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства.

2) Правительство принимает меры, направленные на ускорение технического прогресса.

3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

4) Правительство проводит политику либерализации цен.

5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты.

Ответ_________________

7.В стране Z был принят закон, регулирующий передачу крупных предприятий в частную собственность. Какие дополнительные факторы позволят сделать вывод о том, что в стране Z осуществляется переход к рыночной

экономической системе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z был повышен размер минимальной оплаты труда.

2) В стране Z была отменена уголовная ответственность за покупку иностранной валюты.

3) В стране Z значительно вырос реальный ВВП на душу населения.

4) Государственный бюджет страны Z стал публиковаться в открытых источниках.

5) В конституции страны Z было закреплено существование различных форм собственности.

6) В стране Z частные инвесторы стали привлекаться к разработке мест полезных ископаемых.

Ответ: ___________________________.

8. Установите соответствие между характеристиками и видами внешнеторговой политики государства, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

А) предполагает привлечение иностранных производителей 1) протекционизм

Б) одним из способов осуществления является квотирование импорта 2) свободная торговля

В) способствует увеличению занятости в национальной экономике

Г) приводит к снижению цен на товары и услуги из-за большого предложения

Д) ориентирует на поддержку неэффективного отечественного производства

Б

В

Г

Д

9. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Этика и социальная ответственность бизнеса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

10. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество 1) экстенсивный

женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях 2) интенсивный

Б) Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив старое

В) Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и учащихся для сбора огурцов и кабачков

Г) Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей

Д) За счет использования инновационных технологий на предприятии существенно возросла производительность труда

Б

В

Г

Д

Ответы. Вариант 1.

1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1) смысл понятия, например:

Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

2) Могут быть приведены следующие предложения:

— Граждане, ищущие работу, формируют предложение на рынке труда.

— Заработная плата – цена труда формируется на рынке труда под влиянием следующих факторов: спрос на трудовые услуги, состояние экономики в целом, сезонность, структурные изменения в экономике.

2. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) экономическое явление – инфляция;

2) вид – гиперинфляция;

3) пояснения, например: в результате высокой инфляции:

– обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения;

– сокращается производство и занятость;

– снижаются реальные доходы государства

3. Экспорт и импорт представляют собой два главных механизма внешней и внутренней экономики любой страны. Это два противоположных направления международной торговли, позволяющие судить об уровне экономического развития страны.
Импортом именуют ввоз в страну товаров из других государств, а экспорт, напротив, обозначает вывоз производимых в стране товаров и их реализацию на территории других государств. Товаром может выступать не только промышленная продукция, но и сырье, различные услуги – все, на что есть спрос в мировой экономике. Эти характеристики определяют её положение в разделении труда в международном формате.

4.246

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) назван экономический процесс: приватизация;

2) назван тип экономической системы: смешанный.

3) Могут быть названы следующие последствия:

– повышение эффективности предприятий;

– увеличение поступлений в бюджет;

– уменьшение количества монополий на рынке;

– привлечение сотрудников к управлению капиталом компании;

– создание обширной социальной базы мелких и средних

собственников.

6.134

7. 1.Международные экономические отношения в эпоху глобализации:

а) международная торговля;

б) миграция рабочей силы;

в) международное движение капиталов;

г) экономическая интеграция;

д) валютно-финансовые и кредитные отношения.

2. Факторы международного разделения труда:

а) научно-технический прогресс;

б) структура национального производства;

в) спрос на мировом рынке.

3. Государственная политика в области международной торговли:

а) протекционизм;

б) фритредерство.

4. Международное разделение труда – основа развития мирового хозяйства

8.ценная бумага

9.14

10. 21112

ВАРИАНТ 2

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «величина спроса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите зависимость величины спроса от цены на товар, во втором предложении, раскройте влияние на величину спроса одного из неценовых фактора.

1. Пояснение. 1) смысл понятия, например: величина спроса — это количество товара, которое было бы куплено по конкретной цене за определённый период времени при данном характере спроса; (Может быть дано иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение, содержащее информацию о влиянии ценовых факторов на величину спроса, например: Повышение цены экономического блага снижает величину спроса на данный товар; (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о влиянии ценовых факторов на величину спроса.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса влияние неценовых факторов на величину спроса, например: Увеличение доходов населения положительно влияет на объём покупок потребителей.

2. 2.Укажите три любые источника бизнеса. Каждый проиллюстрируйте примером.

Указаны три источника финансирования бизнеса и иллюстрирующие их

примеры, допустим:

1) государственные средства (например, предприятие малого бизнеса получило финансовые средства из государственной целевой программы содействия малому предпринимательству);

2) банковские кредиты (например, предприятие сетевой торговли получило банковский кредит на закупку новой партии товаров для своих магазинов);

3) корпоративные средства (например, предприятие передало часть своих ценных бумаг фирме-партнёру, привлекая тем самым средства для развития своего бизнеса).

Могут быть указаны иные источники финансирования бизнеса, приведены иные верные примеры

3. 3.Что такое политика протекционизма? Приведите три примеры для экономики России.

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Приведены примеры протекционизма, допустим: 1) для того чтобы поддерживать отечественного производителя автомобилей, государство вводит повышенные ввозные тарифы на ввоз автомобилей иностранных марок, как подержанных, так и новых, чтобы их цена на внутреннем рынке была выше цен на отечественные автомобили;

2) государство предоставляет государственные субсидии отечественным производителям, для того чтобы поддержать их конкурентоспособность;

3) государство предоставляет льготы по налогообложению для отечественных предприятий, стимулируя их развитие. Могут быть приведены другие верные примеры

4.126

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) переменные издержки;

2) транспортные расходы, затраты на электроэнергию;

3) внедрение нового, более экономно использующего ресурсы, оборудования, повышение квалификации рабочих.

6.21133

7.245

8.145

9. В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет:

1) лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (16-летний Иван Д. при трудоустройстве в период летних каникул в почтовое

отделение был направлен на прохождение медицинского осмотра в учреждение здравоохранения);

2) ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью

31 календарный день в удобное для них время. (17-летняя Марина В., работающая гардеробщицей в музее, написала заявление и была отправлена в очередной отпуск в соответствии с указанными ею в заявлении датами);

3) запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время,

в выходные и нерабочие праздничные дни (16-летний уборщик торгового центра Юрий С. не привлекался к работе с 1 по 10 января, несмотря, на то, что торговый центр работал).

10.356

Вариант 3

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие государственный бюджет? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, первое содержащее информацию о составлении и принятии государственного бюджета, второе – о возможном состоянии бюджета.

Пояснение. 1) смысл понятия, например: смета доходов и расходов государства на определённый период времени; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о формировании бюджета, опирающейся на знания курса, например: государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами; (Могут быть составлены любые другие предложения).

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса виды состояния бюджета, например: в зависимости от соотношения доходной и расходной частей государственного бюджета он может быть дефицитным, профицитным или сбалансированным. (Могут быть составлены любые другие предложения.)

2. Назовите основные фазы экономического цикла, проиллюстрируйте примерами изменения макроэкономических показателей на каждой фазе. Пояснение. Экономический цикл — попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Существует четыре стадии или фазы цикла. 1) Экономический подъем. Показатели: рост ВВП, рост производства, рост инфляции, на определенный момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический спад (рецессия). Показатели: рост безработицы, сокращение производства, сокращение совокупного спроса.

3) Депрессия (дно). Показатели: безработица достигает максимума, а производство достигает максимального низкого значения.

4) Оживление. Показатели: повышение инвестиционной активности, рост доходов населения.

3.Каковы особенности международного разделения труда?

Это специализация отдельных стран в рамках мирового хозяйства на производстве определенных видов товаров и услуг с целью реализации их на с мировом рынке Такое разделение является качественной дифференциацией трудовой деятельности на международном уровне, которая лежит в основе различных форм обмена ее результатами между странами Она проявляется во взаимовыгодном специализации производства отдельных стран на определенных видах продукции, которой они обмениваются.

Необходимость международного разделения труда и его глубина определяются степенью развития производительных сил общества Его факторами являются природные, географические и экономико-производственные различия международными национальными реальными экономиками различных стран

4.23

5.11221

6.134

7.256

8.21121

9. 1.Понятие об этике и социальной ответственности бизнеса. Этика предпринимательства как основа успешной деятельности фирмы на рынке.

2. Признаки социально ответственного предпринимательства:

а) соблюдение корпоративной этики;

б) партнерские отношения с обществом, участие в финансировании социальных программ;

в) соблюдение законов, в том числе, природоохранного законодательства.

3. Направления взаимодействия бизнеса и общества по реализации партнерских взаимодействий:

а) охрана окружающей среды;

б) создание социальной среды на предприятии и в быту, комфортной для человека;

в) формирование позитивного отношения в обществе к бизнесу;

г) развитие программ в области образования, фундаментальной науки, здравоохранения.

4. Этика бизнеса как основа менеджмента в современной компании.

5. Особенности формирование этического комплекса и социальной ответственности бизнеса в современной России.

От чего зависит экономика стран?

Экономика страны – это показатель стабильности роста, наличия свободных финансов страны. Впрочем, к сожалению, далеко не каждая страна отличается тем, что ее экономика достаточно сильно и стабильно развита, что позволяет ей лидировать в списке всех стран. На данный момент самой стабильной в экономическом плане страной является Америка…

Однако и ее экономический рост сейчас находится под сомнением, учитывая все те беды, которые произошли с ней за последние годы, да еще и ураган нанес свой ущерб для столь мощной и процветающей страны.

Но, в остальном, экономика стран мира зависит не только от деятельности политических работников, но и от того, насколько много и насколько часто в страну вкладываются деньги.

Сами деньги не играют столь важной роли, важную роль играет то, сколько всего можно приобрести во благо страны на эти деньги. В итоге, можно сделать вывод, что экономика стран зависит от того, насколько много в нее денег вкладывается.

И данный вопрос мы разберем наиболее тщательно в нашей сегодняшней статье.

Экономика стран очень близко сотрудничает с политикой банков. Даже интернет банки влияют на экономическое развитие стран.

Например, обмен Яндекс.Деньги в какой-то мере тоже способствует экономическому развитию России, поскольку определенный процент от работы банка выделяется в государство.

Также обмен Яндекс.Деньги просто удобен и быстр, поэтому им пользуются очень многие. Следовательно, чем чаще клиенты прибегают к услугам банков, не обязательно этого одного, тем больше денег выделяется на развитие страны, экономика, следовательно, становится все более сильна в финансовом плане, и это способствует экономическому развитию.

От чего зависит экономика стран?

Каждая страна стремится к тому, чтобы получить как можно больше денег на развитие. Это и есть двигатель экономики, то есть и рынок тоже очень влияет на экономические дела страны.

Торговля напрямую связана с финансами, следовательно, чем больше страна производит покупаемого и востребованного продукта, в тот же момент, не обделяя продуктами своих жителей, тем самым прочнее и мощнее становится экономическое положение дел в стране.

Экономика, по факту, зависит от очень многих факторов, не только от вложенных денег. Но в самом большом влиянии экономика находится у средств финансирования.

Чем больше денег у страны, тем прочнее экономика, это и влечет за собой постоянные торговые операции, и невероятную конкуренцию среди отечественного и зарубежного производителя…

Экономическое развитие страны

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

Экономическое развитие общества — многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономическое развитие и его уровень

Сущность экономического развития

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения.

Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

Так. в России в 90-е гг. трансформация экономической системы сопровождалась резким сокращением производства, деградацией экономической структуры, а уровень и качество жизни снизились у большинства населения.

По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция, Австралия и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.); наименее развитые (в основном государства Тропической Африки). Россия по одним показателям может быть отнесена к развитым, по другим — к развивающимся государствам.

Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми располагают разные страны, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

  • ВВП/НД на душу населения;
  • структура экономики;
  • уровень и качество жизни населения.

ВВП/НД на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития. В 2002 г. НД на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности, в Люксембурге составлял 51 060 долл., что более чем в 100 раз превосходит НД на душу населения в самой бедной стране — Сьерра-Леоне (490) и даже выше, чем в США (35 060), хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России НД надушу населения в том же году составил 7820 долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой.

В некоторых развивающихся странах (например, в Кувейте) показатель ВВП/НД на душу населения достаточно высокий, однако отраслевая структура экономики не соответствует современным требованиям. Для развитых стран характерна низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора, высокая доля вторичного сектора (прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры, жилищно-коммерческого сектора). Отраслевая структура экономики России характерна, скорее, для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП надушу населения по паритету покупательной способности). В 2001 г. индекс в России составил 0,779, что было немногим выше среднемирового значения и по-прежнему ниже, чем в 1985 г. (0,811), хотя и выше, чем в 1995 г. (0,776). В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых — был ниже 0,6, опускаясь даже до 0,275 (Сьерра-Леоне).

Уровень экономического развития страны, определяющий степень ее участия в мировом хозяйстве

Многообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран позволяет оценивать уровень экономического развития конкретного государства не с какой-то одной точки зрения, а всесторонне. Для этого используют несколько основных показателей и критериев, в частности:

  • абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
  • национальный доход и доход на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта страны;
  • уровень и качество жизни населения.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве — понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные коррективы в состав основных показателей.

Длительное время в отечественной литературе практиковалось деление мира на две противоположные социально-экономические системы (ранее — даже на два лагеря) — мировую капиталистическую систему хозяйства и мировую социалистическую систему хозяйства. Соответственно, в рамках международного разделения труда рассматривались международное социалистическое разделение труда и международное капиталистическое разделение труда, а в рамках мирового рынка — мировой капиталистический рынок и мировой социалистический рынок (при понимании того, однако, что существует и единое мировое хозяйство, и всемирное разделение труда). Одновременно все страны мира делились на три группы: развитые капиталистические, развивающиеся и социалистические государства. Такая группировка имела ярко выраженную идеологическую окраску, вытекала из блоковой политики противостояния и двухполюсного вйдения мира, хотя и имела определенную объективную основу. С распадом социалистической системы и СССР как единого государства стал более объективным подход, используемый в Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН, объединившей все мировое сообщество, была принята группировка стран без употребления идеологических терминов:

  • развитые страны с рыночной экономикой;
  • развивающиеся страны и территории;
  • страны с централизованной плановой экономикой.

На рубеже 90-х годов, когда в большинстве социалистических стран начались коренные социально-экономические и политические преобразования, в изданиях ООН вместо группы стран с централизованной плановой экономикой были выделены две группы: страны Восточной Европы (включая СССР), которые получили название стран с переходной экономикой, и социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Монголия). Югославию, Кубу и Лаос статистика ООН относит к группе развивающихся стран.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них — разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода надушу населения.

Такой подход используют ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем душевого дохода. В 2005 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов — не более 755 долл., ниже среднего — от 756 до 2995 долл., выше среднего — от 9265 долл.

При другом подходе определяют роль страны в мировом вос- 11роизводственном процессе.

Мир но своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В 90-е годы прошлого века можно было выделить три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Развитые страны с рыночной экономикой составляют сердцевину, ядро мирового хозяйства, решающим образом определяют ход процессов на мировом рынке, в международном разделении труда, в международных валютно-кредитных отношениях, в науч- но-техническом прогрессе. Статистика ООН относит к этой группе почти все страны Западной Европы (кроме Мальты), США и Канаду, Японию, Израиль, Южно-Африканскую Республику, Австралию и Новую Зеландию. При всех различиях эти государства однотипны по своей экономической структуре, имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Развивающиеся государства и территории с рыночной экономикой — это крупнейшая, наиболее разнообразная и сложная группа в современном мировом хозяйстве. К ней статистика ООН относит большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую грань между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. — провинция Китая, Сянган) и Тайвань, а также Бразилию, Аргентину по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно относятся пока к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы запаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она составляет лишь около 50% от уровня стран Западной Европы.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой

Эту группу составляют 25 государств с населением 1,2 млрд человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. Валовой внутренний продукт на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны — главные производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Развитые страны характеризуются двумя главными особенностями — относительно равномерным распределением доходов и относительно равномерным хозяйственным освоением территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение се достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны расходы и на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних этажей» индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса — это не что иное, как своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства — экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны условно можно подразделить на три группы.

Первую образует семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция. Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не только размерами территории и численностью населения, но и важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. К числу этих стран, безусловно, можно отнести и Россию и говорить уже о «большой восьмерке».

Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру европейские государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях между странами первой группы. Отдельные страны рассматриваемой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны

Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрно-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем этим странам присущи свои особенности.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государства и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы страны. Используя эти критерии, можно выделить пять фупп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу составляют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: высокий доход надушу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства. Так, доходы от продажи нефти в Кувейте составляют 95% доходной части бюджета, а в Саудовской Аравии — 80%. На каждого гражданина Кувейта в 2005 г. приходилось 7000 нефтедолларов. Для сравнения: в США на каждого гражданина приходится в среднем 90 нефтедолларов, а в России — 11,3.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП надушу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию — страны с огромными территориями и населением, природно- ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления надушу населения (ВВП надушу населения — около 300-500 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

В последнюю, пятую группу входят наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Одни из них не имеют выхода к морю, а другие — слабо связаны с внешним миром. В этой группе стран чрезвычайно низкий доход надушу населения (например, в Эфиопии — 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны с переходной экономикой

С начала 1990-х годов к этой группе относят страны Восточной Европы и бывшего СССР. Они обладают значительным экономическим потенциалом и последние 10-15 лет заняты переходом (трансформацией) от авторитарных политических режимов к плюрализму, многопартийности и демократии, от централизованно управляемой экономики к рыночному ведению хозяйства.

Немало общего прослеживается в путях исторического и социально-экономического развития этих стран, особенно во второй половине XX в. После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. В большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысила 10%. Однако административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, огромные военные расходы привели к замедлению темпов экономического роста и роста производительности груда.

Следствием этого были отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что такая нерыночная модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР, оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному поворочу в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

Группа стран с переходной экономикой состоит из 27 государств и производит около 23% мирового ВВП. Все эти страны развиваются по пути догоняющего развития и с разным успехом осуществляют либо заканчивают переход к рыночной экономике. Часть стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония) практически достигли уровня развитых стран с рыночной экономикой, вступили в Европейский союз, ввели единую европейскую валюту евро. Другие страны ЦВЕ, такие как Болгария и Румыния, хотя и вступили в ЕС, по своим экономическим показателям еще далеки от развитых индустриальных стран. Бывшие республики Югославии находятся на разных этапах перехода в силу сложившихся военных событий и гражданских волнений на протяжении последних 15 лет.

В республиках СНГ переход осуществляется также с разной скоростью. Более всего отстают Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. А Казахстан и Украина, наоборот, проводят постепенно экономические реформы. В то же время нельзя не отмстить решающую роль политических влияний на ход экономических реформ в постсоветских странах. Волна так называемых цветных революций, прошедших на Украине, в Грузии, Киргизии в связи с борьбой национальных элит за власть, резко ухудшила экономическое положение этих стран, замедлила ход экономических реформ, несмотря на активную помощь западных заинтересованных сторон.

Таким образом, в странах с переходной экономикой осуществляются системные реформы, составляющими которых являются: ли- берализация хозяйственной жизни (снижение роли государства в экономике); институциональная трансформация (появление и развитие частной собственности, институтов частной собственности, институтов конкуренции); структурная трансформация (перелив финансовых и других ресурсов в те отрасли, которые в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках приносят наибольшую прибыль); реформирование законодательства и социальной сферы.

Начало реформ пришлось на 1990-е годы и в большинстве переходных экономик привело к финансовым кризисам и экономическим спадам. В большинстве стран СНГ объем ВВП на протяжении 10 лет (с 1990 по 1999 г.) сократился примерно на 40%. Наибольший спад — до 60% — наблюдался в странах с межрегиональными конфликтами и гражданскими волнениями: Молдавии, Таджикистане, Армении. В странах ЦВЕ падение экономики продолжалось не более двух-четырех лет, ВВП сократился примерно на 15-20%.

С начала XXI в. практически во всех странах с переходной экономикой темпы экономического роста заметно выросли и составили 6-8% в год, что превосходит темпы роста ВВП в развитых индустриальных странах. В ходе трансформации социально-экономической системы страны СНГ заложили фундамент рыночной экономики новой политической системы. При этом сохраняются существенные различия в экономическом положении отдельных стран. Экономики этих стран стали значительно более открытыми, увеличилась доля внешней торговли в ВВП этих стран, выросли иностранные инвестиции на их территории, однако при общем росте объема внешнеэкономических связей объем взаимной торговли стран СНГ сократился.

В конце первого десятилетия XXI в. можно констатировать фактическое завершение перехода постсоциалистических стран ЦВЕ, за исключением Белоруссии и Туркмении, от однопартийной системы и плановой экономики к многопартийной демократии и рыночной экономике. Таким образом, парадигма переходного периода практически реализована.

Однако процессы глобализации мирохозяйственных связей, получившие импульс для своего развития в конце XX в., сушест- венно изменили подход к определению места национальной экономики в мировом хозяйстве. Не социалистические или капиталистические страны, не развитые индустриальные или развивающиеся страны, а центр и периферия мирового хозяйства — так стоит вопрос в начале XXI в.

Место России в мировой экономике и международных экономических отношениях

Экономика России — неотъемленная часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений.

Особенность участия России в мировом хозяйстве состоит в том, что до 1992 г. се экономическое развитие осуществлялось в рамках единой централизованной плановой экономики Советского Союза, единого народно-хозяйственного комплекса с высокой степенью интеграции и единым управлением.

Экономика СССР длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства, на принципах автаркии; внешние экономические связи, особенно в 30-50-е годы, были минимальными и не соответствовали значительному экономическому потенциалу страны. С 60-х годов участие СССР в мировой экономике расширяется — первоначально главным образом в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и на основе связей с рядом развивающихся государств, а затем и с развитыми государствами Западной Европы и Японией.

Вплоть до середины 80-х годов включение СССР в мирохозяйственные отношения строилось в значительной степени на идеологической основе, на базе противоборства двух социально-экономических систем и военного противостояния двух сверхдержав (СССР и США) и двух военных блоков (Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора — НАТО).

Изоляция экономики СССР от мирового хозяйства имела целый ряд негативных последствий. Главное из них — техническое и технологическое отставание. Научно-техничсская революция, которая привела к коренной перестройке экономики развитых стран и мировой экономики в целом в 70-80-е годы, как бы обошла стороной экономику СССР (за исключением некоторых отраслей военно-промышленного комплекса) и его партнеров по СЭВ. Между тем экстенсивные факторы и преимущества централизованного планирования, сыгравшие свою положительную роль на определенных этапах экономического развития, были исчерпаны, нарастали кризисные явления, рост экономики замедлился или даже прекратился.

Одна из целей перестройки, объявленной в середине 80-х годов, состояла во включении СССР в систему мирохозяйственных связей, что должно было способствовать ускорению экономического развития и преодолению технико-технологической отсталости.

С 1992 г. Россия (Российская Федерация) выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и международных экономических отношений. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию правопреемником и продолжателем распавшегося СССР. Она заняла место СССР в международных организациях, включая ООН и Совет Безопасности, признала все международные договоры и соглашения, подписанные СССР, и взяла на себя установленные ими права и обязанности. Россия унаследовала статус великой державы, в том числе с военной точки зрения, включая обладание ядерным оружием.

Расширилось участие России в международных экономических организациях, поскольку она вступила в ведущие международные финансовые организации — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и ряд других. Установлены связи России с интеграционными межгосударственными объединениями, в том числе Европейским союзом, она стала полноценным членом «большой восьмерки», завершается процесс для вступления во Всемирную торговую организацию.

В то же время по важнейшим экономическим показателям место России в мировой экономике значительно ниже, чем обеспечивает ее потенциал.


Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития

Экономическое развитие означает совершенствование произ­водства, инвестиции в которое ведут к повышению качествен­ных социально-экономических показателей.

При определении уровня экономического развития страны требуется установление точки отсчета. Многие страны мира уровень экономического развития своей страны сравнивают с уровнем США.

Уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономи­ки и мирового сообщества в целом вносит те или иные измене­ния в состав его основных показателей.

Разнообразное сочетание факторов производства и усло­вий развития различных стран не позволяет оценивать уро­вень экономического развития с какой-то одной точки зрения.

Основные показатели уровня экономического развития:

1) ВВП (валовой внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;

2) отраслевая структура национальной экономики;

3) производство основных видов продукции на душу населения;

4)уровень и качество жизни населения;

5)показатели экономической эффективности производства.I Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП и ИД на душу населения. Эти показатели положены в основу международной классификации, подразделяющей страны на развитые и развивающиеся.Другим показателем, широко применяемым в международной и практике, является отраслевая структура экономики. Ее |анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства,

Уровень экономического развития страны характеризуют показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики. Они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

К таким показателям относят производство электроэнергии на рушу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех отраслей народного хозяйства, за этим показателем скрываются возможности развития научно-технического процесса, достигну­тый уровень производства и качества товаров, уровень услуг и т.п. Другой характерный показатель такого рода — производ­ство в стране на душу населения основных видов продуктов питания (зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.).

Уровень жизни населения страны в значительной степени ха­рактеризуется структурой ВВП по его использованию. Особенно важен анализ структуры чистого конечного потребления! (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения, следовательно, о более высоком общем уровне экономического развития страны. Анализ уровня жизни населения обычно сопровождаете анализом двух взаимосвязанных показателей — потребительской корзины и прожиточного минимума.

Ограниченность ресурсов, цикличность развития экономики непосредственно воздействуют на экономический рост страны.

Экономический рост—это постоянное увеличение реаль­ного объема производства товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по от­ношению к предыдущему периоду.

Экономический рост может измеряться в натуральных (тон­нах, метрах и т.д.) и стоимостных показателях.

Первый способ надежнее, т.к. позволяет исключить воздей­ствие инфляции, и универсальнее, поскольку при расчете темпов роста трудно рассчитать общий показатель для производства раз­личных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляционных наслое­ний.

Основные показатели экономического роста:

1) годовой прирост объема ВВП, ВВП, НД;

2) годовые темпы роста ВНП, ВВП, НД на душу населения;

3) годовые темпы роста промышленного производства в це­пом, его отраслей на душу населения. Различают экстенсивный тип экономического роста, осно­ванный на старой технико-технологической базе, и интенсив­ный тип экономического роста, основанный на новой технике и современной технологии.

Экстенсивный рост происходит за счет количественных факторов при сохранении прежней технологической основы (дополнительного привлечения рабочей силы, увеличение числа предприятий, цехов, расширения строительства новых объектов). При данном типе экономического роста в произ­водство вовлекается все большее количество ресурсов (природ­ных, трудовых, материальных), но не происходит существенных изменений в технике и технологии, организации производства и труда, квалификации работников.

Интенсивный рост производства происходит за счет более полного использования ресурсного потенциала, повышения производительности труда, отдачи основных производственных фон-, эффективности использования оборотных средств (рис. 6.1).

Интенсификация экономического роста

Трудосберегающая

Капиталосберегающая

Ресурсосберегающая

Рис. 6.1. Интенсивный рост производства

На практике экстенсивный и интенсивный типы экономи­ческого роста не существуют в чистом виде, поэтому различа­ют преимущественно интенсивный и преимущественно экс­тенсивный пути развития.

В России темпы экономического роста в 1990-е гг. были от­рицательными, и только с 1997 г. после глубокого спада насту­пила некоторая стабилизация.

Для развитых стран характерны низкие темпы экономического роста (1—4%). Эти страны уже не могут свободно вовлекать в про­изводство дополнительные трудовые и природные ресурсы. Разви­тие производства осуществляется совершенствованием имеющих­ся технологий. Кроме того, высокий уровень развития этих стран ставит перед экономикой такие ограничивающие темпы роста, как защита окружающей среды и сохранение невосстановимых при­родных ресурсов, качественное совершенствование уровня жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *