Объект правонарушения примеры

Разбор статьи 16.1 КоАП по элементам состава административного правонарушения

Статья 16.1 КоАП РФ включает в себя три части. Каждая из частей представляет собой самостоятельный состав, отличающийся способами незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств. Рассмотрим некоторые принципы квалификации данного административного правонарушении по элементам состава данного правонарушения.

Предметом данного правонарушения являются товары, в отношении которых представлены недостоверные сведения. Транспортные средства, в отличие от правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи, предметом данного правонарушения не являются.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области порядка и условий перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации или Таможенную границу Таможенного союза и порядок проведения таможенного контроля, установленные ТК РФ и Таможенным кодексом Таможенного союза.

Объективную сторону правонарушения по ч.1 данной статьи составляет нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или их убытия с этой территории. В диспозиции данной части указаны способы совершения указанного правонарушения: помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия (при убытии — иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе) или вне времени работы таможенных органов, а при убытии — также без разрешения таможенных органов.

Объективную сторону правонарушения по ч.2 комментируемой статьи составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других.

Объективную сторону правонарушения по ч.3 комментируемой статьи составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию, при убытии с таможенной территории, для получения разрешения на внутренний таможенный или для его завершения, а также при помещении товаров на склад временного хранения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ с нарушением порядка прибытия и убытия.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу РФ. Таким лицом может быть лицо, обязанное совершать операции для выпуска товаров (ст.16 ТК РФ), либо таможенный перевозчик. К ответственности по данной части комментируемой статьи может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 данной статьи, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. В зависимости от этапа перемещения таким лицом может быть перевозчик, экспедитор, лицо, указанное в ст.16 ТК РФ.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч.1 и 3 данной статьи, характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности, а ч.2 — только умысла.

Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела.

С точки зрения этимологии, ответственность — это обязанность, необходимость давать отчет о своих действиях и поступках, а также отвечать за их возможные последствия, а что касается юридической ответственности, то — это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм.

Таким образом, отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к исполнению требований данного права.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, соответствующие основным видам правонарушений: уголовная ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность. Так, в зависимости от вида совершенного деяния устанавливаются соответствующий вид ответственности и наказания, закрепленные в законодательстве.

Например, основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.

Понятие ответственности за правонарушения в области таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможенного дела.

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. Здесь также необходимо учитывать п.5. Ст.8 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.11.2010)»О таможенном регулировании в РФ», который указывает: «Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов РФ в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах».

Говоря об административной ответственности юридических лиц за нарушения таможенных правил следует подчеркнуть, что в процессе производства по этим делам следует каждый раз точно устанавливать дееспособность и правоспособность соответствующих юридических лиц, для чего необходимо истребовать их устав и регистрационные документы. Это очень важно делать потому, что за нарушения таможенных правил подлежат административной ответственности сами юридические лица, а не их представительства и филиалы (обособленные подразделения), которые обладают полной дееспособностью и действуют (вступают в правоотношения) от имени и по поручению юридического лица.

Борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил), является одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. При совершении таможенных правонарушений наносится вред экономическим интересам государства, что является недопустимым для оптимального развития отечественной экономики и что также негативно сказывается на благосостоянии всего населения страны.

Для защиты экономической безопасности государства необходимо пресечение совершаемых и готовящихся к совершению таможенных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Количество совершаемых таможенных правонарушений в год пока еще достаточно велико.

Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляет Федеральная таможенная служба (далее ФТС).

В год выявляется более 2,5 тыс. случаев нарушений таможенных правил юридическими и физическими лицами, что непосредственно обосновывает существование в КоАП целой главы, посвященной таможенным правонарушениям и производству по делам о них.

КоАП РФ Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

  • Статья 13.1. Утратила силу
  • Статья 13.2. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования
  • Статья 13.3. Изготовление или установка радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 13.4. Нарушение требований к использованию радиочастотного спектра, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения
  • Статья 13.5. Нарушение правил охраны линий или сооружений связи
  • Статья 13.6. Использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям
  • Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи
  • Статья 13.8. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех
  • Статья 13.9. Самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи
  • Статья 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей
  • Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных
  • Статья 13.11.1. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера
  • Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации
  • Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации
  • Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом
  • Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации
  • Статья 13.15.1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации
  • Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации
  • Статья 13.17. Нарушение правил распространения обязательных сообщений
  • Статья 13.18. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети «Интернет»
  • Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных
  • Статья 13.19.1. Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства
  • Статья 13.19.2. Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства
  • Статья 13.19.3. Нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства
  • Статья 13.19.4. Нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре
  • Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов
  • Статья 13.21. Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации
  • Статья 13.22. Нарушение порядка объявления выходных данных
  • Статья 13.23. Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров
  • Статья 13.24. Повреждение телефонов-автоматов
  • Статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах
  • Статья 13.26. Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений
  • Статья 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет»
  • Статья 13.27.1. Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем
  • Статья 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Статья 13.29. Заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом
  • Статья 13.30. Невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов
  • Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»
  • Статья 13.32. Неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора
  • Статья 13.33. Нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области электронной подписи
  • Статья 13.34. Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Статья 13.35. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации
  • Статья 13.36. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Статья 13.37. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности
  • Статья 13.38. Несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
  • Статья 13.39. Неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями
  • Статья 13.40. Неисполнение обязанностей оператором поисковой системы

Открыть полный текст документа

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования.

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения. Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки. И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии).

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример. Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ. И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки:

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие.

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия. Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением. И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет. Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими. Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Какой можно привести пример норм административного права?

Здравствуйте Катя.

Пример:

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объект и предмет административного правонарушения

Состав административного правонарушения

Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.

Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.

Определение 1

Состав административного правонарушения можно определить как совокупность объективных и субъективных признаков, позволяющих определить совершенное деяние как административное правонарушение.

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния. Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения. Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Состав административного правонарушения имеет собственную структуру, которая образуется на основе совокупности объективных и субъективных признаков. Указанная структура представлена четырьмя элементами:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Стоит отметить, что суды в выносимых ими судебных актах нередко указывают на соответствующие элементы правонарушения, проводя тем самым чёткий анализ состава с точки зрения теоретических положений конструирования его элементов.

Объект административного правонарушения

Традиционно характеристика объективных признаков начинается с объекта административного правонарушения, в качестве которого выступают общественные отношения, находящиеся под охраной законодательства об административных правонарушениях.

Определение 2

Объект административного правонарушения — общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение

Законодатель определил перечень объектов административных правонарушений в ст. 1.2 КоАП РФ.

В теории административного права все объекты подразделяют на три вида:

  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Стоит отметить, что нередко в судебных актов правоприменительные органы непосредственно указывают на объект правонарушения.

Предмет административного правонарушения

Объект административного правонарушения нельзя путать с предметом правонарушения. Каждое административное правонарушение имеет свой объект, то есть те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, однако не каждое правонарушение имеет предмет. В качестве предмета административного правонарушения выступают предметы материального мира. При совершении мелкого хищения всегда будет иметь место предмет. При совершении такого административного правонарушения, как превышение максимальной скорости транспортным средством, предмет правонарушения отсутствует.

Замечание 2

Объект и предмет административного правонарушения — нетождественные понятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *