Просвещенный абсолютизм

Комментарии читателей:Править

Эту статью следует викифицировать.Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., т.е. от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (1740—1786) и Иосиф II Австрийский (1780—1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии Помбаль (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл-Фридрих
  • в Польше такую же роль взял на себя Станислав Понятовский (1764—1795)
  • а в России — Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август веймарский, Карл-Фридрих баденский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составление свода законов, отличавшегося простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.


В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
es:Despotismo ilustrado

  1. Википедия Просвещённый абсолютизм адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Просвещённый абсолютизм и найти в:

  1. Вокруг света абсолютизм адрес
  2. Академик абсолютизм/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы абсолютизм+&search адрес
  5. Научная Россия абсолютизм&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет абсолютизм&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — абсолютизм адрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов

  • Страница 0 — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Просвещённый абсолютизм 1», чтобы сохранить ее

Эпоха просвещённого абсолютизма – один из интереснейших и противоречивых периодов в истории развитии государств, что он собой представляет: политику, пытающуюся с помощью просветительских идей сохранить имеющиеся порядки, но при этом одновременно способствует развитию буржуазного общества, или это своеобразный этап эволюции абсолютизма.

Сущность, понятие и зарождение «просвещённого абсолютизма»

Сущность и понятие просвещённого абсолютизма

Во второй половине XVIII века в странах с абсолютистской формой правления повеяло переменами. Этот период в истории обозначили как эпоха просвещённого абсолютизма – новая политика абсолютизма, возникшая на переломе двух систем (феодальной и капиталистической), направленная на преобразование пережитков феодального общества.

Зарождение просвещённого абсолютизма

Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.

Признаки, цели и задачи новой политики

Признаки просвещённого абсолютизма

  1. Реформирование с заботой и пользой для государства и населения;
  2. Активная деятельность и участие в управлении государством монарха;
  3. Покровительство и развитие промышленности и торговли;
  4. Централизация власти, сохранение монархии;
  5. Ослабление влияния церкви;
  6. Ограничение деятельности цехов.

Цели и задачи

  1. Проведение рациональных прогрессивных преобразований, сохранив при этом основы абсолютизма;
  2. Устранение феодальных пережитков мирным путём;
  3. Ослабление влияние церкви;
  4. Поощрение и развитие торговли, образование.

Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма

Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:

  1. В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;

  2. Эпоха Просвещения и её передовые идеи.

Влияние эпохи просвещения на формирование такого явления как «просвещённый абсолютизм»

Эпоха Просвещения и её видные деятели сформулировали в своих учениях основные принципы, на которых впоследствии и базировалась политика просвещённого абсолютизма: теория Монтескьё о разделение властей, теория общественного договора Гоббса, теория прав и свобод Локка. Многие из них

Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах

Государство

Правитель

Реформы

Пруссия

Фридрих II

  • Запрещён сгон крестьянского населения с их земельных наделов;
  • Ограничение монополии цехов;
  • Упразднение таможни;
  • Запрет на экспорт ряда сырья и импорт многих изделий и продуктов;
  • Создание и поддержка мануфактур;
  • Введение обязательного начального образования;
  • Разрешена свобода вероисповедания;
  • Судебная реформа: равность суда;
  • Финансовая реформа.

Австро-Венгрия

Мария Терезия и её сын Иосиф II

  • Введение всеобщего налога для всех сословий;
  • Уничтожение крепостничества;
  • Ограничение влияния католической церкви, конфискация части церковных земель;
  • Введение обязательного начального образования. Образование стало более светским;
  • Строительство школ, университетов, библиотеки;
  • Поощрение развитие торговли: мануфактурное производство, развитие внутреннего рынка;
  • Судебная реформа;
  • Аграрная реформа;
  • Упразднена цензура;
  • Военная реформа.

Российская империя

Екатерина II

  • Были отменены монополии, запрещён вывоз хлеба за границу, снизилась цена на соль, отменены внутренние таможенные сборы;
  • Закон против взяточничества;
  • Принцип бессословного образования, создание учреждений образований;
  • Начали издаваться общественно-политические журналы;
  • Запрет на продажу крестьян для промышленных предприятий.

Отличие европейского просвещённого абсолютизма от российского

  • Самым главным отличительным признаком политики просвещённого абсолютизма в Российской империи от аналогичной политики в ряде европейским стран является её социально-политический консервативный уклон: если в Европе стремились к уничтожению крепостничества, то в России оно только укреплялось;

  • Он сформировался не на основе столкновения двух систем феодальной и буржуазной.

Итоги политики просвещённого абсолютизма

В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

· идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

· именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

· все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»;

· просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

· признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

XVIII в. проходил под влиянием идей Просвещения. Идеология эпохи Про-свещения сложилась в результате критического переосмысления идей гума-низма и реформации.

Сущность идеологии Просвещения. В начале XVIII в. большинство людей было неграмотно, было много нищих, совершалось много преступлений. Тог-да часть философов нашла решение этих проблем во всеобщей грамотности людей. Грамотные люди, полагали они, будут защищать свои права.

Первым основные идеи Просвещения сформулировал английский фило-соф Джон Локк во второй половине XVII в. Он выдвинул идею равенства всех людей перед законом. Локк считал, что государство возникло в резуль-тате общественного договора, добровольного соглашения людей. Он гово-рил, что если правитель нарушает общественный договор, то подданные имеют право его свергнуть.

Наибольшее распространение идеи Просвещения получили во Франции благодаря трудам Вольтера, Монтескье, Руссо и Дидро.

Вольтер в своих книгах писал, что справедлив только такой общественный строй, в основе которого лежат идеи свободы, равенства и собственности. Он утверждал, что зло коренится в невежестве людей, которое поддерживает церковь. Поэтому Вольтер выдвинул лозунг: «Раздавите гадину!» Философ был отлучен от церкви и вынужден был уехать в Швейцарию. Вольтер был сторонником идеи просвещенного абсолютизма.

Монтескье считал, что свобода может быть только в тех странах, где нет злоупотребления властью. А для этого необходим такой общественный по-рядок, когда власть разделена на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье был сторонником конституционной монархии.

Философ Руссо полагал, что в истории человечества был «золотой век», когда не было частной собственности. Именно частная собственность, по его мнению, является причиной нарушения естественных прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Руссо предложил сохранить мелкую час-тную собственность, основанную на личном труде. Лучшей формой правле-ния он считал республику, путь к которой лежит через революцию.

Дени Дидро был не только выдающимся философом, но и мужественным человеком. В течение 25 лет он издавал «Французскую энциклопедию» (35 томов, 60 тыс. статей), несмотря на преследования короля и церкви. В Энцик-лопедии были статьи более 100 авторов, среди которых были Вольтер, Мон-тескье, Руссо и сам Дидро.

Идеи Просвещения оказали сильное влияние на деятельность правителей Австрии, Германии, Италии, Швеции и России. Ярче всего идеи Про-свещения отразились в деятельности правителей Австрии Марии Терезии и ее сына Иосифа. Они провели следующие реформы: отменили крепостное право, ввели равноправие подданных перед законом, ввели всеобщее обя-зательное начальное образование, поощряли открытие новых предприятий, освобождая их на 10 лет от налогов, поощряли развитие наук и искусств. Город Вена стал центром культурной жизни Европы.

В других странах были проведены более умеренные реформы. В Пруссии король Фридрих II ввел равенство подданных перед законом и отменил крепостное право в своих владениях. В Швеции король Густав III даровал конституцию, по которой власть была разделена на 3 ветви.

Все эти реформы получили название политики просвещенного абсолютиз-ма. Их осуществляли абсолютные монархи, которые восприняли некоторые идеи Просвещения.

Что такое абсолютизм — его признаки, просвещенный абсолютизм Екатерины 2 и причины его исчезновения

6 апреля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие из вас слышали термин абсолютизм. Это не случайно, так как наша страна жила с этой формой правления около 200 лет.

Не избежали формирования абсолютной монархии и европейские страны – Англия, Франция, Испания и другие. У одних он ассоциируется с произволом и бесправием, их оппоненты говорят о порядке и стабильности.

Давайте разберемся что это за строй, каковы его признаки и почему он исторически доминировал на протяжении нескольких столетий.

Абсолютизм — это…

Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха.

Отличается отсутствием сословно-представительских органов, что полностью нивелирует влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Имеет четкую социальную опору, например, европейские монархии делали ставку на дворян, обеспечивая их привилегиями.

Ученые по-разному оценивают причины зарождения абсолютизма. В советское время его считали результатом обострения классовой борьбы между крестьянами и дворянством, а также буржуазией и дворянством.

Современные историки говорят о системных причинах, которые связаны с вызреванием культурных, экономических и социальных изменений, подталкивавших к созданию сильной государственной власти.

Так, усиление конкуренции международной торговли приводило к необходимости проведения политики протекционизма, эффективность которой мог обеспечить только сильный монарх.

В эпоху перемен выигрышным является авторитарный режим, ибо решения приходится принимать быстро, а сложный демократический аппарат будет всегда запаздывать.

Признаки абсолютизма

Рассуждая что такое абсолютизм, нужно четко понимать его признаки, которые позволяют отличить эту форм правления от парламентской и конституционной монархии. К ним относятся:

  1. концентрация всей власти в руках царя, короля или императора;
  2. разветвленный бюрократический аппарат;
  3. формирование верноподданнических настроений;
  4. наличие социальной опоры в лице дворян;
  5. включение церкви в систему госаппарата;
  6. проведение единой экономической политики;
  7. обоснование «божественной» сущности власти монарха;
  8. пышный придворный церемониал.

В отличие от классических тоталитарных и авторитарных режимов, а также деспотии при абсолютизме сохраняется наследственный принцип формирования верховной власти, что позволяет его считать одним из видов монархии.

На видео выше приведен подробный разбор абсолютизма во Франкции, а мы посмотрим на то, как это происходило в России.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Получив власть, российская императрица стала активно использовать при принятии политических решений идеи представителей популярного во второй половине XVIII века философского течения Просветителей. На их основе сформировался особый тип монархического правления.

Просвещенный абсолютизм – это политика, направленная на преодоление пережитков феодализма и способствующая формированию буржуазных отношений.

Одна из основных идей этой концепции связана с восприятием монарха как личности, которая несет ответственность за всех подданных. Последним необходимо правильно оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям царя, короля или императора.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 включала в себя следующие направления:

  1. правовое равенство – одинаковые меры ответственности для всех подданных независимо от их сословной принадлежности;
  2. развитие образования – популяризация грамотности в широких массах;
  3. либерализм в экономике – сокращение налоговой нагрузки, демонополизация, отмена внутренних пошлин;
  4. делегирование управленческих функций «вниз» – выборность судей и отдельных чиновничьих должностей;
  5. повышение качества жизни посредством развития медицины, искусства, науки и других сфер.

Ярким проявлением намерений Екатерины II осуществить намеченные идеи стал ее компилятивный труд «Наказ». Он был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.

Императрица точно обосновала принципы абсолютистского государства с неограниченной властью монарха и четким сословным разделением общества.

По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.

В Российской империи абсолютизм просвещенный не нашел своего развития, так как жизненные реалии оказались сильнее философских концепций.

Решение вопросов выхода к южным морям, обеспечение экономического развития, поддержание внутренней стабильности требовало усиления власти монарха и расширения привилегий дворянства, что нашло отражение в тотальном бесправии многомиллионной массы крестьян и резком усилении крепостного гнета.

Почему исчез абсолютизм?

В течение определенного времени абсолютизм способствовал формированию предпосылок для становления буржуазных отношений. При поддержке подобных режимов осуществлялась экспансия в новые земли Америки, которая привела к первоначальному накоплению капитала и началу создания колониальных империй.

Елизавета I (1558—1603) и Людовик XIV (1654—1715), при которых в Англии и Франции абсолютистский строй достиг апогея (это как?), проводили жесткую политику протекционизма, защищая собственного производителя от конкурентов.

Со временем капиталистические порядки стали усиливаться и оказалось, что монархи старой формации стоят на пути прогрессивных веяний — сдерживают претензии на власть зародившейся буржуазии, мешают развиваться свободному и конкурентному рынку, а также препятствуют деятельности представительных органов.

Накопившиеся противоречия привели к серии буржуазных революций — сначала в Нидерландах, затем в Англии и Франции, а в феврале 1917 года и в России. Везде исход был одинаков — временное или постоянное падение монархии. В Англии, где власть короля реставрировали, ввели принцип «монарх властвует, но не правит».

В истории абсолютизм так и остался политическим строем, который заложил фундамент для перехода в новый формат общества, но не смог адаптироваться к вызревавшим буржуазным реалиям.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *