Государство понятие признаки сущность

Государство -это суверенная организация публичной власти, действующая в отношении населения на закрепленной за ним территории с использованием права и принуждения.

Признаки государства подразделяются на основные и дополнительные.

Территория Единая денежная

Население еденица

Публичная власть Единый государственный

Право язык

Государственный суверенитет Единое экономическое

Правоохранительные органы пространство

Армия Государственные

Налоги символы (флаг, герб,

гимн)

К основным признакам государства относятся следующие:

1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (например, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения.

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3.Право. Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления основных направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет –это верховенство государственной власти над всеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов,которые необходимы для содержания государственного аппарата, поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.

6.Армия –вооруженные силы страны, основная задача которых – защита территориальной целостности государства.

7.Публичная власть.Понятие «власть» означает способность принуждать действовать в определенном направлении, подчинять своей воле. В государстве такие отношения складываются между населением группой людей, осуществляющей управленческие функции.

Публичная власть обладает следующими особенностями:

· носит институциональный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру;

· распространяет свое действие на всю территорию страны и на все население; способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

· обладает прерогативой на издание юридических норм;

· ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

· действует постоянно и непрерывно;

· имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

Сущность государства

Как философская категория сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, о которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. Существует два основных подхода к определению сущности государства:

1.Классовый подход. Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственников). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Поэтому сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Общесоциальных подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всех членов общества.

особенностью современного подхода к определению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различиямежду государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.Если государство выражает силу, то право – волю.

3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействиегосударства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).

Понятие, сущность и признаки государства

2.1 Понятие и основные признаки государства

Определение:

Государство– это суверенная, универсальная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе, веления которой обязательны для населения всей страны.

Основные признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе.

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество, что выражается в неразрывной связи, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

2.2 Сущность государства и ее проявления

Сущность–это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет его качественное своеобразие, все стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. Существует два основных подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

С точки зрения классового подходасущность государства в том, что оно есть аппарат подавления эксплуатируемых классов господствующим классом. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), но не может объяснить сущность современных государств. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга.

С точки зрения общесоциального подходагосударство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства – найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства проявляется в трех сущностными характеристиками государства:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет;

3. Политический режим государства.

2.2.1 Государственная власть

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть– это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Признаки власти:

– всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме);

– власть имеет волевой характер, т. е. это проявление человеческой воли. Воля – это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека;

– всякая власть обладает определенными средствами для осуществления.

В зависимости от областей, в которых власть проявляется выделяют: экономическую , идейную, семейную, политическую и иную власть. Применительно к специфике изучаемого предмета наибольший интерес представляет политическая власть. Политика – это особая сфера жизни общества, в которой выражаются интересы значительных групп людей, связанная с выражением социальных, национальных интересов. Также, политика – это область жизни общества, связанная с осуществлением власти. Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях. Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

Государственная властьотличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт:

– монополия на издание общеобязательных велений;

– монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

– всеобъемлющий характер (универсальность), т. е. государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;

– возможность законно применять принуждение;

– прерогатива государственной власти, т. е. возможность разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории;

– структурированность государственной власти, т. е. Ее проявление вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью;

– наличие особых каналов для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.);

– государственная власть – всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (легитимность);

– монополия на правотворческую деятельность;

– разделение властей.

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет множество самых различных характеристик, в частности, государственную власть можно рассматривать с точки зрения ее легитимности. Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. Следует различать легитимность и легальность. Легальность(формальная легальность) означает законность власти, то, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами.

Легитимностьхарактеризуется тремя моментами:

– формальная легальность;

– истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;

– преемственность власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов).

Выделяют три вида (теории) легитимности(которые объясняют причины, по которым данная власть может пользоваться поддержкой народа):

– традиционная легитимность;

– харизматическая легитимность;

– рационально-правовая легитимность.

2.2.2 Суверенитет государственной власти

Суверенитет– это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренний суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти:

– универсальность;

– прерогатива;

– наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

– наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет – это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

– государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

– никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

– государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

– государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

– государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

2.2.3 Политический режим. Виды политических режимов

Политический режим– это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. Также, под политическим режимомпонимают организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.

В основе политического режима лежат два принципа:

• принцип демократизма;

• принцип авторитарности.

Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

• равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

• государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

• взаимная ответственность личности и государства;

• наличие свободы выбора варианта поведения;

• наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

• действует общедозволительное регулирование в праве.

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:

• диктат государства и его органов;

• наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

• односторонняя ответственность личности перед государством;

• разрешительный тип регулирования в праве.

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

• тоталитарный;

• авторитарный;

• демократический.

Для тоталитарного политического режимахарактерно:

• стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни;

• моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной;

• наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

• сращивание партийного и государственного аппарата;

• монополия в сфере экономики;

• отсутствие политического плюрализма;

• применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Для авторитарного политического режимахарактерно:

• наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;

• отсутствие моноидеологии;

• отсутствие единой политической партии;

• законодательная власть подчинена исполнительной;

• допускается ограниченный плюрализм – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

• граждане не подвергаются репрессиям и террору – опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Предпосылки для формирования демократии:

• наличие различных форм собственности, и прежде всего частной;

• экономическая свобода товаропроизводителя;

• высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов.

Чертыдемократического политического режима:

• парламентаризм и разделение властей;

• наличие политического плюрализма в обществе;

• многопартийность;

• наличие гарантированных прав и свобод;

• равенство всех перед законом;

• легитимность государственной власти.

Следует подробнее остановиться на принципах парламентаризма и разделения властей.

В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:

• законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);

• исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);

• судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего — между органами законодательной и исполнительной власти).

Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти.В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов.Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность.

Законодательная власть:

• в ее руках находится основное средство воздействия – бюджет государства;

• осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве;

• в руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности;

• может поставить вопрос об отставке правительства;

• принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

Исполнительная власть:

• обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа);

• обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом);

• обладает правом роспуска парламента;

• получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства, т. е. передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу.

Судебная власть.

• осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов;

• рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции);

• рассматривает внутрифедеральные конфликты – между субъектами федерации.

Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей). Парламентаризм– это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства. Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:

• осуществление контроль за расходованием бюджета;

• осуществление контроля за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).

• установление правовых основ организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

• верховенство парламента в системе органов государства;

• профессиональной основа работы парламента;

• неприкосновенность депутата парламента;

• отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.

2.3 Классификация современных государств и их разновидности

С точки зрения логики, типология представляет собой прием познания, в основе которого лежит расчленение множества виды с помощью некоторого основания (признака), а также обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

Типология государств осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:

• формационного;

• цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства– это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический.

Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают культурные, религиозные, национальные и т. п. признаки. Цивилизация– это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло -остаются неизменными. Цивилизация – это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Выделяются следующие типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.):

• древние государства;

• средневековые государства;

• современные государства.

Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 6123;

Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны, учит российских школьников учебник по обществознанию.

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.

Говоря простыми словами, государство — это верховная власть на территории определенной страны.

Государство — важнейший общественный институт, один из основных субъектов политических отношений.

Теории происхождения государства

Самые старые из известных нам государств — государства Древнего Востока, располагавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Мыслители не один век спорят о том, почему возникло государство. Есть различные теории на этот счет, и ни одна из них не считается единственно верной.

  • Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

  • Классовая теория учит, что государство — продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

  • Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

  • Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

  • Теория насилия гласит, что государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории — немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

  • Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

1. Территориальная организация. Наличие государственной границы и гражданства.

2. Суверенитет, внутренний и внешний.
Внутренний суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны.
Внешний суверенитет — независимость на международной арене.

3. Наличие государственного аппарата. Государство невозможно без органов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата — полиция, армия, суды.

4. Публичный характер власти. Государство и общество — не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.

5. Принудительный характер власти. Государство обладает «монополией на законное насилие».

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег. Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

7. Исключительное право принимать законы. Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

8. Государственная символика. Государственный герб, флаг и гимн.

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Функции государства

Общее предназначение государства — охранять права и свободы граждан; способствовать экономическому развитию страны; организовывать общество; поддерживать закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства

1. Политическая. Государство — главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.

2. Экономическая. Государство регулирует экономические отношения.

3. Правовая. Государство устанавливает законы.

4. Социальная. Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении — например, в выплате пенсий и пособий.

5. Образовательная. Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.

6. Культурно-воспитательная, идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.

Внешние функции государства

1. Обеспечение национальной безопасности.

2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

5. Участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

Форма государства — это его структура, модель внутреннего устройства. Форма государства включает в себя три вещи: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.

Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства принято делить на республики и монархии.

  • Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству.
    Монархия может быть абсолютной, ограниченной и дуалистической.
    Примеры абсолютных монархий — Российская империя или сегодняшняя Саудовская Аравия, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
    Примеры ограниченных монархий — современная парламентская монархия в Великобритании или Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
    Пример дуалистической монархии — Марокко, где существует парламент, но король имеет реальное право назначить или сменить правительство.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters

  • Республика — форма правления, где верховная власть избирается.
    Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
    Примеры президентских республик — Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
    Примеры парламентских республик — Германия и Италия, где главой государства является премьер-министр, лидер победившей на выборах парламентской партии.
    Пример смешанной республики — Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Фото: Reuters

Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти.
    Примеры: Великобритания, Испания, Япония.

  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью.
    Примеры: Российская Федерации, США, Германия.

  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный.
    Примеры: Конфедеративные Штаты Америки — объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-65).
    Современная Швейцария по традиции официально называется Швейцарской Конфедерацией, но по сути имеет все признаки федеративной республикой.

Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников.
    Пример: современные Франция, Швеция, Индия.

  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляется одним человек либо элитарной группой, партией при минимальном участии народа.
    Пример: СССР эпохи «застоя», современный Китай.

  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека.
    Пример: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

ГИА по обществознанию

Государство — политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества. 1

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

  • Наличие определенной территории- юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
  • Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
  • Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
  • Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
  • Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
  • Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
  • Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  • Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть надгосударственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят. 2

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:

Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха — забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории — А. Галлер.

Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др. 3

Функции государства — основные направления деятельности государства:

К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. 4

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правленияпонимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
  • смешанная (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом и парламентом).

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства- это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным. 5

Признаки государства

Государство — определенная организация политической власти. Кроме него существуют и другие политические организации, которые принимают участие в осуществлении власти. Они осуществляют власть через государство, сотрудничая с ним. Чтобы отличить государство от других публичных и политических образований, существуют признаки, которые помогают охарактеризовать его как особый политический институт и организацию. Данные признаки формировались и изменялись в зависимости от исторического периода. Ученные и философы давали различные трактовки эти признакам. Выявление этих признаков открывает возможность понять прошлое и настоящее различных стран, раскрыть их сущность.

Данные признаки делятся на два типа:

основные признаки;

дополнительные (факультативные) признаки.

В совокупности данные признаки наиболее полно характеризуют особенности каждого государства. Раскрывая признаки государства, мы выделяем его среди негосударственных образований общества.

Основные признаки государства

С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан целый ряд принципиально важных специфических черт государства, которые коренным образом отличают его от других элементов политической системы общества. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.Б. Венгерова — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 48 с. Основные признаки государства — это те признаки, без которых государство не может существовать. Без данных признаков данное образование нельзя будет назвать государственным. Они являются обязательными. Раскрытие и изучение основных признаков государства помогает понять прошлое и настоящее не только нашей страны, но и других стран. Данные признаки трансформировались в зависимости от исторической эпохи. Различные ученые и мыслители высказывали свои мнения об основных признаках государства.

Древнегреческий ученый Демокрит видел особенность государства в том, что оно должно представлять всеобщее благо и справедливость. Как основной признак государства Макиавелли выделял политическое состояние общества. Суть данного признака в следующем: осуществление политической власти; поддержание отношений между властвующими и подвластными; существование правотворческих органов.

На современном этапе мы можем выделить следующие основные признаки государства:

территория;

население;

наличие публичной власти;

государственный суверенитет;

наличие специального аппарата управления и принуждения;

осуществление законотворчества;

государственная казна;

налоги.

Охарактеризуем данные признаки:

  • 1) Территория: государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. —2-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА, 2002. — 119 с. Под территорией государства понимается определенная часть поверхности земли — море, суша, воздушное пространство, границы территории. В рамках данной территории действует законодательство определенной страны. В роли представителя всего населения и общества выступает государство. Оно призвано охранять целостность территорий и защиту граждан, проживающих на ней. Вся территория государства делится на административно- территориальные единицы. Это: округа, края, области, районы и т.д. Название данных единиц может меняться в зависимости от страны.
  • 2) Население: все лица, проживающие на территории государства, независимо от пола, расы, возраста, национальности, имущественного положения и т.д. Беляева О.М. Теория государства и права в схемах и определениях — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 32 с.
  • 3) Наличие публичной власти: данная власть исходит от народа, она не совпадает с обществом. Особенностью данной власти можно назвать то, что она характеризуется наличием специально обученных людей-чиновников, из которых формируются органы управления. Данные люди осуществляют свою деятельность на профессиональной основе. Публичная власть приравнивается к государственной власти и осуществляет управление и принуждение.
  • 4) Государственный суверенитет: означает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Государство выступает в роли носителя суверенной власти. Суверенитет означает, что государственная власть распространяется на все население данной страны, обладает такими средствами воздействия, которые не доступны для других общественных организаций. Это значит, что государство вправе самостоятельно решать свои дела независимо от других держав. Государственный суверенитет исходит от народного суверенитета, который означает, что власть исходит от народа, а не от органов публичной власти, эта власть может быть осуществлена как непосредственно, так и через представителей.
  • 5) Наличие специального аппарата управления и принуждения: означает, что государство имеет специальные правоохранительные органы или как их можно еще назвать — карательные, которые призваны сохранять порядок внутри страны. Такие органы: полиция, армия и т.д. Специальный аппарат управления некоторые ученные называют публичной властью.
  • 6) Осуществление законотворчества: только государство обладает монопольным правом на принятие, изменение или отмены различных юридических норм. Оно принимает законы, которые обладают высшей юридической силой на территории данной страны и являются обязательными для всех граждан, проживающих в данном государстве.
  • 7) Государственная казна: формируется из собранных налогов, таможенных пошлин, займов и т.д. Из казны происходит финансирование государственного аппарата.
  • 8) Налоги: государство вправе устанавливать и взимать налоги, которые пойдут на содержание государственного аппарата, а также на социальные нужды населения. Обычно налоги взимаются принудительно, но на современном этапе развития принудительный сбор налогов переходит в добровольный. Налоги являются основным источником пополнения государственной казны. Сбор налогов осуществляется специальными органами. Размер и взимание налогов строго регламентируется специальным законодательством.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.- 29 с. Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *