Питание в школе

Справка

Примерные меню завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в образовательных учреждениях разработаны в соответствии с Концепцией государственной политики в области здорового питания населения РФ, указывающей, что организация питания школьников принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения, госсанэпидслужбы и органов образования, а также в соответствии с распоряжением Президента РФ, Постановлением Правительства РФ и приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 54 от 27.02.2007 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях».

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Организация полноценного горячего питания является, однако, сложной задачей, одним из важнейших звеньев которой служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Разработка таких рационов зависит от местных традиций питания, экономических возможностей региона, особенностей организации питания и многих других факторов. Вместе с тем, представляется важным возможность использования при разработке меню для конкретных школьных учреждений примерного меню, которое должно рассматриваться как научно обоснованный ориентир С этой целью ГУ НИИ питания РАМН, совместно с Роспотребнадзором, Московским Фондом Содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, разработал рационы школьных завтраков и обедов. Разработка этих рационов была основана на следующих принципах:

1. необходимость удовлетворения потребности детей в энергии за счет школьных завтраков на 25% и за счет обедов на 30%;

2. максимальное разнообразие продуктов и блюд, одним из подходов к реализации которого является разработка не 10-14 дневного меню, а 20-24 дневного меню и включение в него всех групп продуктов, в т.ч. мяса, овощей, рыбы и др.

Разработанные меню предназначены для использования в практике работы школьных пищеблоков, школьно-базовых столовых, органов и учреждений Роспотребнадзора

Рекомендуемые меню могут быть использованы без изменений, либо с учетом пищевых предпочтений детей, а также в зависимости от типа и оборудования пищеблоков ГОУ.

День 1 (Понедельник) Наименование блюда Возраст детей
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша вязкая на молоке (из хлопьев овсяных) 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное 10
Напиток кофейный на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови или из моркови с яблоками 100 100
Суп с изделиями макаронными на бульоне из птицы 250 300
Птица отварная 100 120
Овощи тушеные 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское (зефир) 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 2 (Вторник) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Оладьи с яблоками 150 150
Кисломолочный продукт 125 125
Чай с лимоном 200 200
Обед Салат из морской капусты 100 100
Суп из овощей 250 300
Рыба (треска), тушенная в томате с овощами 80 120
Рис отварной 150 200
Отвар из шиповника 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 3 (Среда) Наименование блюда 7-10 лет 11-17 лет
Завтрак 1 Колбаски детские (сосиски) отварные 49 98
Капуста тушеная 150 200
Яйцо куриное диетическое вареное вкрутую 40 40
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов свежих с растительным маслом 100 100
Борщ сибирский на мясном бульоне 250 300
Запеканка картофельная с отварным мясом 225 300
Компот из ягод 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 4 (Четверг) Наименование блюда 7-10 лет 11-17 лет
Завтрак 1 Котлеты или биточки рыбные 80 100
Пюре картофельное 150 200
Огурцы свежие 30 50
Напиток кофейный на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Винегрет овощной с раст. маслом 100 100
Рассольник ленинградский на мясном бульоне 250 300
Бефстроганов из мяса отварного 80 100
Каша гречневая рассыпчатая 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Печенье 20 20
Плоды и ягоды свежие на весь день 150 150
День 5 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Пудинг из творога запеченный 180 200
Джем (варенье) 20 20
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты белокочанной с раст. маслом 100 .100
Суп картофельный с бобовыми (фасоль) 250 300
Печень, тушенная в сметане 100 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Компот из кураги 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на весь день 150 150
День 6 (Суббота) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша гречневая молочная 200 250
Творожный сырок 50 50
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из свеклы отварной и яблок 100 100
Щи вегетарианские со сметаной 250 300
Котлеты или биточки рыбные 80 100
Соус томатный 30 50
Картофель отварной 150 200
Отвар из шиповника 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 7 (Понедельник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша из пшена и риса молочная жидкая («Дружба») 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Икра из кабачков пром. производства (для питания детей и подростков) 100 100
Суп из овощей 250 300
Котлеты рубленные из птицы 80 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Компот из ягод 200 200
изделие кондитерское (печенье) 20 20
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 8 (Вторник) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару 120 150
Кисломолочный продукт 125 125
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови, яблок, апельсинов с соусом салатным 100 100
Борщ с капустой и картофелем 250 300
Рыба отварная 80 120
Соус польский 30 30
Пюре картофельное 150 209
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 9 (Среда) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Котлета мясная натуральная рубленная 80 100
Рис отварной 150 200
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов свежих с зеленью и с раст. маслом 100 100
Суп крестьянский с крупой (перловой) 250 300
Мясо, тушенное с картофелем по-домашнему 230 250
Сок фруктовый, или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 10 (Четверг) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Пудинг из творога запеченный 180 200
Молоко сгущенное с сахаром 20 20
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты белокочанной с раст. маслом 100 100
Уха ростовская 250 300
Фрикадели мясные 100 100
Рис отварной 150 200
Компот из смеси сухофруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 11 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Макароны, запеченные с сыром 200 200
Кисломолочный продукт 125 125
Кофейный напиток на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из помидоров свежих с раст. маслом 100 100
Борщ на мясном бульоне со сметаной 250 300
Запеканка картофельная с мясом отварным 225 300
Компот из свежих фруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское (пряник, кекс) 40 40
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 12 (Суббота) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша пшенная молочная с тыквой 200 250
Творожный сырок 50 50
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из свеклы и яблок с маслом растительным 100 100
Щи вегетарианские со сметаной «250 300
Рыба с гарниром (каша гречневая), запеченная в соусе молочном 220 300
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 13 (Понедельник) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Завтрак сухой из круп с молоком 200 250
Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару 70 100
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Икра кабачковая (баклажанная) для питания детей и подростков 100 100
Суп рыбный из консервов 250 300
Котлеты рубленые из птицы 80 100
Капуста цветная, запеченная под соусом молочным 150 200
Компот из смеси сухофруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 14 (Вторник) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Колбаска детская (сосиска), запеченная в тесте 100 100
Кисломолочный продукт 125 125
Напиток кофейный на молоке 200 200
Обед Салат из помидоров свежих с раст. маслом 100 100
Борщ с капустой и картофелем 250 300
Тефтели рыбные 80 100
Картофель отварной 150 200
Отвар из шиповника 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 15 (Среда) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Пудинг из творога запеченный 180 200
Варенье или джем 20 20
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов свежих с раст. маслом 100 100
Суп гороховый на мясном бульоне 250 300
Гренки из хлеба пшеничного 15 15
Бефстроганов из мяса отварного 80 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 16 (Четверг) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша вязкая на молоке (из овсяных хлопьев) 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови или из моркови с яблоками с раст. маслом 100 100
Щи вегетарианские со сметаной 250 300
Печень, тушенная в соусе сметанном 100 100
Пюре картофельное 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 17 (Пятница) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Тефтели мясные паровые или тефтели мясные школьные 80 100
Соус томатный (к тефтелям паровым) 30 50
Свекла тушеная 150 200
Кофейный напиток на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Икра кабачковая (баклажанная) (для питания детей и подростков) 100 400
Суп из овощей 250 300
Птица тушеная 100 100
Каша рассыпчатая гречневая 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
изделие кондитерское 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 18 (Суббота) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша манная молочная жидкая 200 250
Пирожок печеный (с яблоком) 80 80
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из огурцов и помидоров свежих с р/м 100 100
Рассольник ленинградский 250 300
Котлеты или биточки рыбные 80 100
Картофельное пюре 150 200
Компот из кураги 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 19 (Понедельник) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Завтрак зерновой с молоком 200 250
Сыр: порция, ми 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови с изюмом 100 100
Суп вермишелевые на курином бульоне 250 300
Птица отварная 100 120
Рис отварной с овощами 150 200
Компот из свежезамороженных ягод 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 20 (Вторник) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Суфле творожное паровое или запеченное 180 200
Молоко сгущенное с сахаром 20 20
Напиток кофейный на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из свеклы с сыром 100 100
Щи на мясном бульоне со сметаной 250 300
Гуляш из отварного мяса в томатно-сметанном соусе 60 100
Изделия макаронные отварные 150 200
Кисель 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 21 (Среда) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша пшенная молочная 200 250
Кисломолочный продукт 125 125
Чай с лимоном 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из моркови с яблоками с соусом салатным 100 100
Суп картофельный с макаронными изделиями на мясном бульоне 250 300
Голубцы с мясом и рисом тушеные 200 300
Компот из свежих фруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Изделие кондитерское 20 20
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

День 22 (Четверг) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару 120 150
Горошек зеленый консервированный 50 50
Кисломолочный продукт 125 125
Какао с молоком 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты белокочанной с раст. маслом 100 100
Суп крестьянский с крупой перловой 250 300
Печень по-строгановски 100 100
Пюре картофельное 150 200
Сок фруктовый или овощной 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 23 (Пятница) Наименование блюда Выход блюда, г
7-11 лет 11-10 лет
Завтрак 1 Котлета мясная натуральная рубленная 80 100
Капуста тушеная 150 200
Чай с сахаром 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из помидоров и огурцов свежих с раст. маслом 100 100
Суп с изделиями макаронными (лапша) на бульоне из птицы 250 300
Птица отварная 150 120
Картофель отварной 150 200
Компот из сухофруктов 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150
День 24 (Суббота) Наименование блюда 7-11 лет 11-18 лет
Завтрак 1 Каша гречневая молочная 200 250
Сыр порциями 20 30
Масло сливочное фасованное 10 10
Кофейный напиток на молоке 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 40 50
Обед Салат из капусты, огурцов и сладкого перца с раст. маслом 100 100
Суп картофельный на мясном бульоне 250 300
Мясо отварное (говядина) 80 100
Рис отварной 150 200
Соус томатный 30 50
Компот из плодов свежих 200 200
Хлеб пшеничный или зерновой 20 30
Хлеб ржано-пшеничный 40 60
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед 150 150

Вклад школьных завтраков и обедов в удовлетворение суточной потребности детей (7-11 и 11-18 лет) в основных пищевых веществах и энергии

Нутриент Возраст детей, содержание в рационе, % удовлетворения суточной потребности
7-11 лет 11-18 лет

Организация питания в образовательном учреждении

О. Лунина

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2017

Какими нормативными документами следует руководствоваться при организации питания? Какие требования предъявляются к самому питанию? Как документально оформляется и отражается в учете организация питания?

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об образовании на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Какие нормы и требования следует при этом соблюдать, а также каков порядок отражения в учете различных операций, связанных с организацией питания, рассмотрим в данной статье.

Организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Кроме этого, на федеральном уровне совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях (далее – Рекомендации). В них перечислены технические регламенты, СанПиНы и федеральные законы, которые необходимо соблюдать образовательным организациям. Следует заметить, что некоторые из названных в регламенте документов изменены или утратили силу, при этом сам регламент не утратил актуальности. Рассмотрим его основные положения.

Требования к питанию.

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01.

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):

  • воспитанников дошкольных образовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13;

  • обучающихся общеобразовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше – в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

  • обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

  • обучающихся, получающих высшее профессиональное образование по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15.

Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.

Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

При разработке меню и организации питания следует также руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

В учреждениях также необходимо предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 12 Рекомендаций).

Обеспечение водой может производиться в стационарных питьевых фонтанчиках или в емкостях.

Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.5.2409-08 (п. 14 Рекомендаций).

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник (п. 15 Рекомендаций).

В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Ассортиментный перечень пищевых продуктов, разрешенный для торговли таким способом, приведен в п. 16 Рекомендаций.

Организация питания.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

  • учет продуктов питания;

  • учет готовых блюд;

  • учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н.

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление материалов от поставщика

0700 0000000000 000

1 105 32 340

1 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 340

0 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 000

0 302 34 000

Оплата поставщику стоимости продуктов питания

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0 302 34 830

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0 302 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания

1 206 34 560

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0 206 34 560

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0 206 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 206 34 560

0 302 34 830

0700 0000000000 244

0 206 34 560

0 302 34 000

0700 0000000000 244

0 206 34 000

Передача продуктов питания для приготовления блюд

1 109 60 272

0700 0000000000 000

1 105 32 440

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 440

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Учет готовых блюд. Для правильного отражения в учете готовых блюд обратимся к разъяснениям, данным в Письме Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495. В нем, в частности, указано, что в соответствии с п. 121 Инструкции № 157н продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи, – готовая продукция отражается на счете 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения».

При этом готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции № 157н).

Для каждого изделия собственного производства рассчитывается цена реализации. Цены реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в сборниках рецептур норм закладки сырья.

Исходя из того, что государственное учреждение признается некоммерческой организацией, определенная калькуляционным способом цена реализации изделия собственного производства является нормативно-плановой себестоимостью.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 (далее – Постановление № 132).

Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (форма № ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (форма № ОП-2).

Фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца.

При этом фактическая себестоимость готовой продукции в столовой учреждения формируется с учетом прямых, накладных и общехозяйственных расходов с использованием счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции № 157н).

Пунктами 134 и 135 Инструкции № 157н предусмотрено несколько вариантов распределения накладных и общехозяйственных расходов учреждения, произведенных за отчетный период (месяц).

При этом выбранный способ распределения указанных расходов учреждению необходимо предусмотреть в рамках формирования учетной политики.

Обратим внимание, что при организации питания в общеобразовательных и дошкольных учреждениях в большинстве случаев его оплачивают родители. В таких столовых в стоимость готовых блюд не включаются расходы на заработную плату персонала, коммунальные услуги и содержание имущества (пп. 3 п. 1 ст. 8, пп. 5 п. 1 ст. 9, п. 4 ст. 65, п. 9 ст. 66 Закона об образовании). Таким образом, их себестоимость сложится только из стоимости используемых продуктов или полуфабрикатов.

Принятие к учету готовых блюд и их реализация отражаются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Принятие к учету готовых блюд

0700 0000000000

1 105 37 340

1 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 37 340

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 37 000

0 109 60 272

Реализация готовых блюд

0700 0000000000

1 401 10 130*

1 401 20 272**

1 105 37 440

0700 0000000000 000

0 401 10 130

0 105 37 440

0700 0000000000 000

0 401 10 130

0 105 37 000

* Если готовая продукция реализуется за плату.

** Если готовая продукция расходуется на нужды учреждения (плата за питание не взимается). В казенных образовательных учреждениях, к которым относятся интернаты, детские дома, специальные (коррекционные) школы и т. п., питание обучающихся организуется за счет бюджетных средств.

В образовательных организациях (а это в основном бюджетные и автономные учреждения) полученный доход от реализации готовых блюд является собственным доходом учреждения, и все расчеты следует отражать по КВФО 2. В соответствии с Указаниями № 65н доходы относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учет платы за питание. Плата может вноситься через кассу или перечисляться на лицевой счет учреждения. Начисление дохода и внесение платы за питание в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:

Родительское собрание «Рациональное питание и здоровье школьника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова Курской области

Родительское собрание во 2 классе

«Рациональное питание и здоровье школьника»

Составила учитель начальных классов

Маленкина Валентина Григорьевна

Задачи собрания:

  1. Проанализировать результаты анкет обучающихся и родителей «Удовлетворённость организацией питания в школьной столовой».

  2. Сделать выводы.

  3. Показать значимость правильного питания в сохранении здоровья детей.

  4. Наметить совместные мероприятия по организации здорового питания (совместные праздники, выпуск родительским комитетом буклета для родителей «В здоровом теле – здоровая …еда)

Ход собрания

1. Рациональное питание и здоровье школьника (выступление учителя, см. далее) Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз. –

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить

Здоровье надо сохранить.

Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни. Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. введено новое определение понятия здоровье. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Верно и то, что благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте.

Состояние оптимальной работоспособности как взрослого человека, так и школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую… Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств.

Всем нужно понять простую и мудрую мысль: здоровье — одна из высших ценностей для любого человека. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Нет здоровья — и все знания, добытые каторжным трудом школьников и учителей, обесцениваются, превращаются в ненужное, более того вредоносное для человека приобретение. Не зря ведь говорят, что здоровый нищий богаче больного короля.

М. Гаспаров писал: «Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, которые были 20 лет назад, улица — требованиям сегодняшним, школа — требованиям, которые будут через 20 лет». Любому обществу в любое время будут нужны люди, несущие культуру здоровья как основную идею развития природы, общества, саморазвития.

Надеюсь, что этот подход будет во всех семьях, поскольку обеспечение равновесия между адекватными возможностями растущего организма и постоянно меняющейся средой невозможно без организации своевременного питания.

В последнее время о питании говорят и пишут очень много. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение:

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

Между здоровьем человека и тем, что он ест, можно увидеть прямую связь.

Азербайджанская пословица гласит: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей». Правильное питание – залог здоровья, но не все воспринимают это серьёзно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах – о необходимости обратить внимание на своё питание.

Я думаю, Вы без сомнения знаете,

Что пользу приносит не всё, что съедаете.

Запомним и всем объясним очень ясно:

Желудок нельзя обижать понапрасну.

Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5-6-летний возраст и достигает пика в 8-12 лет.

Основные недостатки в питании учащихся, которые приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Это:

  1. нарушения в режиме питания, наиболее частое явление – отсутствие завтрака перед школой. Многие дети не завтракают по утрам, так как поздно просыпаются, лень приготовить самим или едят быстро во время просмотра телепередач;

  2. частое потребление колбасных изделий, кондитерских изделий и сладостей: каждый третий ребёнок употребляет их ежедневно, а во многих случаях несколько раз в день;

  3. недостаточно частое потребление основных продуктов питания: сырых овощей, творога и сметаны, масла сливочного и растительного, яиц, каш;

  4. в рейтинге любимых продуктов ведущие места занимают чипсы и сухарики, сладкие газированные напитки, молочные продукты (преимущественно мороженое, сладкие сырки);

  5. так называемые «перекусы» в промежутках между едой;

  6. нерегулярное потребление первых блюд.

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активным процессом формирования органов и систем, а это, в свою очередь, вызывает необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов в организации питания. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Причина нарушения «пищеварительного спокойствия» кроется в отсутствии рационального питания подрастающего поколения. Поэтому правильное питание является одним из важнейших условий охраны здоровья и успеваемости ребёнка. Медики бьют тревогу: гастрит и панкреатит диагностируются даже у учеников начальной школы.

Если учесть, что значительную часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. Я думаю, что девизом каждого школьника должны стать слова:

«Если хочешь быть здоровым,

То питайся здесь, в столовой!»

Школьная столовая может стать территорией здорового питания.

Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

При составлении меню в школьной столовой обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных калорий.

Д.И. Писарев говорил: «Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а, следовательно, как можно реже нуждался в починке».

2. Работа родителей в группах по выработке правил, способствующих поддержанию здоровья.

Вот несколько несложных правил, которые помогут поддерживать “здоровый дух в здоровом теле” (основные выводы):

  1. Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.

  2. Детям 6–7 лет необходимо есть 4–5 раз в день, перерыв между приемами пищи должен быть не более 3–3,5 часов.

  3. Наиболее рациональное распределение калорий следующее: завтрак – 25% от суточной калорийности, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Если режим питания не нарушается и соблюдается изо дня в день, то организм ребенка начинает готовиться к приему пищи заранее. Благодаря этому пища лучше переваривается.

  4. Соблюдение режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.

Помните, что здоровье – это наш капитал. Его можно увеличить, а можно и потратить. Будьте здоровы!

3.Анализ анкет обучающихся и родителей «Удовлетворённость организацией питания в школьной столовой».

В школьной столовой питаются все учащиеся класса. Родители проявляют заинтересованное отношение к организации горячего питания детей – интересуются меню, беседуют с детьми о том, нравится им или не нравится, как готовят в столовой, знают, какие блюда ребёнок предпочитает, что не любит.

4. Предложения по улучшению организации горячего питания в школьной столовой.

Включать в меню салаты, фрукты, натуральные фруктовые соки, каши готовить с различными добавками.

5.Обсуждение совместных мероприятий по здоровому питанию детей:

Классный час «Чудо-каша – радость наша»

Организовать конкурс «чистых» тарелок.

Праздник «Цена ломтика хлеба»

Составление сборника частушек «Будьте здоровы!»

Конкурс «Вкусный и полезный стол» из осенних блюд

Сбор копилки кулинарных рецептов для школьной столовой и создание бюро обмена «Вкусно!»

Выпуск родительским комитетом буклета для родителей «В здоровом теле – здоровая … еда»

  1. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.

Приложение

Анкета для родителей

«Удовлетворённость организацией питания в школьной столовой»

  1. Питается ли Ваш ребёнок в школьной столовой?

Иногда

  1. Интересуетесь ли Вы, чем питается ребёнок в школьной столовой?

Да Иногда

  1. Какое участие Вы принимаете в контроле по организации горячего питания в школе?

а) опрос своего ребёнка (нравится или не нравится пища,

приготовленная в столовой)

б) интересуюсь меню

  1. Ваши предложения по улучшению организации горячего питания в школьной столовой.

Предложения по улучшению организации горячего питания в школьной столовой были такие:

— ежедневно включать в меню салаты, фрукты;

— чаще включать в рацион натуральные фруктовые соки;

— молочные каши готовить с различными добавками с целью

улучшения вкусовых качеств и полезности.

Анкетирование обучающихся

«Удовлетворённость питанием в школьной столовой»

  1. Питаешься ли ты в школьной столовой?

Иногда

  1. В школьной столовой ты:

завтракаешь обедаешь полдничаешь

  1. Нравится ли тебе, как готовят в школьной столовой?

Не всегда

  1. Разнообразно ли меню?

  1. Какие блюда в столовой тебе нравятся больше? (перечислить)

  1. Обсуждаешь ли ты с родителями качество и ассортимент приготовляемых в столовой блюд?

Да Иногда Никогда

  1. Что бы ты хотел изменить в лучшую сторону в организации питания в школьной столовой?

  1. Как ты думаешь, почему некоторые дети не хотят питаться в школьной столовой?

Анализ анкет обучающихся

По результатам проведенного анкетирования видно, что все обучающиеся класса питаются в школьной столовой. Наиболее любимыми блюдами детей являются картофельное пюре с котлетой, макароны с сосиской, колбасой.

Ассортиментом приготовляемых в столовой блюд ребята довольны не всегда. Многим не нравится каша. Есть дети, которые предпочитают выпечку из школьного буфета и хотели бы видеть там любимые газированные напитки. Родители и обучающиеся часто обсуждают дома качество и ассортимент приготовляемых блюд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *